Источник

Глава XII

Закон исполняется с помощью благодати, а не одной только человеческой волей

24. Поэтому те, кого поддерживает лишь помощь закона без помощи благодати, кто полагаются на свою силу и ведомы своим духом, не суть сыны Божии. Они подобны тем, о которых тот же апостол говорит, что они не разумея праведности Божией и желая утвердить собственную праведность, праведности Божией не покорились134. Он сказал это об иудеях, которые по самоуверенности отвергли благодать и потому не уверовали во Христа. И говорит апостол, что они пожелали утвердить собственную праведность, а именно праведность от закона; [он говорит так] не потому, что закон был утвержден ими, но поскольку они утверждали свою праведность на законе, данном от Бога, полагая, что они своими силами могут исполнить этот самый закон. Они не ведали праведности Божией, не той праведности, которой праведен Бог, а той, которая [даруется] человеку от Бога. И чтобы вы знали, что апостол называет принадлежащей им ту праведность, которая [происходит] от закона, а праведностью Божией – ту, которая даруется человеку от Бога, послушайте, как говорит он в другом мес-те, рассуждая о Христе: Ради Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем, имея не свою праведность, происходящую от закона, но ту, которая [приобретается] через веру во Христа и [происходит] от Бога135. Что же значат слова: имея не свою праведность, происходящую от закона, ведь и сам закон не его, но Божий? Разве не потому называет он праведность своей, хотя она и происходит от закона, что [прежде] полагал, будто он может по своей воле исполнять закон, то есть без помощи благодати, которая приобретается через веру во Христа? Вот почему, сказав: Имея не свою праведность, происходящую от закона, он далее прибавляет: но ту, которая [приобретается) через веру во Христа и происходит от Бога. Этой праведности не ведали те, о ком он говорит, что они не разумея праведности Божией, то есть [происходящей] от Бога (ведь ее дарует не умерщвляющая буква, а оживотворяющий дух), и желая утвердить собственную (ту, которую называет он праведностью от закона, когда говорит: Имея не свою праведность, происходящую от закона), праведности Божией не покорились, то есть не покорились благодати Божией. Ибо они были под законом, а не под благодатью, и потому господствовал над ними грех, от которого человека освобождает не закон, а благодать. Поэтому сказанное апостолом в другом месте: Грех – да не господствует над вами, ибо вы не под законом, но под благодатью136 не означает, что закон зол, но [так сказано], поскольку под ним находятся те, кого делает он виновными, повелевая, но не помогая. Ибо благодать способствует тому, чтобы человек был исполнителем закона, и без этой благодати, находясь под законом, он будет лишь его слушателем. А подобным апостол говорит: Вы, оправдывая себя законом, отпали от благодати137.

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle