Источник

О целомудрии

Евангельские повествования о смысле покаяния в блудной страсти. – Принцип истинного покаяния: сердечное раскаяние и прекращение греховного образа жизни. – Почему греховные помыслы являются нарушением заповедей. – О необходимости жестокой борьбы с блудной страстью. – Священное Писание о целомудрии людей одиноких и состоящих в браке. – Как в наших условиях воспитать в детях целомудрие? – О причинах блудных сновидений. – Отношение к ранним бракам и обряду венчания.

Сегодня я хочу обратиться к теме, которая, может быть, покажется деликатной и неуместной для публичного обсуждения, но, тем не менее, она насущна и важна. Мы поговорим о блудной страсти, с которой редко кому не приходится бороться.

Начнем с евангельских повествований, где рассказывается о покаянии людей, в прошлом подверженных этой страсти. Конечно, примеры эти всем нам известны, как, собственно, не представляет для нас чего-то совершенно нового и все Евангелие. Тем не менее мы вновь и вновь обращаемся к нему, и до кончины мира, до тех пор пока истина не откроется вполне, не устанем это делать. Евангелие – это начало и конец как богословия, так и нравственного учения и вообще христианской жизни.

Некто из фарисеев просил Его [Господа Иисуса Христа] вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница (она не называется блудницей, но совершенно понятно, что здесь в деликатной форме говорится о том, что она вела распутный образ жизни. – Схиархим. А.), узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром238. Напомню, как проходили древние трапезы: вокруг стола устраивались ложа, и человек, опираясь левой рукой на подушку, которую клали ему под бок, свободной правой рукой вкушал пищу. Все лежали головой к столу, а ногами от стола, и получалось, что все располагались, так сказать, веером. Женщина подошла к Спасителю именно сзади, то есть к Его ногам, и начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей. По-славянски сказано точнее: Плачущися, начат умывати нозe Его слезами, то есть слезы были столь обильные, что омывали ноги Господа. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк (то есть, как сказали бы мы, прозорливый. – Схиархим. А.), то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница, то есть развратная женщина239.

Но Господь обнаружил Свою прозорливость совершенно другим образом: Он прозрел мысли этого фарисея, его осуждение. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи240.

Эта женщина, жившая во времена сравнительно строгих нравов, хотя и вела распутный образ жизни, но проявила дерзновение в покаянии. Не боясь того, что ее выгонят, публично осмеют и унизят перед всеми как опустившегося человека, она омыла ноги Спасителя слезами – и за это получила прощение грехов. Вот, мы видим, что искреннее покаяние делает даже человека развратного и в высшей степени подверженного блудной страсти чище того, кто не совершил таких страшных грехов. Так и Спаситель сказал: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Между прочим, из последних Его слов можно сделать вывод, что покаяние в блудной страсти приносит человеку больше любви к Богу, то есть из покаяния в блуде можно еще и пользу извлечь. Речь, конечно, идет не о том, чтобы похвалить эти страшные грехи, которые, по словам апостола Павла, в отличие от других оскверняют не только душу, но и тело, а о том, повторю, что покаяние может сделать человека, впавшего в блуд, более чистым, чем тот, кто не подвержен блудной страсти, но не имеет и покаяния.

И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром241. Итак, человек, приносящий покаяние как в блуде, так и вообще в блудной страсти, сподобляется прощения грехов, надежды на спасение и даже мира душевного. Спаситель сказал: Блаженны чистые сердцем242. Прежде всего эти слова имеют прямой смысл, но можно найти в них и намек на некоторую недосказанность: «Блаженны чистые сердцем, а не телом». Человек может быть чист телом, то есть никогда не впадать в плотские грехи, но нечист сердцем. А человек, нечистый телом, на деле совершивший отвратительные плотские грехи, может очиститься сердцем, и он действительно исполнит заповедь блаженства: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Если в этом повествовании говорится о женщине, которая сознательно каялась, то в Евангелии от Иоанна есть еще более разительный пример очищения от блудного греха: к Господу привели женщину, пойманную в прелюбодеянии; то есть она не намеревалась проявлять никакого покаяния, а нечаянно оказалась перед Спасителем как подсудимая. Утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле243. Есть мнение, что Господь писал на земле десять заповедей, показывая этим, что Он Тот, Кто дал Моисею эти заповеди, и что кроме заповеди «Не прелюбодействуй» есть и другие. И если люди, приведшие эту блудницу, и не совершили греха прелюбодеяния, то виновны в нарушении других заповедей. Читая на земле написанные Господом прочие заповеди закона Моисеева, они устыдились, потому что, как сказано апостолом Иаковом, кто нарушил закон в одном, тот нарушил его во всем244. Если человек украл, но не прелюбодействовал, то это не значит, что он праведной жизни.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши245. Этот суд был для женщины совершенно неожиданным и страшным: она не надеялась ни на какое прощение, а думала, что ее побьют камнями, потому что, как иудейка, знала о том, что предписывает Моисеев закон в таких случаях. Тем не менее она получила прощение, но не так, как мы часто желаем: получить прощение и продолжать вести себя по-прежнему, считая, что наше дело грешить, а Божие дело бесконечно нас прощать. Господь сказал этой женщине: Иди и впредь не греши. Вот принцип истинного покаяния: не только раскаяться в своих грехах, но и положить конец прежнему греховному образу жизни. Конечно, это трудно применить к действию самой страсти, но перестать грешить на деле, безусловно, можно и нужно. Не может идти речь о борьбе с блудной страстью, если мы совершаем грех на деле. Сначала мы прекращаем грешить на деле, а потом начинаем вести борьбу внутреннюю, то есть бороться за очищение своего сердца, ибо из сердца исходят помышления злая246. А любодеяния и прелюбодеяния, как говорит Евангелие, одни из тех злых помышлений, которые исходят из нашего нечистого сердца.

Надо сказать, что страсти выходят из человеческого сердца не всегда в откровенном виде. Они лукавы и принимают благовидный образ. Блудная страсть часто также прикрывается приличным предлогом, допустим желанием проповедовать лицам противоположного пола или в чем-то им помогать. И если ты видишь, что тебе не хочется помогать лицам своего пола, а по отношению к лицам противоположного пола испытываешь сильнейшее желание делать добро, то это уже подозрительно. И часто люди неопытные, доверяя почему-то влечению своего сердца – а доверять ему никак нельзя до тех пор, пока оно не очищено, – ведут себя неосторожно и оскверняются, а иногда впадают в тяжкие грехи. Они не понимают, что помыслы любодеяния, прелюбодеяния, которые выходят из их сердца, могут иметь вид любви к ближнему, милосердия и прочего. Нужно быть чрезвычайно осторожным и уметь разоблачать лукавые помыслы, надевающие на себя личину добродетели.

Вы, конечно, помните, что в Евангелии есть слова о том, что если глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя247, – но, наверное, не многие обращали внимание на то, что впервые они сказаны именно в отношении блудной страсти. Почему? Потому, что эта страсть столь жестокая и мучительная, столь страшно владеющая человеком, что в борьбе с ней в первую очередь необходимо необыкновенное мужество, необыкновенная твердость и ненависть к себе. Если мы не проявим к себе такой жестокости, то мы никогда не сможем победить этой страсти.

У Спасителя есть и другие слова об этом: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем248. Нам, христианам, нужно не только бояться греха на деле, то есть супружеской измены или блуда в любом виде, но необходимо очищать и свое сердце, – о чем мы, к сожалению, часто совершенно не заботимся.

Как говорит апостол Павел, мы используем свою свободу как повод к угождению плоти. Господь даровал нам свободу, чтобы мы становились лучше, стремились к большему угождению Богу. Именно этого требует от нас евангельский закон. Образец такого поведения мы видим в преподобных отцах, которые делали многое из того, что Евангелие заповедует как необязательное, например отречение от брака, имущества и подобное. Мы же, наоборот, злоупотребляем милосердием Божиим: не только не очищаем своего сердца, но нарушаем и требование ветхого закона, данное еще в книге Исход: Не прелюбодействуй249.

А Я говорю вам что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Значит, мы должны истреблять вожделения из самого сердца. Что же происходит внутри нашего сердца? От впечатления – может быть, нейтрального – в душе возникает нечистый помысел. Допустим, увидел я женщину. Конечно, женщина сама по себе не несет в себе обязательно какого-то заряда зла, так же как и мужчина. Но потому, что мое око нечисто, потому, что в душе моей есть страсть, это совершенно естественное и простое впечатление вызывает во мне греховный помысел. И я в душе сначала принимаю помысел, соглашаюсь с ним, услаждаюсь им, и только после того, как я таким образом согрешил в помыслах, я начинаю смотреть на женщину с вожделением. И можно совершенно справедливо сказать, что я уже действительно, по словам Спасителя, прелюбодействовал с этой женщиной в своем сердце. Конечно, вы прекрасно понимаете, что хотя слова Евангелия здесь и обращены к мужчинам, но их можно отнести и к женщинам: то есть чтобы они не смотрели с вожделением на мужчин.

И далее Спаситель говорит о жестокости, которая необходима в отношении блудной страсти. Победить ее иначе невозможно: здесь союзником диавола и нашим врагом является, как говорит о том преподобный Иоанн Лествичник, сама наша плоть. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну250. Если мы не будем так жестоко и твердо вести себя по отношению к блудной страсти, то она будет разгораться в нас все более и более. Мы никогда ею не насытимся, будем мучиться круглосуточно. Это мучение – и от упреков совести, и от неудовлетворенной страсти – будет для нас, действительно, геенной огненной. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну251. Мне рассказывали такой случай. Конечно, это не пример борьбы со страстями, но пример того, как человек в раздражении, гневе готов совершить даже и абсурдный поступок. Пример того, как мы должны гневаться на себя. Один человек делал топором фигурные деревянные ложки и, задумавшись о чем-то, нечаянно отсек себе часть пальца. Но вместо того чтобы испугаться или закричать, он так на себя рассердился, что схватил палец и отбросил его в сторону. Значит, такое возможно – не говорю, что разумно, но возможно.

В ином месте Спаситель еще более определенно и откровенно говорит о борьбе с блудной страстью. Приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует252. Конечно, здесь нужно сделать оговорку, что целомудрие бывает двух видов: целомудрие людей одиноких и состоящих в браке. В браке также трудно сохранить целомудрие. Вы видите, что Моисей разрешил древним иудеям разводиться, Господь же запрещает это. Действительно, трудно пребывать в браке и жить целомудренно, мирно, во всем соблюдая христианский образ жизни. Недаром именно брак сопровождается таинством – я думаю, по той причине, что это настолько многотрудный образ жизни, что он нуждается в особенном благословении Божием, особенной помощи Божией. Поэтому люди семейные также должны заботиться о целомудрии и не думать, что им ничего не грозит. Им также предстоит тяжелая борьба, не только с гневом, осуждением и прочими пороками, но и с блудной страстью, чтобы не переступать границы, положенные законом Божиим в отношении супружества.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться253. Действительно, необыкновенно трудно прожить с одним человеком всю жизнь. Во-первых, вступив с ним в брак, ты можешь сразу его не узнать – только впоследствии обнаружится его характер. До брака девушки обычно кажутся красивыми и милыми, а парни мужественными и добрыми, потом вдруг обнаруживаются отрицательные черты их характера. Во-вторых, человек может измениться в худшую сторону, и много всяких других превратностей ожидает тех людей, которые вынуждены всю жизнь провести друг с другом. Поэтому ученики сделали простой вывод: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться, то есть если с женой нельзя расставаться, то это столь трудно, что из-за одного этого лучше не жениться.

Но, конечно, тяжесть брака – недостаточная причина для одинокого образа жизни. Для этого необходима особая благодатная помощь, иначе человек просто не выдержит и не сможет жить целомудренно. Об этом далее говорит Спаситель: Не все вмещают слово сие, но кому дано254. Может быть, иной умом понимает, что тяжело прожить с одной женщиной всю жизнь, но прожить один целомудренно он не может. Вот такому человеку, действительно, не дано вместить и лучше ему вступить в брак, а не избегать как трудностей супружеской жизни, так и трудностей монашеской жизни. Просто вести беззаботный холостяцкий образ жизни нелепо, да и, с точки зрения нравственности, практически невозможно.

Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит255. Если ранее Спаситель говорил о том, чтобы вырвать глаз и отсечь руку, то здесь уже речь идет об оскоплении. Повторю, нельзя понимать это буквально. Членовредительство запрещено Церковью. Были изуверы, которые понимали повеление оскопить себя в прямом смысле, но они отлучались от Церкви. Речь идет о духовном оскоплении, то есть о таком жестоком отсечении блудной страсти, которое как бы делает для человека невозможным совершение этого греха, подобно тому, как для скопца невозможно общение с женщиной. Поэтому Спаситель и употребляет три образа. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так – это люди, от природы неспособные к половому общению. И есть скопцы, которые оскоплены от людей, – это те, которые в буквальном смысле слова оскоплены, являются калеками. В древности это было очень распространено. И есть те, которые сделали сами себя скопцами, но не просто, а для Царства Небесного. Они сделали для себя невозможной самую мысль об общении с противоположным полом, духовно, внутренне себя как бы оскопили, сделали себя бесполыми существами ради Царства Небесного. Не ради того чтобы избежать тяжести брака, не ради спокойной, беспечальной жизни – христианин не должен избегать скорбей, – а ради Царства Небесного. Другая причина не может быть основанием для безбрачия: благодать, поддерживающая подвижника в многотрудной аскетической жизни, ни в каком другом случае человеку не будет дана, и он не сможет совершить свой подвиг.

Кто может вместить, – говорит Спаситель, – да вместит. Он не делает эту заповедь обязательной, а предоставляет ее исполнение нашему произволению. Образ жизни совершенно целомудренный, превышающий силы человеческого естества, справедливо называется ангельским. Из слов Спасителя мы знаем, что такова будет жизнь всех людей в будущем веке. Брак существует для того, чтобы не вымер человеческий род. Бог знал, что люди падут, и для того чтобы диавол и смерть окончательно не уничтожили человечество, Он предусмотрел разность полов. Она стала, так сказать, той хитростью, которая позволила человечеству, несмотря на грехопадение, размножаться и всем человеческим особям прийти из небытия в бытие. Но в будущей жизни, когда восполнится число людей, по Промыслу Божию имеющих необходимость появиться в мире, брак потеряет смысл и будет не нужен.

Еще один эпизод из Евангелия. В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорили, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою?256. Конечно, это лукавый вопрос: хотя Моисеев закон и предписывал восстанавливать семя брату своему, но никто не взял бы в третий раз жену умерших братьев, видя, что она бесплодна. Этот лукавый вопрос был софистически придуман для того, чтобы уловить противников саддукейского учения, то есть тех, кто верил в воскресение из мертвых.

Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах257. Спаситель здесь открывает то, что в вечной жизни брака не будет. И кто знает, как мы будем выглядеть? Раз пола не будет, то естественно, что и строение нашего тела изменится. Каким образом? Мы можем только догадываться. Может быть, мы уподобимся ангелам, какими их видели угодники Божии. И то неравенство, которое существует сейчас в мире, – я имею в виду подчинение женщины мужчине, – в будущей жизни, конечно, также упразднится. Об этом говорит и апостол Павел, что во Христе нет ни мужчины, ни женщины, но новое творение.

Но это в будущем, а сейчас и одинокие, и семейные люди должны тщательно следить за чистотой сердца, за тем, чтобы храниться от помыслов любодеяния и прелюбодеяния, исходящих из человеческого сердца и оскверняющих его.

* * *

Духовник говорит, что у меня нет блудной страсти потому, что я человек слабый и мне ее не выдержать. Правда ли, что блудная страсть – удел преуспевших?

Бывает, что Господь действительно снисходит к немощи человека и оберегает его от этой страсти. А другому, наоборот, эта страсть попускается сразу, чтобы смирить его гордыню. Так что тут не может быть однозначного ответа. В данном случае, может быть, и правильно.

Как в наших условиях воспитать в детях целомудрие? Сыну двенадцать лет, класс и школа хорошие, все дети крещеные, но у всех сейчас на уме одна любовь: записочки, в глазах томление. Когда учительница сказала об этом на собрании, все родители хором: «Это их личное дело». Что же будет дальше и что делать?

Ситуация, конечно, опасная. Если пустить это дело на самотек, то ребенок развратится. Нет, это совсем не его личное дело.

Поскольку у нас, к сожалению, сейчас почти нет православных школ, где можно было бы детей в какой-то степени изолировать от греховного влияния, то мы должны их подготовить, если так можно выразиться, к борьбе с миром, чтобы в них выработалось противоядие. Они все равно узнают о грехе, но узнают так, что это их соблазнит. Значит, нужно им своевременно об этом рассказать. Конечно, не рассказывать о блуде во всех его подробностях – это цинизм. Но нужно объяснить, что такое блудная страсть и как с ней бороться, научить ребенка вести себя целомудренно. Нужно, чтобы он понял, что блуд – это грех, и мог ему противостоять. И начинать, как мне кажется, надо уже с восьми-, девятилетнего возраста, потому что греховных впечатлений у ребенка будет множество. Вообще, надо делать ребенка воинствующим христианином во всех отношениях: необходимо, чтобы он был готов противостоять и безбожию, и всякому сектантству. Так, чтобы он если и не мог сам сказать что-то против, то по крайней мере в душе знал, что истина на его стороне.

Я могу порекомендовать в помощь родителям две хорошие книги священника Алексия Грачева «Что необходимо знать каждому мальчику» и «Что необходимо знать каждой девочке». В них с православной точки зрения рассматриваются важнейшие вопросы нравственного воспитания ребенка.

Сейчас в жару люди ходят по городу полуголые. Как при этом беречь свой взгляд?

Да, взгляд девать практически некуда. Я думаю, что нужно, конечно, стараться по возможности его отводить, но без молитвы тут не обойдешься.

Мужчинам дам еще такой совет: не нужно слишком пугаться, если видишь на улице нескромно одетую женщину. Этот страх, некий шок уже вызывает своего рода желание соблазниться, и человек теряет самообладание. А надо к этому подходить, так сказать, немножко философски. На самом деле ничего особенного-то нет. Ведь когда ты приходишь на пляж и там все раздетые, то ты относишься к этому совершенно безразлично. Почему? Потому что психологически подход совсем другой. Так и на улице: если мы видим не совсем одетую женщину и воспринимаем это как нечто нормальное, ничего не значащее, то и бываем спокойны. Конечно, это совет дополнительный, второстепенный, но все-таки он может помочь. Самое же главное – это молиться Иисусовой молитвой и беречь, прежде всего, не глаза, а ум. Глаза мы, к сожалению, уберечь не сможем.

Почему могут сниться блудные сновидения? Причем иногда картины настолько яркие, что утром их хорошо помнишь. Особенно смущает, когда такое происходит в ночь после причастия.

Блудные сновидения бывают по нескольким причинам. Первая – в течение дня человек увлекался блудными помыслами или блудными ощущениями, словом, поддался блудной страсти. Вторая причина – это чревоугодие, объедение, в особенности на ночь и в особенности если человек крепкий, телесно здоровый. Третья причина – презрение к ближним. Эта причина будто бы совершенно не имеет отношения к блудным снам, но на самом деле такие сны часто бывают именно от гордости и презрения к ближним. Четвертая причина – это осуждение.

Что касается того, что блудные сны яркие и утром их хорошо помнишь, то я бы советовал все-таки стараться изгнать их из памяти при помощи молитвы. Диавол нарочно напоминает их нам после пробуждения, чтобы мы этим осквернялись. Бывает, утром проснешься и у тебя стоит перед глазами эта абсурдная, нелепая и отвратительная картина. Это совершенно ни к чему, потом целый день у тебя в голове будет всякая мерзость. Как сказал один подвижник, по своему утру можно узнать, как пройдет весь день.

Если такой сон приснился в ночь после причастия, то это может быть от гордости – вот, мол, я причастился, у меня все хорошо, – или же диавол нарочно устраивает такое искушение, чтобы нас смутить. Бывает, что диавол некоторым людям перед причастием всегда показывает какой-нибудь блудный сон, чтобы они испугались и не причастились. А бывает, что после причастия воздвигает какие-то искушения, чтобы лишить человека полученной благодати, привести в уныние или как-то иначе смутить.

Нужно, конечно, посоветоваться с духовником, но можно и самому проанализировать свое состояние, в чем на самом деле причина этих, скажем так, неприятностей. Но чересчур обращать на это внимание не надо. Некоторые считают, что если им блудный сон приснился, то они чуть ли не блуд на деле сотворили, но это не так. Это не грех, а следствие греха – нужно это понимать. Если мне приснился блудный сон, то это не грех, даже если мне приснилось, что я согрешил. А грех – это то, что было в состоянии бодрствования: допустим блудные помыслы, или гордость, или что-то другое. А мы на причину, то есть на грех, не обращаем внимания, а на следствие греха обращаем особенное внимание и очень от этого унываем.

