«Одитинг» – сайентологическая «исповедь»

Сайентологи активно используют слабости людей – болезнь, кризис. Сначала новичкам предлагаются тесты (опросники из 200 пунктов), выясняющие их уязвимые места, их ошибки и проблемы. Это первый и последний шаг сайентологов, сделанный бесплатно. Вот что сказано об одном из них в сайентологическом объявлении: «Дианетика помогает людям стать способными помогать самим себе жить продуктивной и наполненной жизнью, восстанавливать честность, доверие и понимание человеческих отношений»163.

Сайентологи вербуют большую часть своих сторонников на улице, предлагая им бесплатный личностный тест под названием Oxford Capacity Analisys («Оксфордский анализ способностей»), или Тест ОСА. Так он называется в зарубежных источниках, и мы не видим там фразы «Оксфордский университет», которая присутствует в изданиях отечественных сайентологов. Например, в одной из газет Центра Дианетики (Спб.) сообщается: «Тест Оксфордского университета «Полный анализ личности» – уникальный и одновременно широко применяемый, так как только он дает полную информацию об индивидуальности людей. Он разработан на основе жестких законов статистики. Поэтому точность и научная оправданность его очень велики – тест примерно на 20 процентов точнее, чем все другие подобные тесты».164

«Этот тест, не имеющий никакого отношения к Оксфордскому университету, составлен сайентологом, ранее служившим в торговом флоте и не получившим никакого психологического образования. Предприимчивый моряк слегка видоизменил популярный одно время тест, называвшийся «Джонсонский анализ темперамента», – пишет Джон Атак. – Нынешний 200-вопросный тест дает сайентологам чрезвычайно подробную интимную информацию о человеке. За время существования «Церковь сайентологии» не раз с готовностью использовала конфиденциальную личную информацию против бывших членов секты»165.

Примеры вопросов из сайентологического «теста личности»

Стали бы Вы наказывать физически десятилетнего ребенка, если он Вас не слушается?

Если другие начинают нервничать, остаетесь ли Вы относительно спокойным?

Планируете ли Вы иметь двух или менее детей, даже если Ваше личное здоровье и Ваши доходы позволили ли бы Вам иметь больше?

Часто ли Вы ведете себя импульсивно?

Говорите ли Вы медленно?

Угнетают ли все еще Вас Ваши прошлые неудачи? Является ли Ваша жизнь постоянной борьбой за существование?

Поете ли или свистите Вы просто для собственного удовольствия?

Вы обычно несчастливы, так как есть особая причина для этого?

Имеете ли Вы постоянно проблемы? Склонны ли Вы быть небрежным?

Воспринимаете ли Вы критику легко и не портя себе настроения?

Легко ли Вы откажетесь от выбранного пути, если Вы из-за этого вскоре столкнетесь с существенными трудностями?

Можете ли Вы легко воспринимать поражения, не заставляя себя проглотить Ваше разочарование?

Нервирует ли Вас мысль выступать в присутствии других?

Представляется ли Вам жизнь довольно туманной и нереальной?

Часто ли Вы обдумываете прежние неудачи?

Легко ли Вы начинаете ревновать?

Грызете ли Вы ногти или карандаши?

Притворяетесь ли Вы взволнованным, чтобы только достичь желаемого эффекта?

Нервируют ли Вас дети?

Находите ли Вы ужасными мысли о смерти или напоминание о ней?166

Достоверность Оксфордского «лэйбла» сайентологи подкрепляют словами Брайана Уилсона, «доктора философии, заслуженного исследователя Оксфордского университета»: «Для меня совершенно ясно, что Сайентология – это истинная религия, и к ней нужно относиться как к таковой»167. Брайан Рональд Уилсон, преподаватель социологии, утверждает, что «Сайентология – это действительно система религиозной веры и практики, которая вызывает у своих приверженцев глубокую и искреннюю преданность»168.

Итак, первая задача – привлечь человека в центр сайентологии и дианетики. Для этого используется распространение листовок, реклама в СМИ, беседы на улицах. Буклеты распространяются в школах и поликлиниках. Пришедшему в центр предлагают пройти первое тестирование. Это бесплатно. Как правило, результаты психологического теста оказываются «крайне плачевными». Клиенту просто необходимо срочно пройти курс очищения. А это уже стоит определенных денег. Не исключено, что вместо курса очищения будет предложен другой курс или тренинг – «умение общаться с людьми», «умение добиваться от других нужных решений», «как успешно начать семейную жизнь», «как устроиться на работу» и др.169

Рассказывает журналистка М. Васильева.

– Ко мне обратился молодой человек, ему 25 лет, он просил не называть его имени. Он работает охранником в организации, которая обслуживает частные банки. Его руководство потребовало, чтобы он прошел тестирование. Предложили подписать бумагу о добровольном согласии на прохождение ряда тестов, в их числе «детектора лжи». От «детектора лжи» он отказался. Тогда ему пригрозили увольнением. Для подписания этой бумаги его вызвали в здание, находящееся на другом конце города, под «крышей» частного банка. Он так и не понял, что это за здание, что и кто в нем размещается. В комнате сидела молодая женщина-"психолог», которая давала указания моему приятелю, что ему делать, и молодой человек-наблюдатель, не проронивший ни слова. Приятель отказался проходить «детектор лжи» и подписывать эту бумагу. Заявил, что не знает, какие приборы будут подключены к его телу и каково их воздействие. Информация, которую от него хотели получить в опроснике, включала двести вопросов, настолько личных, интимных, что такое говорят только на исповеди. Но эта исповедь – сатане.

Мы обратились к юристу, который насчитал в этой ситуации массу нарушений Конституции РФ по статьям 21 п. 2, 23 п. 1, 24, 41 п. 3. Безобидное, как внушали обследователи, прохождение «детектора лжи» с угрозой увольнения при отказе от него является принуждением к медицинским и иным опытам без согласия, нарушением неприкосновенности частной, личной тайны, сокрытием должностными лицами истинных обстоятельств этого «обследования», угрожающего здоровью. Информация, полученная от подопытного в этом случае без его согласия, может быть использована против него же. Кроме того, налицо вопиющее нарушение Кодекса законодательства о труде.

Ему предложили рассчитаться. Правда, неизвестно, что будет записано в трудовой книжке, какая статья. Нарушений с его стороны никаких не было, а «детектор лжи» в условиях контракта не значился. Поэтому инициаторы прохождения «детектора лжи», схитрив, и втиснули его среди других – обычных – тестов. Мы разговаривали со многими людьми, в том числе и со священнослужителями. Они рассказывали нам, что таким образом сайентологи, к которым, скорее всего, принадлежали «обследователи», опутывают сетью по сбору информации всю страну. Кроме частных контор, банков и т. п., они особенно активно действуют через врачей, которые наиболее тесно соприкасаются с населением и могут через них получать политическую, экономическую и другую информацию. К тому же их обязывают проходить оккультную подготовку, иначе не аттестуют.

Существует несколько сотен методик, которые используют хаббардисты для того, чтобы вовлечь людей в свои сети, в том числе используется и «детектор лжи». А дальнейшая стадия – это обучение экстрасенсорике, биолокации, методам оккультного воздействия на людей. С какой целью? Очевидно, с целью исполнения воли того, кто стоит на вершине пирамиды власти в этой структуре. Вот как далеко может завести безобидное «тестирование на профпригодность». А ведь многие и не знают об этом.170

В своих работах Хаббард пользовался сочиненными им самим словами. В его книгах новых терминов было так много, что приходилось прилагать особый словарь. Так «одитор» – это тот, кто производит процесс очищения («одитинг»); "реактивный ум» – это негативные воспоминания, мешающие нам жить. Вот фрагмент из рекламного листка-приглашения на семинар в Санкт-петербургский «Сайентологический центр».

Если у вас когда-нибудь возникало такое чувство, что что-то сдерживает вас в жизни, разрушает ваши планы и не позволяет вам быть тем, кем вы хотите быть, то вы были недалеко от истины. На самом деле у всех ваших проблем, стрессов, горестей и неуверенности в себе лишь один источник. Он называется «реактивный ум». Это скрытая часть вашего разума, которая хранит все болезненные переживания и потом использует их против вас.

ДИАНЕТИКА ПОЗВОЛЯЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РЕАКТИВНОГО УМА. И ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ДИАНЕТИКИ.

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА: дать осознание, что с реактивным умом что-то можно сделать, и дать опыт обращения с ним.

