прот. Александр Прокопчук

Источник

Четвёртая Глава

Крещение, совершаемое учениками Иисуса Христа

Четвёртая глава начинается с сообщения: «Когда узнал Господь, что услышали фарисеи о том, что Иисус больше приобретает учеников и крестит, чем Иоанн – впрочем, Сам Иисус не крестил, но ученики Его, – оставил Он Иудею и ушел снова в Галилею» (4:1 – 3). Как и в случае с Иоанном Крестителем, крещение, совершаемое Иисусом Христом, могло вызвать интерес религиозных властей и официальное расследование: является ли он Мессией и почему Он крестит? Для того чтобы его избежать, Иисус покидает Иудею и уходит в Галилею. Однако евангелист отмечает, что «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». В то же время в рассказе о свидетельстве Иоанна Крестителя ученикам в Еноне он говорил, что крестил Сам Иисус: «После этого пришел Иисус и ученики Его в Иудейскую землю и там оставался с ними и крестил... и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, который был с тобой по ту сторону Иордана, вот Он крестит» (3:22, 26). Поэтому неизбежен вопрос о причине столь очевидного расхождения: почему после двукратного указания на крешение, совершаемое Иисусом Христом, Иоанн поясняет, что крещение совершали ученики. Вспомним, что вопрос, заданный фарисеями Предтече: «Что же ты крестишь, если ты не Христос...» (1:25), предполагает, что крещение есть в первую очередь прерогатива Мессии. В ответ Иоанн не отрицает этого. Однако мессианское крещение – это «крещение Духом Святым» (1:33). Время этого крещения ещё не пришло. Поэтому в сообщениях о крещении, совершаемом Иисусом Христом, мы можем увидеть скрытое указание на Его мессианство. Он Тот, кто должен крестить. Но еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39). «Водою» же крестили Ero ученики.

Одно из центральных положений беседы с Никодимом: за деяниями Сына человеческого стоит безграничная любовь Божия (3:16). Бог стремится спасти весь мир. Продолжением этой темы является беседа Иисуса Христа с самарянкой и следующие за ней события.

Встреча с самарянкой

Путь из Иудеи в Галилею Иисус захотел совершить через Самарию, проходя которую он оказался у колодца Иакова недалеко от города, называемого Сиxарь, «близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему» (4:5). Повествование евангелиста подчеркивает полноту человеческого естества во Христе: В то время как ученики отошли для того, чтобы принести Ему поесть (4:8), Иисус, устав от дороги, сидит у колодца и хочет напиться (4:6, 9). «Было около шестого часа» (4:6). Если считать от восхода солнца (то есть по иудейской системе отсчёта времени), то шестой час соответствует полудню, самому жаркому времени дня. Однако то обстоятельство, что ученики отлучились в Сиxарь купить пищи, с учётом иудейского обычая есть два раза в день – один раз утром и другой раз ближе к вечеру55, свидетельствует в пользу шестого часа пополудни (то есть по римской системе отсчёта времени).

На колодец за водой приходит женщина, к которой Иисус обращается с просьбой: «Дай Мне пить» (4:7). По обычаям тех дней мужчине вообще запрещалось вступать в разговор с незнакомой женщиной. Тем более иудею обращаться к самарянке. Согласно Мишне, женщины из Самарии считались целиком нечистыми.

Обетование Воды Живой

Изумление самарянки было тем сильнее, что законы не разрешали иудеям пользоваться посудой, использованной ранее самарянами, из–за боязни оскверниться. «Говорит Ему женщина самарянка: как Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?», ведь иудеи не пользуются ничем общим с самарянами. Иисус отвечает, что она удивилась бы несравненно больше, если бы узнала, Кто Он. Тогда бы не Он у неё, а она у Него стала бы просить пить, и Он дал бы ей «воду живую» (4:10). В разговорном языке иудеев «живой водой» называлась проточная (ключевая) или речная вода, в противоположность неприятной на вкус воде из пруда или колодца.

