Источник

Глава XXV. Горний град Иудов. – Пустыня Иоаннова

«Воставши же Мария во дни сии, с поспешностию пошла в нагорную страну, в город Иудин и вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету».

(Лк 1:39–40)

Евангельский, горний город Иудов отстоит от Иерусалима на расстоянии одного часа с четвертью езды. Поклонники обыкновенно запасаются рекомендательным письмом из католического монастыря в Иерусалиме к францисканским монахам церкви Св. Иоанна, там находящейся; но я этого не сделал.

Дорога в горний город Иудов идет из Вифлеемских ворот; она пролегает между Вифлеемскою и Яфскою дорогою, по каменистым холмам, мимо вышнего водоема Гигонского, и по направлению к библейскому полю или селу белильному.

За четверть часа от Иерусалима стоит подле масличной рощи, в лощине, на скате, монастырь Святого Креста, принадлежащий грекам. Он построен, как говорят предания, на том месте, где было срублено дерево для Креста Спасителя. Я должен был посетить его на моем возвратном пути. Здесь дорога разделяется, одна налево, в Бетсафа и Мальха, по долине Уади-Мальха, а другая направо, в город Иудов. Через три четверти часа от Иерусалима начинается подъем на первый хребет Иудейских гор, покрытый маслинами и виноградниками; налево, в обработанной лощине, видно селение Мальха, и почти тотчас после открывается плодоносная долина горнего города Иудова; он называется теперь селением Св. Иоанна. По неопределительному названию этого города в Евангелии, никто, кроме Реланда, не называл его настоящим именем. Евангельский град Иудов известен в Книге Иисуса Навина под именем Иута и Иетте и помещен им в горах Иудейских; это был один из городов левитов или первосвященников. Он расположен в обширной горной лощине, на нижнем скате гор, посреди обильных садов и обработанных полян. Мы направились прямо к монастырю. К нам вышли два или три католические монаха; узнав, что я не имел письма из Иерусалима, они не оказали мне никакого приветствия.

Мы оставили лошадей на улице, у ворот. Я не мог иметь ни одного вожатого в храме; мой драгоман, добрый Якуб, заменил мне этот недостаток.

Храм роскошен, во вкусе европейском, и содержан прекрасно. Живопись всех образов очень хорошая; тут даже есть отличная картина, кисти Мурилло, изображающая Иоанна Крестителя в пустыне. Мрамор расточен в изобилии на стенах и на помосте. Эта церковь выстроена в 1621 году, дарами католических держав и стараниями Фомы де Новариа. Она разделена на три части; средний алтарь осенен куполом; по сторонам два придела. Левый придел основан на месте рождения того человека, выше которого никто из рожденных женами не восставал! Место рождения Предтечи Господня так же скромно, как и место рождения Спасителя; это также вертеп, но не подземный; он был бы наравне с другими домами, если б не был накрыт помостом храма. Туда сходят за позолоченную решетку по 7 или 8 мраморным ступеням. Под сводом пещеры, одетой мрамором и богатыми тканями, основан великолепный престол, раскрытый снизу. Там на помосте виден мраморный круг, украшенный резцом, с Латинскою надписью: «HIC PRAECURSOR DOMINI NATUS EST. Здесь родился Предтеча Господень». Отличные барельефы белого мрамора, изображающие всю жизнь Иоанна Крестителя, украшают стены алтаря. Монастырь обнесен оградою о двух дворах; она обнимает то место, где находился храм и прилежащий к нему дом чередовых священников (Лк 1:8, 23). Здесь происходила торжественная сцена, описанием которой начинается Евангелие от святого Луки. Здесь Ангел Господень, явясь Захарии одесную алтаря кадильного, предрек ему рождество Предтечи Искупителя мира. Здесь провозгласил святой первосвященник торжественное прорицание: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой, и сотворил избавление ему».

В монастыре находится около двадцати братий, а селение состоит из арабов-мусульман, числом более 500, не весьма расположенных к христианам и не гостеприимных. Не получив никакого приглашения от моих собратий-христиан, я имел утешение поклониться священной памяти Предтечи Господа и слышать тут хвалебные гимны христианские при сладких звуках органа. Я отправился далее в путь, горько вздохнув о распрях бедного стада, имеющего единого великого Пастыря!

При выезде из селения, под тенью смоковничных дерев, построен водоем; он называется источником Пресвятой Девы Марии, по тому поверию, что Пресвятая Богородица, во время трехмесячного пребывания у южики своей Елисаветы, ходила сюда почерпать воду. Дом Захария и Елисаветы находился на скате горы, прилежащей к этому источнику и куда ведет отсюда дорога. Поднявшись туда, мы скоро достигли живописных развалин этой священной обители. Она находится на крутом скате. Войдя в ворота, мы увидели двор, посреди которого растет древний развесистый платан; корни его и дуплистое основание обнесены кругом двумя каменными уступами. Насупротив, на каменной платформе со сводами, возвышаются значительные развалины. Остатки двух огив показывают готическое зодчество. Стены нижнего здания сложены из огромных камней; это нижнее здание принадлежит, как говорят, дому Захарии. Под сводом устроен престол, куда приходят братья монастыря Св. Иоанна, один раз в год, служить обедню. Предание повествует, что возле этого свода и каменного крыльца, ведущего к верхнему зданию, происходила трогательная встреча Елисаветы с Пресвятою Богородицею; здесь излился из уст Елисаветы и Матери Божией этот торжественный, Боговдохновенный разговор, переданный нам святым евангелистом Лукою: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» – «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем; что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне блаженною нарекут Меня все племена!»

Верхнее здание принадлежало, как говорят, монастырю, основанному, по одним преданиям, Еленою, а по другим – Плакидиею и Евдокиею. В шестнадцатом столетии видны еще были на стенах альфрески, изображавшие двенадцать Апостолов. На дворе, кругом некоторых стен, приделан уступ для сидения; вправо от ворот виден отдельный большой свод. Развалины осенены густыми деревьями.

Сидя на дворе, под тенью векового платана, потомка того, который укрывал под кровом своим святое семейство Захарии и Божественную Гостью, Царицу Ангелов, я прочел первую главу евангелиста Луки, потом нарвал несколько полевых цветов, тут растущих, и, желая понести с собою большее воспоминание об этом месте, я срисовал его.

Отсюда мы продолжали путь далее вперед, огибая каменистые скаты гор. Их подошвы сходят в роскошное ущелье, которое идет от самого монастыря Иоанна Предтечи, и покрыто лесами маслин и виноградниками. Направо, на противоположных диких горах Иудейских, виден Анатот Абугошей; а на одном из самых заметных шпицев гор – те развалины, которые ошибочно называют Модином Маккавеев 71. На самой дороге показывают место, где юный Иоанн проповедовал близкое пришествие Искупителя и покаяние; тут находился камень, на котором святой Предтеча часто отдыхал; но камень этот перенесен в монастырь Иоанна. Путь по ребрам скал утомителен, но взор приятно отдыхает на низменной плодоносной лощине. Мы употребили около часа времени, чтобы достичь того уединения святого Иоанна Предтечи, где он, уклонясь от отчего дома и людей, вел пустынную, боговдохновенную жизнь; оно находится на самом обрыве горного хребта. Мы спустились туда пешком с большим трудом; первый предмет, который представляется, суть развалины небольшой церкви; а под нею, в скале, пещера, та самая, где обитал юный Иоанн, где он размышлял в уединении о своем высоком назначении и приготовлял себя на духовный подвиг. Ниже этой пещеры журчит живописный родник, которого струи утоляли жажду великого постника! Он прохладил и нас от тяжкого пути – и мы тут несколько отдохнули, любуясь низменною плодоносною долиною. Напротив, на той стороне ущелья, видно нагорное селение Сатаф посреди лимонных и апельсинных садов.

В большой усталости возвратились мы к стенам монастыря Св. Иоанна. Пища и отдохновение были нам нужны; но после приема, нам сделанного, я предпочел отдохнуть на скате гор. Мой вожатый, Якуб, видя мою усталость, достал мне у арабов молока и хлеба, и я, укрепясь силами, начал снимать вид горного града Иудова со стороны гор Иерусалимских.

В это время муселим Иерусалимский Абугош, приехав в селение Св. Иоанна по делам рекрутским и увидев меня из своего шатра, прислал пригласить меня к нему на кофе; посланный им кавас спрашивал, отчего мы не остановились в монастыре; но я отказался от приглашения арабского вождя под предлогом моего рисовального занятия.

* * *

71

См. Ч. II. Гл. VIII.


Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях. / А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году / [Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27.

Комментарии для сайта Cackle