Хаббард рассматривал работу сознания через функционирование «аналитического ума», который ответственен за решение жизненных проблем, и «реактивного ума». (Многие идеи Хаббард почерпнул из психоанализа. Так, деление ума на аналитический и реактивный, перекликается с фрейдовскими сознанием и подсознанием).

Аналитический ум подобен компьютеру. Он бы вообще никогда не ошибался, если бы ему не мешал ум реактивный. Дело в том, что последний хранит чувственные записи, «отпечатки» болезненных событий, так называемые «энграммы», которые рассматриваются как помеха решению жизненных проблем, причина возникновения психологических кризисов. Энграммы – это все те горести, раздражение, душевная боль, которые накапливает человек за свою жизнь. Целью дианетики как раз и является удаление таких энграмм. В результате очищения предполагается появление индивидуума с выдающимися способностями, свободного от умственных и физических расстройств – так называемого «клира».171

Продолжим разбор терминологии. Аудитор (Одитор) – тот, кто проводит аудитинг. В нормативном русском языке этот термин обозначает бухгалтера-ревизора или консультанта по ведению бухгалтерии, а когда-то означало юриста, осуществлявшего полномочия судьи в военно-полевых условиях. А слово «аудитинг» в прямом значении означает проверку счетов, ревизию бухгалтерских документов.172

Но на сайентологическом жаргоне Аудитинг (Одитинг) – хаббардистская техника, предназначенная для «освобождения человека от «энграмм»; применяется в сайентологии, дианетике, в «Наркононе» и в других областях сайентологической деятельности. При этом аудитор ведет допрос, пользуясь вопросником и электрометром – Э-метром (у российских сайентологов Е-метр), устроенным по принципу детектора лжи (российские сайентологи различают дианетический аудитинг, проводимый без Е-метра и сайентологический аудитинг, при помощи Е-метра).173

На самом деле, выдающееся изобретение Хаббарда – прибор Э-метр – не что иное, как банальный кожный гальванометр. Действует он приблизительно так же, как детектор лжи. Когда человеку задают вопрос, вызывающий волнения и неприятные воспоминания, тревогу пациента легко фиксируют электродатчики. Одитор продолжает задавать тот же неприятный вопрос, пока клиент не перестает чувствительно реагировать. Таким образом, Э-метр и одитинг якобы избавляют от энграмм, очищают ум человека. По учению Л. Р. Хаббарда (он же Командор), после избавления от энграмм пропадают и физические недуги, улучшается внешний вид человека.174

Российские сайентологи считают, что дианетический аудитинг отвечает за стирание энграмм в этой жизни, а сайентологический – за стирание энграмм в жизнях прошедших. На деле, единственное различие между ними – стоимость услуги.175 С прибором, естественно, дороже.

При этом следует отметить, что отечественные сайентологи неправомерно исказили английские термины Аудитинг, Аудитор (Одитинг, одитор). Если бы это действительно было возможно в русском языке, то мы говорили бы и писали одитория (аудитория), отомобиль (автомобиль) и т. д.176

Цель одитора – освободить «кейса» от «реактивного ума», постепенно превращая его в «клира» («ясного», «светлого» – англ.) через состояние «пре-клира», путем избавления от «аберраций» и стирания «инграмм». (Кейс – от англ. «сase» – «случай» – общий термин для человека, который проходит дианетическую терапию; этим же словом обозначается его состояние). Интерпретаторы-адепты Дианетики сравнивают состояние клира с понятием «восточных религий» «буддхи» – «просветленный», кк бы давая возможность улучшить отправление религиозных культов в каждой из религиозных систем. Эта претензия фактически переводит Церковь Хаббарда в «метацерковь», в некую скрытую форму (через «технологии Хаббарда») управления технологиями внутри тех или иных Церквей.177

Рассказывает Владимир Агишев, заслуженный врач РФ.

Сайентологи проводят психологическую обработку с помощью методов нейролингвистического программирования, дальше уже идет обработка один на один... Работает обычно один человек, подготовленный, из этой секты, он называется одитор. Одитор целенаправленно проводит психологическую обработку, так называемый одитинг – по несколько часов в день, и всё это в маленькой душной комнате. Выясняются подробности личной жизни, всё записывается на видео, на аудио, с тем чтобы привязать человека как можно сильнее, проникнуть в его душу. Деньги, которые они получают от своих адептов, – это как членский взнос. Нам показывали журналы приёма, там написано: «Иванов – внес столько-то тысяч, Иваненко – столько-то». Спрашиваем: «Что это такое?» – «А это – членский взнос». – «Кто такой Иваненко?» – «Адреса не знаем, имя-отчество не обязательно...» И ни перед кем они не отчитываются. Эти деньги не облагаются налогами.178

Аберрация – в словаре сайентологов – противоположность душевному здоровью; на самом деле слово это означает просто «отклонение» и широко применяется в науке, в частности в астрономии, оптике и т. д. Аберрацией называется и случайно возникшая ложная логическая связь, которая еще никак не свидетельствует о душевном нездоровье.179

Российские сайентологи сознательно не переводят хаббардовские термины на русский язык, чтобы они воспринимались только «посвященными» и в ореоле таинственности. «Клир» – очищенный, или чистый (англ. сlеаг) – тот, кто прошел определенное количество сайентологических курсов; завершающая фаза перед тем, как будет достигнут уровень ДТ. По Хаббарду, «очищенный соотносится с рядовым человеком так, как рядовой человек – с душевнобольным». Другое определение: «Очищенный – это существо, которое уже не владеет своими сознательными реакциями» и уже не имеет энграмм. Все, кто находятся на пути к состоянию очищенного, называются предочищенными (пре-клир).180 А предочищенный (англ. Ргесlеаг, РС) – это тот, из которого предстоит сделать очищенного. На жаргоне «ловцов человеков» это обозначает и всех интересующихся сайентологией и слушателей курсов.181 В отношении «преклира» часто употребляется термин «освобожденный», или «релиз» (англ. rеlеаsе, лат. Relaxare – освобождение) – тот, на ком уже сказались воздействия сайентологических упражнений.182

Хаббард считал, что каждая «прошлая жизнь» человека обладает определенным опытом, называемым «инграммы» (так отечественные сайентологи пишут слово энграмма), который привязывается к «тетану», как ракушка к кораблю. Именно инграммы заставляют человека вести себя в обществе так, а не иначе. Естественным решением является стремление избавиться от этого опыта. Единственным путем избавления от него являются «проверки» и технические курсы сайентологии.183

Оказывается, причиной всех наших недугов, душевных и физических, наших жизненных неудач являются энграммы – бессознательные болезненные впечатления из опыта прошлых жизней. Они отягощают дух (тэтан), находящийся в центре мозга, и задают мозгу-компьютеру плохую программу. Нетрудно в теории Хаббарда усмотреть переложенную на язык информатики буддийскую карму. С той лишь разницей, что карму не сотрешь (это закон возмездия за совершаемое зло, долг, который человек уплачивает в новом воплощении), а программу компьютерной памяти тереть можно. Надо только знать технологию. Сайентология предлагает такую технологию, поэтому она, по словам Хаббарда, «находит ответ для будущего выживания»184.

Часть сайентологических терминов Хаббард позаимствовал из научных работ Зигмунда Фрейда и его учеников. Откуда, например, появилось понятие «инграммы» (энграммы)? Раскроем книгу А. Позова «Основы древнецерковной антропологии», т. 2. Мадрид, 1966.

Психоанализ, введенный Фрейдом, является понятием более широким, чем это принято в узком кругу специалистов психиатров. Несомненно, велика заслуга Зигмунда Фрейда, который не побоялся внести в науку «призраки», нечто «сказочное», иррациональное, создать «эсотерическую психологию», как говорили современники и противники. <...> Психические комплексы или новообразования называются энграммами, а процесс записи на органической субстанции называется энграфией. Одновременные возбуждения образуют комплекс, то есть новый психический продукт, который при своем возникновении действует энграфически, то есть оставляет после себя след, образует энграммкомплекс. Он остается латентным в организме, но если появляется одна часть комплекса, то вызывает весь прежний энграммкомплекс, и этот процесс выплывания носит название экфории. Энграфии и экфории соответствует в психологии воспоминание, а комплекс с психологической точки зрения есть представление.