Путники обычно носили с собой кожаное ведро, чтобы набирать воду из встречающихся по пути колодцев. Вряд ли у учеников Иисуса не было такого ведра, но они yшли в город. Женщина, видя, что у её собеседника «и зачерпнуть нечем, и колодец глубок», спрашивает у Него: «Откуда у Тебя вода живая? Разве ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил, и сыновья его и скот его?» (4:11 – 12). В ответ Иисус поясняет самарянке, что воду, которую Он ей предложил, не надо черпать из колодца. Выпив её однажды, человек перестаёт жаждать навсегда. Она «станет в нём источником воды, текущим в жизнь вечную» (4:14). Далее Иисус так и не разъяснил женщине, что это за «вода живая», которую он предложил ей (4:3 – 16). Значение этого образа раскрывается самим евангелистом, когда он объясняет слова Христа, сказанные Им в конце праздника Кущей: «В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет. Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:37 – 39).

Как Св. Дух принадлежит Сыну Божию, так и человек, получив однажды животворящего Духа, становится носителем Духа56 и тем самым имеет «источник жизни» в самом себе. Не случайно в самых известных христианских текстах, где говорится о Св. Духе, – в Символе веры и молитве «Царю Небесный» – Св. Дух (как и во многих текстах Св. Писания) рассматривается как источник жизни. В Символе веры Он назван «Животворящим», а в молитве «Жизни Подателем». Но если Сын Божий может передавать Духа, наделять своим Духом других (см. Рим 8:857), то человек этого не может. Дух не подчиняется ему, так как человек получает Духа от полноты Христа. Ап. Павел неоднократно указывает, что если человек имеет лишь «начаток» или «залог» Духа (Рим 8:23, Еф 1:14), то Сын Божий имеет Его безмерно (1Кор 15:45, 2Кор 3:17), Ему «не мерою Бог даст Духа» (Ин 3:34). Это Можно сравнить с океаном: даже если все жители земли почерпнут для себя воды, с океаном ничего не произойдет, он не изменит своих берегов. Так и с Сыном Божиим: «Ибо из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать» (1:16).

Самарянка, рассчитывая на то, что неиссякаемый запас воды, о котором говорил Иисус, избавит её от необходимости ходить к колодцу, просит Его: «Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать» (Ин 4:15). Если поначалу слова Христа о том, что не Ему, а ей следовало бы просить у него напиться, вызвало у неё удивление и недоумение, то теперь она сама обращается к Нему с такой просьбой: «дай мне воды, чтобы мне не жаждать». Однако конец просьбы – «и не приходить сюда черпать» – показывает, что слова Иисуса она понимает буквально. Как и в предыдущих главах: в эпизоде очищения храма и беседе с Никодимом – в повествовании Иоанна всегда есть два языковых уровня. Те, кто разговаривает с Иисусом Христом, говорят на одном уровне – земном, в то время как Иисус старается привести их к другому, более важному уровню действительности – небесному.

В то же время нельзя не отметить буквально детскую доверчивость женщины. Её не смущает абсолютная необычность слов Христа о воде, которую, один раз выпив, перестаёшь жаждать навсегда. Она, в простоте и доверии словам Христа, просит у Него такой воды, которая заменит ей воду колодца Иакова и ежедневное хождение к нему.

Иисус говорит самарянке, чтобы она привела своего мужа. «У меня нет мужа», – отвечает женщина. Он одобряет её ответ и подтверждает правдивость её слов, сообщая ей полную правду: «Хорошо ты сказала: «у меня нет мужа». Ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала» (4:17). Согласно раввинистическому учению, женщина могла выходить замуж только дважды, максимум – трижды. Просьба Христа – это своего рода испытание на честность, готовность самарянки открыть истину58. Видя всеведение Иисуса, она признаёт в Нём пророка и задаёт Ему вопрос о месте богопочитания: «Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться» (4:20).

