Источник

О терпении скорбей

Христос преподал нам необыкновенный урок терпения. – О неизбежности скорбей. – Душевный мир достигается терпением скорбей и борьбой со своими страстями. – Почему самые близкие люди становятся нашими врагами. – «Без креста не увидишь и Христа». – О терпении и унынии. – В терпении вашем стяжите души ваша. – Нужно воспринимать Евангелие живо. – Причины наших искушений. – Об обидчивости, борьбе против страстей, гордости.

Сегодня мы поговорим о терпении скорбей. Конечно, всем известно учение святителя Игнатия (Брянчанинова) на эту тему. Оно основано на его личном опыте, изложено им весьма обстоятельно; прекрасно и тонко аргументировано выдержками из святоотеческих текстов. После святителя Игнатия, наверное, ничего нового на эту тему сказать нельзя, по крайней мере трудно. Но, собственно, цель нашей беседы состоит не в том, чтобы изложить нечто оригинальное и кого-нибудь удивить, а в том, чтобы преподать нравственный урок. Если для вас в беседе ничего нового не окажется, то, я думаю, можно эту беседу терпеливо выслушать и утвердиться в том, что вам уже известно. В этом уже будет польза.

Я буду основываться преимущественно на евангельских текстах, извлекая из памяти, по мере возможности, на этот счет и святоотеческое учение.

Прежде всего, Господь наш Иисус Христос Сам преподал нам необыкновенный урок терпения. Это настолько очевидно, что, казалось бы, бессмысленно об этом подробно рассуждать. Тем не менее мы должны воскресить в своей памяти евангельское повествование о том, как Спаситель терпел поношения, осмеяния, унижения и даже позорную крестную смерть.

В течение всей Своей земной жизни, от рождества и до крестных страданий, Спаситель проявлял необыкновенное терпение. Его терпение было преизобильным; иногда в Евангелии встречаются слова, на которые мы не обращаем внимания, а они прекрасно характеризуют именно изобилие и преизобилие терпения, которым обладал Господь. Вспомним, например, то, как Он хотел войти к дочери Иаира и воскресить ее, но, из смирения, желая скрыть это чудо, сказал окружающим, что она не умерла, а спит, – тогда над Ним стали смеяться. Спаситель же никак не отреагировал на осмеяние, только сказал, чтобы все вышли, и сотворил чудо. Мы видим, что Господь не порицал этих людей, не уничижал их, Он просто не обратил внимания на их смех. Если мы сравним это со своим поведением, то увидим, что мы немощны и с трудом можем выдержать насмешки. Господь же не вменял их ни во что. Евангелие об этом повествует до такой степени просто, что мы, пробегая глазами текст, не придаем проявленному Им терпению никакого значения. Обо всем остальном, наверное, даже и говорить излишне, потому что терпение, незлобие, кротость Спасителя, проявившиеся в Его страданиях, ни с чем не сравнимы и самоочевидны.

Посылая Своих учеников-апостолов на проповедь, Господь наш Иисус Христос прежде всего преподал им урок терпения: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков194. В этом образном выражении уже содержится необыкновенный урок, потому что здесь говорится о беззащитности, кротости истинных христиан и даже о той опасности, которой они подвергаются, находясь среди мира, среди врагов христианства. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками195. Здесь предсказывается гонение, которому подвергнутся истинные христиане, в особенности проповедники слова Божия, от врагов Церкви.

Когда мы читаем Евангелие, какая-то косность ума мешает нам остро воспринимать его и относить прочитанное к себе. Мы хотим, чтобы его учение, например о терпении скорбей, нас не касалось. Вот апостолов должны гнать, поносить, даже убивать, но к нам это не может относиться. Мы хотим, чтобы то или иное пророчество из евангельского учения обошло нас стороной, чтобы лично мы были исключением из того порядка вещей, который открывает нам Господь Иисус Христос. Однако этот порядок, как открытый Богом, является незыблемым, и мы не имеем никакого права и основания претендовать на то, чтобы нам в жизни ничего терпеть не приходилось.

Возьмем сравнительно недавний исторический пример. Россия до 1917 года была государством православным, хотя, конечно, в это время уже наблюдалось значительное охлаждение веры. Церковь была под покровительством государства, хотя и здесь можно было бы сделать некоторые оговорки, но на уровне бытовом православие поддерживалось. Казалось бы, ничто не говорило о грядущей катастрофе. Люди жили, спокойно исповедуя православную веру, молились, пользовались всеми благами, предоставленными им в этом отношении православной монархией. Россия в то время была одним из самых могущественных государств в мире. Но произошла катастрофа, и нежданно-негаданно люди, которые полагали, что православная русская держава будет вечной, – увидели, как все рухнуло и православие стало в России религией гонимой. Они увидели, что всякое проявление ревности о православии теперь воспринимается как государственная измена, что христиан, в особенности священнослужителей, ссылают и даже казнят только за то, что они являются служителями Церкви.

Этим людям, привыкшим к благополучию и спокойствию, в одно мгновение пришлось столкнуться с теми явлениями, о которых говорится в Евангелии. Может быть, эти тысячи, даже миллионы людей никак не ожидали, что им все это придется выдержать, что им придется оказаться перед лицом таких же страшных гонений, какие были в первые века христианства и которые, как всем казалось, навеки ушли. Глядя на этих людей, все мы должны извлечь такой урок: мы не имеем права впадать в совершенную беспечность и думать, что времена скорбей миновали: мол, советская власть исчезла и больше ничего страшного не случится. Бог знает, что будет в нашей стране и во всем мире через полгода, год или десять лет.

Кроме того, нужно иметь в виду, что помимо открытых гонений, во время которых, по внушению диавола, заблуждающиеся люди преследуют сторонников истины, могут быть гонения и скрытые, во время которых в среде православия мнимые последователи истины преследуют настоящих ее последователей. Могут быть и гонения, которые выразятся в том, что твои соседи, люди маловерующие или неверующие, будут причинять тебе те или иные скорби. Хотя по видимости они отнюдь не будут восставать против православия, их будет волновать, например, то, что ты якобы несправедливо отрезал у них часть земли. Но это будет только поводом, и сами они, действуя по бесовскому внушению, не будут понимать, что это только повод. Такая беспричинная злоба может действовать с постоянством, на протяжении многих и многих лет.

Повторю, не нужно думать, что наша жизнь будет исключением из евангельского закона. Если Господь открыл нам, что гонения эти обязательны для последователей Христа, значит, мы не имеем никакого права разными способами «выкручиваться» и считать, что с нами будет происходить нечто иное. Законы евангельские открыты Господом Иисусом Христом, Сыном Божиим и Богом, законы эти не человеческие. Это не догадки, а непреложная истина, которая никогда не умалится и не изменится.

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас. Это говорится не для того, чтобы мы боялись людей, хотя эта осторожность, может быть, тоже не будет излишней, а для того, чтобы мы боялись поддаться людям тогда, когда они потребуют от нас отречения от Христа или хотя бы отречения от тех или иных евангельских заповедей. Здесь мы должны проявить осторожность и бдительность.

И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас196. Конечно, эти слова более применимы к апостолам, в которых обильно действует Дух Святой и которые говорят не от себя. Нам же уместно было бы к такой ситуации готовиться: во-первых, молиться, а во-вторых, приобретать некоторые знания о церковном предании.

Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется197. Смотрите, какие страшные вещи пророчествует нам Спаситель и что говорит Он о тех гонениях, которым подвергнутся истинные христиане: Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. Итак, если мы увидим вражду между родственниками из-за истины Христовой, не будем думать, что происходит нечто исключительное. Так должно быть. Пусть нас не удивляют скорби, которые посещают верующих людей очень часто. В семье происходит разделение, неверующие негодуют и восстают на верующих, потому что верующие не хотят следовать желанию своих неверующих родственников даже ради мира семейного, казалось бы необходимого и оправданного. И это справедливо, потому что, пойдя на один компромисс, мы затем идем на другой, третий. Так мы постепенно охладеваем и можем даже отпасть от Церкви.

Это закономерно, что наша вера воспринимается ими как безразличие к ним, как вражда против них, как нелепый и ненужный фанатизм. Если мы сами едва-едва способны принести какие-то жертвы ради Христа, то они не хотят жертвовать вообще ничем ради того, что им чуждо. Поэтому мы становимся врагами своим самым близким людям и изумляемся, не понимая, что происходит. А происходит то, что давно, еще в начале христианской эры, в начале первого столетия предсказано Господом Иисусом Христом. Мы действительно оказываемся порой ненавидимы всеми за имя Христово: не только явными врагами христианства, не только теми, кто восстает против него, но и мнимыми его последователями: сектантами, всевозможными еретиками и, безусловно, нерадивыми православными. Если в нас видят какую-то особенную ревность, желание послужить единому Богу, отречься от всего из любви к имени Христову, то это воспринимается такими людьми как нечто нелепое, вредное, пагубное. Они, действительно, начинают нас ненавидеть за имя Христово, ради которого мы готовы отречься от мира. Особенно часто такое случается с людьми, которые стремятся к монашескому образу жизни.

Так должно быть. Претерпевший же до конца спасется. Все скорби нужно терпеть, но не просто терпеть, а терпеть до конца, ибо они будут сопровождать христианина на протяжении всего его христианского пути: от времени, в которое он обратился, и до его кончины. Невозможно спасение без скорбей. Даже, как говорит Макарий Великий, скорби – это признак истины. Где нет гонения и преследования, там нет истины.

Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?198. Обратите внимание на эти слова Господа: «Если Меня, вашего Учителя и Господина, назвали вельзевулом, то есть, попросту говоря, сатаной, если Меня называли бесноватым, одержимым злыми духами, то не тем ли более должны называть так вас, Моих последователей?»

Часто окружающие нас люди, не имея духовного опыта и не понимая ревности истинного христианина, расценивают движения нашей души, наши чувства и стремления как действия диавола, а в нас видят людей заблудившихся и даже пытаются приписать нам отсутствие любви. Это тоже в особенности касается монашествующих. Если человек отрекается от своих близких, от обычного человеческого общения ради большего преуспеяния в исполнении евангельских заповедей, ради более удобной жизни по Евангелию – монашества, то его воспринимают как человека, который отрекся от любви и который безразличен к людям. Он якобы оставил свое служение и избрал, как кажется окружающим, более легкий путь; в его поступках видят даже действие бесовское. Это не должно заставать нас врасплох, и этот упрек не должен затрагивать нашего сердца. Мы должны быть готовы спокойно перенести презрение и ненависть, которую испытывают к нам люди, чуждые евангельского духа.

Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано199, то есть наши намерения когда-нибудь обнаружатся. Обнаружится истинная причина ревности верующих людей, ухода их из мира, отречения от неправильного, поверхностного христианства, и истинная причина действий людей, враждебных евангельскому образу жизни. Откроется о них то, что на самом деле никакой любви они не хотели, ничего доброго не искали, а просто желали спокойной жизни и высокими фразами о любви только прикрывались ради того, чтобы оправдать свое безразличие к вере.

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне200. Итак, терпеть нужно даже до смерти. Если бы мы были истинными христианами, то не должны были бы и смерти бояться, а должны были бы бояться только Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне, то есть Бога. Теми людьми, которые могут вред причинить только телу, мы должны пренебрегать и относиться к их гонению безразлично.

Обратите внимание на следующие слова Спасителя: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц201. Некоторые понимают эти слова таким образом: Господь, дав обещание, что волос с головы нашей не упадет, печется о нас так, что мы не потерпим никакого вреда и не будем испытывать никаких скорбей. Но, чтобы правильно понять эти слова, нужно вернуться к предыдущему поучению Спасителя: И не бойтесь убивающих тело… у вас же и волосы на голове все сочтены, то есть речь идет не о том, что мы будем телесно невредимы (это образное выражение: Волосы на голове все сочтены), а о том, что Господь сохранит нашу душу и в конечном счете мы не потерпим никакого вреда, хотя бы и тело наше убили. Вот о чем мы должны думать – о сохранении своей души, о том, чтобы ни один волос не упал с «головы» нашей души. Господь обещает нам безопасность и невредимость именно в этом смысле, а не в том, что мы каким-то особенным образом, в виде исключения из общего порядка, будем всегда целы и невредимы, если правильно будем себя вести.

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его202. Спаситель опять говорит: Не мир пришел Я принести, но меч. Мы ожидаем мира и спокойствия. Мы молимся Богу о том, чтобы все было благополучно в нашей стране, чтобы все было хорошо в нашей семье, чтобы у нас были добрые отношения с родственниками, сотрудниками, соседями. Мы хотим, чтобы обстоятельства общественной жизни тоже благоприятствовали нашему безмятежию. Нам не хочется ни внешней, ни внутренней борьбы – нет, мы мечтаем о том, чтобы и внутри нас также было полное спокойствие и чтобы нам не приходилось бороться с какими бы то ни было страстями: ни с блудом, ни с гневом, ни с гордостью, ни с унынием. Но об этом спокойствии можно сказать словами апостола Павла: Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба203. Когда мы будет совершенно безмятежны, думая, что все вокруг спокойно, тогда в этом спокойствии и будет таиться самая страшная опасность. Святые отцы говорят: кто не в борении, тот в прелести. Истинный христианин всегда должен испытывать скорби. Конечно, можно понять естественное стремление человека к покою, однако ему следует помнить Евангелие. Мы живем не так, как хотим, а так, как приходится жить. Мы следуем либо законам окружающего нас падшего мира страстей, либо закону Евангелия.

Если мы хотим приобрести мир, при котором можно безмятежно жить на земле, то должны идти на бесконечные компромиссы со своей совестью. Если же мы хотим приобрести душевный мир, то, наоборот, должны следовать своей совести и помнить, что утешительный, благодатный, хотя и неполный мир – ибо полного мира на земле не может быть – достигается терпением внешних скорбей и борьбой со своими страстями.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня204. Посмотрите, Господь говорит: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня, то есть тот, кто отказывается от страдания, тот, кто не хочет идти, образно говоря, на свою Голгофу, недостоин Спасителя и не может быть Его учеником. Такой человек не может надеяться даже на то, чтобы милость Божия объяла его и восхитила из греховной бездны, в которой он находится. Об этом говорит и совершенно справедливая, истинно христианская пословица: «Без креста не увидишь и Христа».

