Глава X
Через закон происходит познание греха, от веры Христовой – оправдание
22. Итак, братия, поистине должны вы при помощи свободного решения не делать зла и творить добро, ибо это повелевает нам закон Божий, [изложенный] в Священных Книгах, как в ветхих, так и в новых; однако постараемся прочесть и с помощью Господней уразуметь сказанное апостолом: Поскольку не оправдается от закона никакая плоть перед Ним, ибо познание греха – через закон126. Смотрите, что он говорит: познание, а не уничтожение. Когда же человек познал грех, если только благодать не поможет уберечься от познанного, тогда закон без всякого сомнения производит гнев. Это говорит апостол в другом месте, именно такими словами: Закон производит гнев. А говорит так апостол, поскольку большим является гнев Божий в отношении преступника, который посредством закона узнает грех и все же совершает его; ведь подобный человек преступник закона, как апостол сказал в другом месте: Ибо где нет закона, нет и преступления127. Потому он же и в другом месте говорит: Чтобы служить [Богу] в новизне духа, а не в ветхости буквы128. Здесь угодно ему, чтобы под ветхостью буквы мы понимали закон, а под новизной духа что, если не благодать? И чтобы не сочли люди, что он обвиняет или отвергает закон, апостол тотчас ставит сам себе вопрос и творит: Что же скажем? Неужто закон есть грех? Да не будет! Дальше добавляет: Но я узнал грех не иначе, как посредством закона; вот что значат приведенные выше слова: познание греха – через закон. И далее говорит: Ибо я не понимал бы пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Так что, получив повод, грех посредством заповеди произвел во мне все пожелание. Ведь без закона грех мертв. А я жил некогда без закона; когда же пришла заповедь, грех ожил, а я умер; и заповедь, бывшая в жизнь, оказалась мне в смерть. Ибо грех, взяв повод от заповеди, обманул меня и убил ею. Поэтому закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось для меня смертью? Да не будет! Но грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть, так что из-за заповеди грех или грешник становятся чрезмерными129. И в Послании к Галатам говорит: Однако же узнав, что человек оправдывается не от дел закона, а только лишь верой во Иисуса Христа, и мы уверовали во Иисуса Христа, чтобы оправдаться от веры Христовой, а не от дел закона, ибо от дел закона не оправдается никакая плоть130.
* * *
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.