В.В. Четыркин

Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова

Источник

Исагогическое исследование

Содержание

Предисловие

Отдел I. Апокалипсис в новозаветном каноне I–III вв. Игнатий и Папий Поликарп и Ириней Иустин Мученик и др. писатели II века (Мелитон Сардийский. Феофил Антиохийский. Аполлоний. Поликрат Ефесский. Послание церквей Лионской и Вьенской. Левкий Харин) Алоги Предание Римской церкви. Климент Римский и Ерма Мураториев фрагмент Ипполит Кай Викторин Петавийский Сирийская национальная церковь в Едессе Африканские церкви. Тертуллиан и Киприан Александрийская церковь. Послание Варнавы Климент и Ориген Дионисий Александрийский С IV века до реформации Евсевий Кесарийский Кирилл Иерусалимский Епифаний Кипрский Иоанн Златоуст Феодор Мопсуестийский. Блаж. Феодорит. Юнилий Ефрем Сирин Афраат Сирийские переводы Нового Завета. Иоанн Дамаскин Лаодикийский собор Григорий Богослов Амфилохий Иконийский Андрей и Арефа Кесарийские Леонтий Византийский Пресвитер Евстратий в Константинополе Афанасий Великий и др. Западная церковь. Иларий. Амвросий и др. Филастрий Августин Иероним. Сульпиций Север. От реформации до нашего времени Эразм Карлштадт. Лютер и др. Цвингли Кальвин Начало научной критики Апокалипсиса в XVIII в. Ewald, Lücke и др. Ново-тюбингенская школа. Baur. Hilgenfeld. Volkmar и др. Конец XIX и начало XX века Вопрос о составе Апокалипсиса 1. Гипотезы христианских источников или переработок 2. Гипотезы иудейских и христианских составных частей Апокалипсиса 3. Гипотезы иудейского происхождения и иудейских составных частей Апокалипсиса 4. Гипотезы фрагментов Отдел II. О происхождении Апокалипсиса I. Религиозно-историческая гипотеза в применении к истолкованию Апокалипсиса Важность религиозно-исторической гипотезы О синкретическом характере послепленного иудейства О влиянии на иудейскую религию вавилонской культуры О влиянии на иудейство парсизма Иудейство и эллинизм Решение вопроса о происхождении новых элементов позднейшего иудейства Крайняя неудовлетворительность источников, делающая невозможным строго научное религиозно-историческое исследование Методологическая неправильность, допускаемая при таком исследовании Нового Завета Преувеличения, допускаемые при религиозно-историческом изучении Нового Завета Можно ли признать широкое распространение среди иудеев апокалипсических образов, – и притом чуждого происхождения Об эсхатологическом предании иудеев Отношение исследователя Апокалипсиса к выводам религиозно-исторического исследования Число семь. Четыре животных. 24 старца. Число 12 в Апокалипсисе Агнец Печати Религиозно-историческое истолкование 12 главы Апокалипсиса Зверь II. Канонический Апокалипсис и иудейская псевдэпиграфическая апокалиптика Двойственность в позднейшей иудейской религии: связь с национальностью и наклонность к универсализму и одухотворению Двойственность в иудейской апокалиптике Происхождение апокалиптики Мнение Bousset’а Теория об ессейском происхождении апокалиптики О круге, из которого произошла апокалиртика О руководящем начале апокалиптического писательства Неудовлетворительность классификации, ставящей новозаветный Апокалипсис в один ряд с произведениями иудейской апокалиптики О двух признаках, выделяющих первый из ряда иудейских апокалипсисов Отличие новозаветного Апокалипсиса от иудейской апокалиптики со стороны идейного содержания Учение иудейской апокалиптики А. О личности Мессии Б. Мессианское дело и мессианское царство по учению иудейской апокалиптики. Междуцарствие (хилиазм). Эсхатология В. Иудейский антимессия Г. Ангелология и демонология Новозаветный Апокалипсис в его отношении к вышеизложенным пунктам учения иудейской апокалиптики А. О лице Христа Б. О деле Христа В. О Царстве Христа Г. Антихрист Д. Ангелология и демонология Опыты объяснения 11 главы Апокалипсиса с иудейской точки зрения Иудейское толкование 12 главы Апокалипсиса О попытках Vischer’а реконструировать первоначальный иудейский апокалипсис Факт одинакового языкового характера Апокалипсиса и гипотеза перевода его с еврейского О литературном соприкосновении между новозаветным Апокалипсисом и иудейской псевдэпиграфической апокалиптикой Отношение Апокалипсиса к преданию синагоги Тезисы изложенной части второго отдела III. О читателях Апокалипсиса св. Апостола Иоанна Отдел III. О составе Апокалипсиса Пролог (гл. 1–3) Первая часть эсхатологического созерцания (гл. 4–8:1) 4 глава 5 глава 6 глава Главы 7–8:1 Вторая часть эсхатологического созерцания (гл. 8:2–11) 8–9 главы 10–11 главы Третья часть эсхатологического созерцания (гл. 12–19:10) 12 глава 13 глава 14 глава 15–16 главы 17–18 главы 19 глава 1–10 ст. Четвертая часть эсхатологического созерцания (гл. 19:11–22:5) 19 глава 11–21ст. 20 глава 21–22:5 главы Заключение Апокалипсиса (глава 22:6–21) Экскурс к главам 13 и 17 Апокалипсиса Отдел IV. О писателе Апокалипсиса I. Самосвидетельство Апокалипсиса о писателе II. Св. Апостол Иоанн – Апокалиптик и Евангелист А. Биографические сведения Б. Отношение Апокалипсиса к Евангелию и посланиям Апостола Иоанна со стороны их содержания а) Отношение к иудейству б) Иоанновский „дуализм“ в) Христология г) Искупление д) Учение о Святом Духе е) Вера и дела ж) Эсхатология В. Язык Апокалипсиса и его отношение к языку 4-го Евангелия и посланий св. Апостола Иоанна III. О времени, месте и цели написания Апокалипсиса Приложение  

 
Предисловие

Писания св. Апостола Иоанна Богослова представляют совершенно особое явление в ряду других книг новозаветной священной письменности. Его Евангелие не похоже на другие Евангелия, его Апокалипсис является несравненною книгой. Они своим разнообразным содержанием верно отражают характер их писателя. Тихий созерцатель, – Иоанн в глубинах своего богато одаренного духа таил великие силы. По виду покойный, скромный, – он однако отличался неудержимой пылкостью. Никто из учеников Господа не был так способен к орлиному взлету в высь, как Иоанн. Горячо любящий своего Божественного Учителя, – это воплощение жизни и света, – он всепоядающим гневом пламенел к тому, что упорно коснеет во мраке, ко всему омертвевшему, не подающему надежды на оживление. И эту последнюю сторону Иоанновского духа, собственно, и отражает Апокалипсис.

Апокалипсис, – это писание удивительной силы и красоты, – является зеркалом души Иоанна, полной действительной любви, – любви мощной, ненавидящей зло со всем жаром. Он – отражение сильной этической натуры и совсем не имеет элементов религиозно-морального расслабления, симптомом которого в сфере морального отношения к людям часто бывает сантиментальность, вместо действительной любви. Писатель Апокалипсиса представляется нам не практиком жизни, не такою натурой, которая носит в себе черты религиозного реформатора, – нет! Это – человек необычно глубокий. Его стихия – тихое созерцание, внутреннее скопление сил. Но зато, когда затронуты чувствительные струны такого человека, – у него обнаруживаются необыкновенное богатство духа и великая, неудержимая сила чувства. И вот из книги новозаветного пророчества мы видим, как у Апокалипсиса чувство переливается через край. Оно с великой силой волнует его душу, стремится как можно рельефнее выразиться в языке, что иногда внешним образом проявляется в нагромождении многих дополнений. Но вдруг приходится наблюдать, как впечатление у него сменяется впечатлением, мысль быстро следует за мыслью, и писатель не успевает даже надлежащим образом все выразить: он то прерывает речь, то пропускает субъект. Иногда приходится наблюдать и противоположное явление: речь льется тихо, покойно.

Действительно полна глубокого содержания и поэтической красоты последняя книга нашего новозаветного канона. Возьмем ли мы послания к семи церквам, нас поразит здесь удивительная экспрессия, мощь, которыми обусловливается особенная красота речи. Достаточно обратить внимание хотя бы на следующие слова: „знаю твои дела (– речь идет об ангеле Лаодикийской церкви –) ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг“ (III, 15–17). „Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся“ (III, 19).

Если взять видения, начинающиеся с IV главы, то здесь встретятся богатство и разнообразие картин. Спокойное описание престола Божия и всей небесной обстановки, описание появления Агнца сменяются открытием печатей и казнями, постигающими враждебный Богу мир и т. д. Иногда эти картины получают несколько мрачный, зловещий колорит, но от этого не только не теряют, а скорее выигрывают в своей красоте. Вообще всякий, читавший Апокалипсис не раз и с великим вниманием, не может не любить эту книгу. Особенно же нужно сказать это о таком читателе, который ищет здесь утоления своей жажды видеть святой город – новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога; ищет разгадки жизни здесь на земле, где христианство является мученичеством.

Что касается нашего исследования об Апокалипсисе, то мы имели в виду предложить здесь опыт целостного историко-критического обозрения книги во всех главнейших, основных вопросах. Эта задача является весьма сложной и трудной для выполнения, в виду современного положения вопроса об Апокалипсисе. Дело в том, что эта книга нашего канона заподозривается, во-первых, не только со стороны своего апостольского, но и христианского происхождения. Она просто-напросто ставится в один ряд с иудейскими апокалипсисами и в настоящем своем виде иногда считается христианской редакцией основного иудейского произведения. В последнее время, – далее, – кроме традиционно-иудейского, вошло в моду религиозно-историческое толкование Апокалипсиса св. Иоанна, – толкование, ставящее вопрос о происхождении апокалипсических образов из мифологических представлений древних языческих религий востока.

