Источник

Беседа 20

(по общему счету 360)

Об одном донатисте, обратившемся к Церкви

8Благодарение Богу! Братия, порадуйтесь за брата вашего, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Слава терпению и милосердию Господа Бога нашего; терпению, потому что терпел Он упорствующего; милосердию, потому что благоволил принять обращающегося. Это виноградник, где я не трудился; в другом тратил я силы свои. О, виноградник, возлюбленный Господом моим! Не только нисколько не был полезен я тебе, но даже против тебя служил врагу твоему. С большим рвением расточал я, когда не собирал для тебя. Слава насадителю твоему, у Коего не остается плата работников, призванных даже в позднейший час. Поздно прихожу я, но не отчаиваюсь в получении динария (Мф.20:9). Я был прежде хулителем, гонителем и обидчиком Тебя, но помилован, потому что делал это «по неведению» (1Тим.1:13). Хранил я слова родителей моих, не патриархов, пророков и апостолов, но родителей плоти моей. Но не пошел я до конца за плотью и кровью, последовал за истиной, будучи побежден ею, и успокоился теперь, возвратившись к единству. Разве не читал я того же Писания, что и теперь читаю? Но так же точно и тот учитель языков, сосуд избранный, из Савла ставший Павлом, из высокомерного смиренным, из губителя пастырем, из волка агнцем, «Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Флп.3:5), воспитанный у ног Гамалиила (Деян.22:3), не знал сначала о Христе, что Он возседает на небесах, не позволял чтить Его на земле. Не ведая, воспевал устами веру в Него, в Его страдания и воскресение (т.е. признавал и читал ветхозаветные пророчества, в коих говорилось о страданиях и воскресении Иисуса Христа) и, неистовствуя в заблуждении, производил опустошения. Согласно пророчествам, в которых с малых лет был он (Савл) воспитан, Христос уже, восстав из мертвых, сидел одесную Бога (in coelo), а он все еще ослеплен был ложью своих родителей, что ученики украли Его из гроба. Так и я блуждал кругом около церкви кафолической, распространенной всюду по земле, по слову Божественного Писания, и меня делали глухим к Нему от родителей перешедшие ложные слухи о предателях. Я сравниваю себя с Павлом не по заслугам, а по грехам. Ведь хотя я и не заслужил быть столь великим, однако, до своего обращения не был и столь злым. Он не узнавал жениха из книг, которые читал; я не узнавал невесты. Кто открыл ему о прославлении Христа в словах: «Будь превознесен выше небес, Боже», тот же открыл мне о распространении Церкви в словах, которые следуют дальше: «над всею землею... слава Твоя» (Пс.107:6) То и другое свидетельство ясно для видящих, но сокрыто от слепых. Тому отверзло глаза крещение во Христа, а мне мир Христов. Того баня святой воды соделала новым, а мне любовь покрыла множество грехов моих.

* * *

8

Произнесена за бдением в память Максимиана (ad vigilias Maximian) – вероятно, одного из мучеников африканских. Беседа произносится как бы от лица обратившегося.


Источник: Проповеди блаженного Августина : (Доб. к кн.: "Блаженный Августин, как проповедник") / Пер. с латин. яз. на рус. прот. Дмитрий Садовский. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1913. - V, 228, II с.

Комментарии для сайта Cackle