Глава XIV
Предшествует ли воля верующего благодати Божией
27. Но когда будут изобличены, не скажу: защитники свободного решения, но скорее превозносители и ниспровергатели его, – ведь ни знание Божественного закона, ни природа, ни одно лишь отпущение грехов – все это не есть та благодать, которая даруется через Иисуса Христа, Господа нашего, причем сама эта благодать и способствует тому, чтобы закон исполнялся, чтобы природа была освобождена, чтобы грех лишился своего господства; итак, когда будут они изобличены в этом, тогда обращаются к тому, чтобы некоторым образом попытаться доказать, что благодать Божия дается по нашим заслугам. Ибо говорят: «Даже если она и не дается по заслугам добрых дел, поскольку благодаря ей мы делаем добрые дела, однако все же дается она по заслугам доброй воли, поскольку предшествует добрая воля молящегося, а ей предшествует воля верующего, так что по причине этих заслуг следует [за молитвой и верой] благодать внемлющего Бога».
Дух благодати делает так, что у нас имеется вера
28. Выше я уже рассуждал о вере, то есть о воле верующего, и показал, сколь [нераздельно] принадлежит она к благодати, так что апостол не сказал: «Я унаследовал милосердие, поскольку был верующим», но говорит: Я унаследовал милосердие, чтобы быть верующим143. Есть и другие свидетельства, среди которых и то, где он говорит: Думайте [о себе] со скромностью, по мере веры, какую каждому уделил Бог144. И это [свидетельство], которое я уже упоминал: Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, но дар Божий145. И другое [свидетельство], когда пишет он к ефесянам: Мир братьям и любовь с верой от Бога Отца и Господа Иисуса Христа146. И то [свидетельство], где он говорит: Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него147. Итак, и то, и другое относится к благодати Божией: и вера верующих, и терпение страдающих, поскольку и о том, и о другом апостол говорит как о дарованном. И более всего подходит сюда то свидетельство, где он говорит: Имея тот же дух веры148. Ведь не говорит он: «знание веры», но: дух веры, и для того говорит так, чтобы мы поняли, что вера предоставляется без наших просьб, а затем уже по ее просьбе даруется все прочее. Ибо апостол так говорит: Как призвать Того, в Кого не уверовали?149 Итак, дух благодати способствует тому, что мы начинаем иметь веру, а затем уже посредством веры мы испрашиваем в молитве, чтобы смогли мы исполнить заповеданное нам. Поэтому сам апостол постоянно ставит веру выше закона: ибо мы не в состоянии совершить то, что повелевает закон, если только посредством веры не испросим в молитве, чтобы были мы в силах совершить это.
Вера даруется Богом
29. Ибо если вера относится к одному лишь свободному решению, а не даруется от Бога, то зачем тогда мы молимся, чтобы уверовали те, кто пока не желают веровать? Напрасно делали бы мы это, если бы со всей справедливостью не веровали бы в то, что всемогущий Господь может обратить к вере даже превратные и противящиеся вере воления [людей]. Поистине, к свободному решению человека обращено побуждение там, где говорится: Ныне, если голос Его услышите, не желайте ожесточать сердец ваших150. Но если бы не мог Бог удалить даже и ожесточение сердца, не сказал бы Он через пророка: Возьму у них сердце каменное и дам им сердце плотяное151. Это предсказание относится к Новому Завету, как ясно показывает апостол, когда говорит: Вы – наше письмо, написанное не чернилами, но Духом Бога живого; не на скрижалях каменных, но па плотяных скрижалях сердца152. Это, как полагаем мы, не потому сказано так, что по-плотски жили те, кто должны были жить духовно, но, поскольку камень лишен чувства и с ним сравнивается жестокое сердце, с чем, если не с чувствующей плотью, следовало сравнить разумеющее сердце? Ибо вот как о том же говорится через пророка: И дам им, – говорит [Господь], сердце иное, и дух новый дам им; и извлеку сердце каменное из плоти их, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали оправдания мои и выполняли их, и будут Мне народом, и я буду им Богом, говорит Господь153. Итак, разве можем мы сказать, не утверждая величайшей нелепости, что в человеке предшествует добрая заслуга доброй воли, чтобы извлечено было из него каменное сердце, если само каменное сердце обозначает не что иное, как жесточайшую и совершенно непреклонную к Богу волю? Ведь где предшествует добрая воля, там, разумеется, уже нет каменного сердца.
Бог подает Свои дары не ради человеческих заслуг, но ради Своего имени
30. Да и в другом месте через того же пророка Бог вполне очевидно показывает, что Он делает это не ради неких их добрых заслуг, но ради имени Своего, говоря: Не ради вас Я сделаю это, дом Израилев, но ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли; и освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его; и узнают народы, что Я – Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех земель, и введу вас в землю вашу; и окроплю вас чистой водой, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам, и удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное, и дух Мой дам вам. И сделаю так, что вы будете ходить в оправданиях Моих, и суды Мои будете соблюдать и выполнять154. Кто будет столь слеп, что не увидит, кто будет столь окаменен, что не почувствует, не по заслугам доброй воли дается эта благодать, как говорит и свидетельствует Сам Господь: [Не ради вас] Я сделаю это, но ради святого имени Моего? Ведь с какой целью сказал Он: Сделаю это ради святого имени Моего? Не для того ли, чтобы они не сочли, что сделано это ради их добрых заслуг, – а пелагиане не постыдились говорить подобное? Но Он показывает не только то, что добрые заслуги у них отсутствовали, но и то, что злые [заслуги] предшествовали, когда говорит: но ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов. Кто не признает, что это – ужасное зло, обесславить святое имя Господа? Но ради того самого имени Моего, – говорит Он, – которое вы обесславили, Я сделаю вас добрыми, не ради вас; и освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его. Говорит, что Он освятит Свое имя, которое выше уже назвал святым. Итак, вот что значит, когда в молитве Господней мы молимся, говоря: Да святится имя Твое, – [мы просим], чтобы святилось среди людей то, что само по себе, без всякого сомнения, всегда свято. Далее следует: И узнают все народы, что Я – Господь, говорит Господь Бог, когда являю в вас святость Мою. Итак, хотя Сам Он всегда свят, однако являет Свою святость в тех, кому уделяет Свою благодать, удаляя из них сердце каменное, из-за которого они обесславили имя Господне.
* * *
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.
Пч 94:7–8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».