Второй вопрос, возникающий в связи с научным изучением Апокалипсиса, есть вопрос о его единстве. За последние тридцать слишком лет в этой области царит большое оживление, и нам приходится иметь дело с целым рядом разнообразнейших теорий, отрицающих единство книги новозаветного пророчества.

Этим определялись уже две части нашего исследования. Естественно, что им необходимо было предпослать изучение истории вопроса о положении Апокалипсиса в новозаветном каноне. Вывод же из этого изучения, в связи с достигнутым взглядом на происхождение и состав писания, побудил нас заключить исследование специальным отделом о писателе Апокалипсиса.

Сообразно с этим, наше исследование распадается на четыре отдела:

Отдел I. Апокалипсис в новозаветном каноне.

Отдел II. О происхождении Апокалипсиса.

Отдел III. О составе Апокалипсиса.

Отдел IV. О писателе Апокалипсиса.

Такое расположение разнообразных научных материалов, касающихся Апокалипсиса, кажется нам наиболее удобным. Правда, в этом случае приходится говорить иногда об одном и том же предмете в различных местах. Так, специально о XII главе Апокалипсиса идет речь в двух местах во втором и, однажды в третьем отделе, равно как с теологией Апокалипсиса имеют дело и второй и четвертый отделы. Но это обстоятельство не могло побудить нас к выработке иного плана, так как если в предлагаемом исследовании иногда и говорится о соприкосновенных предметах в разных отделах, то основание для рассуждения во всяком случае везде различное, материалы рассматриваются с совершенно различных точек зрения. Задача нашего исследования – критическая, и расположение материала определяется в нем теми вопросами, которые ставит относительно Апокалипсиса критика.

Что касается частностей, то во втором отделе, прежде всего, идет речь о религиозно-историческом изъяснении Апокалипсиса, при чем для того, чтобы ввести читателя в эту область, изложению взглядов, касающихся специально Апокалипсиса, предпосылаются общие замечания о религиозно-исторической гипотезе. В этом же отделе, во второй его части, дано и изложение учения иудейской апокалиптики в главных пунктах и изложение соответствующих пунктов учения новозаветного Апокалипсиса. Основанием для выбора материалов в данном случае служило исключительно стремление сопоставить иудейские псевдэпиграфические писания с книгой христианского пророчества в их главных пунктах. Думаем, что все это не будет излишним, так как и иудейская апокалиптика с кругом ее понятий должна занять внимание исследователя новозаветного Апокалипсиса, в виду постановки вопроса о происхождении последнего. Здесь, конечно, могут сделать возражение по поводу того, что, излагая учение Апокалипсиса, мы предполагаем его единство, между тем как гипотезы иудейского его происхождения это единство отрицают: по-видимому, нужно было с указанного отрицания и начинать. Но мы совершенно не считаем возможным излагать отдел о происхождении и единстве Апокалипсиса совместно, между тем как при раздельном изложении, с чего бы ни начали, другую сторону вопроса придется оставить в тени. При том, в виду характера изучения во втором отделе теологии Апокалипсиса, изложение ее является там вполне законным и при нашем предложении единства книги. Ведь мы не оставили в стороне тех мест, в которых исследователи находят иудейский элемент Апокалипсиса, но дали им надлежащее объяснение. Кроме того, сама возможность представить учение Апокалипсиса в систематическим виде, без констатирования противоречащих друг другу элементов, располагает к признанию его единства, и таким образом, изложение учения служит в исследовании естественным дополнением и переходом к вопросу о единстве книги.

В третьем отделе мы не считали возможным ограничиться критикой отрицательных гипотез, но предлагаем эту критику с точки зрения положительного взгляда на состав Апокалипсиса.

Так как, далее, вопрос о писателе Апокалипсиса является очень сложным, потому что преданием приписываются Апостолу Иоанну такие различные по содержанию и языку писания, как, с одной стороны, Апокалипсис и, с другой, – 4 Евангелие с посланиями, – мы выделили его в особый, четвертый, отдел, отнесши обследование патристической традиции к первому. В четвертом отделе у нас и идет речь о самосвидетельстве Апокалипсиса о писателе, даются биографические сведения об Апостоле Иоанне и разбирается вопрос об отношении столь различных его писаний со стороны их содержания и языка. И здесь мы не упускали из виду критической задачи своего труда, подбирая материал лишь только для того, чтобы прийти к тому или иному выводу по вопросу: могли ли от одного и того же писателя произойти все приписываемые Иоанну книги новозаветного канона?

Об Апокалипсисе и по другим затронутым в настоящем исследовании вопросам существует очень большая литература. Из этой массы в качестве источников и пособий нам служили следующие книги и статьи:

Abbott E. A., Johannine Vocabulary, London 1905.