Не трудно видеть, что мнемическая функция в виде энграфии и экфории есть основная биологическая функция живого организма и основана на ассоциативной или синтетической функции органической материи, материи вообще. Легко себе представить, что психическая жизнь человека представляет беспрерывное напластование продуктов мнемической функции, сплошное нагромождение энграммкомплексов и может легко стать психическим балластом для катастатически обремененной души. При наследственной отягощенности, когда индивидуальная душа перегружена коллективными энграммами человечества, при личной отягощенности и индивидуальном расположении, это депонирование (накопление) комплексов становится настоящим бременем для головных и сердечных центров души. Автоматический прорыв комплексов в сознание лежит в основе автоматизма неразумной души, тимо-эпитимизма, и обусловливает пеструю картину неврозов и психозов.185

Из приведенного текста видно, откуда «уши торчат». И, тем не менее, в сайентологической литературе слово «инграммы» сопровождается товарным знаком R. Прямо как в скороговорке: «Клара у Карла украла кларнет»...

Сайентологическая доктрина утверждает, что даже если ее последователи «очистились от инграмм», им будут грозить серьезные опасности духовного плана, если они не будут подниматься на все новые и все более «дорогостоящие» ступени совершенствования. Вот как свидетельствуют об этом сами сайентологи: «Одитинг лучше всего проводить интенсивно, по меньшей мере 12,5 часов в неделю. Чем интенсивнее одитируют человека, тем быстрее идет его процесс, поскольку текущие жизненные неприятности не успевают прочно укорениться в сознании. Следовательно, самое лучшее – назначить многочасовой последовательный одитинг, например, 50–100 часов при минимальной нагрузке в 12,5 часов в неделю»186.

В 1991 году неофиты в США платили по 1000 долларов в час за сеансы аудирования.187 О том, как сайентологи начали «клировать» Великобританию, пишет известная исследовательница Айлин Баркер (Eileen Barker): «Часто люди начинают с курса самоусовершенствования или саморазвития, не намереваясь идти дальще этого, но со временем выясняется, что, для того чтобы завершить тренинг или «просвещение», необходимы дальнейшие занятия (и, соответственно, большее количество денег). Люди, начавшие с уплаты скромной суммы в 20 или 30 фунтов стерлингов, могут обнаружить, что их успехи позволяют им подняться на новый уровень, который дает им право посещать курсы, стоящие несколько тысяч фунтов. Чтобы оплатить занятия, некоторым ничего не остается, как залезать в долги. Им может быть предложена возможность работать на движение, с тем чтобы продолжать занятия бесплатно или за сниженную цену»188.

При этом непосвященного клиента может поставить в тупик жаргон, используемый сайентологами. Открыв наугад «Дианетику» Хаббарда, читаем следующее: «В один прекрасный день вы получите кейс, который не будет иметь закупорок нигде на траке, который больше не будет интересоваться инграммами (кейсы апатии не интересуются ими в начале; клиры в самом верху тоже ими не интересуются, и тем самым создается определенный цикл, хотя клир и очень далек от апатии). Это кейс, который будет обладать всеми риколами, будет рассчитывать точно и не будет делать ошибок»189.

В Московском Центре Дианетики самый короткий и дешевый начальный курс стоит 100 долларов, а вообще цены доходят до полутора тысяч долларов, например «за программу детоксикации».190 Иногда бывают и скидки, но с увеличением уровня одитинга повышается и плата. «Вводный курс стоит около 50 долларов. Второй – еще дороже. Потом вам посоветуют – за плату, разумеется, – пройти третий, четвертый и следующие курсы, – отмечалось в российской прессе. – Программа рассчитана на много лет: К тому времени, когда вы дойдете до строго секретного первого курса «высшей ступени», на котором якобы будут открыты самые сокровенные тайны, сумма ваших выплат будет измеряться уже шестизначными цифрами (в долларах). А всего высших курсов – восемь!»191

Слово Владимиру Иванову, познавшему эту «технологию» изнутри.

– Мировоззрение человека заключается в текстах и идеях Хаббарда. Общение с миром вне Хаббарда исключено! Других авторитетов нет и быть не может. Зачем интересоваться окружающим миром, если он лживый! Это внушается в каждодневной муштре. Например, письмо Хаббарда «Сохранение деятельности сайентологии» проходят на каждой ступени. Его зазубривают наизусть. На экзамене нужно механически ответить на 100 вопросов, слово в слово, точка в точку. Если вы не отвечаете, не знаете 100 ответов назубок – повторяете круг обучения. И разумеется, за деньги. И так до тех пор, пока не выучите. Стоимость первого уровня порядка 45 тыс. долларов. Я дошел только до третьего – денег не хватило. Одитор более или менее высокого уровня, например 5-го класса, тратит на свое «образование» около 300 тыс. долларов. Если ему нужно пройти еще круг – еще 300 тыс.

На Западе богатые люди проходят эти ступени быстро, ведь перед ними мираж – власть над миром, тайное знание и превращение в полубога. У небогатых обучение растягивается надолго. Бедные идут в услужение «Церкви» и вязнут там на всю жизнь. Один из руководителей сайентологов однажды хвастливо заявил, что они добились за неполные 50 лет своей деятельности того, чего не добилось христианство за тысячелетия. И действительно, весь мир охмурен и опутан тонкой паутиной сайентологии. По самым скромным подсчетам, ее приверженцы составляют около 7 млн. человек.192

Иногда проверка может стоить десятки тысяч долларов. «Тетан» объявляется «чистым» после устранения всех инграмм. Преимущество чистоты состоит в том, что тогда сайентолог может осуществлять контроль над жизнью и освободиться от цикла перевоплощений. Для сайентолога существует 8 уровней. Они называются уровнями «ДТ», т.е. «Деятельного Тетана». Высшая цель сайентологии – освободить в человеке его тетан, т.е довести «клира» до состояния действующего или оперирующего тетана, который может покидать свое тело. Считается, что сайентолог ДТ имеет полный контроль над своей жизнью, контроль над материей, энергией, временем и пространством.193 Мир в его настоящей форме обречен на уничтожение. Только клиры и ДТ переживут катастрофу.

Итак, Сайентологическая церковь требует от человека постепенного восхождения по ступеням совершенствования. Каждая новая ступень стоит все больше. Вот примерный путь сайентолога в США («мост просвещения», а точнее – «прейскурант просвещения»):

Личностный тест. Бесплатно. Продолжительность 1 час. Тест показывает, нуждаетесь ли вы в сайентологии.

Курсы общения. 250 долларов каждый курс. Продолжительность несколько недель. Цикл курсов включает в себя многократно повторяющиеся упражнения (многочасовое неподвижное сидение на стуле, беседы, не допускающие проявления эмоций), способствующие подавлению личности пациента.

Регулярный одитинг. 500 долларов в 1 час. Окончившим гарантируется приобретение навыков эффективного общения, устранение всех проблем, освобождение от груза прежних дурных поступков, избавление от психических заболеваний.

Дианетика Новой эры. 500 долларов в 1 час. Одитинг прошлой жизни, выявление недобрых установок и травматических переживаний. По окончании курса достигается состояние «очищенных».

Марафон очищенной ясности. 2800 долларов. Продолжительность 5 часов. Курс проверяет, действительно ли вы стали очищенным.

ДТ-1–2. 7978 долларов. Продолжительность – до 100 часов. Уяснив, насколько Ваше состояние изменило восприятие мира и людей, вам поведают об идеях, имплантированных человеку 75 миллионов лет назад.

ДТ-3–4. 17010 долларов. Продолжительность несколько месяцев. История галактического владыки Ксену, вулканических взрывов на Земле и тетанов.

ДТ-5–7. 26000 долларов. Обнаружение и избавление от негативных духовных существ, дремавших в вас в течение миллионов лет.

ДТ-8. 11140 долларов плюс питание и проживание. Курс можно прослушать только на борту сайентологической яхты. Окончательный ответ на все вопросы бытия.194

«Уже несколько лет сайентологи грозятся выпустить новые уровни ДТ – 9-й, 10-й и т.д. – вплоть до 15-го, – пишет А. Дворкин. – Уже было объявлено, что лишь ДТ-8 является приближением к настоящему ДТ. Все уровни вплоть до ДТ-7 теперь называются пре-ДТ (по аналогии с преклир)».195

Сайентологи верят, что миром «можно управлять» исключительно с помощью человеческого рассудка, изобретающего различные «технологии». Над подобной верой в свое время посмеялся еще булгаковский Воланд.196

Сайентологи с христианским прошлым (да и все сайентологи) поступят мудро, освежив в своей памяти слова Иисуса: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26).

Христианин, руководствующийся в своей жизни не «Дианетикой», а Библией, может задать вопрос: а для чего ему обладатьвластью над миром? Ведь Сам Иисус Христос отверг подобные искушения, о чем говорится в Евангелии: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Второзак. 6, 13)». (Лк. 4, 5–8).

Психологам известно, что к власти стремятся, в основном, люди с комплексом неполноценности (маленький рост, ущербная внешность, другие виды выделенности из «нормального» большинства, родовая травма, истероидный тип нервной системы и т.д.) Обладание властью – своеобразная компенсаторная функция. Поэтому неудивительно, что люди «с комплексами», как мотыльки, летят на «огонек одитинга».

Приведем свидетельство начальника отделения по общественным связям «Московского Центра дианетики» Фаины Александровны Каганович. «Вы знаете, вам стоит поработать немножко по этой процедуре, вы сами сможете попасть, может, даже и сразу, в предыдущие свои жизни, и не в одну, и узнаете откуда, что и как. У меня только 182 часа одитинга... Но я увидела себя в другом мире, я была в иной галактике. Я была правителем, так скажем, маленькой планеты в этой галактикею И в этой галактике взаимоотношения строились по той административной системе, которую предложил Хаббард».197 Психиатр скажет, что это галлюцинации, вызванные индуцированным психозом.

Мало что можно добавить к этому рассказу. Бесцеремонное и систематическое вторжение в человеческую психику, назойливое внушение фантастических представлений приводит к состоянию, которое американские эксперты обычно называют стадией «суженного», или «сокращенного», сознания. Она характеризуется тем, что притупляются эмоциональные реакции и восприятие окружающих событий, возникает особое, близкое к гипнотическому состояние, при котором человек теряет способность проводить четкое различие между тем, что он испытывает, и тем, что существует на самом деле. Можно ли после этого удивляться тому, что члены Церкви нередко обмениваются живописными воспоминаниями о своей жизни на других планетах, о своем прошлом многовековой давности? Именно поэтому многие авторитетные американские психиатры расценивают сайентологию как крайне опасный и антигуманный культ, направленный на то, чтобы «разрушить саму структуру ума».198

Исследователь Джефф Джейкобсен указал на возможную связь между уровнями ДТ Хаббарда и гностическими доктринами. Джейкобсен приводит цитату из писаний Валентина – гностического учителя III в.: «Ибо много духов обитают в нем [в теле] и не позволяют ему быть чистым; каждый из них доводит собственное дело до его плодов, и они злоупотребляют телом путем недолжных стремлений». Джейкобсен также цитирует гностика Василида, говорящего, что «человек сохраняет внешность деревянного коня из поэтического мифа, ибо так же, как и в коне, в человеческом теле содержатся полчища различных духов». Джейкобсен отмечает, что одержимость разнообразными духами воспринималась этими гностиками как нормальное состояние человека, в то время как в христианской традиции одержимость духами считается глубоко ненормальным состоянием, душевной болезнью, а примеры одержимости многими духами весьма редки (например, гадаринский бесноватый, см. Мк. 5:1–20). Джейкобсен указывает и на другие интересные параллели между гностицизмом и сайентологией.199

Можно провести параллель между хаббардовской сайентологией и большевистской педологией, буйным цветом расцветавшей в Советской России в 1920-х – начале 1930-х гг. «Супервайзером» в этой сфере был Лев Давидович Троцкий, который дал «руководящую установку»: «Человек поставит себе целью овладеть собственными чувствами, поднять инстинкты на вершину сознательности, сделать их прозрачными (клир! – а.А.), протянуть провода воли в подспудное и подпольное (Е-метр! – а.А.) и тем самым поднять себя на новую ступень – создать более высокий общественно-биологический тип, если угодно – сверхчеловека (тетан 8-й степени! – а.А.)»

Теперь лишь специалисты знают, что в начале ХХ-го века Россия считалась лучшей экспериментальной площадкой для осуществления психоаналитических проектов, что на большевистскую власть с надеждой и восторгом смотрели и Фрейд, и Дьюи. Каждый тип культуры, как известно, стремится создать нового человека. Но только в ХХ веке для этого появились невиданные технические возможности. Через несколько лет после взятия власти наиболее дальновидные большевики поняли, что человек как он есть непригоден для вхождение в социализм. Труд не станет его потребностью, если в обществе исчезнет конкуренция. Но назад пути нет: за что тогда боролись в 1917-м? Остается переделать человека. Его пересоздание и положит начало новому Октябрю. В области психологии эту мысль настойчиво разрабатывал ученик Бехтерева Арон Залкинд, а вслед за ним целая группа врачей и психологов. Правда, лишь до тех пор, пока имелись могущественные покровители в сфере педагогических новаций – Луначарский, Крупская, Троцкий.

Перу А. Залкинда принадлежит книга «Педология: утопия и реальность» (выпущена в Москве издательством «Аграф» в 2000 г. тиражом 2 тыс. экз.) Ход размышления автора таков. Если даже собаки Павлова оказались настолько изменчивы, что их желудки приучаются вырабатывать сок лишь после сигнала, то степень «биопластичности» человека должна быть неизмеримо большей. Особенно в переломные эпохи, когда область искусственного, приобретенного, «общественных рефлексов» как бы затопляет сферу древних безусловных рефлексов.

Первая работа, «Основные вопросы педологии», помещенная в книге, является серией статей, обосновывающих этот тезис. Ссылаясь на множество авторитетов советской и зарубежной психологии, автор внушает читателю мысль: «человек должен быть преодолен». Это преодоление возможно благодаря тому, что кора головного мозга есть источник формирования человеческой речи, а потому – изменчивости. У Залкинда кора превращается в главный канал социализации, а значит, и в оплот социализма в нашей голове. Общественным развитием можно управлять, дело лишь в правильном воздействии на кору. Октябрьская революция уже привела в движение массы, уничтожила старые рефлексы человека и воспитала новые.

Педология – это управляемая антропологическая революция, воспитание нужных «общественных рефлексов». Залкинд хочет, чтобы человек стал рационален, избавился от своего темного, бессознательного, классового прошлого. Хотя «сапрессор» Иосиф Виссарионович и разогнал педологические кафедры (а они были во всех пединститутах!), мечта педологов все же карикатурно сбылась в тридцатые годы. Люди, клеймившие «врагов народа» и писавшие анонимки на соседей, действительно были свободны от жалости, милосердия, любви.

Вторая часть кениги состоит из работ о половом воспитании переходного возраста. Если Фрейд видел причины неврозов в природе человека, то Залкинд полагал, что комплексы имеют социальные причины. Помещение детей в социалистический лагерь – «монастырь» с предельно аскетическими условиями существования, тотальным контролем – высвободит и переключит либидо в здоровое русло. Детский пионерлагерь или трудкоммуна – это «маленькая психбольница», Советская Россия – большая, где у большинства пациентов «благоприятный прогноз».

Третья часть книги – работа «Умственный труд», где Залкинд сосредоточился на культуре «мозговиков». Это нечто вроде развернутого пособия по эксплуатации мозга человека-машины. Но книга не пригодилась, поскольку Сталин предпочитал выкачивать идеи из технической интеллигенции, помещая ее в «шарашки». (Сайентологи утверждают, что среди читателей «Дианетики» (издана в 1950 г.), где излагались принципы «промывки мозгов», был сам Сталин. Он даже предложил Хаббарду работать на СССР. «Зная о том, что в Дианетике есть точный ответ на то, как работает разум человека, вождь хотел использовать эти открытия для того, чтобы сделать советский народ более способным и эффективным. Но Рон Хаббард отказался).

Педология была уничтожена в 1936-м году одним выстрелом – постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Это вам не кибернетика, не квантовая физика и не социология. Те воскресли, когда потребовались государству. Педология оказалась не нужна и сошла на нет вместе со своим создателем Ароном Залкиндом и рядовыми психологами и педагогами. Ну, а «супервайзер» был ликвидирован в 1940-м году по приказу кремлевского «сапрессора»…

Но дело Залкинда не пропало, оно получило свои карикатурные продолжения. Трудотерапия заняла прочное место в советском государстве: детские трудовые лагеря, исправительно-трудовые лагеря, ЛТП. Самым массовым и длительным психоаналитическим сеансом в истории, а может быть, даже адекватнейшей формой сублимации отживших классовых рефлексов станет, конечно, ГУЛАГ. И даже обитатели андроповских спецпсихбольниц не должны забывать Арона Залкинда…

Ведь за что на Западе критиковали советскую психиатрию? За необыкновенную легкость выставления клинических диагнозов диссидентам, инакомыслящим советских лет: «синдром патологического реформаторства», «сверхценная идея на демократизацию советской власти», «социопатия» и т.д. С такими ярлыками «гуляли» и Новодворская, и Буковский, и Ковалев, и Ерофеев, и даже Высоцкий. А если говорить о нашем времени, то двум третям депутатов Госдумы и многим известным деятелям можно выставить диагноз «навязчивое реформаторство», «нарциссизм», «демонстративная истеричность» и т.д. Но никто таких диагнозов не ставит, и правильно делает: «Наш дом – дурдом».

А мы говорим: Хаббард, Хаббард! Да в сравнении с коммунистической «промывкой мозгов» хаббардовский аудитинг – это халтурная работа дилетанта…

Правда впоследствии и Хаббард организовал сайентологический ГУЛАГ – т.н. «отряд реабилитационных проектов». «Попавшие туда провинившиеся сайентологи должны ходить в грязной одежде, исполнять самую грязную работу; они не имеют права говорить, кроме тех случаев, когда к ним обращаются; все поручения они должны исполнять бегом, есть они могут только объедки, спать мало и в самых неприятных условиях – в сарае, на полу и т.д. и так до тех пор, покуда их «состояние не улучшается», – пишет А. Дворкин. – Тогда они должны аудитироваться по многу часов в день и просить прощения у всех членов организации, а те должны подписывать поручительство, что виноватые исправились и больше не причиняют вреда организации. Такое полное подавление личности может продолжаться до двух лет»200. Как говорили на Колыме, – «детский срок»…

В 1994 г. один из бывших сайентологов свидетельствовал о том, каков был результат пребывания провинившихся в Отряде реабилитационных проектов: «Я видел, как у многих людей случались психические срывы. Под психическими срывами я имею в виду состояние, когда человек может лишь издавать бессвязные звуки, срывает с себя одежду, ползает по земле, стучится головой, суставами и другими частями тела по мебели и по стенам, гавкает, теряет всякое осознание собственной личности, а также напряженные и навязчивые суицидальные порывы...»201 А если произойдет самоубийство, то на сайентологическом жаргоне это всего лишь – «окончание цикла».

Начальный курс в Московском Центре Дианетики носит название «Преодоление спадов и подъемов», и с него, как правило, начинают все новички. Вот как описывается его методология в сайентологической литературе: «Человека просят закрыть глаза и рассказать о случившемся. Его как бы отправляют в тот момент в его прошлое. Рассказывая, он как бы проживает происшествие снова. Потом его просят вернуться в начало еще раз, потом еще ... С каждым разом какая-то часть боли или горя улетучивается, и в конце концов человек испытывает такое облегчение, что не может удержаться от счастливого смеха. Конечно, это только схема. Но сама процедура ненамного сложней, и за две недели ею может овладеть каждый»202.

Однако в действиях отечественных сайентологов есть некоторые отличия от практики их зарубежных коллег. По словам А. Дворкина, «наши не всегда используют Э-метр (отделения секты должны покупать этот прибор в центральных сайентологических организациях, а цену за него заламывают несусветную), но принцип – тот же самый: когда клиент после бесчисленных повторений начинает истерически смеяться, аудитор говорит ему, что это воспоминание стерто. И в другой раз он предлагает приняться за следующее».203

Людям, приходящим в Центр Дианетики, обещают полный успех в жизни, достигаемый с помощью очищения от негативных наслоений посредством одитинга. Вот рассказ человека, прошедшего через эту процедуру: «Меня заставляли вспомнить ключевые фразы в момент несчастий, якобы запрограммировавшие меня на ошибки и неудачи всей последующей жизни ... По их плану я должна была рассмеяться, и я рассмеялась. Но это был смех над Дианетикой. Я решила, что это чисто коммерческая организация. Самый короткий и дешевый курс стоит 100 долларов, а вообще цены доходят до 1500 долларов ... У меня осталось ощущение плагиата, плагиата с обычного человеческого здравомыслия: половине того, что я узнала за 100 долларов, меня в детстве учила мама»204.

А вот как «подсаживают на одитинг» в санкт-петербургском Центре Дианетики. Беседа по результатам тестирования является лишь промежуточным шагом в вовлечении потенциальных неофитов в деятельность ЦД. В ходе беседы приглашенный узнает, что его дело безнадежно, а в дальнейшем будет еще хуже, если он не пройдет какие-нибудь курсы или семинары. Документальное подтверждение сказанному можно встретить в многочисленных изданиях саентологов. Мы же процитируем фразу из пятого выпуска газеты Санкт-Петербургского ЦД «Хорошие новости»: «У графика Оксфордского теста есть интересная особенность: если его не начать улучшать, то параметры становятся все ниже и ниже. Значит, человек выживает все хуже и хуже».205

Здесь мы видим то, что Дэвид Майерс называет эффектом активации страха и предложением эффективной стратегии защиты.206 Кроме того, «когда знаешь, что человеку надо, и имеешь возможность дать это или отобрать, то становишься его господином»207.

Мысль о гениальности замысла плутовки в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица» («задача Лисы не из легких: сделать так, чтобы Ворона сама захотела... нет, не сыр отдать, а рот раскрыть»)208, как нельзя лучше характеризует беседу по результатам тестирования в ЦД, так как задача проводящего беседу заключается в том, чтобы неофит захотел ... нет, не деньги отдать, а согласиться хотя бы на одну сайентологическую процедуру!

В отношении тех «клиентов», которые критически воспринимают эксперименты над своей «подкоркой», у сайентологов имеется термин -"сапрессор». Как писал Хаббард, «сапрессор – это человек, стремящийся подавить, задавить любую конструктивную деятельность группы людей. Сапрессор подавляет всех, кто находится поблизости. Это человек, чье поведение запрограммировано быть разрушающим». Хорошо известными примерами таких индивидуумов являются Наполеон и Гитлер. «...Сапрессор стремится вывести сайентологов из душевного равновесия, постоянно наносить им вред тайком, чернить их и распространять плохие новости о Сайентологии...». Ради блага Церкви и ее работников такого человека официально объявляют сапрессором, чтобы другие знали, как с ним себя вести»209.

В переводе на русский язык «сапрессор» – это «подавляющая личность» (ПЛ) (англ. Suppressive Person, SP) – всякий, кто не желает принимать идеи сайентологов или склонен относиться к ним критически. Подлежит преследованиям всякого рода (шантаж, клевета, насилие).210 В эту категорию зачисляют всех, кто критикует учение Хаббарда. Последователь Сайентологии за малейшие контакты с этими «опасными» людьми объявляется ПИПом (т.е. потенциальным источником проблем).

Потенциальный источник проблем, или ПИП (англ. Potential Trouble Source, PTS) – это каждый, кто не позволяет собой управлять, манипулировать. «Все больные – ПИПы». (Отечественные сайентологи называют потенциальный источник проблем – потенциальным источником неприятностей, ПИНом).211 ПИН должен подвергнуться наказанию, а если в дальнейшем он не прекращает контактов с ПЛ, то и сам попадает в эту категорию. Таким образом, поведение членов общины строго контролируется.212 Главное – это во-время отсечь ПИНов от ПИДов, что на хаббардовском языке означает «потенциальный источник доходов».213

На Западе имеется еще один сайентологический термин – Белка (англ. squirrel). Это прозвище тех сторонников сайентологии или дианетики, которые пытаются пересматривать идеи Хаббарда, отклоняются от его общих установок и указаний и тем самым в той или иной степени подвергают сомнению абсолютность его авторитета. «Белки» преследуются неустанно и неуклонно; предусматриваются даже премии тому, кто сможет отправить «белку» в тюрьму. При этом допускаются средства и методы, подчас далекие от правовых; их с мрачным юмором называют «белкованием», то есть охотой на «белок».214

А теперь вернемся к нашим «кейсам», готовым облегчить свои бумажники в обмен на «просветление». Как шутят сами сайентологи, «…Уж сколько раз твердили миру: чем легче кейс – тем ближе к клиру». Человек может получить психическое расстройство, если сеанс одитинга не будет доведен до конца. Об этом красноречиво заявлял сам Хаббард в «Дианетике»: «Скандальная и грубая баба – ангел в сравнении с преклиром, терапия которого была остановлена решением одитора».215

Тот «кейс», который стремится стать «клиром», должен пройти через тяжелые душевные испытания. По свидетельству одного из бывших сотрудников Московского Центра, «во время одитингов люди рычат, как львы, кричат, говорят на непонятных языках, плачут. Один мужчина лет сорока на моих глазах рыдал больше часа. Иногда возникает желание самоубийства»216.

