Источник

Глава XVI

Бог повелевает то, что мы сами не можем сделать, чтобы мы познали необходимость испрашивать это у Него

32. Пелагиане полагают, что знают нечто великое, говоря: «Бог не повелел бы того, о чем Он знал, что это не может быть исполнено человеком». Кто не знает этого? Но Бог для того повелевает нечто, чего мы не можем сделать, чтобы мы познали, что следует просить у Него. Ибо сама вера в молитве испрашивает то, что повелевает закон. Вот сам тот, кто говорит: Если захочешь, исполнишь заповеди, в той же книге Екклезиастик162 немного ниже говорит так: Кто даст мне стражу в устах моих, и положит хитрую печать на губы мои, чтобы мне не отпасть от Него, и чтобы язык мои не погубил меня?163 Поистине он уже получил заповедь: Удержи язык твой от зла и губы твои, чтобы не говорить обмана164. Итак, если верно сказанное: Если захочешь, соблюдешь заповеди, то зачем просит он дать ему стражу в устах его, равно как и говорящий в псалме: Положи, Господи, стражу устам моим?165 Почему недостаточно ему заповеди Божией и своей воли, ведь если бы он захотел, то соблюл бы заповеди? Сколь многочисленны заповеди Божий против гордости; он уже знает их; если захочет, то соблюдет их. Итак, зачем же немного ниже говорит: Господи, Отче и Боже жизни моей, не дай мне возношение очей?166 Закон уже сказал ему: Не пожелай167; итак, пусть имеет волю и делает, что заповедано, ведь если захочет, соблюдет заповеди. Зачем же он далее говорит: Вожделение отврати от меня?168 Против роскоши столь много заповедал Бог, – пусть исполняет это, ибо если захочет, соблюдет заповеди. Зачем же тогда он взывает к Богу: Пожелания чрева и сладострастие да не обладают мною169? Если бы все это мы сказали ему лично, то он вполне справедливо возразил бы нам и ответил: «Из этой самой моей молитвы, в которой я прошу все это у Господа, уразумейте, в каком смысле я сказал: Если захочешь, соблюдешь заповеди». Ибо поистине, если мы желаем, то соблюдаем заповеди, но поскольку воля предуготовляется от Господа170, у Него надлежит просить, чтобы мы желали в такой степени, в какой будет этого достаточно, чтобы совершить желаемое. Поистине, это сами мы желаем, когда желаем, но Тот делает так, что мы желаем добра, о Ком сказано: Воля предуготовляется от Господа (я уже приводил это чуть раньше), о Ком сказано: От Господа направляются стопы человека, и он желает пути Его171, о Ком сказано: Бог производит в вас и желание172. Поистине, мы сами действуем, когда действуем, но Тот действует, чтобы мы стали действовать, предоставляя действеннейшие силы нашей воле, Кто сказал: Я сделаю так, что вы будете ходить в оправданиях Моих, и суды Мои будете соблюдать и выполнять173. Когда говорит Он: Я сделаю так, что вы будете соблюдать, то что иное говорит, как не это: «Удалю от вас сердце каменное, из-за которого вы не соблюдали, и дам вам сердце плотяное, благодаря которому вы будете соблюдать?» А это что значит, если не: «Удалю жестокое сердце, из-за которого вы не делали [добра], и дам покорное сердце, благодаря которому станете вы делать [добро]»? Тот делает, чтобы мы делали. Кому человек говорит: Положи, Господи, стражу устам моим174. Ведь это то же самое, что сказать: «Сделай так, чтобы я положил стражу устам моим», и этого благодеяния Божия уже удостоился сказавший: Я положил стражу устам моим175.

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

162

Т.е. в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. См. выше: блаж. Августин. О благодати и свободном решении..П.3, при.6.

170

Притч 8(по LXX). В Синод. пер.: И получит благодать от Господа.

172

Фли 2:13.

173

Иез 36:27. В Синод. пер.: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle