Глава XVIII
Любовь – от Бога
37. Все эти заповеди приязни и любви столь многочисленны и столь велики, что все, кажущееся человеку совершаемым им хорошо, если совершается без любви, никак не может совершаться хорошо; итак, эти заповеди любви напрасно были бы даны людям, лишенным свободного решения воли, но поскольку преподаются они через закон Ветхий или Новый (притом что в Новом явилась благодать, обещанная в Ветхом, а закон без благодати это убивающая буква, в то время как в благодати – животворящий дух), – то откуда в людях любовь к Богу и ближнему, если не от Самого Бога? Ибо если она не от Бога, но от людей – побеждают пелагиане, если же от Бога – мы побеждаем пелагиан. Итак, пусть воссядет между нами как судья апостол Иоанн и пусть скажет нам: Возлюбленные! будем любить друг друга. И когда они начнут на основании этих слов Иоанна превозноситься и говорить: «Зачем нам дается эта заповедь? Не потому ли, что мы сами по себе можем иметь взаимную любовь?» пусть продолжит немедленно тот же Иоанн, посрамляя их и говоря: Потому что любовь – от Бога204. Итак, не от нас любовь, но от Бога. Зачем же тогда сказано: Будем любить друг друга, потому что любовь – от Бога? Не для того ли, чтобы заповедью свободное решение было подвигнуто взыскать дара Божия? Но без всякого плода подвигалось бы оно, если прежде не получило бы некой части любви, чтобы взыскать затем прибавления того, благодаря чему может исполнить заповеданное. Когда говорится: Будем любить друг друга, – это закон; когда говорится: Потому что любовь от Бога, – это благодать. Ведь премудрость Божия закон и милость на языке носит205. Потому и в псалме написано: Ибо благословение даст Тот, Кто дал закон206.
Мы не возлюбили бы Бога, если бы прежде Он не возлюбил нас
38. Итак, никто да не обманывает вас, братия мои: мы не возлюбили бы Бога, если бы Он прежде не возлюбил нас. Тот же Иоанн вполне ясно показывает это, говоря: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас207. Благодать делает нас любителями закона, сам же закон без благодати делает лишь преступниками. То же самое показывает нам и Господь, когда говорит ученикам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал208. Ведь если мы прежде возлюбили Его, так что за эту заслугу Он возлюбил нас, то и избрали мы Его прежде, чтобы удостоиться избрания от Него. Но Сама Истина говорит иначе, ясно возражая этой суетности людей: Не вы Меня избрали. А если не вы избрали [прежде], то, несомненно, и не вы возлюбили, ибо как бы они избрали Того, Кого еще не возлюбили? Но Я, – говорит Он, – вас избрал. Разве позже не избрали и они Его, разве не покинули все блага этого века? Но они избрали, поскольку были избраны, а не избраны были, поскольку избрали. Нет никакой заслуги у избираемых людей, если не предварит их благодать избирающего Бога. Поэтому и апостол Павел, благословляя фессалоникийцев, говорит: А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем209. Это благословение, благодаря которому мы любим друг друга, дал Тот, Кто прежде дал закон, чтобы мы любили друг друга. Также и в другом месте говорит им же (несомненно, в некоторых из них уже было то, что он выше желает, чтобы было в них): Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами210. Он сказал это, чтобы не стали они превозноситься из-за того добра, которое имели от Бога, полагая, что имеют его от самих себя. «Итак, поскольку возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, мы должны, – говорит он, благодарить Бога за вас, а не хвалить вас, как будто вы имеете это от самих себя»
Любовь, мир, вера – великие дары от Бога
39. И в Послании к Тимофею [апостол] говорит: Ибо дал нам Бог духа не страха, но силы и любви и целомудрия211. Читая это апостольское свидетельство, мы непременно должны остерегаться, как бы не посчитать, будто мы не принимаем духа страха Божия, который, несомненно, есть великий дар Божий, как говорит пророк Исайя: И почиет на нем дух премудрости и разума, дух совета, и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Господня212. Мы должны понимать здесь не тот страх, по которому Петр отрекся от Христа, но страх, о котором Сам Христос говорит: Бойтесь того, кто может и душу и тело ввергнуть в геенну; да, говорю вам, того бойтесь213. Это сказал Он, чтобы мы не отреклись от Него из-за того страха, которым был смущен Петр. Ибо подобный страх желает Он удалить от нас, когда выше говорит: Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать214. Итак, мы приняли не дух этого страха, но получили дух силы и любви и целомудрия. Об этом духе апостол говорит также и в Послании к Римлянам: Хвалимся и страданиями, зная, что страдание производит терпение, терпение – опытность, опытность надежду, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам215. Итак, не по нашим силам, но по действию Духа Святого, данного нам, благодаря той самой любви, которую апостол ясно называет даром Божиим, бывает так, что страдание не уничтожает терпения, но скорее производит его. Также говорит он в Послании к Ефесянам: Мир братьям и любовь с верой. Великие это блага, но пусть скажет он, откуда они? От Бога Отца, – говорит, и Господа Иисуса Христа216. I1 так, эти великие блага суть не что иное, как дары Божии.
* * *
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.