Верующего человека вышеприведенные факты насторожат. А церковным людям эти симптомы напомнят обычное поведение одержимых нечистым духом. При этом во все эти странные и явно небезопасные для психического здоровья состояния человека вводят не специалисты-психологи, а такие же, чуть попрактиковавшиеся «люди с улицы», как и сами испытуемые. Об этом свидетельствуют и сайентологи: «Требуется, чтобы все сайентологические одиторы были посвящены в священники; тем не менее, им разрешается одитировать, когда они еще учатся на курсе священнослужителей»217.

Такие исповеди не проходят даром для обеих сторон. Так, в ноябре 1994 года в Центральном доме художника на Крымском Валу награждали Н.Р., «лучшего одитора» Москвы, а через некоторое время руководство Центра сообщило нескольким ученикам, что Н.Р. лечится в психиатрической больнице им. Кащенко.218 Эта дама дневала и ночевала в дианетическом центре, работала не покладая рук и добилась звания лучшего аудитора 1994 г. Этот стресс не прошел бесследно: у нее случился нервный срыв прямо в центре. Несколько дней ее продержали взаперти, отчего ее состояние, естественно, не улучшилось, и в конце концов сайентологам пришлось вызвать неотложную психиатрическую помощь, доставившую несчастную в психбольницу имени Кащенко. И не только бывшие друзья не навещали ее в больнице, но и на имя ее был наложен запрет: отработанный шлак был выброшен и упоминать о нем стало неприлично.(Эта история была рассказана А. Дворкину одной покинувшей сайентологию женщиной).219

Такие же случаи бывали и на родине аудитинга – в США. «Я был свидетелем того, как многие сходили с ума после контакта с технологией Хаббарда, даже если у людей, которые применяли к ним технологию Хаббарда, не было недобрых намерений, – рассказывает бывший сайентолог Андре Табайойон. – Например, я был свидетелем того, как Джон Колетто впал в психоз после того, как он ознакомился с материалами 3-го уровня Действующих Тетанов. Он достал пистолет. В моем присутствии, он выстрелил в голову своей жены. Она скончалась на месте. Затем он пробежал небольшое расстояние, после чего повернул дуло пистолета на себя и совершил самоубийство... Я лично видел, как многие другие сайентологи сходили с ума и совершали самоубийства в результате процессов аудитинга...220

Конечно, нельзя утверждать, что человек с нормальной психикой, пройдя курсы «клирования», обязательно станет пациентом психиатрического диспансера. «Случается, что люди, не выдержавшие сеансов психической обработки в сектах, попадали в психиатрические лечебницы, – пишет один из российских журналистов. – Однако никто не берется установить причинно-следственную связь между влиянием секты и расстройством здоровья, а тем более смертью. Родители, которые жаловались на центр «Дианетика», показывали своих заблудших детей психиатрам. Во всех случаях специалисты пришли к выводу, что приверженцы сайентологии вменяемы и способны адекватно воспринимать окружающую действительность»221.

По свидетельству петербургских экспертов-медиков, «установить связь между возникновением психического заболевания и пребыванием в секте не представляется возможным. Скорее можно говорить о том, что они (пациенты) оказываются вовлеченными в секты в результате имеющихся у них психических нарушений». Однако «есть основания предполагать, что в некоторых случаях у лиц, страдающих психическими заболеваниями и являющихся членами секты, чаще возникает обострение психического заболевания»222.

Кто из нас не слышал известные истории о человеке, который, спасаясь от злобной собаки, перемахнул через трехметровый забор – хотя никогда – ни до, ни после – не мог перелезть даже через двухметровый? Вариаций на эту тему достаточно много. Обычно из нее делается вывод, что у человека есть прорва нереализованных возможностей, и вот если бы научиться их использовать… Послушаем, что говорит об этом специалист – директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев.

– Желаете их реализовать? В принципе никаких проблем: вкатите себе лошадиную дозу допинга и дерзайте. Только скорее всего, вы станете калекой уже при повторной попытке. Да, у нашего организма есть резервы. Но использовать их можно лишь в крайне редких, действительно экстремальных случаях. Посмотрите на рекордсменов. Это же подчас больные люди.

Наличие биологических границ, пусть и с грехом пополам, признают, когда дело касается тела человека. О предельных возможностях мозга сказки еще почище. Здесь и сверхпамять, и сверхбыстрый счет, и многое другое. Расхожим стало утверждение, что человек использует только 10 – 15 – 20 процентов возможностей мозга. Между тем, мозг человека – это предельно точно сбалансированное и очень хорошо защищенное образование. Он рассчитан на долгую жизнь и обладает чрезвычайной надежностью. Но – при работе в штатном режиме. При выходе из этого режима сначала происходит компенсация и довольно долго не наблюдается никаких внешних изменений. Затем в какой-то момент наступает декомпенсация, часто резкая и с виду необъяснимая – что называется, на пустом месте. В житейских терминах, это может быть скандал, истерика, другой нервный или гипертонический криз.

Еще недавно отмечалось, например, такое явление, как бешенство программистов, когда, казалось бы, тихий, спокойный оператор ЭВМ хватал стул и запускал им в монитор. Просто человек не выдерживал напряженного диалога с искусственным интелектом, проявлялась их психологическая несовместимость. ЭВМ вела себя как чрезвычайно занудный строгий фельдфебель (мол, не положено, и все тут), вот и хотелось иногда дать ей «по морде»…

Таким образом, «бесконечные резервы мозга человека, во-первых, все же конечны, а, во-вторых, это именно резервы. Постоянное напряжение резервов ни к чему хорошему не приводит.223

Психиатры говорят, что в результате сеансов одитинга может возникнуть эйфорическое состояние, сходное с наркотическим, которое заставляет клиентов обращаться к сайентологам вновь и вновь. Используя систему «клирования», сайентологи добиваются фанатической преданности десятков тысяч людей. По словам американского психиатра Дж. Г. Кларка, сайентологические собеседования, или «одитинги», являются тщательно разработанным способом доведения человека до степени контролируемого транса. «Цель – заставить человека полностью идентифицировать себя с учением, до полного отказа признать иные способы мышления и до отключения от любых внешних культурных влияний. Чувства любви и верности существуют лишь в отношении Сайентологии и Рона Хаббарда лично»224. В христианской аскетике существует иное понятие – бесовская прелесть.

Для многих клиентов дианетических центров радужные надежды оборачиваются потерей друзей и работы, дома и семьи, разрушением психического и физического здоровья и тотальной рабской зависимостью от «хранителей истины». Пострадавшие выдвигают сходные претензии в адрес таких сайентологических заведений, как Московский Центр Дианетики:

1. Резкое ущемление Центром юридических и экономических прав граждан, так как приходящие дают письменное обязательство о добровольном отказе от права разрешать разногласия и конфликты в гражданском судопроизводстве, отказе от помощи адвокатов и т.д. Налицо лишение конституционных прав подписавших этот договор;

2. Более или менее серьезное повреждение психики человека во время одитингов;

3. Ломка судьбы человека. Неоднократны случаи разрушения семьи, ухода из учебных заведений и т.п.;

4. Культивация странной морали, не сообразующейся ни с заповедями христианства, ни с обыкновенными гуманными принципами.225

«Проблема в том, – пишет известный религиовед Джон Атак, – что большинство людей, обращающихся к сайентологам за помощью, находятся в кризисном состоянии. Сайентологическая вербовочная техника, ложно обещающая разрешение всех проблем, направлена на манипулирование людьми и развитие в них внушаемости. С самого начала у новообращенного путем искусственных манипуляций вызывается чувство эйфории. Стремление к этому эйфорическому состоянию, вполне сравнимое с наркотической зависимостью, часто лишает членов всякого критического мышления в отношении организации. Секта очень быстро добивается всеобъемлющего контроля над своим членом, запрещая ему контакт со всеми, кто критически к ней относится, и внушая ему мысли о всемирном заговоре, существующем для уничтожения Сайентологии. Отличительной чертой фанатика является его невосприимчивость к любым свидетельствами доказательствам. Увы, большинство сайентологов, сталкиваясь с критикой их движения, попросту закрывают глаза и уши»226.

Психиатрам хорошо известен этот тип «пациентов». Нельзя сказать, что они просто больны. Дело в том, что есть особенности характера, предрасполагающие человека к конфликтам с окружением, с самим собой, например, группа акцентуантов и психопатов, «ищущих признания». Это люди, не утвердившие себя в достаточной мере (с их точки зрения) в своей профессиональной сфере. Потерпевшие фиаско в личной жизни.

Конечно, недовольство собой помогает человеку меняться к лучшему. Но у них чаще всего – недовольство средой. Для них характерен большой разрыв между «я» реальным и «я» идеальным. Воображение рисует им самих себя совсем не такими, какими они оказываются в действительности. Отсюда – внутренний конфликт. Состояние неуверенности сменяется агрессией. Потом – снова неуверенность. Они ищут самые короткие пути к возвышению «я» реального. И вдруг узнают: есть люди, обладающие сверхъестественными способностями, обещающие развить такие же способности у своих последователей. Нужно только довериться…

У тех, кто часто общается с психотерапевтом, возникает психологическая зависимость от него. А у самого психотерапевта появляется соблазн стать для своих подопечных, чьи проблемы он хорошо знает, чем-то вроде пророка. Это опаснейший соблазн власти над человеком. Причем тут усилий-то никаких не нужно. Все происходит само собой. Нужны усилия, чтобы остановить процесс «самообожествления».

А что касается разговоров про «улучшение», «очищение», то в медицине есть такой термин: «эффект плацебо» или «эффект пустышки». Представим, что больному говорят: появилось новое средство, очень дефицитное, с трудом достали одну упаковку. Ему дают таблетку, не содержащую никаких лечебных компонентов. И – помогает. То есть помогает не сама таблетка, а разговоры о ней. Особенно, если говорят авторитетные люди. Так и при «одитинге»: невозможно доказать, что помог именно он, что облечение наступило не из-за спонтанной ремиссии. Для этого надо иметь контрольную группу, обследовать ее столь же тщательно, проанализировать экспериментальные результаты.

Помните знаменитый чай «Петрович»? Сколь триумфальным было его шествие по экранам и страницам! И как тихо, на цыпочках ушел этот мавр, сделав свое «зеленое» дело. Никто не говорит, что чай «Петрович» бесполезен. Нет, он помогает нормализации биохимических процессов в организме. И в качестве вспомогательного средства чем-то полезен. Точно так же можно рекламировать вечерний моцион на свежем воздухе – тоже полезно для здоровья. Но за моцион клиент не заплатит, а за таблетки – охотно.227 Можно недельку провести, скажем, в курортной Анталье и «отклироваться» под шум прибоя и шелест пальм. А можно ту же сумму заплатить за одитинг, и на ваши деньги в Анталью вместо вас поедут другие…

А теперь дадим слово психологу. «Мы можем предположить, что субъективное улучшение состояния могут испытывать невротические личности, у которых участие в каком-либо груповом действии может вызвать «изменение самосознания, имеющее психотерапевтическое значение. Основными средствами этого процесса выступают механизмы идентификации…

Снижение уровня тревожности, эмоциональное подкрепление, возможность самовыражения, чувство общности с такими же людьми, усиление собственной позиции, повышение ценности собственного «Я» – это комплекс факторов, действующих на невротическую личность в ситуации массового участия, формирует невротическую потребность в массовых действиях».228

Однако ни у кого из приверженцев сайентологического учения сомнений в пользе одитинга почти не возникает. Впрочем, разгадка этого феномена, возможно, содержится в самом первоисточнике (Хаббард, «Дианетика»): «Кейс часто впадает в эйфорию, когда одитор затрагивает инграмму, содержащую маник. Пациент тогда начинает всем вокруг рассказывать, как прекрасна дианетика, потому что он сейчас в превосходной форме и очень счастлив. Но будьте осторожны…»

Вместе с тем остается фактом, что подобные сеансы, особенно на первых порах, нередко оказывали благотворное воздействие на состояние людей: они ощущали душевный покой, избавление от прежней нервозности и смутной тревоги, большую уверенность в своих способностях и т. п.

Ничего неожиданного в этом нет. Можно констатировать, что рассуждения Хаббарда в упрощенной и предельно вульгаризированной форме воспроизводят теорию психоанализа, разработанную 3. Фрейдом. Речь идет о понятии бессознательного, о душевных травмах как причине неврозов, о влиянии детских переживаний на психику взрослого человека и т. п. Главное же в том, что Хаббард так или иначе воспроизводит принципиальную схему сеансов психотерапии, практиковавшихся Фрейдом и его последователями: отыскание причин невроза, выведение прежнего опыта на уровень сознательного, терапию словом и т. п. Поэтому в тех случаях, когда они клинически оправданы для данного заболевания, то неизбежно оказывают благотворное лечебное воздействие.229

Характеристика индивидуальности личности предоставляет широчайшее поле для произвольных толкований. Практическая безотказность истолкования «комплексов» клиента основана на так называемом эффекте Барнума. Ф. Барнум – живший в Х1Х веке в США владелец цирка, большой знаток психологии толпы, утверждавший, что «ежеминутно на Земле рождается один простофиля».

Цитируем. «Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов». В качестве блестящего примера приводится трюк, который регулярно использует в процессе обучения австралийский профессор-психолог Р. Треветен. Он предлагает первокурсникам выполнить некий тест, а спустя некоторое время, якобы обработав его результаты, вручает каждому студенту по секрету от других «анализ личности». После того, как все убедятся, что «анализ» совершенно правилен, профессор рекомендует им сверить карточки друг с другом. Студенты с изумлением обнаруживают, что они получили ОДИН И ТОТ ЖЕ ТЕКСТ – «универсальный гороскоп»! В нем умеренная не слишком примитивная лесть искусно сбалансирована с «отдельными недостатками».230 Вам, читатель, это ничего не напоминает?

В сайентологической системе одитинг рассматривается как своеобразная «твердая валюта», которой можно расплатиться не только с «кейсом», но и с «сапрессором». Когда Владимир Иванов был на грани разрыва с Сайентологической Церковью, ему заявили, что он нуждается в срочном психотерапевтическом сеансе и предложили выгодную сделку. «С моей стороны не должно быть никаких возмущений, а за это я получу пару бесплатных часов одитинга, – рассказал он на пресс-конференции. – Спасибо, оставьте себе. Мне понадобилось 10 лет, чтобы распознать сайентологический обман. Я крещеный человек. Хочется надеяться, что мои знания и умения пригодятся моей стране и русским православным людям»231.

Приведенные сведения находятся в вопиющем противоречии с учением Древней неразделенной Церкви об исповеди, которое является не «аудированием» и «клированием», а примирением кающегося христианина с Богом. Господь призывает людей примиряться с Ним, и для того, чтобы ответить на этот призыв, человек должен осознать чувство вины перед Богом за свои грехи. Поэтому в Священном Писании уделяется значительное место теме покаяния и обращения грешника к Богу.

Идея покаяния в Ветхом Завете раскрывалась постепенно, одновременно с углублением понятия о грехе. Но представление о грехе еще не было до конца раскрыто в Ветхом Завете; любое нарушение обрядового предписания считалось достаточным, чтобы нарушился мир с Иеговой. Исповедь во грехах соединялась с жертвоприношением, и только при этом условии человек мог быть прощен. Но все эти обряды ограничивались чисто внешними юридическими отношениями. Человек не участвовал в покаянии всем сердцем, хотя Господь через пророков постоянно призывал человечество к сердечному сокрушению о грехах.

В форме, наиболее близкой к христианскому таинству, ветхозаветное покаяние описывается в 50-м псалме, где можно проследить основные элементы, составляющие основу таинства. Здесь налицо осознание своей вины перед Господом: «беззакония мои я сознаю» (стих 5), и просьба о внутреннем очищении: «По множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои .,., омой меня, и буду белее снега» (стих З, 9).

Покаяние всегда рассматривалось христианством как необходимое условие для вхождения в Царство Божие и получения благодати Святого Духа. Уже в первый день земной жизни Церкви – день Пятидесятницы, апостол Петр обратился к народу с проповедью о примирении. На вопрос: «Что нам делать, мужи братия?» – апостол Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 37–38).

Процесс покаяния должен совершаться в душе человека постоянно, к чему и призывает апостол: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7,1), ибо примирение с Богом возможно только при наличии мира с собственной совестью, если «сердце наше не осуждает нас» (1 Иоан. З, 21).

