Часть вторая
Глава XXII. Сидон
«Усрамися Сидоне, рече море».
(Ис 23:4)
«И отошед оттуда Иисус удалился в страны Тирския и Сидонския».
(Мф 15:21)
Я оставил Тир в тихую, лунную ночь, в исходе 3 часа, направясь на Сидон. Я должен был с вечера взять от мамура или коменданта города приказание страже отворить нам ворота.
Дорога идет по самому краю моря, которое с ужасным ревом накатывается на песчаный берег. На рассвете я увидел развалины, называемые Эль-Касмие. Это остаток замка эмира Факр-Еддина. За ними мы проехали довольно быструю речку Эль-Летани или Лантани с древним возобновленным мостом. Тут я должен указать на противоречие, которое я нахожу теперь в других путешественниках, с тем, что я вижу в моем путевом журнале. Маундрель, за ним Покок, а самый последний Пужула называют эту же речку Эль-Касмие, по имени развалин, меж тем как настоящее ее нынешнее название Эль-Летани или Лантани, совершенно согласно с тем названием, которое дает этой реке арабский географ Шериф Ибн-Идрис 206. Вероятно, это та река, о которой говорит Страбон, не называя ее 207. Поименованные мною путешественники ставят здесь город Орнитон, но я не думаю, чтоб это было основательно, потому что, по сказанию Страбона, этот город находился на половине пути от Тира до Сидона 208 и сверх того, он был во владении сидонян 209.
При повороте у деревеньки Зекакие открываются амфитеатры облачных гор Ливанских – дикое жилище друзов. От Тира до Зекакие ехали мы три с половиною часа. Неподалеку отсюда, на горном скате, находилась Сарепта, некогда цветущий город финикийский, славный своими виноградниками и медными и железными рудниками. Моисей в прощальном благословении своем сказал колену Ассирову, которому принадлежали Сидон и Сарепта: «Железо и медь сапог его будет» (Втор 33:25).
Сюда был послан Богом Пророк Илия к вдовице, для пропитания во время общего голода, когда небо затворилось на три с половиною года. У бедной вдовы оставалась горсть муки и склянка елея; когда к ней пришел человек Божий, она приготовляла последнюю пищу для себя и для сына, готовясь после умереть с голода. Веруя глаголу Божию из уст Пророка, она поделилась с человеком Божьим последнею предсмертною трапезою, которая обратилась в неиссякаемый источник пищи на все время голода. Здесь воскресил Илия ее единственного сына, умершего в глазах его, перед отчаянною матерью, которой грусть так трогательно выражена в Библии (3Цар 17). Во время владычества крестоносцев в Сарепте было Епископство. Антоний Мученик говорит, что в его время показывали в Сарепте дом и ложе Пророка и даже самый очаг вдовы. Полагают, что на этом пути встретила жена сирофиникийская Спасителя, пришедшего в пределы тирские и сидонские от Генисаретского озера; здесь вопияла она вслед Его: «Помилуй мя, Господи, сыне Давидов!» и отвечала Спасителю: «Господи!.. и псы едят крошки, падающие со стола господ своих». Здесь удостоилась она слышать от Иисуса: «О женщина! велика вера твоя! да будет тебе по желанию твоему! И исцелилась дочь ее в тот самый час» (Мф 15). Через полчаса отсюда обратило мое внимание живописное положение селенья Эль-Тантара; оно расположено при небольшом заливе в роскошной тени лавровых, апельсинных и кипарисных дерев. Здесь удобнее можно поместить Орнитон или птичий город; веселые рощи соответствуют этому названию; но это не половина пути между Тиром и Сидоном; Сидон находится отсюда с небольшим за час езды.
