прот. Александр Прокопчук

Источник

Пятая Глава

После пребывания в Галилее Господь вновь приходит в Иерусалим на праздник (5:1). Что это был за праздник, евангелист не сообщает. Свт. Иоанн Златоуст считал, что это Пятидесятница. Однако наиболее распространённым является мнение, что это была Пасха, откуда и делается вывод, что общественное служение Иисуса Христа продолжалось три с половиной года.

Археологические раскопки обнаружили бассейн в северо–восточной части города, который идентифицируют с купальней Вифезда, располагавшейся у Овечьих ворот. Слово «Вифезда» означает «дом милосердия». Отличительной особенностью этого сооружения являлись пять крытых ходов, наличие которых подтверждают археологи. Очень долго эта подробность воспринималась как чисто символическая и совершенно нереальная: как у Купальни может быть пять ходов? Так обстояло дело до тех пор, пока недавно она не была обнаружена рядом с нынешней церковью Св. Анны, и тогда учёные с удивлением увидели, что она действительно образована двумя водоёмами, разделёнными центральным проходом, то есть имеет четыре хода по периметру и один поперечный. В этих колоннадах помещалось множество больных, жизнь которых была наполнена ожиданием движения воды: «Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом» (5:4).

Исцеление расслабленного при купальне Вифезда

Оказавшись в купальне, Иисус увидел человека, который уже в течение 38 лет лежал там. Узнав о его бедственном положении, Он подошёл к нему и спросил: «Хочешь ли быть здоров?» (5:6). Ответ расслабленного показывает его полное одиночество все эти годы: «... господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоем, когда возмутится вода. А пока я иду другой раньше меня спускается» (5:7)

Повеление Христа больному «Встань, возьми постель твою и ходи» (5:8) состоит из двух указаний: «встать» – это первая часть фразы, означающая исцеление, а затем – «возьми постель твою и ходи». Поэтому исцелённый не может ослушаться и не брать постели. То, что обязательность ношения постели он воспринимает как единый акт с совершившимся над ним исцелением, подтверждает его ответ иудеям, недоумевающим, почему он несёт свою постель в субботу: «Тот, Кто сделал меня здоровым, Он мне и сказал: “Возьми постель твою и ходи"» (5:1).

Согласно Мишне, ложе разрешалось переносить в субботу, если на нём был человек. Поэтому повеление «нести постель», с одной стороны, являлось нарушением принятых правил, а с другой – неотвратимо и неизбежно служило обнаружению совершённого чуда. Его смысл, возможно, в том, чтобы показать полноту избавления от болезни – человек не только ходит без посторонней помощи, но и несёт постель, на которой пролежал многие годы66.

Авторитет человека, который «сделал его здоровым», для исцелённого куда более значим, чем почитание или нарушение установленных субботних норм. Но иудеев интересует лишь то, кто мог разрешить ему нарушить субботу, а не само чудо, которое произошло с человеком после продолжительной болезни: «Спросили его: Кто этот Человек, который сказал тебе: “возьми и ходи»?» (5:12). Но исцелённый не знал, кем был Иисус, так как, воспользовавшись многолюдством, Тот скрылся67.

Поскольку первая встреча Иисуса Христа с расслабленным была недолгой, Господь Сам нашёл его в храме, чтобы предупредить: «Вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего» (5:14), – тем самым показав, что Ему известно всё его прошлое. А значит, вместе с исцелением произошло и прощение тех грехов, которые привели к болезни этого человека. Повинуясь чувству долга, «пошел человек и сказал иудеям, что здоровым сделал его Иисус» (5:15)68.

Учение Иисуса Христа о равенстве Отцу

Узнав, что исцеление в субботу совершено Иисусом, иудеи начинают гнать Его. В ответ на преследование Иисус говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (5:18). Хотя в Книге Бытия и сказано, что после сотворения мира на седьмой день Бог «почил от всех своих дел», это не означало прекращение Им всякой деятельности. Деятельность Бога продолжается в поддержании существования сотворённой Им вселенной, то есть в промысле о мире. Суббота также не является для него временем «полного покоя», и в субботу Он не прекращает Свою деятельность, Сказав: «Отец Мой делает, и Я делаю», – Иисус утверждает, что нарушение Им субботы – это продолжающееся делание Его Отца. Иудеи понимают, что Своим Отцом Он называет Бога69, тем самым приравняв Себя к Нему. Мысль о том, что кто–то «делает себя равным Богу», представлялась иудейскому сознанию куда более серьёзным преступлением, чем нарушение субботы, ибо подрывала начала монотеизма: «И потому тем более искали иудей убить Его, что он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (5:18).

«Сказал же им Иисус в ответ: истинно, истинно говорю вам: не может Сын творить Сам по себе ничего, если не видит Отца творящим: ибо, что Он творит, то и Сын творит так же» (5:19). Желая показать связь, которая существует между Ним и Богом, Иисус использует антропоморфизмы «слышания» (5:30) и «видения»70. Разберём 19–й стих по частям.

1. Иисус утверждает Свою полную и всецелую зависимость от Отца. Он несамостоятелен и не может ничего сделать без Его изволения: «Не может Сын творить сам по Себе ничего».

2. «...если не видит Отца творящим»: Сыну для того, чтобы что–либо совершить, необходимо не просто увидеть Отца, а видеть Его «Творящим». Тем самым сщё раз подчёркивается продолжение творческой деятельности Бога. Исцеление расслабленного у купальни – это возвращение жизни человеку (а жизнь может давать лишь Бог). Поэтому оно становится актом творения71. Бог, как и при создании мира, продолжает творить через Сына Своим Словом.

3. Сын творит то же, что и Отец: «ибо, что Он творит, то и Сын Творит так же». Для этого Ему необходимо взглянуть на Отца и сделать «так же». Господь прибегает здесь к образу ученичества. Учитель показывает ученику, то тот должен сделать, а ученик повторяет за ним. Но повторение Сыном вслед за Отцом – это не параллельная работа, а единое действие. Сың не творит без Отца, и Отец не творит без Сына72. Об этом говорится в следующем стихе: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что Сам творит, и покажет Ему дела больше этих, чтобы вы удивлялись» (5:20). В нём содержатся три положения:

1) «Отец любит Сына и показывает Ему все» – здесь говорится о единстве и взаимопроникновении Лиц Св. Троицы. Любовь предполагает полную открытость, отсутствие тайн, предельное доверие другому. Как и в обычной жизни, человек не боится того, кого любит, тот для него не опасен, поэтому ему не страшно открыться, рассказать всё.

2) Отец покажет Сыну ещё большие дела. Но они вызовут удивление не у Него, а у иудеев («Чтобы вы удивлялись»). Значит, они тоже смогут их увидеть. Речь идёт о том, что Отец продолжит и дальше совершать знамения через Сына, и они поразят воображение очевидцев73.

3) Если Отец открывает Сыну «Все, что сам творит», то, стало быть, ничего не совершает без Его участия. Поэтому Сын может всё то же, что и Отец. Об этом говорится в следующих двух стихах: «Ибо, как Отец воздвигает мертвых и животворит, так и Сын, кого хочет, животворит. Ибо и Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну» (5:21 – 22). То, что Бог воскрешает мёртвых, неоднократно засвидетельствовано в Ветхом Завете. Власть над жизнью и смертью – одна из прерогатив Божества74. Эта власть дана Сыну, и Он сможет кого захочет оживить. Кроме власти давать жизнь, Иисус наделён и правом суда. Тот, от кого зависит жизнь людей, будет их судить.

То, что Отец передал Сыну все Свои полномочия (воскресение и суд), уравняв Ero с Собой, означает, что Сын уже ничем не отличается от Отца. Поэтому почитать Его нужно наравне с отцом. И без почитания Сына невозможно почитание Отца (5:23).

Для того чтобы понять то, что Иисус скажет дальше, мы должны остановиться и подвести итог Его предыдущим высказываниям. В ответ на обвинение в присвоении Себе божественного достоинства Иисус утверждает, что Он на самом деле во всём наравне с Богом. Естественно, что у Его слушателей это не могло не вызвать отрицательной реакции. И хотя о ней ничего не сказано в евангельском тексте, в начале 7–й главы сообщается, что Господь не хотел идти в Иудею, так как там искали Его убить. Значит, слова Иисуса Христа о том, что почитать Его нужно как Бога и о Своём полном равенстве Ему, звучали для иудеев как проповедь многобожия. Они не только не ослабили, а скорее утвердили их в желании убить Иисуса, так как для них Бог не мог иметь Себе равных.

Поэтому далее Иисус заявляет, что необходимо верить всему, что Он сказал, и объясняет спасительное значение такой веры: «Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь» (5:24). Как дела Сына, так и Его слова не принадлежат Ему, но Пославшему Его Отцу. Следовательно, верить нужно не Ему, а Богу, который обращается к людям через Своего сына. Те, кто с доверием воспринимает эти слова, получают вечную жизнь, которую Бог передаёт через слова Своего сына. Если человека связала с Богом общая жизнь, то, значит, минуя смерть, он уже сейчас перешёл к вечной жизни с Богом, избежав суда. Почему это так, объясняется в последующих трёх стихах: «Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и теперь есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и услышавшие оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть суд творить, потому что Он – сын человека» (5:25 – 27).

Как Отец, так и Сын «имеет жизнь в Самом Себе». Это означает, что Бог в Своём бытии не зависит ни от чего внешнего, в отличие от людей, жизнь которых обусловлена множеством факторов. Жизнь Бога нельзя ничем ограничить, её невозможно у Него отнять. На Его существование не может повлиять ничто извне, так как всё остальное, что существует, сотворено Им и, следовательно, от Него зависит75. Поэтому в Сыне всё: и голос (5:28), и слова (5:24), и дела (5:21) – жизнь, которую он передаёт людям.

О воскресении и суде

Уже сейчас люди, которые духовно «мертвы» (5:25) (в отличие от тех, которые умерли физически и «находятся в могилах») (5:28), могут услышать это животворящее слово; и те, кто соглашается с ним и верит в него, оживают: «Истинно, истинно говорю вам приходит час, и теперь есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и услышавшие оживут» (5:25). В синодальном переводе ошибочно дано «услышав» вместо «услышавшие», это отмечали все дореволюционные комментарии. Услышать могли все, а воспринять услышанное лишь некоторые. Ключевыми в 25–м ст. являются слова «и теперь есть». Они уже встречались нам в беседе с самарянкой (4:2376). Характерной особенностью Евангелия от Иоанна является перемещение событий, которые связаны с будущим, в настоящее. Она получила название «Осуществлённая эсхатология». Иисус уже сказал, что Ему дано Отцом воскрешать мёртвых и производить суд (5:21 – 22). Но эта реальность последних времён наступает уже сей час, потому что Сын Божий стал человеком (5:27). Выражение «сын человека» 27–го стиха не имеет в греческом языке артикля и в широком смысле может означать человеческую природу – поэтому в переводе под редакцией еп. Кассиана оно правильно написано с маленькой буквы, а не с большой, как в синодальном: «Он судит – тоже по Воле Отца – «как сын человека». Речь идёт не о Мессии и не о Сыне Божием, а о человеке. Он судит людей не как Бог, а как человек»77.

Сын Божий среди людей, Он стал одним из них. Поэтому в зависимости от того, как принимают Его люди, они либо получают вечную жизнь, либо навлекают на себя суд. Однако духовное воскресение, которое происходит с людьми, не означаст отмены последнего суда над ними и всеобщего телесного воскресения: «Приходит час, когда все, находящиеся в могилах, услышат голос Его, и Выйдут: coтворившие благое – в воскресение жизни, сделавшие злое – в воскресение суда» (5:28 – 29).

Догматическая часть бессды заканчивается теми же словами, с которых она началась: «Не могу Я Сам по Себе творить ничего». Всё, что делает Сын, совершается Им в единении с Отцом. «Как слышу, сужу, – продолжает Иисус, – и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня» (5:30). В данном случае «суд» – это та нравственная оценка, которую Он даёт Своим современникам. Она верна потому, что принадлежит Пославшему Его Отцу. Всё, что Иисус далее скажет об иудеях, – правда, возвещаемая им Богом.

Дважды в рассматриваемом отрывке 5:19 – 30 говорится о том, что Отец передал Сыну власть жизни и суда. После первого указания говорится о том, как эта власть проявляется в настоящем, а после второго – как она осуществится в будущем.

5:21 – 22 «Ибо как Отец Воздвигает мертвых и животворит, так Сын, кого хочет, животворит. Ибо, и Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну».

5:26 – 27 «Ибо как Отец имеет и жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе и дал Ему власть суд творить, потому что Он – сын человека».

5:24 – 25 «Слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь... приходит час, и теперь есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и услышавшие оживут».

5:28–29 «Приходит час, когда все, находящиеся в могилах услышат голос Его, и выйдут: coтворившие благое – в воскресение жизни, сделавшие злое – в воскресение суда».

Свидетельства о Сыне

Для того чтобы убедить иудеев в истинности всего сказанного о себе, Иисус говорит, что, если бы Он Сам утверждал о себе нечто и никто не мог бы подтвердить правильность Его слов, они могли бы сомневаться в услышанном. Но есть Свидетель, истинность которого не может быть оспорена. Этим «Другим», Свидетелем, является Бог (Кирилл Александрийский78, Августин, Беда Достопочтенный), который подтверждает прерогативы Сына через Иоанна Крестителя, чудеса, совершаемые Им, и тексты Писаний.

Иоанн Креститель, к которому посылали иудеи, объявил им, что Иисус – «Сын Божий» (1:34). А затем вновь подтвердил эту истину: «Я не Христос, но я послан перед Ним» (3:28). Сам Иоанн хотя и «не был Светом» (1:8), но был «светильником»79, светившим недолгое время. И люди бывшие до этого во тьме мира, смогли возликовать при свете его» (5:35). Впрочем, как Бог, Иисус не нуждается в человеческом свидетельстве, но напомнил о нём иудеям, чтобы они уверовали и были спасены.

Эти слова Иисуса Христа не лишают ценности свидетельство Иоанна и не делают его ненужным80. Они выявляют для нас один из постулатов как данной главы, так и всего Евангелия в целом. На протяжении беседы не раз подчёркивается, что Сын всё получил от Отца: жизнь (5:26), возможность животворить (5:21), право совершать суд (5:23) и творить дела (5:36). Но от людей Иисус не принимает ничего: ни славы (5:41), ни свидетельств (5:34). Следовательно, с одной стороны, утверждается полная зависимость от Отца: Сын не существует «Сам по себе», у него нет ничего Своего. А с другой – полная независимость от людей81.

Поэтому свидетельство «от человека» сменяется свидетельством Божиим. Можно не доверять словам, но нельзя отрицать тех чудес, которые происходят у людей на глазах и могут совершаться лишь Богом82. Это свидетельство больше, чем слова Иоанна, и доказывает, что Сына послал Отец (5:36). Однако для иудеев исцеление Иисусом расслабленного оставалось дерзким нарушением данного Богом закона, а не «делом, которое Отец дал Ему совершить». Поэтому Иисус обвиняет их в незнании ими Бога: «Вы и голоса Его никогда не слышали, и вида Его не видели, и слова Его не имеете, в вас пребывающего» (5:34 – 38). В то время как Он Сам и слышит, и видит Его, и Ero слова – это слова Божии:

«Голоса Его никогда не слышали» → «Как слышу, сужу» (5:30),

«И вида Его не видели» → «Видит Отца» (5:19),

«и слова Его не имеете» → «слово Моё... Пославшего Меня» (5:24).

Но дело здесь не в том, что иудеи когда–либо могли встретить, увидеть или услышать Бога (1:1883). Впоследствии, вернувшись в Галилею, Иисус скажет, что это невозможно: «Не то, чтобы кто видел Отца, кроме того, кто от Бога: Тот видел Отца» (6:46). Дело в том, что вера может открыть Бога в Сыне, но они «Кого послал Он, Тому не верят» (5:38).

Если они не хотят принимать ни свидетельство Иоанна Крестителя, ни свидетельство дел Отца, то подтверждение Его словам они всё же могли бы увидеть в Писаниях, рассмотрению которых они посвящают столько времени. Исследуя Писания, иудеи надеются, что наследуют жизнь вечную. Там они смогли бы найти множество свидетельств о Нём, которые должны привести их к Нему, чтобы получить жизнь (5:39 – 40). Но если даже первому предсказанию о Нём, сделанному Моисеем, они не верят, то не будут верить и Его словам как завершающему откровению Бога. Если они не захотели поверить тому, что стоит в начале Писания, то тем более не станут верить тому, что говорит им Он84.

Но Иисус не ищет у них славы (5:41). Он видит, что любви к Богу у них нет. Такая любовь предполагает готовность исполнять волю Божию и прославлять Его в своей жизни. Но к этому они не стремятся: «Как можете вы уверовать, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (5:45). Не желая видеть свои недостатки, они любят расхваливать и превозносить друг друга. Ведь если человек живёт в повиновении Богу, то Он придёт (5:40) и поверит (5:44) Тому, Кто пришёл «Во имя Отца»85 (5:43). Но иудеи не принимают Иисуса Христа. А когда после Него «другой придет во имя свое». То есть движимый личными интересами86, то его они примут.

Иудеев, не желающих в своей жизни прославлять Бога и не принимающих Того, кто принёс им спасение, ожидает суд Божий. Но уже не Иисус, как сейчас, будет обвинять их. Их обвинителем станет Моисей, «на которого они возложили упование» (5:45). Иудеи обвиняют Иисуса Христа в нарушении субботы, однако весь суд Отец отдал Сыну, и Моисей, защитниками которого они себя выставляют, станет их обвинителем на последнем суде.

Судебный процесс

Глава построена как судебный процесс:

1) Иисуса обвиняют в нарушении субботы и в том, что Он «делает себя равным Богу»;

2) это приводит иудеев к желанию Его убить (вынесение приговора)87;

3) Иисус отвечает защитительной речью, в конце которой он ссылается на свидетелей. Хотя в евангельском тексте отсутствуют указания на реакцию слушателей, 28–й ст. предполагает удивление со стороны Иудеев, а ст. 31–й – несогласие из–за отсутствия свидетелей. Окончание означает, что защита Христа отвергнута (см. 7:1).

Иудеи готовы осудить Иисуса за невыполнение закона. Своё право не соблюдать субботу Иисус обосновывает своим равенством Богу. Суббота не может заставить Бога прекратить Свою деятельность в мире. Поэтому Сын может творить в субботу вслед за Отцом. Знамение над расслабленным явило иудеям, что Отец передал Сыну власть животворить. То, что Иисус Христос может «кого хочет» животворить, означает, что Ему же дано право суда (5:17 – 21).

Суд уже начался, потому что Сын Божий стал человеком. Тот, кто равен Богу и обладает властью жизни и суда, пришёл к людям для того, чтобы их спасти. Те, кто отзывается с верой на Его слова, получают жизнь и на суд уже не пойдут. Вера – та добродетель, которая обеспечит им воскресение. Те же, кто не поверил Иисусу Христу, совершили зло. Для них неизбежно «воскресение суда» (5:24 – 29).

Иудеи считают себя защитниками единобожия и закона Моисеева. Однако Иисус изобличает их в незнании Бога, в непонимании Писаний ив неверии Моисею (5:34 – 47). Из обвинителей иудеи становятся подсудимыми. Этот суд «праведен» (5:30), так как совершается в единении с отцом. Их самодовольство и восхваление самих себя приводит к непослушанию Богу и нежеланию прославлять Его. Хотя иудеи и знают Писания, они не способны увидеть в них свидетельства об Иисусе. Не веря пророкам, они не верят и тем, кого ныне послал к ним Бог: Самому Иисусу и Иоанну Крестителю88.