Если бы Адам и Ева сохранили целомудрие, то как бы появилось человечество?

Во-первых, Господь, как мы знаем, сотворил мириады ангелов без всякого брака. Во-вторых, сами Адам и Ева произошли вовсе не от брака. Адам был сотворен из праха, а Ева из ребра Адама. Значит, как Господь сотворил двух первых людей, так, наверно, мог бы сотворить и всех.

Вообще, это недоумение не всегда добросовестно. Многие люди задают этот вопрос просто для того, чтобы представить интимные отношения как нечто необходимое. На самом деле это не так. Да, после грехопадения действует определенный закон размножения, но это не значит, что если бы грехопадения не произошло, то не мог бы прийти в действие закон, который нам неизвестен.

Верующей женщине грех в жару сходить искупаться?

Сходить искупаться – это понятие растяжимое. Искупаться можно ведь и в ванной, правильно? Если для нас купание в реке или на море – это удовольствие, то надо обсудить такую проблему, как стыд. Если верующая женщина приходит на пляж и раздевается почти донага, то она должна до какой-то степени попрать свой стыд. Или у нее нет стыда.

Кроме того, церковные каноны запрещают мужчинам и женщинам мыться вместе258. Конечно, можно сказать, что на пляже мы не совсем нагие, но ведь на самом-то деле – почти нагие.

Я приведу такой пример. Как-то преподобному Пахомию Великому нужно было перейти реку вместе с одним своим сподвижником-монахом. Прежде чем раздеться, они отошли друг от друга на такое расстояние, чтобы не видеть друг друга. Хотя это были мужчины, притом подвижники, постники, совершенно изможденные люди, – как говорится, соблазняться совершенно было нечем – но они, тем не менее, отошли друг от друга. Но и оставшись один, Пахомий Великий не решался обнажиться сам перед собой и помолился Господу, чтобы Он все устроил. Тогда явился ангел и перенес его на другой берег. Значит, Богу была угодна эта стыдливость, раз Он совершил с Пахомием такое чудо. А теперь сравним поведение Пахомия Великого с отдыхом на пляже: все обнажаются, переворачиваются, как шашлык на вертеле, и вроде все нормально, вроде ничего страшного и не стыдно.

Вообще, из пляжного сезона делают сейчас какой-то культ. Лежишь ты на солнце, и у тебя на коже выделяется пигмент – это, между прочим, не так уж полезно для здоровья. Почему непременно надо поехать на юг и лежать там на солнце, как ящерица? Это просто суеверие нашего времени, и все.

Считайте, что я ничего не говорил, а то вы скажете, что я запрещаю на пляж ходить, что я фанатик и изувер. Я не знаю, что тут посоветовать. Не может человек быть возле воды и не замочиться. Не может человек постоянно смотреть на полуобнаженные тела и при этом не иметь в голове никакой мысли. Это просто невероятно. А там уж как хотите. Может, есть такие бесстрастные люди, что они будут отдыхать на пляже, купаться, загорать и в то же время пребывать в Божественном созерцании.

Может ли быть безопасным от блудной страсти тот, кто по своей природе к ней не склонен?

Думаю, что совершенно безопасным никто себя считать не может. Это будет неразумно. Иоанн Лествичник говорит, что нельзя верить своему телу, пока оно не ляжет в гроб. Это нужно помнить. И тот человек, который думает, что он никогда не согрешит той или ной страстью, как раз может ей и поддаться, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Женщина-грешница, омывшая слезами и отершая волосами ноги Спасителя, получила прощение грехов. Это было полное очищение от нечистой страсти или лишь прощение самого греха? И были ли прощены все грехи?

Я думаю, что, конечно, речь шла о прощении всех грехов, которые представляли собой отступление от Моисеева закона, то есть от обязательных тогда нравственных норм. А была ли очищена эта женщина от самих страстей… Я думаю, что окончательное прощение было даровано ей только тогда, когда она уже приняла святое крещение, после сошествия Святого Духа на апостолов, после проповеди апостолов. Ведь и сами апостолы, также находясь при Господе Иисусе Христе, иногда погрешали: допустим, гордостью, желанием первенства или неразумной ревностью, как апостол Петр. Если такие люди, также получившие, конечно же, прощение грехов, оставившие все и последовавшие за Спасителем, все-таки погрешали, то, наверное, и в этой женщине сохранилась способность к греху, хотя она и была восстановлена в своей нравственности, получила силу противостоять нечистой страсти. А иначе она представляла бы собой исключение даже из среды апостолов.

Святые отцы советуют для сохранения целомудрия и для борьбы с блудной страстью постоянное воздержание в питье. Каким образом разумно применить этот совет к себе?

Это зависит от телесной крепости. Если человек немощный будет себя ограничивать в пище и питье, это ничего ему не даст. Страсть, может быть, в нем действует больше от гордости, а совсем не от избытка сил, и она, несмотря на такой пост, в нем все равно будет буйствовать. А он только ослабеет до такой степени, что и молиться против страсти не сможет. Но если человек телесно очень крепкий, то ему действительно нужно воздерживаться не только в пище, но и в питье. Если, подчеркиваю еще раз, он очень крепкий, потому что воздержание в питье – это уже чрезвычайный пост. Может быть, такие крепкие люди и есть, но все нужно делать с рассуждением и советом.

Можно ли супругам по обоюдному согласию стать монашествующими в миру?

Это все, скорее, мечта. Враг постоянно нападает, и поэтому такой подвиг чрезвычайно труден. Если супруги хотят вести монашеский образ жизни, то им, пожалуй, лучше разлучиться и пойти каждому в монастырь, тем паче что монастырей сейчас много. Хотя были некоторые люди, которые воздерживались какое-то время или с какого-то времени всю оставшуюся жизнь от супружеских отношений, но это все-таки исключение. Теоретически это можно допустить, но еще раз говорю, это очень тяжело. Чем браться за трудные подвиги, а потом нарушать собственные обеты, смущаться и приходить в отчаяние, лучше действовать по поговорке «тише едешь, дальше будешь».

Как вы относитесь к ранним бракам?

Лично я приветствую ранние браки. Потому что, чем дольше молодых людей удерживать от брака, тем больше становится опасность их нецеломудренного поведения. Сейчас вернулись времена, в которые, мне кажется, следует разрешать ранние браки. В России от ее крещения и примерно до XV–XVI столетий все были воспитаны в целомудрии, тогда можно было человеку довольно долго воздерживаться от вступления в брак. Соблазнов почти не было.

В наше время родители должны позаботиться о своих детях: либо о том, чтобы ребенок рано вступил в брак, либо о том, чтобы он мог вести монашеский образ жизни. Нельзя чтобы родители думали, что их сын, прежде чем жениться, должен окончить институт, аспирантуру, еще что-нибудь. У него в душе уже Содом и Гоморра будет, пока он аспирантуру закончит. Желание для своих детей земного преуспеяния любой ценой плохо кончается.

Обязателен ли обряд венчания для супругов, если один из них неверующий?

На этот счет нет одинакового мнения. Многие думают, что венчаться нужно обязательно, в любом случае, верующий ты или нет. Я отношусь к этому осторожно. Если человек совершенно неверующий, то как над ним можно совершать таинство? По правилам жениху и невесте положено исповедаться, причаститься, а потом обвенчаться. Ну а как может причаститься человек, который просто не верит в действительность Святых Таин, не верит, что он под видом хлеба и вина принимает в себя Тело и Кровь Христовы? Потом, от безбожника можно ожидать чего угодно. Сегодня он говорит: «Да, давай обвенчаемся». А завтра скажет: «Знаешь что, я встретил другую, гораздо лучше, чем ты, к тому же моложе тебя на тридцать лет. Поэтому я больше не могу с тобой жить. Ты пойми меня, потому что у меня ведь любовь, это не так просто». И все – придется разводиться, несмотря на венчание. Церковный брак с людьми, не имеющими никаких принципов из-за своего безбожия, чреват всякими последствиями.

* * *

258

Шестой Вселенский собор, правило 77.


Источник: Я избираю простоту…: беседы с прихожанами о духовной жизни / схиархимандрит Авраам (Рейдман). - Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019. - 699, [1] с.: ил. ISBN 978-5-94512-135-5.

Комментарии для сайта Cackle