– Johannine Grammar, London 1906.

Adeney W. F., Prof., The Theology of the New Testament, London 1894.

Auberlen h. Aug., Le prophète Daniel et l'apocalypse de saint Jean, Lausanne – Paris 1880.

Баженов И. В., Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка, Казань 1907.

Baldensperger W., Prof., Das Selbstbewusstsein Jesu im Lichte der messianischen Hoffnungen seiner Zeit. Erste Hälfte: Die messianisch-apokalyptischen Hoffnungen des Jüdenthums. Dritte Auflage, Strassburg 1903.

Baur Fr. Chr., Prof., Vorlesungen über neutestamentliche Theologie, Leipzig 1864.

– Geschichte der christlichen Kirche. Erster Band, Tübingen 1863.

Belser Jon., Prof., Einleitung in das Neue Testament, Freiburg i. B. 1901.

Bensly R. L., Prof., and James M. R., The fourth Book of Ezra, Cambridge 1895 («Texts and Studies» bu A. Robinson vol. III, 2).

Benson E. W., The Apocalypse: an Introductoru Studu of the Revelation of St. John the Divine, London 1900.

Beyschlag Willibald, Prof., Die Apokalypse gegen die jüngste kritische Hypothese in Schutz genommen («Theologische Studien und Kritiken» 1888. S. 102–138).

– Neutestamentliche Theologie, B. I–II, Halle 1891. 1892.

Blass Fr., Prof., Grammatik des neutestamentlichen Griechisch. Vierte Autlage. Göttingen 1913.

Bleek Fr., Prof., Vorlesungen über die Apokalypse, Berlin 1862.

Böklen E., Die Verwandtschaft der jüdisch-christlichen mit der parsischen Eschatologie, Gottingen 1902.

Bonnet J., Eclaircissement de l'Аpocalypse, Fribourg 1908.

Bousset W., Prof., Der Antichrist in der Ueberlieferung des Jüdenthums, des Neuen Testaments und der alten Kirche, Göttingen 1895.

– Die jüdische Apokalyptik, ihre religionsgeschichtliche Herkunft und ihre Bedeutung für das Neue Testament, Berlin 1903.

– Die Offenbarung Johannis. Göttingen 1906 (Kritisch-exegetischer Kommentar über d. N. T. v. Meyer, 16 Abth, 6 Autlage).

– Die Religion des Jüdenthums im neutestamentlichen Zeitalter. Zweite Autlage, Berlin 1906.

– Textkritische Studien zum Neuen Testament, Leipzig 1894. «Texte und Untersuchungen» B. IX, H. 4).

Bovon J., Prof., L'hypothèse de M. Vischer sur l'origine de l'Apocalypse («Revue de Théologie et de Philosophie» 1887, p. 329–362).

– Théologie du Nouveau Testament, t. I – II, Lausanne 1893–1894.

Brückner A., Der Sterbende und auferstehende Gottheiland in den orientalischen Religionen und ihr Verhältniss zum Christentum, Tübingen 1908.

Bruston C., Prof., Les Origines de l’Apocalypse («Revue de Théologie et de Philosophie» 1888, p. 255–279).

Bullinger E. W., Die Apokalypse oder der Tag des Herrn, Barmen 1904.

Bungeroth H., Die Offenbarung Johannis erläntert unter dem Gesichtspunkte einer Theodicee, Leipzig 1907.

Burkitt F. C., Prof., Jewish and Christian Apocalypses, London 1914.

Calmes Th., L'Apocalypse devant la tradition et devant la critique, Paris 1907.

Chapman J., John the Presbyter and the Fourth Gospel, Oxford 1911.

Charles R. H., The Apocalypse of Baruch, London 1896.

– The Assumption of Moses, London 1897.

– The Book of Enoch, Oxford 1893.

– A Critical History of the Doctrine of a Future Life in Israel, in Judaisme, and in Christianity or Hebrew, Jewish and Christian Eschatology, London 1899.

Chavannes H., Que penser de l'apocalypse («Revue de Théologie et de Philosophie» 1907, p. 418–471).

Clemen C., Prof., Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments, Giessen 1909.

– Die Zahl des Tieres Apk. 13, 18 («Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» 1901, S. 109–114).

Corssen P., Noch einmal die Zahl des Tieres in der Apocalypse (ibid. 1902, S. 238–242).

– Zur Verständigung über Apok. 13, 18 (ibid. 1903, S. 264–267).

– Die Entsteheng der Zahl 666 (ibid. 1904, S. 86–88).

Couard L., Die religiösen und sittlichen Anschauungen der alttestamentlichen Apokryphen und Pseudepigraphen, Gütersloh 1907.

Dalman G., Prof., Der leidende und der sterbende Messias der Synagoge im ersten nachchristlichen Jahrtausend, Berlin 1888.

– Die Worte Jesu, B. I, Leipzig 1898.

Dannemann C., Wer ist der Verfasser der Offenbarung Johannis? Hannover 1841.

Deane W. I., Pseudepigrapha, Edinburgh 1891.

Деличь Фридр., проф. Библия и Вавилон, Спб. 1906.

Dieterich A., Abraxas, Leipzig 1891.

– Nekyia, Leipzig 1893.

Dillmann A., Prof., Das Buch Henoch, Leipzig 1853.

Ebrard I. H. A., Prof., Die Offenbarung Johannes, Königsberg 1853 (H. Olshausen, Biblischer Kommentar über sämmtliche Schriften des N. Testaments, B. VII).

Erbes K., Die Offenbarung Johannis, Gotha 1891.

Ewald H., Prof., Commentarius in Apocalypsin Johannis exegeticus et criticus, Lipsiae 1828.

– Die johanneischen Schriften, B. II: Johannes» Apokalypse, Göttingen 1862.

Евдоким (Мещерский), иером. (ныне архиепископ). Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, Сергиев Посад 1898 (2 изд. – 1912 г.).

Жданов А. А., доц., Откровение Господа о семи азийских церквах. Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса. Москва 1891.

Farrar F. W., The Early Days of Christianity. Third Edition. Vol. II, London – Paris – New-York 1882.

Faye E., Les apocalypses juives, Paris 1892.

Feine P., Prof., Theologie des Neuen Testaments, Leipzig 1910.

Fiebig P., Babel und das Neue Testament, Tübingen 1905.

– Die Offenbarung des Johannes und die jüdische Apokalyptik der römischen Kaiserzeit, Gotha 1907.

– Der Menschensohn. Tübingen und Leipzig 1901.

Franke A. H., Das Alte Testament bei Johnnes, Göttingen 1885.

Gebhardt H., Der Lehrbegriff der Apokalypse und sein Verhältniss zur Lehrbegriff des Evangeliums und der Johnnes, Gotha 1873.

Geffcken I., Komposition und Entstehungszeit der Oracula Sibyllina, Leipzig 1902 («Texte und Uutersuchungen». N. F. VIII. 1).

Gloag P. J., Introduction to the Johannine Writings, London 1891.

Godet F., Prof., Bibelstudien. Zweiter Theil, Hannover 1878.

Grass K. K., Privatdocent, Grundriss der Offenbarung Johannis für gebildete Bibelleser, Riga 1904.

Gregory C. R., Prof., Canon and Text of the New Testament, Edinburgh 1907.

– Textkritik des Neuen Testamentes, B. I–III, Leipzig 1900, 1902, 1909.

Gry L., Le Millenarisme dans les origins et son develloppement, Paris 1904.

Guerike F., Prof., Fortgesetzte Beiträge zur historisch-kritischen Einleitung ins Neue Testament. Erste Lieferung: Offenbarung Johannis, Halle 1831.

Gunkel H., Prof., Aus Wellhansen's neuesten apocalyptischen Forschungen («Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» 1899, S. 581–611).

– Israel und Babylonien, Göttingen 1903.

– Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit, Göttingen 1895.

– Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments («Forschungen zur Rel. u. Lit. d. A. u. N. T.», herausgegeben v. W. Bousset u H. Gunkel, B. I, H. 1) Göttingen 1903.

Harnack Ad., Prof., Die Chronologie der altchristlichen Litteratur bis Eusebins, B. I. Leipzig 1897.

Haussleiter J., Prof., Beiträge zur Würdigung der Offenbarung des Johannes und ihres ältesten lateinischen Auslegers Victorinus von Pettau, Griefswald 1900.

– Die lateinische Apokalypse der alten afrikanischen Kirche (Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanons, Th. IV), Erlangen und Leipzig 1891.

Hehn J., Prof., Siebenzahl und Sabbat bei den Babyloniern und im Alten Testament, Leipzig 1907.

Hengstenberg E. W., Prof., Die Offenbarung des heiligen Johannes, B. I–II, Berlin 1861–1862.

Hertlein E., Die Menschensohnfrage im letzten Stadium, Berlin – Stuttgart – Leipzig 1911.

Hilgenfeld Ad., Prof., Historisch-kritische Einleitung in das Neue Testament, Leipzig 1875.

– Die Johannes – Apokalypse und die neueste Forschung («Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» 1890, S. 385–468).

– Die jüdische Apokalyptik in ihrer geschichtlichen Entwickelung, Jena 1857.

– Messias judaeorum, Lipsiae 1869.

Hirscht A., Die Apokalypse und ihre neueste Kritik, Leipzig 1895.

Holtzmann H. J., Prof., Evangelium, Briefe und Offenbarung des Johannes. Zweite Auflage. Freiburg i. B. und Leipzig 1893. (Hand-Commentar zum Neuen Testament, B. IV).

– Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie, B. I–II. Zweite Auflage. Tübingen 1911.

Hort E. I. A., Prof., The Apocalypse of St. John I–III, London 1908.

Huschke E., Prof., Das Buch mit sieben Siegeln in der Offenbarung St. Johannes 5, 1 u. tlg., Leipzig u. Dresden 1860.

Jeremias Alfr., Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 2 Auflage, Leipzig 1906.

– Babylonisches im Neuen Testament, Leipzig 1905.

– Monotheistische Strömungen innerhalb der babylonischen Religion. Leipzig 1904.

Jülicher Ad., Prof., Einleitung in das Neue Testament, Freiburg i. B. und Leipzig 1894.

Kabisch R., Das vierte Buch Esra, Göttingen 1889.

Kautzsch E., Prof., Die Apokryphen und Pseudepigraphen des Alten Testaments. Zweiter Band. Die Pseudepigraphen d. Alten Testaments. Tübingen 1900.

Keferstein S., Die Offenbarung St. Johannis nach rein symbolischer Auffassung, Gütersloh 1907.

Keim Th., Prof., Geschichte Jesu von Nazara B. I, Zürich 1867.

Kliefoth Th., Die Offenbarung des Johannes B. I–III, Leipzig 1874.

Köberle J., Babylonische Kultur und biblische Religion. München 1903.

Kohlhofer M., Die Einheit der Apokalypse. Freiburg i. B. 1902 («Biblische Studien», herausgegeben v. Bardenhewer B. VII, H. IV).

König E., Prof., Moderne Anschauungen über den Ursprung der israelitischen Religion. Langensalza 1906.

Köstlin K. R., Der Lehrbegriff des Evangeliums und der Briefe Johannis und die verwandten neutestamentlichen Lehrbegriffe, Berlin 1843.

Krüger P., Hellenismus und Jüdentum im neutestamentlicher Zeitalter, Leipzig 1908.

Larfeld W., Prof., Die beiden Johannes von Ephesus der Apostel und der Presbyter, der Lehrer und Schüler, München 1914.

Leipoldt Joh., Privatdocent, Geschichte des neutestamentlichen Kanons, Th. I–II, Leipzig 1907–1908.

Lightfoot I. B., Essays on the Work entitled Supernatural Religion, London 1889.

Lindenbein A., Erklärung der Offenbarung des Johannes, Braunschweig 1890.

Lücke Fr., Prof., Versuch einer vollständigen Einleitung in die Offenbarung Johannis und in die gesammte apokalyptische Litteratur, Bonn 1932.

Lueken W., Michael: eine Darstellung und Vergleichung der jüdischen und Vergleichung der jüdischen und der morgenländisch-christlichen Tradition vom Erzengen Michael, Göttingen 1898.

Lützelberger E. C. I., Die kirchliche Tradition über den Apostel Johannes und seine Schriften in ihrer Grundlosigkeit, Leipzig 1840.

Macdonald I. M., The Life and Writings of St. John, Second Edition, London 1880.

Marti K., Prof., Die Religion des Alten Testaments unter den Religionen des vorderen Orients, Tübingen 1906.

Ménégoz E., Prof., Une nouvelle hypothèse sur la composition de I’Apocalypse de Jean («Revue de Théologia et de Philosophie» 1887, p. 168–189).

Messner H., Die Lehre der Apostel, Leipzig 1856.

Michaelis J. D., Einleitug in die göttlichen Schriften des Neuen Bundes. Zweiter Theil. Dritte Ausgabe, Göttingen 1777.

Moffatt J., An Introduction to the Literature of the New Testament, Edinburh 1911.

Молчанов Н. Д. († архиеп. Никандр). Подлинность четвертого Евангелия и отношение его к трем первым Евангелиям. Тамбов 1883.

Moulton J. H., Prof., A Grammar of New Testament Greek. Third Edition, Edinburgh 1908.

Müller M. W., Die Apokalyptischen Reiter («Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» 1907, S. 290–316).

Neander A., Prof., Geschichte der Pflanzung und Leitung der christlichen Kirche durch die Apostel, Hamburg 1847.

Норов А., Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе, Спб. 1847.

Nösgen C. F., Prof., Geschichte der neutestamentlichen Offenbarung, B. II, München 1893.

Ньютон И., Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна, Петроград 1915.

Орлов Н., свящ., Апокалипсис св. Иоанна Богослова, Москва 1904.

Pfleiderer O., Prof., Vorbereitung des Christentums in der griechischen Philosophie, Halle 1904.

– Das Urchristentum, seine Schriften und Lehren, Zweite Auflage, B. II, Berlin 1902.

Prager L., Die Offenbarung Johannis, B. I–II, Leipzig 1901.

– Das Tausendjärige Reich, Leipzig 1903.

Radermacher L., Prof., Neutestamentliche Crammatik, Tübingen 1911.

Ramsay W. M., Prof., The First Christian Century, London – New – York – Toronto 1911.

– The Letters to the Seven Churches of Asia and their Place in the Plan of the Apocalypse. Second Edition, London 1906.

Rauch Chr., Die Offenbarung des Johannes, Haarlem 1894.

Reinach Th., Textes d'auteurs grecs et romains relatifs au judaisme, Paris 1895.

Renan E., Der Antichrist, Leipzig – Paris 1873.

Reymond A., L'Apocalypse, t. I–II, Lausanne 1904, 1906.

Rohr, Prof., Die apokalyptichen Sendschreiben in ihrer Bedeutung für die Verfassungsgeschichte («Theologische Quartalschrift» 1906, S. 369–390).

– Zur Einheitlichkeit der Apocalypse (ibid. 1906, S. 497–541).

Рыбинский Вл. П., проф., Библия и Вавилон, Спб. 1904.

– Вавилон и Библия (по поводу речи Ф. Делича на тему «Babel und Bibel»), Киев 1903.

Rückert, Prof., Die Begriffe παρθένος und ἀπαρχή in Apoc. 14, 4. 5 («Theologische Quartalschrift» 1886, S. 391–448; 1887, S. 105–132).

– Exegetisch-kritische Beleuchtung von Apoc. 22, 14 und 15 (ibid. 1888, S. 531–589).

Sabatier A., Prof., Les origines litteraires et la composition de I’apocalypse de saint Jean, Paris 1888.

Сагарда Н. И., проф. Первое соборное послание святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Полтава 1903.

Schiaparelli G., Die Astronomie im Alten Testament, Giessen 1904.

Schlatter A., Prof., Das Alte Testament in der johanneischen Apokalypse, Gütersloh 1912.

– Die Theologie des Neuen Testaments, Th. II, Calw und Stuttgart 1910.

Schmid Chr. Fr., Prof., Biblische Theologie des Neuen Testaments. Fünfte Auflage, Leipzig 1886.

Schmidt P., Prof., Anmerkungen über die Komposition der Offenbarung Johannis, Freiburg i. B. 1891.

Schmiedel P., Prof., Evangelium, Briefe und Offenbarung des Johannes nach ihrer Entstehung und Bedeutung, Tübingen 1906.

Scholten J. H., Der Apostel Johannes in Kleinasien, Berlin 1872.

Schrader E., Prof., Keilinschriften und das Alte Testament. Dritte Auflage, neu bearbeitet von H. Zimmern und H. Winckler, Berlin 1902. 1 Hälfte: Geschichte und Geographie von H. Winckler. 2. Hälfte: Religion und Sprache von H. Zimmern.

Schürer E., Prof., Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 4 Auflage, B. III, Leipzig 1909.

Selwyn E. C., The Christian Prophets and the Prophetic Apocalypse, London 1900.

Славянская книга Еноха («Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» 1899, IV).

Смирнов А. В., прот.-проф., Книга Еноха. Казань 1896.

– Книга юбилеев или малое бытие, Казань 1895.

– Псалмы Соломона, Казань 1896.

– Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами), Казань 1899.

– Заветы двенадцати патриархов, сыновей Иакова, Казань 1911.

Spitta Fr., Prof., Die Offenbarung des Johannes, Halle 1889.

Stanton V. H., Prof., The Jewish and the Christian Messiah, Edinburgh 1886.

Stave E., Über den Einfluss des Parsismus auf das Judentum, Haarlem 1898.

Steinmetzer Fr., Prof., Die Geschichte der Geburt und Kindheit Christi und ihr Verhältnis zur babylonischen Mythe, Münster i. W. 1910.

Stevens G. B., Prof., The Theology of the New Testament, Edinburgh 1899.

– The Johannine Theology, New-York 1895.

Swete H. B., Prof., The Apocalypse of St. John. Third Edition, London 1911.

Thiersch H., Die Kirche im apostolischen Zeitalter und die Entstehung der neutestamentlichen Schriften, Dritte Autlage, Augsburg 1879.

Thomson I. E. H., Books which influenced our Lord and his Apostles, Edinburgh 1891.

Tiefenthal F. S., Prof., Die Apokalypse des hl. Johannes, Paderborn 1892.

Успенский И. И., Вопрос о пребывании св. Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии («Христианское Чтение» 1879. ч. I, стр. 3–31; 279–332).

– Деятельность св. Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии («Христианское Чтение» 1879. ч. II, стр. 245–271).

Vischer E., Prof., Die Offenbarung Johannis eine jüdische Apokalypse in christlichen Bearbeitung, Leipzig 1886 («Texte und Untersuchungen» B. II, H. 3).

– Die Zahl 666 Apk. 13, 18 («Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» 1903, S. 167–174).

– Die Entstehung der Zahl 666 (ibid. 1904, S. 84–86.

Volkmar G., Prof., Commentar zur Offenbarung Johannes, Zürich 1862.

Völter D., Prof., Die Entstehung der Apokalypse, Freiburg i. B. und Tübingen 1882.

– Die Entstehung der Apokalypse. Zweite, völlig neu gearbeitete Auflage, Freiburg i. B. 1885.

– Das Problem der Apokalypse, Freiburg i. B. und Leipzig 1893.

– Die Offenbarung Johannis, 2 Auflage, Strassburg 1911.

Volz P., Jüdische Eschatologie von Daniel bis Akiba, Tübingen und Leipzig 1903.

Weber Ferdinand, Jüdische Theologie auf Grund des Talmud und verwandter Schriften. Zweite Auflage, Leipzig 1897.

Weber Otto, Die Literatur der Babylonier und Assyrer, Leipzig 1907.

Weidner R. F., Prof., Biblical Theology of the New Testament, Vol. II, New York and Chicago 1891.

Weiss Bernhard, Prof., Apokalyptische Studien («Theologische Studien und Kritiken» 1869, I, S. 7–59).

– Die Johannes – Apokalypse. Leipzig 1891 («Texte und Untersuchungen» B. VII, H. 1).

– Lehrbuch der Biblischen Theologie des Neuen Testaments. Sechste Auflage, Berlin 1895.

– Das Neue Testament, B. III. Zweite Auflage, Leipzig 1902.

Weiss Johannes, Prof., Die Offenbarung des Johannes, Göttingen 1904. («Forschungen zur Rel. u. Lit. d. A. u. d. N. T.» Heft 3).

Weizsäcker C., Prof., Das apostolische Zeitalter der christlichen Kirche. Zweite Auflage, Freiburg i. B. 1892.

Wellhausen J., Prof., Analyse der Offenbarung Johannis, Berlin 1907.

– Israelitische und jüdische Geschichte. Sechste Ausgabe, Berlin 1907.

– Skizzen und Vorarbeiten, H. VI (статьи: Des Menschen Sohn S. 187–215; Zur apokalyptischen Litteratur S. 215–249) Berlin 1899.

Wendland P., Prof., Die Hellenistisch-Römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum. Zweite und dritte Auflage, Tübingen 1912.

Westcott B. F., Prof., A General Survey of the History of the Canon of the New Testament, Cambridge and London 1889.

Winckler H., Prof., Keilinschriftliches Textbuch zum Alter Testament, Leipzig 1892.

De Wette W. M. L., Kurze Erklärung der Offenbarung Johannis, Leipzig 1848 (Kurzgefasster exegetisches Handbuch zum Neuen Testament B. III, Th. II).

– Lehrbuch der historisch-kritischen Einleitung in die kanonischen Bücher des Neuen Testaments, Berlin 1860.

X (аноним), Die hebräische Grundlage der Apokalypse («Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft» 1887, S. 167–171).

Zahn Th., Prof., Einleitung in das Neue Testament B. II. Dritte Auflage. Leipzig 1907.

– Apokalyptische Studien (Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben 1886, S. 32–45, 77–87, 337– 352, 393–405).

– Geschichte des neutestamentlichen Kanons, B. I – II, Erlangen und Leipzig 1888–1892.

– Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanons und der altkirchlichen Literatur, Th. VI: Apostel und Apostelschüler in der Provinz Asien, Leipzig 1900.

– Grundriss der Geschichte des neutestamentlichen Kanons, Leipzig 1901.

Zimmern H., Prof., Keilinschriften und Bibel nach ihrem religionsgeschichtlichen Zusammenhang, Berlin 1903.

Произведения древне-церковной письменности цитуются: мужи апостольские по изданию Funk'a: Patres apostolici, vol I; Ипполит – по Hippolytus» Werke herausgegeben v. Bonwetsch und Achelis, Leipzig 1897; Церковная история Евсевия – по изданию Heinichen’a, Lipsiae 1868; другие отцы и писатели церковные цитируются по изданию Migne’я с обозначением серии, тома и столбца текста.

Для текстуально-критических справок нам служили следующие издания:

1) Η Καινὴ Διαθήκη. Novum Testamentum, Textus Stephanici curanic F. H. A. Scrivener. Editio quarta, Londini MDCCCCVI.

2) Novum Testamentum Gracce cum apparatu critico curavit Fberhard Nestle, Stuttgart 1912.

3) Tischendorf C., Novum Testamentum graece, Volumen II, Editio octava, Lipsiae 1872.

4) Westcott B. F. and Hort F. J. A., The New Testament in the original Greek: Introduction, London 1896.

5) – Text, Cambridge and London 1881.

6) Hermann Freiherr von Soden, Prof., Griechisches Neues Testament: Text mit kurzem Apparat (Handausgabe), Göttingen 1913.

Все использованные нами книги, не вошедшие в этот список, сполна цитуются в надлежащих местах под строкою.


Источник: Апокалипсис св. апостола Иоанна Богослова : Исагогическое исследование / В.В. Четыркин. - Петроград : Тип. М. Меркушева, 1916. - XVII, 514 с.

Комментарии для сайта Cackle