П.В. Волков

Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа

Источник

Содержание

Об этой книге

К читателю (от научного редактора)

Сибирский прорыв

Часть I. От собирательства к науке Груз идеологии Образцовое мышление Необходимая осторожность Рождение науки Полицейские методы в археологии Любители и профессионалы Туманный горизонт Часть II. Эпоха камня Жилища Огонь Охота Кулинарные рецепты Опыт – мужчинам Серьёзная еда Серьёзные напитки Указания женщинам Несерьёзные напитки Сладости Хлеб Чай Орудия Хорошо ли режет каменный нож Мы и они Религия На пороге истории Часть III. Метаархеология Двери Наука и богословие Вид из пещеры Платона Каменный век на страницах Библии Начало рода Выбор цели Оборона имени  

 
Об этой книге

Естествознание имеет очень длительную и интереснейшую историю. Обозревая её, можно увидеть, что одни исследователи, чем пристальнее и глубже изучали окружающую нас природу, тем больше укреплялись в религиозной вере. Так было, например, и в дохристианские времена. Святой Апостол Павел в Послании к Римлянам писал, что «через рассматривание творений» люди могли уразумевать «вечную силу и Божество» (Рим.1:20). Но на исторических путях науки неоднократно появлялся и соблазн дать ответы на многие важнейшие вопросы, опираясь исключительно на собственный опыт. Один из наиболее известных плодов такого рода деятельности – это гипотеза о происхождении «человека от обезьяны», ставшая одним из краеугольных камней «научного атеизма», который насаждался в нашей стране как официальное вероучение.

В последнее время многое изменилось. О непротиворечивости достижений современной науки и христианского учения о сотворении мира написано уже много книг. О согласии с библейским взглядом на мироздание всё чаще говорят физики, геологи, математики и даже биологи. Но есть тема, которая до сих пор вызывает особое беспокойство так именуемых «светских гуманистов» – это история происхождения человека. В дискуссиях о достоверности Библии чаще всего задают именно этот вопрос, и здесь труднее всего найти корректный ответ.

Все популярные книги излагают исключительно дарвинистскую версию происхождения человека. Сейчас нет ни одного учебника, ни одной публикации, где бы доисторический период в жизни человечества не излагался бы или с позиции примитивного эволюционизма, или же не менее примитивного «научного креационизма».

Предлагаемая читателю книга замечательна по двум причинам: древнейшая история человечества изложена в ней с христианских позиций, и книга написана археологом профессионалом.

Автор книги – не просто археолог. Это один из ведущих ученых относительно молодого направления в современной археологии – экспериментального. «Экспериментальная археология» звучит необычно. Но такое направление в науке есть. Суть его методов в том, что все заключения экспериментально перепроверяются. Здесь есть четкое разделение между гипотезами-предположениями и уверенными заключениями экспертов.

Современная наука сейчас приходит к новым заключениям о нашем прошлом. О новом образе людей из «эпохи камня» и написано на станицах этой книги. Наблюдая за разнообразными сторонами жизни древних людей, читатель приходит к твёрдой уверенности, что наши далёкие предки практически не отличались от нас, что никаких существенных изменении с нашим родом не произошло. Прогресс был и есть только в технике. Но человек всегда был таким, как он есть сейчас – со своими прежними радостями и горестями, эмоциями, понятиями о добре и зле.

В этой книге нет характерного для инославных (да, к сожалению, и некоторых православных) специалистов по апологетике стремления «подогнать» науку под богословие или «подладить» богословие под «последнее слово науки». Становится очевидным, что наука сама, чем далее она развивается, тем больше приходит к пониманию необходимости сотрудничества с богословием ради восстановления целостного и спасительного для человека и человечества Мировоззрения.

Поссорить науку и Церковь вновь не удастся: надо честно относиться и к науке и к вере, и не стоит выдавать атеистические догмы прошлого за современное естествознание.

Протоиерей Борис Пивоваров

К читателю (от научного редактора)

Павел Владимирович Волков – доктор исторических наук, археолог, специалист в области палеолитоведения, автор целого ряда статей и монографий, посвящённых анализу и реконструкции древнейших технологий. Решение этих задач невозможно при опоре только на знание законов механики, теории сопротивления материалов или других «неодушевлённых» наук. Каменное орудие – это не только «продукт соударения тел». Это ещё и продукт человеческой мысли, его опыта, его эмоций. Попытка решить профессиональные задачи для П.В. Волкова означает необходимость понять логику действий древнего мастера, проникнуть в его мысли, постичь состояние его души, разглядеть личность изготовителя древних орудий.

Каменные изделия древности – это всегда отражение человеческого умения, темперамента, духа. Да и сам человек формировался отнюдь не только под воздействием сил природы... Этот, в общем-то, вполне очевидный, но далеко не всеми осознаваемый тезис вынуждает автора книги обратиться к вопросу происхождения религии, искать её корни в глубинах человеческой истории.

Полученные результаты удивляют и восхищают. Целый ряд сложнейших проблем современной науки изложен в книге в ясной и совершенно доступной форме. При этом автор нигде не опускается до упрощенчества. Будучи глубоким и тонким знатоком истории, археологии, хронологии, стратиграфии, палеогеографии, он даёт возможность читателю самому погрузиться в атмосферу научного поиска и совершенно осознанно воспринимать приводимые аргументы и заключения.

Читатель, минуя сомнительные приёмы научной фантастики, оказывается соучастником, сопереживателем забот и дел древнего человека, погружается в эпоху палеолита – древнейший период человеческой истории. Книга невольно заставляет задуматься об интеллектуальных возможностях, психологических, эмоциональных и духовных потребностях наших далёких предков. Что унаследовало современное общество? Что мы потеряли на протяжении последних тысячелетий и за последний десяток лет?

В настоящее время совершенно очевидно, что важнейшие проблемы, которые стоят перед каждым человеком и человечеством в целом, – отнюдь не технические. Уровень современной науки столь высок, что перед человеком практически не существует невыполнимых технологических задач. И главными барьерами на пути достижения поставленных целей являются вопросы этики и морали. Чем выше и надежнее эти барьеры, тем безопаснее движение человечества по пути исторического развития.

В III-й части книги автор обращается к «святая святых» археологии, антропологии и естествознания вообще – к вопросу о происхождении человека. Эта проблема находится на острие современной научной мысли. Здесь же отражены все сложности и противоречия, возникающие на нашем пути постижения Божьего Замысла. Актуальность этой темы трудно переоценить. В докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в октябре 2004 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет отметил: «Учение Церкви по существу своему антропологично, потому что Откровение Божие обращено к человеку и направлено на его духовное преображение и спасение.... Особо следует подчеркнуть важность для современного православного богословия осмысления теоретических результатов фундаментальной науки, прежде всего в области, касающейся вопросов происхождения Вселенной и происхождения жизни».

Предлагаемая автором концепция происхождения человека логична и естественна. Интерпретации не противоречат данным современной палеонтологии, а древо генезиса человечества выглядит вполне приемлемым и для специалистов-антропологов. Защита христианского Мировоззрения строится здесь не только на критике оппонентов. Читатель увидит более полный подход к задачам апологетики, – этот труд позитивен и созидателен.

Имя французского археолога Тейяра де Шардена упоминается в тексте не часто, но читателю совершенно очевидно, что в первую очередь именно его суждениям о человеке автор противопоставляет свой, совершенно иной, глубоко продуманный и гармоничный взгляд на мир. Книга представляет собой существенный вклад в дело сближения богословия и науки. А без этого невозможно и столь необходимое сейчас единение наших усилий для познания и понимания Мира.

Раскрытая Вами книга не нуждается в каких-либо специальных оценках. Читатель сразу почувствует искренность и компетентность автора, его честность и литературный талант при обсуждении самых сложных научных и моральных проблем. Свои мысли и убеждения автор высказывает и формулирует вполне определённо, но он и не торопит читателя, не призывает его к принятию сиюминутных решений. Духовная жизнь человека сложна, бесконечна и многообразна, однако эта книга ясно показывает путь, двигаясь по которому мы можем и должны найти ответы на многие наши вечные вопросы.

Доктор биологических наук, профессор, заведующий Лабораторией млекопитающих Палеонтологического Института РАН А.К. Агаджанян

Сибирский прорыв

В истории науки этой книге, несомненно, принадлежит особое место – она имеет отчётливо фундаментальный характер. Всё необходимое изложено предельно ясно, полно и прямо. Благородство мысли – явление всегда редкое. Нo, есть ещё один немаловажный аспект. Это – место написания книги.

Всё произошло именно там, где и должно быть.

Такая работа могла быть сделана только в России и только в Сибири – стране открытых и сильных духом людей.

Город Ново-Николаевск был промыслительно основан в географическом центре Российской Империи. В XX веке он становится Новосибирском. Здесь же создаётся и крупнейший научный центр – Академгородок. Пятнадцать дет назад на его земле строится православный Храм, главный престол которого освящён во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. Это было мистически знаковое событие. С этого момента научный Городок приобрёл свою естественную полноту, гармонию и долгожданную целостность – отечественная наука вошла под небесное покровительство великих подвижников России.

Мы начинаем своё возвращение к своим тысячелетним традициям. И иного пути у нас – нет. Россия не может быть не Православной, а её наука – безбожной, ибо «наука неотрывна от породившей её национальной культуры: наука есть органическая сила народной жизни и истории, живое дыхание народного духа; и, в то же время, наука есть величайшая национально-воспитательная сила, которая именно для того излучилась из народной души и сосредоточилась в особый очаг, – очаг мысли и знания»1.

Россия будет возрождаться из Сибири. Здесь – её сердце.

У нашего Отечества особая судьба. Нe всё даётся легко, но настанет время, и по тем же словам Ивана Ильина, «на фронтоне нашей Московской Академии будет однажды восстановлена мудрая и благая надпись: „Свет Христов просвещает всех!“.

Действительный член Императорского Православного Палестинского общества и Высшего Творческого совета Союза писателей России

К. Раш

Пока наука располагала сравнительно небольшим количеством фактов – у археологов был шанс построить вполне стройную гипотезу о происхождении человека. Когда фактов накопилось больше – привязать всё к версии нашего генезиса от вымерших приматов стало труднее. Сейчас это стало почти невозможным...

Остаётся предположить, что появление человека в мире – вообще нелогично.

* * *

1

Ильин. Идея национальной науки // Русский колокол, 1930.


Источник: Феномен Адама : Экспериментальная археология о человеке до Потопа / Павел Волков. - Новосибирск : Изд. дом «Сова», 2008. - 319 с.

Комментарии для сайта Cackle