О поклонении Богу в Духе и истине

Иисус отвечает, что вскоре споры относительно преимуществ горы Гаризим59 или горы Сион прекратятся: «Приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение – от иудеев» (4:22). Ввиду того что самаряне ограничились Пятикнижием, они не владели полнотой ветхозаветного откровения. Говоря «спасение от иудеев», Иисус не имеет в виду, что все иудеи непременно спасутся, а только то, что через них пришло знание о спасении в Писаниях60.

Замечание «приходит час» (4:23) означает, что радикальная перемена в богослужебном культе произойдёт благодаря служению Иисуса Христа. Слова о прекращении поклонения в Иерусалиме можно рассматривать как пророчество о разрушении храма61.

Богопочитание «наступающего времени» – это прежде всего сыновнее богопочитание: поклонение Отцу в «духе». Некоторые отцы Церкви понимали выражение «в духе» отвлечённо, по–платоновски, изъясняя его как поклонение «духовное». Они понимали это как противопоставление видимому, материальному. Однако евангелист Иоанн нигде не употребляет существительное pneuma для определения человеческого духа. 24–й стих построен по принципу взаимосвязи: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Слово второй части стиха «в духе» соответствует слову «дух» первой части. Очевидно, что как слово «дух» в первой части не может означать человеческой души, так и сочетание «в духе» во второй части стиха не имеет этого значения. Слова «Бог есть дух» напоминают другие определения Бога, приводимые евангелистом Иоанном: «Бог есть свет» (1Ин 1:5) и «Бог есть любовь» (1Ин 4:8, 16). Это не определение свойств Бога, а то, как Он явил себя миру. «Бог еcть дух», потому что Он явился миру в даре Духа и действует через Св. Духа. Поэтому «дух» в стихах 4:23 и 4:24 означает Св. Духа.

В понимании Иоанна дух и истина тесно связаны между собой и составляют одну реальность. Св. Дух выступает как Дух истины (Ин 14:17, 15:26, 16:13), Который наставит учеников в познании всякой истины. Поскольку Сам Христос есть истина (14:6), оба существительных в ст. 4:24 можно писать с большой буквы.

Однако вопрос самарянки касался не сущности богопочитания, а места поклонения. Итак, для евангелиста Иоанна место богопочитания – дух и истина. Вспомним, как при очищении храмовых дворов Господь объявляет своё тело храмом (2:2). Вместо земного храма (Гаризим, Иерусалим) Его прославленное Тело станет храмом и местом поклонения Богу. Храмовое поклонение, как в Иерусалиме, так и в Самарии, будет заменено поклонением в духе.

Узнав о наступлении нового порядка богопоклонения, самарянка говорит Христу: «Знаю, что Мессия грядет, называемый Христос, когда придет Он, то возвестит нам все» (4:25). Насколько нам известно, слово «Мессия» самаряне не использовали. Возможно, женщина употребила его потому, что беседовала с иудеем. С древних времён в самарянской религии присутствовала вера в пришествие пророка, подобного Моисею (Тахиба). Его отличительной чертой станет провозглашение людям божественной истины. Иисус ответил: «Это Я, говорящий с тобой» (4:26). Его слова ставят женщину перед необходимостью выбора: поверить Ему или нет! Это единственный известный случай, когда Иисус, до суда над Ним, говорил о Себе как о Мессии. Как правило, во время служения в Галилее и в Иудее Он скрывал это и называл Себя «Сыном Человеческим» – по той причине, что иудеи придавали явлению Мессии политический характер.

Возвратившись из города, ученики были удивлены тем, что Учитель говорит с женщиной. Дело в том, что это считалось недостойным, в особенности для равви. Мужчина не должен был заговаривать с женщиной прилюдно, на улице, даже с собственной женой, тем более с чужой женщиной. Однако никто из учеников не высказал своего недоумения Иисусу. Самарянка поспешно покидает место беседы, оставив свой сосуд для воды, который должен был быть довольно большим62. Эта подробность в Евангелии, безусловно, несёт символическое значение.