Евангелист Матфей повествует о том, что Спаситель предсказал кончину мира и кратко обрисовал всю историю Церкви на земле. При этом Господь вновь говорил о гонениях: как в первые времена христианства, так и в последние – времена антихриста. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое205: вы будете ненавидимы не только отдельными людьми, но и всеми народами. К этому нужно быть готовыми. Хотя эти народы по видимости и являются христианскими, следуя отчасти христианским принципам, но они не несут имени Божия в своих сердцах, не живут только ради Христа, не считают этого самым главным в своей народной и личной жизни и потому испытывают ненависть к людям, которые сохраняют имя Христово как некий основополагающий принцип жизни. Мы не должны этому удивляться, ведь и это предсказано Господом.

И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь206. Итак, видите, даже предательство необходимо пережить истинным христианам. А предательство людей, которых ты почитал близкими, которым доверял, перед которыми, возможно, открывал свою душу и которым даже поверял какие-то тайны, – это самое тяжелое испытание. Но так должно быть. И Спаситель, может быть, для того и говорит все это, чтобы мы, когда встретимся со скорбями, предсказанными Им, благодаря Его словам, которые разъясняют нам, что это признак нашего действительного следования истине, утешились.

И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Охлаждение любви в отдельных христианах и во всех христианских народах, в том числе и в Православной Церкви, также предсказано Спасителем: «Беззаконие столь умножится, что охладеет любовь». Ощущение этого всеобщего охлаждения любви, холода, веющего на нас и пытающегося охладить и наши сердца, тоже должно быть нами испытано. Это тоже тяжелое испытание. Это тяжкая скорбь – противостояние холоду, окружающему нас. Холод хочет завладеть нашим сердцем и угасить ту ревность, которая в нас зажглась с нашим приходом в Церковь.

Нужно с этой скорбью, с этим испытанием вступить в борьбу и быть особенно внимательными к себе, потому что это искушение подкрадывается незаметно. Нам кажется, что мы остались теми же, какими были, а мы уже поддались всеобщему охлаждению и потеряли любовь. Поэтому мы и не можем приносить прежних обильных духовных плодов, а может быть, никогда никаких плодов больше и не принесем. Мы только по видимости остались христианами, имеем вид благочестия, по словам апостола Павла, а силы его отреклись207.

Претерпевший же до конца спасется208. Итак, терпеть нужно до конца: не что-то одно вытерпеть, а другое отринуть, не какую-то одну скорбь, которую мы считаем целесообразной и подходящей для нас, принять, а другую отвергнуть, но все терпеть от начала и до конца. Мы должны терпеть и великую скорбь, и малую, и ту, которая нам понятна, и ту, которая нам, может быть, непонятна: мы недоумеваем, почему именно она наведена на нас. Спасется только тот, кто до конца все вытерпит, а не тот, кто некоторое время будет вести себя по-евангельски, а потом вдруг решит, что он уже достаточно потрудился. Такой человек не получит награды.

Спаситель говорит еще об одном виде терпения. Вы все помните притчу о сеятеле. Хотя мысль, которую я хотел бы раскрыть, Спаситель приводит в конце толкования этой притчи, но для большей ясности придется все толкование прочитать. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потóм приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!209

Итак, чтобы семя слова Божия принесло плод, то есть чтобы учение христианское, которое мы приняли, действительно принесло плоды добродетели и благодати, необходимо хранить его в добром и чистом сердце (по-славянски – добрым сердцем и благим) и взращивать в терпении. А у нас терпения и не хватает. Мы немножко потрудимся, и если плода нет, если мы ничего не чувствуем, то нам кажется, что у нас уже никогда ничего не получится – не стоит и трудиться. Мы думаем, что Бог от нас отвернулся, или мы что-то неправильно делаем, или наш духовник учит нас неправильно, или святые отцы, которых мы читаем, сейчас уже устарели. Враг всячески наводит на нас уныние для того, чтобы мы прекратили трудиться. Однако плод нужно приносить в терпении.

Может быть, именно терпения не хватает и всем прочим слушающим слово Божие, которые изображены в этой притче: и тем, у кого семя упало при пути и было восхищено диаволом, и тем, у кого семя упало на камень, и тем, у кого оно упало в терние. Если бы они были терпеливы, то смогли бы всё исправить. Если и говорится, что семя упало на камень, то эти слова не надо понимать буквально: это означает, что это семя попало на каменистую почву. А семя, упавшее при пути, попало на землю, которая была вытоптана, и потому в ней трудно было пустить корни. Семя, упавшее в терние, попало на землю обыкновенную, но заросшую сорной травой, которую можно искоренить. Может быть, и здесь суть только в том, что у этих людей не хватило терпения, они не хотели трудиться и поэтому никакого плода не принесли.

Необязательно это происходит примитивно: допустим, человек узнал истину христианства, начал ходить в храм, не почувствовал никаких изменений в себе и поэтому перестал туда ходить. Нет! Он может всю жизнь продолжать быть прихожанином той или иной церкви, исполнять свой христианский долг, соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться, но при этом потерять ревность к стяжанию добродетелей и терпение. Он больше не хочет трудиться, не хочет усиленно молиться, не хочет ломать себя, бороться со своими страстями, со своим своеволием, с теми пороками, которые достались ему от рождения или развились в нем в течение его самостоятельной жизни. Кроме того, человек может потрудиться над какой-нибудь добродетелью, над искоренением какой-либо страсти, но, не видя быстрых результатов, остыть, все бросить, и сказать: «Меня неправильно учат». Таким образом, потеряв терпение, он не может приносить плода.

Но обратите внимание на саму притчу. Спаситель говорит о земледелии. Те люди, которые имеют какое-нибудь отношение к нему или хотя бы к огородничеству, знают, что это очень тяжелый труд. Если трудно обрабатывать огород, то представьте себе, как тяжело возделывать поля, чтобы засеять их пшеницей. Это каторжный труд, самый, наверное, тяжелый из всех – надо учесть, что в древности он был практически ручным трудом, правда, земледельцы использовали животных. Но в Израиле, наверное, и это не всегда было возможно, потому что земля там была неровная и каменистая. Там делалось многое вручную, мотыгами и прочими сельскохозяйственными орудиями. Из самого приточного образа становится понятно, какое постоянное трудовое терпение нам необходимо. Представьте себе земледельца, который трудился, трудился, а потом все бросил: «Я устал». Поле его зарастет сорняком, и урожай пропадет. Трудиться же нужно на протяжении всего года: в одно время таким образом, в другое – иным. И только тогда, благодаря терпению, поле даст плод и, может быть, плод обильный, если все будет делаться разумно.

Если же мы не проявим терпения, естественно, у нас ничего не получится. Когда речь идет о земных вещах, нам все понятно – необходимо терпение, иначе ничего не выйдет. Когда же мы переходим к духовной жизни, всякий здравый смысл у нас пропадает. Мы не хотим терпеть духовного труда не только на протяжении целой жизни – а нам необходимо трудиться, потому что речь идет о гибели или спасении нашей души, о вечном блаженстве или вечных муках, – но мы не имеем терпения и в течение часа или двух потрудиться в молитве. Нет у нас благодати, не идет у нас молитва – и мы уже ее бросаем, она нам надоедает, нам хочется заняться чем-нибудь другим: в лучшем случае чтением, а в худшем – пустословием или любой работой, лишь бы только не молиться.

То же самое происходит и в отношении страстей. Мы не можем вытерпеть борьбы, скажем, с гневом, раздражительностью на протяжении десяти-пятнадцати минут. Допустим, кто-то нам сказал грубое слово – какой-нибудь пустяк, от этого слова ничего с нами страшного не произойдет, по пословице: «Хоть горшком называй, только в печь не сажай», но мы воспринимаем это как что-то невыносимое, мучительное. С трудом выдерживаем внутреннюю брань в течение нескольких минут, считая это за подвиг, – и тут же взрываемся, говорим в ответ грубости. Зло умножается. Нагрубивший нам человек, скорее всего, отреагирует тоже соответствующим образом – и кончится все разрывом, негодованием, злопамятством, а иногда даже желанием мести из-за совершенного пустяка. Если кто-то выдержал получасовую брань, то он уже считает себя почти бесстрастным, а если человек терпел целый день, то считает, что ему за это должен быть дан от Бога дар чудотворения.

Здесь уместно вспомнить еще одно изречение Спасителя: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е210, то есть совершенно очевидно, что человеку необходимо понуждение себя для того, чтобы приобрести Царствие Небесное. При этом здравый смысл говорит нам, что понуждение необходимо там, где нет желания. Когда человек чего-то хочет, то делает это с удовольствием. А нам, людям, у которых греховное естество противится деланию евангельских заповедей, необходимо терпение.

