протоиерей Лев Липеровский

Источник

ИСЦЕЛЕНИЕ КРОВОТОЧИВОЙ ЖЕНЩИНЫ И ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ НАЧАЛЬНИКА СИНАГОГИ

(Мф. 9:18–26 Мк. 5:22–43; Лк. 8:41–56)

Эти два чуда рассказаны синоптиками в связи одного с другим. Начало одного чуда прерывается повествованием о другом. Связь по времени, возможно, имеет и внутренний смысл, т. к. в обоих случаях – как у Иаира, так и у кровоточивой женщины проявляется исключительная сила веры, следствием которой явились величайшие чудеса. Об этих чудесах, совершенных в Капернауме, позднее Сам Христос с горечью говорил: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы силы, явленные в тебе, были явлены в Тире и Сидоне», (т. е. в языческих городах), «то они давно бы во вретеще и пепле покаялись...»

Евангелист Марк дает нам более подробный рассказ об упомянутых чудесах. Он говорит так:

«И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усиленно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним...»

Иаир нисколько не сомневался, что Христос возложением Своих рук, может предупредить смерть умирающей дочери, тем более, что он, конечно, знал об недавно происшедшем здесь же, в Капернауме, исцелении Христом смертельной болезни сына царедворца. Но там Христос сказал лишь слово, – заочно исцелил, а здесь Христос лично пошел в дом просителя. Это несомненно успокоило и обрадовало Иаира, но тут случилось неожиданное событие, которое на некоторое время задержало Христа, не вызвав в Иаире, ни тени досады, или нетерпения за промедление.

Во время пути Иисуса Христа сопровождало «множество народа, и теснили Его». Всем хотелось быть ближе к Чудотворцу и Наставнику. И вот: «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела, от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав о Иисусе, подошла сзади в народе я прикоснулась к одежде Его. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (Мк. 5:25–28).

Нам не трудно представить себе образ этой несчастной женщины, доведенной до отчаяния безнадежной болезнью и полным разорением. Что это была за болезнь? Возможно, что это была маточная фиброма, которая, в запущенном состоянии, могла бы быть излечена только оперативным путем, но в те времена хирургических операций не знали, а по всей вероятности, лечили только природными наркотиками, что в конце концов вело к полному истощению организма и, конечно, к смерти.

Женщине стыдно было показываться на глаза врачам и, тем более, она никогда не решилась бы рассказывать о своей болезни, да еще при народе, такому окруженному славой, всеисцеляющему Врачу, каким был в глазах всех людей Наставник из Капернаума. Но в душе ее родилась, «Богом данная, непоколебимая вера в то, что именно Он, единственно Он, этот Учитель, может исцелить ее от мучительного недуга. И поэтому, как только услышала, что́ приближается окруженный толпою людей Иисус, пробралась сзади в народе и... безмолвно коснулась одежды Его... и «тотчас», как свидетельствует евангелист Марк, «иссяк у ней источник крови; и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Кто в своей жизни хворал долгие годы, испытывая при этом день и ночь непрекращающиеся боли, щемящие душу и искажающие все представление об окружающей действительности, тот знает, что значит хотя бы на короткое время, освободиться от мучений, вздохнуть полной грудью, почувствовать себя здоровым, хоть одну ночь поспать без болей, без отвращения к своему собственному телу – это такая радость! А если бы совсем выздороветь?! Вот тогда бы началась поистине новая, светлая жизнь. Но где этот врач, который может исцелить безнадежно-больного?!

Кровоточивая женщина нашла своего Врача. Быть может, никогда не видав Его раньше, и увидев теперь, она поняла и уверовала, что сила, исходящая от Него и исцеляющая всех, излечит и ее болезнь. И действительно, одно только прикосновение к Его одежде вернуло ей полное здоровье. Она сразу же «ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Далее, евангелисты свидетельствуют, что «в то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мк. 5:30).

При чтении этих слов многие недоумевают и спрашивают: что это за «сила», которая исходила от Христа, что Он Сам чувствовал ее исхождение? Магнетизм? Электричество? Или еще какая другая материальная сила? «Ибо от Него исходила сила и исцеляла всех..., – сказано в другом месте Евангелия. Да, может быть это была и материальная «природная» сила, свойственная абсолютно-здоровому телу, каковым было тело Нового, Безгрешного Адама. Вообще говоря, здоровое (хотя всегда, конечно, и не абсолютно-здоровое) тело человека обладает колоссальными силами всех качеств, но эти силы могут быть использованы человеком – по неумелости греховного ума, сердца и духа, – только в самой малой степени. И, в такой же степени, они могут быть и переданы, и восприняты, от одного человека к другому. Отсюда необходимость для исцеления больных – веры исцеляющего и исцеляемого. Исцеляющая сила Христа была как лучи солнца, – возрождающие жизнь земли и убивающие все болезнетворные начала. Но лучи солнца могут проникнуть в дом только в том случае, если все окна открыты, или стекла окон промыты. Так и человек может воспринять исцеляющую силу Христа, только тогда, когда душа его открыта верою и очищена покаянием, т.е. сознанием своих грехов с жаждою перемены своей жизни. Если для этой истины искать параллели в законах природы (а они суть всегда и везде, без исключения, законы Бога-Творца), то можно вспомнить о современных радио и теле-аппаратах, где воспринимающая «станция» только тогда воспримет волны «отправляющей станции», когда она сама исправна и соответственно настроена.

Итак, прикоснувшись с верою к одежде Христа, женщина почувствовала, что «тотчас иссяк у ней источник крови» – т.е. говоря медицинским языком, – кровоточащая опухоль внезапно перешла в стадию инволюции – «рассосалась», как это бывает в начальных фазах этой болезни.

Женщина хотела сохранить в тайне свое излечение, но Христос искал ее в толпе, и тогда она, «в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала всю истину». И здесь Господь успокоил ее, т. к. в душе женщины было смятение и страх перед Христом и перед толпой: таившись от всех, она теперь внезапно стала центром внимания множества людей, в ней были – и радость выздоровления, и боязнь за свою вину самовольства и т. д. Но Христос – ободрил ее, дал мир и благословение на дальнейшую жизнь: «Он сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:34).

И когда Господь давал Свое благословение женщине, а Иаир, полный тревоги и надежды, стоял возле, приходят к нему и говорят: «дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?»

Но не успел Иаир вымолвить слова, как «Иисус, услышав сии слова, – свидетельствует Марк, – тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй», и уже не медля, пошел к нему в дом. Вся толпа ринулась за ними, – но Христос «не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова».

Далее мы являемся незримыми свидетелями необычайного чуда, подобного которому Христос еще не совершал ни разу. Он воскресил только что умершую двенадцатилетнюю девушку – дочь Иаира. Как это произошло?

Мертвая девушка лежала во внутренних комнатах, а снаружи царило смятение, плач и жалобное завывание свирелей. Проходя сквозь группу плакальщиков, Христос сказал им: «что смущаетесь и плачете? девица не умерла, по спит». (Мк. 5:39).

Эти слова вызвали смех окружающих, они почли их нелепостью – «зная, что она умерла» (Лк. 8:53). Но Христос, выслав всех, взял с Собою отца и мать девицы, а также трех учеников и вошел туда, где девица лежала, и взяв ее за руку, сказал: «Талифа куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала», – как свидетельствует евангелист Марк, – и начала ходить; ибо была лет двенадцати». Евангелист Лука добавляет: «И возвратился дух ее»... «и Он велел дать ей есть». «Видевшие это, – говорит Марк, – пришли в великое изумление».

Разумеется, нельзя было не изумиться этому невероятному чуду, которое Христос сотворил как знамение Своей власти над смертью, как проявление Своей любви и жалости к великому человеческому горю и как силу, утверждающую и венчающую непоколебимость веры отца девицы. Но оно не было совершено Христом для доказательства Своего Бого-Сыновства и для «популярности» в народе – ибо «Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал».

Приводимые ев. Лукой точные арамейские слова «Талифа куми» дают возможность человечеству во все века как бы слышать своими ушами и повторять звуки голоса, произносимые Самим Господом нашим Иисусом Христом.

Самый факт смерти дочери начальника синагоги, как он описан евангелистами, казалось бы, не подлежал сомнению, однако, иногда слышны голоса, что настоящей смерти здесь, собственно, не было – девица впала в бессознательное состояние, или уснула глубоким летаргическим сном, о чем как бы и Сам Христос сказал плачущим: «девица не умерла, но спит». – Но ведь Христос и про умершего, четверодневного в гробу, Лазаря, сказал: «Лазарь, друг наш, уснул», хотя Лазарь несомненно был мертв. А здесь евангелист Лука (он же и врач) прямо говорит: «и возвратился дух ее», значит, дух отходил от тела, т.е. была смерть.

Не разбирая здесь вопроса о «видах смерти», которые бывают многообразны, отметим только, что вообще говоря «смерть» есть явление сложное, и не всегда все тело, во всех его составах и частях, прекращает свою деятельность сразу. Например, человек может лишиться сознания и никогда уже не вернуться к нему, хотя тело его может продолжать еще долго свою жизнедеятельность. Но, в сущности, это уже смерть. Или: человек может заживо постепенно разлагаться, омертвевать по частям, сохраняя при этом сознание. Это тоже смерть. Или: человек может лишиться духа – отлетает дух. С ним вместе прекращается сознание, а тело еще продолжает некоторое время жить. По существу же – это есть самая настоящая смерть, или предверие смерти... Если дух не «вернется», то тело и душа (сознание, интеллект, чувство) никогда уже не восстановят своих функций. Но кто может «возвратить дух»? Только Тот, Кто властвует над ним: – один Бог. Это и совершил над умершею девицей, в Капернауме, Всемогущий Владыка над всеми силами природы и духа – Богочеловек Иисус Христос.


Источник: Чудеса и притчи Христовы / Лев Липеровский – Paris : Ed.de l Exarchat patriarcal russe en Europe occidentale, 1962. - 177 с. (Recueil d~etudes orthodoxes)

Комментарии для сайта Cackle