В пятой главе формальное послушание закону противопоставляется необходимости уверовать в Иисуса Христа. В ходе беседы Иисус настаивает, что только через веру в Него можно обрести жизнь, а не через изучение Писания89.

* * *

66

Быть может, поэтому в рассказе о расслабленом (5:6 – 15) пять раз говорится о возвращении здоровья страдальцу: 5:6 «Хочешь ли стать здоровым?»; 5:9 «И тотчас стал здоровым человек»; 5:11 «Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым»; 5:14 «Ты стал здоровым; больше не греши»; 5:15 «Пошел человек и сказал, что здоровым сделал его Иисус».

67

В Евангелиях не раз говорится о том, что Иисус Христос старался избегать повышенного интереса к себе.

68

«Из доброго желания – сделать явным имя чудотворца и из благодарности ко Господу» (свт. Иоанн Златоуст). «Он, вероятно, не предполагал такого ослепления в представителях народных, что они вместо того, чтобы прославить чудотворца и веровать в Него, станут Его преследовать за нарушение субботы ( Muxаил (Лузин). еп. Евангелие от Иоанна. Минск, 2000. С. 195).

69

Ведь Иисус не сказал «Ваш Отец» (см. 8:41), а «Мой».

70

Мы уже встречали их в ответе Иоанна Крестителя свои ученикам: «Что Он видел и слышал, о том свидетельствует» (3:32).

71

См. 7:21: «Одно дело Я сотворил, и вы все удивляетесь ему»

72

14:10: «Отец, во Мне пребывающий, творит дела Свои».

73

Например: 7:31 «Из толпы же многие уверовали в Него и говорили: Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем Этот сотворил?»; 9:32 «От века не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорожденному»; 11:47 – 48. «Этот человек много творит знамений? Если оставим Его так, все уверуют в Него».

74

Некогда один из царей израильских воскликул: «...разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять...» (4Цар 5:7).

75

Это символически показано в беседе с самарянкой, когда Иисус отказывается от воды и пищи, которые Ему предлагают люди.

76

«Приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему».

77

Eп. Kассиан (Безобразов). Указ. соч. С. 91.

78

«В словах, что Он знает свидетельство Отца за истинное, содержится указание на Подобающую Богу достоверность» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 2: Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч. 1. М., 2001. С. 704).

79

Который светит, пока есть масло, короткое время (ср. «светильники наши гаснут» Мф 25:8), в отличие от солнца, которое не может погаснуть и которое нельзя потушить, оно может лишь само скрыться (Ин 9:4).

80

См. 10:41 – 42: «И многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн знамения не сотворил никакого, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие уверовали в Него там».

81

Яркий эпизод – разговор на суде у Пилата: «Говорит Ему тогда Пилат: Мне ли не говоришь? Разве Ты не знаешь, что я власть имею отпустить Тебя, и власть имею распять Тебя? Ответил ему Иисус: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (19:11). Иисус подвластен только Отцу, человеческой власти для него не существует.

82

Ср.: 3:2 «Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним».

83

«Бога не видел никто никогда».

84

См.: «Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти дни последние говорил нам в Сыне» (Евр 1:1).

85

У Сына нет ничего «Своего». Он всё получил от Отца. Нет воли, славы, власти. Нет даже Своего имени: «Имя Твое, которое Ты дал мне» (17:12).

86

Речь идёт о лжемессиях и в конечном счёте – об антихристе.

87

Ср.: 19:7 «Ответили ему иудеи: у нас есть Закон, и по Закону Он должен умереть, потому что сделал себя Сыном Божиим».

88

Свидетельство которого они слышали, но не поверили ему.

89

Знание которого только превозносит иудеев (7:49), хотя при этом он не исполняют его (7:19).


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle