протоиерей Лев Липеровский

Источник

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛУГИ СОТНИКА В КАПЕРНАУМЕ

(Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10)

Можно думать, что Христос любил Капернаум. Это был «Его город» (Мф. 9:1), куда Он, оставив Назарет, после заключения в темницу Иоанна Крестителя, поселился (Мф. 4:13), на время своей жизни в Галилее, в котором явил много сил и чудотворений (Мф. 11:23). Однако Господь не имел здесь своего постоянного жилища, и приходя, уходя и возвращаясь вновь, пользовался ночлегом и гостеприимством своих друзей и учеников, как Петр, Андрей и др. Город был расположен на невысоком холме Тель-Хум, на северо-западном берегу Галилейского озера, недалеко от впадения в него священной реки Иордан. Во времена Христа Капернаум был хотя и небольшим, но цветущим и богатым городом с замечательно красивыми окрестностями.

Он находился на распутьи больших торговых дорог, по которым тянулись караваны, одни – из Дамаска в Иерусалим и на юг до Египта, а другие – в Финикию, к берегам Средиземного моря, в знаменитые города Тир и Сидон и другие места. Здесь, по торговым делам, сходились люди самого различного сорта: иудеи, галилеяне, греки, римляне, египтяне, сирийцы, разнообразные жители Востока, Запада и передней Азии. Лежащая близ города долина Геннисаретская почти круглый год цвела самой роскошной растительностью, а светлые воды озера, переполненные и теперь множеством рыб, по всем направлениям пересекались рыбачьими лодками. Повсюду кипела жизнь многолюдного населения. Город был «узловым» и в нем стоял римский военный гарнизон. В настоящее время от древнего Капернаума осталась лишь груда беспорядочных развалин, к которым путешественнику трудно пробраться через заросли колючих кустарников, бурьяна и крапивы. При виде этого хаоса и запустения, невольно вспоминаются слова Спасителя: «и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься».

По свидетельству евангелистов исцеление слуги сотника Христос совершил после возвращения Своего с горы Блаженств, «когда Он, окончив все слова Свои» (т. е. нагорную проповедь) «к слушавшему народу, вошел в Капернаум» (Лк. 7:1).

В городе жил римский сотник, вероятно, командир местного гарнизона, у которого тяжко заболел любимый слуга. Оба были язычники. Услышав, что Иисус пришел в город, римлянин решил просить знаменитого Врача и Учителя исцелить его слугу.

По рассказу ев. Матфея сотник лично подошел ко Христу, тогда как, согласно Луке, он говорил со Христом через иудейских старейшин. Эти старейшины, «придя к Иисусу, – свидетельствует евангелист, – просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу».

Хотя сотник и был несомненно добрый человек и, по-видимому, под влиянием иудеев верил в единого Бога, но все же он был римлянин и язычник, и едва ли «старейшины» искренне считали его «достойным». Иоанн Златоуст думает, что это была «лесть» иудеев в отношении человека влиятельного в городе и благотворителя. Сам сотник, как увидим, далеко не считал себя «достойным» милости и помощи Христа. Как язычник, уверовавший в единого Бога, но не принадлежащий к «народу Божию – Израилю», он смиренно помогал этому народу (любил его и построил синагогу), как бы со стороны. С ним было так, как бывает с уверовавшими в Бога атеистами, которые еще не приняли святого крещения, но, войдя в храм и стоя где-нибудь в уголке на последнем месте, молятся и плачут так, как быть может никто другой из привычно-верующих: душа их бывает переполнена смирением и любовью к Богу.

Услышав от старейшин просьбу сотника, Господь тотчас же «пошел с ними». Казалось, чего большего мог ожидать сотник, когда просьба его была услышана и Всеисцеляющий Врач сказал: «Я приду и исцелю его, – и уже шел к нему в дом, чтобы исцелить больного слугу? Однако на пути Христа случилось неожиданное для всех и удивившее Самого Христа замечательное духовное событие. Именно – римлянин, по духовным побуждениям, отказался принять у себя Христа. Евангелист Лука говорит об этом так: «Когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей – сказать Ему: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе...»

В этих словах его выразилось крайнее, вряд ли понятное для психологии старейшин иудейских смирение: смирение римского офицера пред Иудейским Пророком. Дальнейшие слова сотника были еще более удивительны и чудесны. В них он исповедал свою веру во Христа не только, как прославленного иудейского Пророка и Целителя, но как Господа, которому подвластны все духовные силы мира; он, языческий сотник, обнаружил свою веру не только в «бытие духа», но даже прозрел и закон иерархии в этом духовном бытии.

Он сказал Христу: «скажи только слово и выздоровеет слуга мой». И тут же обнаружил свою веру в могущественное Слово Христа: «Ибо я», – сказал сотник, – «и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходят; и слуге моему: «сделай то», и делает» (Мф. 8:8–9).

Этим кратким примером сотник установил параллель между мирской, военной иерархией земных отношений, и иерархией отношений в мире духовном. Смысл этой параллели таков: офицер гарнизона получает свою власть от лиц выше его стоящих, в конце концов от Римского Императора; сила этой власти непререкаема. В духовном мире – источник власти и силы есть Бог, Христос имеет власть от Бога и эта власть непререкаема над всеми духовными силами, как светлыми, так и злыми (изгнание бесов), над стихиями материального мира, над болезнью и смертью людей.

Откуда, спросим мы, мог все это знать римский язычник? Его прозрение в тайны жизни человека и его вера во Христа поистине поразительны, чудесны, достойны всякого удивления. И Ев. Лука, говорит: «Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». А сотнику Он сказал (через посланных, а м. б. и лично, когда уже подходил совсем близко к дому, и сотник вышел к Нему): «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:13). Ев. Лука к этому добавляет: «Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» (Лк. 7:10).

Откуда же, действительно, у римского офицера явилась такая вера, какой Христос не встретил даже среди избранного народа? Видимо, вера эта родилась из смирения человека, а смирение приобретается волей к добру, любовью и подвигом жизни. Римские воины были людьми волевыми и деятельными. Кроме того, сей воин нашел в своем сердце любовь и к народу, ему чуждому по крови и быту, а также и к своему слуге – рабу. Он, как видно, имел широкое в любви и открытое к Истине сердце. Невольно для себя он стал провозвестником вхождения в Царствие Божие всех народов земли.

Видя его веру, Христос сказал Иудеям: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом, в Царстве Небесном; А сыны царства» (т. е. неверующие, не узнавшие своего Царя и Мессию Иудеи) «извержены будут во тьму внешнюю...»


Источник: Чудеса и притчи Христовы / Лев Липеровский – Paris : Ed.de l Exarchat patriarcal russe en Europe occidentale, 1962. - 177 с. (Recueil d~etudes orthodoxes)

Комментарии для сайта Cackle