В Евангелии от Луки приводится следующее изречение Спасителя: В терпении вашем стяжите души ваша211. Если истолковать это мудрое выражение, то оно нам многое откроет. Что такое стяжание? Это приобретение, накопление. Если мы хотим приобрести, например, дом или какое-нибудь имение, землю, недвижимость, то нам нужно накапливать средства, потому что редко получается собрать сразу всю сумму. Или приведем другой пример из жизни, может быть совсем не возвышенный, но более понятный современному слушателю. Допустим, человек хочет купить контрольный пакет акций какой-нибудь компании, чтобы управлять ею. Что он делает? Он покупает сколько-то акций в одном месте, сколько-то – в другом, затем еще где-то, а потом, собрав нужное количество, уже может прийти на собрание акционеров и сказать: «Теперь слушайтесь меня». Вот это называется стяжанием. Таким образом человек постепенно выкупает, допустим, завод, или банк, или еще какое-нибудь предприятие. Так мы должны постепенно выкупать и свою душу, потому что она принадлежит не нам, а демонам, греху, страстям. Если мы хоть сколько-нибудь внимательны к себе, то обязательно должны видеть это. По словам апостола Павла, умом мы знаем, что надо делать, но греховный закон, живущий в нашем теле – под телом апостол подразумевает все наше существо, – противится закону ума. Мы хотим одного, а делаем поневоле другое, потому что нами руководят страсти. Мы должны у этих страстей постепенно выкупать нашу душу, овладевать ею.

Применим прежний отнюдь не возвышенный образ стяжания: если мы не можем выкупить душу полностью – приобрести все сто процентов акций, чтобы быть бесстрастными и чистыми людьми, то должны по крайней мере купить контрольный пакет, чтобы владеть собой. Пусть страсти действуют, но мы имеем над собой большую власть, чем они. Допустим, в нас есть блудная страсть, но мы ей не покоряемся, в нас есть гнев, но мы не исполняем его велений. Мы боремся и делаем всё по-своему, потому что нам принадлежит контрольный пакет. Мы должны его обязательно приобрести.

Может быть, подобное сравнение не совсем уместно в отношении Евангелия, зато оно хорошо объясняет такое духовное явление, как стяжание. Я думаю, раз Спаситель не брезговал подобными выражениями и сравнениями, то и мы имеем право их развивать. Он, например, говоря о стяжании, сравнил Царствие Небесное с купцом, который приобрел бисер. Для нас сейчас слово «купец» чуть ли не романтичное. Но мы могли бы сказать «бизнесмен, который покупает драгоценные камни», – и это был бы тот же купец. Мы говорим о крестьянине-сеятеле, который вышел сеять семя свое212, а могли бы сказать о фермере, который вышел обрабатывать свой участок. И все стало бы понятно.

Я не хочу умалить возвышенности Евангелия. Я просто хочу показать вам, как эти слова воспринимали современники Спасителя. Для них-то ведь это были житейские, обыкновенные образы. Для них слово «купец» было тем же самым, что для нас сейчас «бизнесмен». Для них сеятель – это то же самое, что для нас фермер. Мы должны Евангелие живо воспринимать. Евангелие своими притчами взывает к нашему здравому смыслу, поэтому уместно привести даже такое смешное сравнение, как приобретение контрольного пакета акций.

В заключение нужно сказать, что Спаситель предсказывал Своим ученикам, – наверное, это относится и ко всем истинным последователям святых апостолов, – что изгнание, отвержение от собраний и даже убийство будет восприниматься мнимыми последователями Христа как служение Богу. Изгонят вас из собраний; даже наступят времена, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами213.

Итак, именно для того Спаситель и сказал это, чтобы, когда придут времена скорбей и гонений от демонов, от людей или, может быть, даже от нашего падшего естества, мы помнили, что так должно быть и это предсказано Господом. Те люди, которые гонят нас, либо совершенно не знают Господа Иисуса Христа, либо формально исповедуют Его, но опытно, в душе, в сердце Его не знают. Поэтому всегда истинные последователи Христа будут преследуемы либо от явных врагов Христа, либо от мнимых последователей Его, в сущности Его не познавших.

Часто бывает, что человек, преуспевающий в Иисусовой молитве, терпит скорби даже от близких ему людей, и удивляться этому не нужно. Это естественно. Приведу такой пример. Одна женщина-мирянка, сейчас уже умершая (Царствие ей Небесное!), рассказывала мне, чтó произошло, когда она однажды не успела прочитать утренние молитвы. Она вошла в трамвай и вместо правила читала Иисусову молитву, чтобы успокоить свою совесть. Впереди нее, в другом конце вагона, какая-то пассажирка начала оглядываться, беспокоиться, а потом вдруг вскочила: «Что вы меня трогаете?! Зачем вы меня трогаете?!» – и попыталась на нее напасть. Женщина испугалась и начала молиться еще сильнее. Та еще больше раскричалась, а потом на остановке выскочила из трамвая. Конечно, беспокоившаяся была, скорее всего, душевнобольной, бесноватой. Это очевидный пример того, что мы, совершая добродетели, в особенности молясь, хотя никому и не желаем делать зла, тревожим людей, находящихся в большей или меньшей степени под властью лукавого.