Обращение самарян

Возвратившись в город, самарянка приглашает своих соотечественников: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала. Уж не Христос ли он?» (4:29). Разумеется, положение самарянки не позволяло ей объявить Его Христом. Женщина не обладала таким авторитетом для окружающих63. Вспомним, что она брала воду из отдалённого колодца, избегая своих соседей, и они, возможно, сторонились её. Она лишь сообщает, что Ему известна вся её жизнь, что соответствует представлению самарян о Тахибе, обнаруживающем и восстанавливающем истину.

«Вышли люди из города и направились к Нему. Тем временем» ученики предлагают Ему пищу, которую принесли Для Него: «Равви, ешь!» Иисус отвечает, что у него есть пища, о которой они не знают. Его отказ озадачивает их. Недоумевая, они спрашивают друг друга: «...не принесли Ему кто–нибудь поесть?», пока они отсутствовали. Им непонятны слова Учителя о пище, которой он уже насытился. Так же как самарянке не был понятен образ воды. «Пища Моя, – поясняет им Иисус, – творить волю Пославшего меня и совершить Его дело» (4:34). То, что, увидев Его с женщиной–иноплеменницей, они внутренне хотели предостеречь Его (для соблюдения ритуальных правил), показало, что назначение Его посланничества и смысл Его служения им ещё пока непонятен. Они знают, что между окончанием сева и началом сбора урожая должно пройти четыре месяца64. Однако духовная жатва в Самарии уже готова. Если обычно люди сеют, а затем ждут всходов, то в Самарии только что зароненное семя в разговоре с женщиной теперь же привело к созреванию урожая. Население города устремилось к Иисусу.

В связи со словами Христа: «Поднимите глаза и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве» (4:35) – интересное предположение высказал английский писатель Мортон. Он сам однажды сидел у колодца Иакова и видел, как люди вышли из деревни и стали подниматься на холм. Они шли небольшими группами. На них были белые одежды, и эти белые одежды выделялись на фоне полей и неба. Быть может, как раз тогда, когда Иисус говорил эти слова, ученики должны были увидеть поток людей в белых одеждах, идущих из города. Их влекло к Нему не праздное любопытство, а уже зародившаяся вера и доверие словам женщины: «Из города же того многие самаряне уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: Он сказал мне все, что я сделала» (4:39).

Перед тем как самаряне пришли к Иисусу, Он говорит ученикам, что им предстоит собирать урожай, над возделыванием которого они не трудились (4:38). Жатва, о которой он сказал, – это вечная жизнь для самарян. Он посеял, ученики будут жать, то есть окончат Его труд в своей будущей миссии.

Самаряне приглашают Иисуса задержаться у них. Это весьма не обычная по тем временам просьба, если принять в расчёт, что Иисус был иудеем65, а «иудеи не имели общения с самарянами». Такой поступок мог бы шокировать евреев того времени.

Двухдневное общение Иисуса с самарянами привело к тому, что «еще больше народа уверовало по слову Его, и женщине говорили: уже не по твоим рассказам веруем; ибо мы сами услышали и знаем, что Он есть воистину Спаситель мира» (4:41 – 42). Это наименование показывает, что самаряне признавали Иисуса больше чем пророком, обещанным Моисеем (Втор 18:15 – 18). Он – Спаситель. Добавляя слово «мира», они подтверждают, что Он разрушает шаблоны еврейского этнического партикуляризма.

Обращение самарян напоминает нам то, как за Иисусом последовали первые ученики. Свидетельство Иоанна Крестителя пробудило в них заинтересованность, а беседа в течение дня – веру. Точно так же свидетельство самарянки порождает начальный интерес у её соплеменников, а более продолжительное общение открывает им Значение и цель Его миссии.

Исцеление сына царедворца

Зная о чудесах, совершённых Иисусом Христом во время Пасхи в Иерусалиме, «приняли Его галилеяне, видевшие все, что Он сотворил в Иерусалиме в Праздник: ибо и сами они ходили на Праздник. Итак, Он пришел снова в Кану Галилейскую, где он претворил воду в вино. И был некий царский слуга, сын которого был болен в Капернауме» (4:45 – 46). Этот царедворец состоял на службе у Ирода Антипы. Ирод имел титул тетрарха, и, хотя он никогда не был царём, в народе его воспринимали как царя. «Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пошел к Нему и просил Его прийти и исцелить его сына: ибо он был при смерти» (4:47). В ответ на его отчаянную просьбу Иисус сказал: «если знамений и чудес не увидите, вы не уверуете» (4:48). Эти слова были адресованы всем галилеянам. Принятие ими Иисуса было основано на знамениях, а не на вере. Вероятно, этот человек поверил только тогда, когда получил заверение Иисуса, что его сын будет жить (4:50). Значит, до этого момента он просто надеялся на чудо. «И когда он уже был в пути, рабы его встретили его, говоря, что отрок его жив. Он спросил их о часе, когда ему стало лучше. Они сказали: вчера в седьмом часу оставила его горячка» (4:51 – 52). Время исцеления совпало с тем моментом, когда Иисус сказал об этом, что привело к вере не только отца, но и всех домочадцев.

Расширение круга спасаемых

Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Сам захотел пройти через Самарию (4:3 –4). Самарянка, которую он повстречал у колодца Иакова, поражена тем, что иудей обратился к ней и просит у неё пить. Не менее её были удивлены ученики, когда увидели, что их Учитель разговаривает с женщиной–иноплеменницей. Дар, который Иисус обещал самарянке, больше, чем обычная вода, от которой зависит жизнь человека. Благодаря вере каждый человек сможет получить Св. Духа. Хотя иудеи имели верное представление о Боге и с ними Бог связал свой замысел о спасении, для него важна не национальная принадлежность, а пребывание в «духе и истине». Поэтому новое богопочитание не ограничится Иерусалимом, но станет возможно на всяком месте. Согласие самарян с Его учением Иисус уподобляет готовности к жатве. Эта готовность выразилась в том, что самаряне не только признали в Нём Мессию, но и назвали Его Спасителем мира (4:42). Поэтому апостолы, которые впоследствии понесут свою проповедь в Самарию, «войдут в труд» тех, кто до них там уже трудился.

* * *

55

Ср. насыщение пяти тысяч: «С наступлением же вечера подошли к Нему ученики и сказали: пустынно это место, и час уже поздний; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себe пищи» (Мф 14:15).

56

Или «храмом Духа», как пишет в своих посланиях ап. Павел (1Кор 3:16, 6:19).

57

«Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его».

58

Говорить истину для евангелиста Иоанна значит не отрицатъ греха (подробнее об этом в 8–й гл.): «Если мы говорим, что не имеем греха, мы сами себя обманываем, и истины нет в нас» (1Ин 1:8).

59

По сообщению Иосифа Флавия (Иудейские древности, 11:302), правитель Самарии Санаваллат (Неем 13:28) построил в самом центре Самарии храм на горе Гаризим; время постройки историк относил к 336–331 гг. до Р. Х. В эпоху Маккавеев, в 129 г. до Р. Х., иудейский вождь и военачальник Иоанн Гиркан повёл наступление против Самарии, захватил и разрушил храм на горе Гаризим. Но и после этого Гаризим оставалась для самарян местом поклонения Богу.

60

Ср.: Рим 3:1 – 2: «Итак, в чем же преимущество иудея, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, и прежде всего в том, что им вверены слова Божии».

62

Потому что в Быт 24:14 из такого сосуда поили верблюдов.

63

В первой главе ученики убедились в этом благодаря свидетельству Иоанна Крестителя. Но уже Нафанаил скептически воспринял слова Филиппа.

64

В Палестине жатва обыкновенно начиналась в апреле. А значит, описываемые со бытия происходили в конце декабря – начале января.

65

Ср. Лк 9:52 – 51: «И они вошли в селение самарянское, с тем чтобы приготовить для Него. И не приняли Его, так как путь Его был в Иерусалим».


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle