ИСЦЕЛЕНИЕ СУХОРУКОГО
(Мк. 3. 1–8; Мф. 12:9–15; Лк. 6:6–11)
«Суббота для человека, а не человек для субботы».
Чудо исцеления сухорукого в Галилейской синагоге тесно связано с учением Иисуса Христа о почитании дня субботы. Книжники и фарисеи постоянно обвиняли Христа, что Он «не хранит субботу» и, таким образом, нарушает данную через Моисея заповедь Божию. А Христос, говоря о Себе, что Он «пришел не нарушить закон, а исполнить», в то же время – с точки зрения фарисеев – постоянно, и как бы нарочно, Своими чудотворными деяниями нарушал святость покоя субботнего дня. Это приводило «в бешенство» врагов Христа.
Христос видел крайнее раздражение фарисеев и, тем по менее, продолжал исцелять в субботу. Зачем Он это делал? Не лучше ли было, рассуждая по человечески, из экономии сил, в этом пункте уступить фарисеям? – и не исцелять на их субботних собраниях в синагогах? Но это были бы рассчеты чисто-человеческие, компромиссные, не совместимые с учением об Истине. Уступить фарисея л, в их бездушном формализме, было нельзя.
Конечно, заповедь о субботе была дана людям Самим Богом. И дана в самой торжественной и грозной обстановке исторической жизни Израиля. «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу и стали у подошвы горы, – говорит Бытописатель, – «гора язе Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею» (Исх. 19:17–20) – далее следует беседа Бога с Моисеем и текст изреченных Богом десяти заповедей, иссеченных на каменных скрижалях и легших в основу всего дальнейшего Моисеева законодательства Израилю.
Среди этих заповедей на 4-м месте стоит и заповедь о субботе: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота, Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твои, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». (Исх. 20:8–11).
Человек создан богоподобным, а посему богоподобие его должно отражаться и в его жизни: шесть дней должны быть посвящены творческой деятельности созидания «тела жизни», а седьмой день – созерцанию красоты Божьего мира, покою от житейских дел и духовной радости максимального, доступного человечеству общения с Богом.
В то же время, свободный от житейских трудов и забот, «седьмый день» дан человеку, чтобы он не осуетился, не забыл в непрерывности будничных дел главной цели жизни – райской жизни в Боге, не забыл потерянного безгрешного блаженства; чтобы человек в непрерывности своей «борьбы за существование» не эксплуатировал корыстно ни своих собственных сил, ни сил своих сотрудников-людей, и даже животных.
«Потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний; чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты». (Втор. 5:14–15).
Такова непреложная заповедь Божия. Но всякую, хорошую, полезную мысль, ухищрениями человеческих страстей и похотей, и лукавством рассуждений, можно довести до логических противоречий и полной нелепости. Если это касается человеческих мыслей, то это знак недобросовестности ума и сердца, а если касается искажения заповеди Божией – то здесь уже хула на Бога и величайший грех. Вот почему Христос «не уступал» евреям в их понимании субботы. Они совершенно исказили эту заповедь. В их понимании, учение о хранении субботы утратило истинный дух, а оставило только форму, да и эту форму лукавством логики своего порочного ума они довели до абсурдов, оправдывающих холодный формализм и жестокосердие.
Итак, Синайская заповедь о субботе не только не была упразднена Иисусом Христом, но восстановлена в ее чистом, духовном смысле, как заповедь любви человека к человеку во имя Бога. – «Суббота для человека, а не человек для субботы», – сказал Богочеловек. «Сын человеческий есть господин и субботы», – это значит: все к услугам человечества для его спасения. Нет места формализму там, где царствует Сын Человеческий, пришедший спасти мир от греха, болезни и смерти.
Рассказу об исцелении сухорукого, как мы видим, у всех синоптиков предшествует повествование о «срывании учениками колосьев», когда Христос проходил засеянными полями. На упрек фарисеев, что ученики Христа «делают в субботу, чего не должно делать», Он ответил им примером Давида, который имея нужду в пище, «вошел в дом Божий, при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним» (1Цар.21:6).
А также спросил их: «Не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» На это фарисеи не могли дать ответа, т. к. давно утратили понятие об истинном смысле субботнего дня. И тем более они не могли представить себе, что с ними здесь, теперь, говорил «Тот, Кто больше храма» – именно, «Сын Человеческий», Который «есть господин и субботы».
Затаив свое возмущение действиями и учением Христа и, однако, сопровождая Его повсюду, книжники и фарисеи пришли в синагогу, где учил Господь. «Там был человек, у которого правая рука была сухая... наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали».
Молчали потому, что им нечего было ответить по существу и, в особенности, потому, что их душила бессильная злоба против Того, Кто только что сказал о Себе, что «Он господин и субботы» и Кто, нисколько не таясь, открыто, словом и делом, обличал их жестокосердие. Приведя к молчанию фарисеев, Христос еще раз задал им вопрос: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро» – заключил Христос, и этим ниспроверг все ухищрения Талмуда, восстановив истинное понимание закона Синайской горы. Фарисеи продолжали молчать. И тогда Христос, посмотрев «с гневом» на лукавых врагов Истины и «скорбя об ожесточении сердец их», сказал больному человеку: «протяни руку твою. И он протянул: и стала она здорова, как другая».
Далее Евангелие говорит, что, увидав и услышав все это, фарисеи «пришли в бешенство» и, выйдя из синагоги, «немедленно составили совещание с иродианами против Него, как бы погубить Его». Ни слово, ни дело Спасителя, не образумило гордости фарисеев.
Узнав о заговоре против Себя своих врагов, «Иисус удалился оттуда», говорит ев. Матфей, «и последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех».