Антипелагианский трактат «О благодати и свободном решении» (24 главы) написан блж. Аврелием Августином в 426-427 гг. Сочинение адресовано монахам монастыря в Адрумете и непосредственно их настоятелю Валентину.
Учение о роли Божественной благодати, изложенное блж. Августином в письме к римскому пресвитеру Сиксту (Письмо 194), вызвало споры в монашеской среде. Эта теория поставила под сомнение вопрос о монашеском стремлении к возрастанию в совершенстве и к достижению единства с Богом: если свободная воля так мало значит в жизни христианина, то какой смысл в том, что монахи избрали подвижническую жизнь? Гиппонский епископ ответил этим сочинением и Письмами 214, 215.
В трактате дается определение свободной воле, добрых дел и награды, а также подчеркивается человеческая ответственность. Автор в своих рассуждениях опирается на Священное Писание, которое предписывает нам совершать определенные виды действий и воздерживаться от совершения других. Библейские заповеди и предостережения были бы бессмысленными, если бы не было свободной воли. Следствием свободной воли являются добрые дела в соответствии с предписаниями Божественных заповедей, незнание которых не является извинением для человека. Цель заповедей – служить возрастанию человека в вере.
Блж. Августин объясняет, что благодать совершенно необходима при делании добра. Без содействия благодати свободная воля оказывается недостаточной для исполнения закона. Преображенная благодатью, человеческая воля становится благой. Обращение к Богу, посредством которого человек свободно проявляет волю к добру, само по себе является даром благодати.
Благодать не является вознаграждением за заслуги: они являются ее следствием, а не причиной. Благодать есть дар Божий, благодаря которому человек становится праведным через веру во Христа. Она совершает исполнение закона, освобождение природы и устранение господства греха.
Глава XI
Закон – это не благодать
23. К чему же тогда суетнейшие люди и превратнейшие пелагиане говорят, что закон и есть та Божия благодать, которая помогает нам не грешить? К чему эти несчастные говорят подобное, несомненно вступая в противоречие с самим великим апостолом? Он говорит, что из-за закона грех приобрел [большую] силу против человека, что грех убивает посредством заповеди, хотя бы и святой, праведной и доброй, что он посредством доброго причиняет человеку смерть, от которой никак этот человек не освободится, если Дух не оживотворит того, кого прежде убила буква (как тот же апостол говорит в другом месте: буква убивает, а дух животворит131), а эти бестолковые [пелагиане], слепые к свету Божию и глухие к гласу Божию, говорят, что убивающая буква животворит, и противоречат животворящему Духу. Но чтобы мне убедить вас лучше словами самого апостола, [то вот как он говорит]: Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти. Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете действие плоти, то будете жить132. Я сказал это, чтобы апостольскими словами отвратить ваше свободное решение от зла и побудить к добру; однако не должны вы хвалиться человеком, то есть сами собой, а не Господом, из-за того, что не живете по плоти, но духом умерщвляете действие плоти. Ведь чтобы никто не стал превозноситься из тех, кому он это говорил, и не полагали они, что могут совершить все эти добрые дела своим духом, а не Духом Божиим, апостол к сказанным им словам: А если духом умерщвляете действие плоти, то будете жить, тотчас прибавил: Ибо все, кто ведомы Духом Божиим, они и суть сыны Божии133. Итак, если вы духом умерщвляете дела плоти, чтобы иметь жизнь, то Тому воздавайте славу. Того хвалите, Того благодарите, Чьим Духом вы ведомы, так что стали способны к этому и явились сынами Божиими. Ибо все, кто ведомы Духом Божиим, они и суть сыны Божии.
* * *
Примечания
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.