Поэтому, повторю, не нужно удивляться, если на нас нападают, как нам кажется, без всякой причины. Причина здесь простая: мы хотим угождать Богу и это вызывает негодование у тех людей, которые живут иначе. Может быть, они не понимают ничего, но душа их противится такому образу жизни, их страстная натура не желает принимать его. Их возмущает то, что кто-то живет целомудренно, не пьянствует, не ворует. Их возмущает то, что люди молятся; то, в конце концов, что люди просто имеют радостный, спокойный, мирный дух. Им все это отвратительно, они завидуют таким людям и желают всех сделать подобными себе. Мы должны быть к этому готовы, как говорится, быть начеку и не воспринимать все эти нападения людей как нечто экстраординарное.

По этой же причине нас искушают и демоны. Многие думают – хотя, казалось бы, это логика детская, – что раз они демонов не трогают, то непонятно, почему те на них нападают? Да просто потому, что завидуют нашему спасению; потому, что своей молитвой, своим стремлением жить праведно, покаянно, мы их тревожим. Чем больше мы угождаем Богу, тем большее возмущение вызываем в людях, находящихся под властью демонов, а иногда и в самих демонах, нападающих на нас не только через людей, но и через помыслы, которые возбуждают в нас чрезвычайное действие страстей.

Итак, терпение во всем – это естественное состояние истинного христианина. Только таким образом – научившись владеть собою – мы можем приобрести свои души для вечности.

* * *

Святые отцы говорят, что мы не должны обижаться на тех, кто нас ругает, оскорбляет, так как они являются лишь орудием диавола. Но я в таких случаях все равно обижаюсь. Как быть, как действительно не обращать внимания на обижающего?

Семь бед – один ответ. Нужно молиться Иисусовой молитвой и постепенно победить в себе страсть обидчивости. Совет, как не обижаться, не поможет, если у тебя не будет благодати. Благодать же приобретается через покаяние, через борьбу с греховными помыслами. От того только, что ты прочтешь или получишь от духовника какой-то совет, тебе не станет лучше. Совет нужно исполнить. А мы хотим выслушать и только, как будто от одного слушания уже меняемся.

Можно ли не просить избавления от страстей? Я ведь не знаю, может быть, избавление от какой-то страсти мне сейчас неполезно.

Я думаю, что, конечно, избавления от страстей просить не нужно, кроме тех случаев, когда страсть уже так действует в нас, что мы едва удерживаемся от смертного греха. Лучше просто бороться против страсти и молиться, каяться. И тогда, может быть, мы от борьбы с этой страстью еще и пользу получим. А просить избавления от страсти – я это не совсем одобряю, кроме крайних случаев, когда есть опасность впасть в смертный грех.

Моя бабушка прожила восемьдесят два года. За всю жизнь она никогда ни с кем не ссорилась, никого не оскорбляла, хотя жила в нужде, в холоде, в голоде. Мы с сестрой часто спорим: такая духовность – это Божий дар или терпение?

Это может быть и действие благодати, и наклонность человека. Это может быть, в конце концов, даже и дарование ему от природы, то есть от родителей. Но в любом случае это пример, достойный подражания. Ведь она пережила очень тяжелые годы: голод, война, много ей пришлось, так сказать, горя хлебнуть. Даже если это природное дарование, сохранить его также нелегко. Человек существо свободное – он может стать лучше, а может и развратиться.

Отец Авраам, терпение болезней приравнивается у Христа к мученичеству, но телесные немощи мешают мне молиться, читать святых отцов, стоять на службе. Я скорблю, и мне кажется, что не только через болезнь ничего для души не приобретаю, но и, наоборот, лишаю ее многого: сколько бы я могла прочитать, запомнить, внимательнее молиться, везде успевать. Я не могу смириться с немощью, только укоряю себя, что плохо сопротивляюсь ей, плохо понуждаю себя. Помогите советом.

Это неправильно, потому что наше стремление преуспеть в чем-то, допустим в чтении святых отцов или в молитве, может быть от гордости. Иметь такое стремление хорошо, но Господь ограничивает это наше стремление болезнями, не дающими нам сосредоточиться или подвизаться так, как мы хотели бы, а также другими разными обстоятельствами, которые, как нам кажется, лишают нас уединения. Всем этим Господь смиряет наш дух, потому что необузданное стремление даже к духовному и доброму может человеку повредить.

Приходится терпеть большие скорби, особенно в последнее время, и наступает уныние, кажется, что терпения может не хватить. Хочется, чтобы наступила передышка. Но все-таки бывает на душе тихо и спокойно и даже радостно. Это защитная реакция организма или действие благодати?

Защитная реакция организма может выражаться, допустим, в юморе, возможно даже в черном. Но когда ты чувствуешь в душе тихую радость, несмотря на тяжелые внешние обстоятельства, то это, конечно, действие благодати. Чем больше ты будешь смиряться перед этими скорбями, тем большую радость ты будешь испытывать. Некоторые последовательные христиане доходят иногда до такого состояния, что радуются скорбям и боятся, что эти скорби их покинут.

Один подвижник, которого несправедливо осудили собратья-монахи и от которого они отвернулись, переживал это состояние спокойно. Когда же через некоторое время братья переменили свое презрительное отношение к нему на доброе, он начал молиться: «Господи, что же это такое? Ты совсем меня оставил!».

Некий подвижник-пустынник тяжело заболел и провел много дней без всякой помощи. Про него все забыли. Прошел, по-моему, чуть ли не целый месяц. Наконец братья спохватились, что его долго нет в их собрании, и пошли к нему. Когда они открыли дверь его келии, он говорит: «Братья, братья, прошу вас, уйдите отсюда!» Они спросили: «А почему, отче?» Он говорит: «Потому что, пока вас не было, мне ангел прислуживал, а как только вы вошли, он удалился». Вот как бывает! Конечно, того, чтобы нам ангелы прислуживали, мы едва ли сподобимся, но благодатное утешение у нас может быть.

Вот еще удивительный пример. Некий старец-подвижник, епископ, был схвачен римскими властями и подвергнут страшным пыткам. И что же он говорил своим мучителям? «Благодарю вас, братья, ибо вы обновили мой дух». Видимо, благодать в нем с течением времени умалилась, но, благодаря этим мучениям и проявленному им терпению, она обильно снизошла на него. Благодать Божия из-за его подвига и мужества стала в нем вновь сильно действовать, поэтому он и сказал, что она обновилась в нем.

Как научиться терпеть себя, свои немощи, а не унывать от этого? Иногда появляется чувство ненависти к себе, не хватает сил терпеть свои недостатки.

Это происходит от гордости. Чтобы терпеть свои немощи, нужно смириться прежде всего перед Богом и признать себя грешником. А человек, который не может терпеть свои немощи, – не хочет признаться себе в том, что он грешник, возмущается своей немощью, хочет мгновенно превратиться в праведника. Этого не происходит – и он унывает, а собственно от уныния не может совершать дело своего спасения.

Преподобный Серафим Саровский замечательно говорит о том, что нужно научиться терпеть свои недостатки так же, как мы терпим недостатки ближних. Со страстями нужно бороться, но вместе с тем мы вынуждены их терпеть, – конечно, в определенных пределах. Например, нельзя совершать блуд на деле – в этом смысле терпеть себя нельзя ни в коем случае, но кто хочет достигнуть целомудрия, тот вынужден на протяжении определенного времени терпеть эту страсть и подавлять ее в себе, пользуясь теми средствами, которые для этого предоставляет Церковь.

То же можно сказать и о других страстях. Нужно, действительно, иметь терпение. А терпение происходит от смирения. Возмущение своими мысленными грехопадениями возникает по причине нашей гордости: мы не можем примириться с тем, что мы такие плохие; мы не согласны с этим, а значит, имеем о себе высокое мнение.

Давно интересует вопрос. Православным мученикам в их страданиях помогала благодать, но в истории человечества было много людей, которых мучили совсем не за веру, а терпели они так же стойко, как и христиане. Кто помогал им?

Вытерпеть человек может все что угодно, но какие чувства он при этом испытывает? Действует ли в его душе благодать Божия, испытывает ли он любовь к Богу и к ближнему, испытывает ли блаженство во время самих мучений – или он проклинает своих мучителей, кипит злобой и исполнен гордости? Вот что определяет цену этих мучений. Ведь есть же разница между двумя разбойниками, распятыми на кресте вместе со Спасителем. Один из них говорил: Достойное по делам нашим приемлем. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем, а другой хулил Господа и говорил: Если ты Христос, спаси Себя и нас214. Второй страдал телесно и душевно, а благоразумный разбойник хотя телесно и страдал, но душевно блаженствовал, раз в нем родилась такая вера, что он сказал: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. Они испытывали совсем не одно и то же! Да, стойкость была в обоих случаях, но из-за чего? Из-за гордости, злобы или из-за любви – разница огромная.

* * *


Источник: Я избираю простоту…: беседы с прихожанами о духовной жизни / схиархимандрит Авраам (Рейдман). - Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019. - 699, [1] с.: ил. ISBN 978-5-94512-135-5.

Комментарии для сайта Cackle