Не доезжая за час до Сидона, мы переехали вброд речку, я не записал ее имени 210. Уже неподалеку от Сидона (за половиною часа) возле местечка, называемого Сейнир, окруженного садами и рощами, я видел на самой дороге поверженную гранитную колонну, которая обратила мое внимание по своей надписи. Это самая та римская путевая колонна; которую видел Маундрель 138 лет тому назад, я разобрал на ней теперь только следующие слова: CAESAR… SEPTIMVS SEVERVS PIVS… PARTHICVS… AVREL. ANTON… а Маундрель списал таким образом, с дополнениями: «IMPERATORES CAESARES, L. SEPTIMVS SEVERVS, PIVS PERTINAX, AVG. ARABICVS, ADIABENICVS, PARTHICVS, MAXIMVS, TRIBVNICIA POTES: VI IMP: XI. COS. PRO. COS. P. P. ET M. AVREL: ANTONINVS AVG. FILIVS. EIVS… VIAS ET MILLIARIA FR… Q. VENIDIVM. RVFVM. LEG. AVGG. L… IC. PR. PRAESIDEM… PROVINC… SYRIAEPHOENIC. RENOVAVERVNT. I».
Завоеватель Востока, Септимий Север напоминал на каждой миле свое торжество побежденным народам пышными начертаниями; на этой колонне назван этот край, как в Евангелии Сирофиникийским (Мк 7:26). Этот малый памятник пережил 1600 лет и, может быть, еще долго будет показывать в прахе имя завоевателя Востока и народов, им покоренных, – там, где уже ни имя его, ни народы, им побежденные, не известны!
Сидон не представляется с такою дикостью, как Тир, соперник его славы. Окрестности Сидона хорошо обработаны; везде сады и рощи, он является на горном мысе, который живописно рассекает море. Цитадель построена на вершине горы, город окружает ее и идет далеко по вдающейся в море косе. Остатки его славной пристани, на севере, разбросаны по морю как черные скалы; иные из этих развалин превратились в опасные рифы, другие укрывают еще доселе малое число кораблей, забегающих в эту опасную гавань. Она была загромождена и засыпана здешними властями в защиту от флотов египетских и европейских. Эмир друзов, Факр-Еддин, совсем почти уничтожил ее. Сидон, подобно Тиру, имел внутреннюю и наружную гавань; остатки наружной молы, на востоке, также еще видны.
Сидон древнее самого Тира, который мало-помалу поглотил его славу. Иисус Навин называет Сидон великим; думают, что он основан первородным сыном Ханаана Сидоном, о котором упоминается в Книге Бытия (Быт 10:15). Теперешнее арабское имя Сидона, Саид, равно правильно, как и древнее имя. Трог Помпей выводит значение Сидона от слова, означающего на финикийском языке рыбу 211; а Саид на сирийском языке значит рыболовство (подобно как Виф-Саида переводится дом рыбаков) 212. О Сидоне знали до Моисея, это видно из пророчества Иакова Патриарха (Быт 49). Вероятно, что Тир еще не был известен при Омире; но Трог Помпей говорит, что сидоняне, изгнанные царем Аскалонийским, основали Тир за год до разрушения Трои 213, меж тем как Омир говорит уже о роскоши Сидона. Сидонянин Мох или Мохус писал уже об атомах, прежде Троянской войны 214. Соломон писал к Гираму, царю Тирскому: «Тебе известно, что у нас никто не знает так хорошо плотничью работу, как Сидоняне» (3Цар 5:6); это уже доказывает, что тогда сидоняне были наемниками Тира, что видно также из пророчества Иезекииля. Сидонский художник Везелеил употреблен был для строения Скинии Завета. Авдемон Тирский дерзнул предлагать спорные тезы самому Соломону 215. Главная слава сидонян основана была на механических искусствах. Тонкость льняных тканей сидонских прославлена всеми поэтами древности. Хрусталь также был одним из лучших произведений Сидона. Этот город был управляем царями при Иисусе Навине и после (Нав 19:28; Иер 25:22). Иезавель, жена Ахава, была дочерью царя Сидонского. Сидон достался по жребию колену Ассира, который однако не мог покорить его (Нав 19:28; Суд 1:31), отчего он и остался до времен Спасителя во мраке идолопоклонства Ваалу, Асфароту и Асфороте (Венере).
Роскошь сидонян соблазнила Соломона, который принял временно их божество в Иерусалиме.
«И не будешь ктому, – взывает Именем Бога Иезекииль Сидону, – и не будешь ктому дому Исраилеву остен горести и терн болезни от всех окрестных его обесчестивших их, и уразумеют, яко Аз есмь Адонаи Господь!» «Се Аз на тя, Сидон, и прославлюся в тебе, и уразумеют, яко Аз есмь Господь, егда сотворю в тебе суд и освящуся в тебе. И послю на тя смерть, и кровь в стогнах твоих будет, и падут язвении среди тебе мечем, в тебе и окрест тебе и увидят, яко Аз Господь». Вследствие страшного пророчества Сидон был ниспровержен Навуходоносором; меч, глад и чума опустошили его. В нашествие египтян при Сесаке он подпал под их владычество; от них перешел к Киру. Ахаз, персидский военачальник, поднял знамя бунта в Финикии; Сидон был тогда разрушен и восстановлен. Возродившийся город был опять завоеван Александром. В это время Сидон был управляем Стратоном, постановленным Дарием. Александр вручил скипетр сидонский добродетельному Абдолониму, которого предки были некогда царями; а он сам занимался обрабатыванием своего сада, его единственного достояния. – Птоломеи владели Сидоном, который за 66 лет до Рождества Христова подпал под владычество римлян.
Мы видим из слов евангельских, что учение Спасителево проникло очень поздно в Сидон, хотя тирияне и сидоняне часто стекались слушать Его Божественные поучения и получать исцеления – даже к озеру Тивериадскому (Мк 3:8; Лк 6:17–18). «Горе тебе, Хоразин, – восклицал Сын Человеческий, – горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, давно бы, сидя во вретище и пепле покаялись; но и отраднее будет на суде Тиру и Сидону нежели вам» (Лк 10:13–14). Хоразин, Вифсаида и Капернаум исчезли с лица земли, как мы видели, а Тир и Сидон, посыпанные пеплом и в развалинах, игралища моря, некогда им подвластного, встают из него, как призраки их минувшей славы! Исаия заставляет море говорить Сидону: «Усрамися, Сидоне, рече море, крепость же морская рече: ни болех; ни породих, ни воскормих юнош, ниже вознесох девиц!» (Ис 23:4). Что Спаситель был в Сидоне, мы видим из Евангелия: «Иисус удалился в страны Тирския и Сидонския». «Не требуют здравые врача, но болящие». Сердце Иисусово влекло его всегда к грешникам и к непокаявшимся. Святой Павел приставал к Сидону, на пути в Италию, обремененный узами; он нашел уже тогда среди жителей Сидона нескольких друзей христиан, с которыми Юлий, начальник Павловой стражи и дружелюбный к Апостолам, позволил ему видеться (Деян 27:3). В 636 году по Рождестве Христовом Сидон сделался добычею мусульман. Балдуин, король Иерусалимский, завладел им в 1111 году. Людовик, король Французский, прозванный Святым, завладел Сидоном в 1250 году. Ему обязан этот город своим возобновлением. Здесь этот христолюбивый монарх погребал своими руками истлевшие тела христиан после многочисленных битв 216. С 1289 г. он опять подпал под владычество неверных. Во время крестоносцев Сидон имел Епископство, зависевшее от Тира. Здесь теперь две церкви христианские, греческая и латинская, и сверх того часовни армян и маронитов. Есть и за городом одна христианская церковь, в развалинах; она посвящена Пророку Илии. Некоторые сказывают, что там Иисус Христос говорил свои поучения сидонянам. Это место называется Саида Мар-Елиас.
В Сидоне считают до 6500 человек жителей; в этом числе 500 христиан и несколько евреев. Город с береговой стороны обнесен стенами. Цитадель в развалинах; ее возобновление приписывают Людовику. С северной стороны есть также небольшая цитадель, посреди моря, на скале, которая соединена с городом живописным мостом с семью или восемью аркадами. В городе несколько мечетей, бань и ханов; базар оживлен изрядною торговлею, которая производится большею частью шелками и хлопчатою бумагою. Сидон находится в постоянном сношении с Дамаском. Улицы проложены большею частью под сводами. Дворы домов имеют бассейны с водою, которая проведена из-за города; там еще видны остатки древних водопроводов.
Несколько европейских факторов и французский консул живут в Сидоне. Неподалеку от городского предместья, на юге, в саду, есть развалившаяся мечеть, где мусульмане показывают гробницу Завулонову; но это не имеет никакого основания. Известно, что Завулон и все сыны Иакова умерли в Египте; хотя они и были перенесены оттуда в землю Ханаанскую, но место их погребения находится в Сихеме. Тут же показывают гробницы Пророка Софонии и Везелеила, художника Скинии Завета. Это предания еврейские и мусульманские.
Сидон испытал менее злосчастий, чем Тир. Сидоняне пользовались большим миром и досугом. В Книге Судей говорится о их беспечной жизни: «И идоша пять мужи, и приидоша в Лаис: и видеша людей живущих в нем, седящих со упованием по обычаю Сидонян в тишине и надежде, и не бе устрашаяй, или посрамляяй словесе на земли, наследник истязуяй сокровища: зане далече бяху от Сидонян, и не имяху словесе с киимлибо человеком» (Суд 7).
Сидоном оканчивается Святая Земля! За Сидоном исчезает для христианина утешение лобызать следы Божественных стоп своего Искупителя! Переступив границы Сидона, чувствует сердце то же, что чувствовали Апостолы, когда Иисус вознесся при их глазах на небо, – когда светлое облако взяло Его из виду их! Как бы слышится голос Ангела: «Мужи Галлилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»! Сладостен этот голос небесного жителя: – да утешит он грусть каждого христианина, покидающего землю, где совершилось его искупление, – землю, в которой он видит свою родину, не по плоти, а по духу!
Здесь я оканчиваю мое путешествие по Святой Земле.
Иерусалим, бедный, дикий, разрушенный, пастушеский Вифлеем, забытый в горных ущельях Назарет, разбросанные груды городов израильских, заглохшие пути Земли Обетованной – преисполнили все мои надежды! Увидев Святую Землю, я узнал всю тщету виденного мною доселе, – и если б я начал свой путь на Восток с Палестины, то не поехал бы смотреть колоссальное великолепие древних египтян!
* * *
Renaldi Hadriani Palaestina ex monumentis veteribus illustrata. L. P. 2 tom. Tajecti Batavorum, 1714. P. 290, 985.
Strabonis Geographica / Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). XVI.
Strabonis Geographica / Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р).
Periplus Scylacis Caryandensis, cum tralatione, et castigationibus I. Vossii. Accedit Anonymi Periplus Ponti Euxini e Bibliotheca C. Salmasii. Cum ejusdem I. Vossii versione ac notis. Gr. et Lat. Amsterdam, 1639. IV.
Нар Пгеия у Покока. На карте Арровсмита: Нар-Эль-Захрани. У Пужула: Нар Носей?
М. Юний Юстин. Эпитома: Соч. Помпея Трога «Historiae philippicae» / Пер. А. А. Девонский, М. И. Рижский / ВДИ. 1954. № 2–4; 1955. № 1. (Изд.: M. Iuniani Iustini Epitoma Historiarum Philippicarum Pompei Trogi / Ed F. Ruehl, O. Seel. Lipsiae, 1935). XVIII. 3.
Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. P. 797. edit. in. 40.
Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674.
Strabonis Geographica / Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). XVI.
Guilelmus, Archbishop of Tyre; Herold, Johann; Braun, Konrad. Historia Belli Sacri. De Bello sacro continuatae Historiae libri VI commentariis rerum Syriacarum Guilhelmi Tyrensis… ad nostra us[que] tempora. [bound with] Basel: Nicolaus Brylinger, 1564. IV. 8.
Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. 343.