Таинство покаяния включает в себя два аспекта, которые дополняют друг друга и которые в устах апостола имеют одинаковую значимость для примирения с Богом: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. З, 19). Термин «обратитесь» содержит в себе мысль о примирении, обусловленном переменой практического поведения, а в «покайтесь» заключена идея нравственного переворота. «Покаяние имеет правовую и экзистенциальную сторону, – писал архиепископ Михаил (Мудьюгин), профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии (ск. в 2000 г.). – Недостаточно одно получение прощения, т.е. снятие вины с грешника, необходимо также исправление, т.е. такое отвращение к совершенному греху, которое облегчает получение благодати Божией для дальнейшей успешной борьбы с ним»232.

Видимой стороной покаяния, совершающегося в душе грешника, является устное исповедание грехов перед священником – посредником в примирении. Первенствующие христиане приходили к апостолу Павлу, «исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19,18). Право совершать и принимать исповедь апостолы получили от Иисуса Христа: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18). Апостолы передали эти полномочия своим ученикам, поставленным во епископов, а те – пастырям-священникам (а отнюдь не «одиторам», прошедшим «краткий курс»).

Необходимость устной исповеди проповедовалась пастырями на протяжении многих веков, так как сам кающийся не может объективно осознать степень своей вражды к Богу и найти наиболее действенный путь к примирению. В отличие от остальных таинств в покаянии нет почти никаких видимых обрядовых действий; процесс примирения, совершающийся в душе верующего, не требует каких-либо внешних атрибутов в виде шкалы со стрелками и мигающих лампочек «электропсихометра»: «Раскаяние грешника – в глубине души, исповедь – в глубокой тайне, наедине, разрешение или не разрешение – на небе»233.

Уникальный духовный мир каждого человека можно сравнить с прекрасной, но хрупкой бабочкой. Ее крылья покрыты тончайшей пыльцой, и стоит схватить их грубыми пальцами, как бабочка утратит способность летать. И когда таинство исповеди подменяется «одитингом», то это похоже на «психиатрическую хирургию» под общим наркозом, которую не каждый человек может перенести. «Рожденная летать», «бабочка» после такого «интенсива» сможет только ползать ...

Когда-то Александр Блок написал такие строки:

Ты и сам иногда не поймешь,

От чего так бывает порой,

Что собою ты к людям придешь,

А уйдешь от людей не собой.

Человеческая психика, сознание, да и сам человек предстают в свете дианетики весьма упрощенно и примитивно. Этакое счетно-решающее устройство, интеллектуальный робот, которому для полного рационального поведения мешают какие-то эмоциональные реакции, подлежащие устранению. Ну, а человек без эмоций – это уже не человек, а именно интеллектуальный робот. По мнению доктора философских наук А. И. Субетто (С.Петербург), «Церковь Сайентологии в своих технологиях осуществляет перекодировку сознания людей, пришедших к ней, она вмешивается в «святая святых» витальных основ человека – основ его «тайны», тонких механизмов взаимодействия «сознательного» и «бессознательного», рационального сознания и интуиции, «левополушарного» и «правополушарного» интеллектов. Фактически сайентологические технологии есть технологии роботизации и работизации человека»234.

А другой петербургский исследователь, изучавший сайентологическую практику, предупреждает: «Хотя сеанс психоаналитической терапии отдаленно напоминает дианетический одитинг, однако же, серьезные специалисты-психологи не тешат пациента иллюзиями быстрых чудес, понимая всю меру опасности воздействия на «бессознательные комплексы»235.

И, наконец, важным условием покаяния является тайна исповеди. Священник, беседующий с кающимся грешником, связан обетом ни при каких обстоятельствах не разглашать сведения, которые становятся известными ему во время исповеди. Что касается «одитора», то после «сеанса клирования» он обязан написать отчет о проведенном «одитинге», и эти материалы хранятся в «личном деле» члена сайентологической общины. Там могут быть сведения интимного характера, – ведь методология Хаббарда как раз и основана на «вытаскивании» именно таких «инграмм» из подсознания «кейса».236

Подписывая договор с Центром дианетики, многие клиенты его даже не читают, считая это простой формальностью. А там, между прочим, есть и такой пункт:

«В связи с моим участием в курсе, Центр может составлять папки, содержащие заметки относительно моего духовного прогресса. Содержание этих папок является конфиденциальным (секретным, доверительным) и недоступным для людей, не обладающих достаточными полномочиями для доступа к подобного рода документам, включая и меня самого, несмотря на то, что эта папка относится ко мне. Я понимаю, что в целях соблюдения технологии моего духовного прогресса одним из условий прохождения курса является мой добровольный отказ от пользования, владения, распоряжения, копирования и просмотра папок, имеющих ко мне отношение, это относится одновременно как к самим папкам, так и к информации, содержащейся в них»237.

И остается лишь предполагать, каким образом может быть использован этот «компромат» в том случае, если «пре-клир» решит выйти из «сайентологической семьи"… Подобные опасения далеко не напрасны. По словам адвоката Рона Вейда, во время нашумевшего на всю страну процесса в Орегоне по иску Джулии К. Т. Титбурн (август 1979 г.) представители Церкви Сайентологии без лишних церемоний зачитывали вслух досье бывших сайентологов, чтобы опорочить или даже предотвратить их нежелательные свидетельства.238

По словам д-ра теологии и философии Фредерика Р. Харма, пастора Лютеранской Церкви Синода Миссури (США), «сайентология не предлагает спасение бедным. Она может иметь программы помощи наркоманам и умственно отсталым людям, но они не станут настоящими членами (церкви) сайентологии до тех пор, пока у них не появятся деньги. Книги продаются за деньги, консультации дорогостоящи. Согласно свидетельству журнала «Тайм», одна женщина сказала: «Это единственная известная мне церковь с будкой для кассира». Сравните это с библейским христианством, которое предлагает спасение без серебра и платы».239

Главное место в духовной жизни христианина должно занимать покаяние и прощение вместо безоглядного стремления властвовать, благодать вместо упоения своей организацией и заповеди Божии вместо хаббардовской «этики», а также библейское свидетельство о том, что падший, ущербный человек был избран Богом по любви, а не предназначен Им для постоянной борьбы за технологию выживания.240

* * *

163

Мазаник Д., указ. соч. // Литературная газета, № 5, 31. 01. 1996.

164

«Хорошие новости». Санкт-Петербургский Центр Дианетики. Вып. 8, С. 4.

165

Атак Джон. Капкан безграничной свободы // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.18–19.

166

Кеден Йоахим и др. Секты, духи, чудоцелители. Нойкирхен, 1999, С. 52.

167

Цит. по: Азбенова Юлия. Саентология: религия // Газета «Свобода и права человека». Пробный выпуск, М. 2001, С. 12.

168

Там же.

169

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 403.

170

Васильева М. Исповедь сатане // Миссионерское обозрение, № 14, 1998, С. 4. (Приложение к газете «Православная Москва», № 6 (138), 1998).

171

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 400–401.

172

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.103.

173

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.102.

174

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 401.

175

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.103.

176

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.111.

177

Субетто А. И. Хаббардиада как феномен социальной вирусологии // Анти-саентология.., С.76.

178

Вечный зов, июнь 2006, С. 13.

179

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.101.

180

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.111–112.

181

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.113.

182

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.111.

183

Макдауэлл Джош, Стюарт Дон, указ. соч., с.146.

184

Ушакова Юлия. Сайентология – новая песня на старый мотив // Журнал «Новая Европа». Милан – Москва, 1997, № 11, С. 107.

185

Позов А. Основы древнецерковной антропологии. т. 2. Мадрид, 1966, С. 202–203.

186

Глава № 32 из книги «Что такое Сайентология?» Гуманитарный центр Хаббарда, 1994, с. 27.

187

Бехар Ричард, указ. соч., с.16.

188

Баркер Айлин. Новые религиозные движения. Спб. 1997, С.25–26.

189

Там же, С. 81.

190

Докучаев Д. и др., указ. соч., с.5.

191

Рабочая трибуна, 4.04.1995

192

НГ-Религии, № 15 (86), 8.08. 2001, С. 1.

193

Макдауэлл Д., Стюарт Д., указ. соч., с.147.

194

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 403–404.

195

Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород, 2000, С. 187, примеч. 1.

196

С. Неронов А. В. Утопия «технологического разума» // Анти-саентология. Спб.1999, С. 104.

197

Ушакова Юлия. Сайентология – новая песня на старый мотив // Журнал «Новая Европа». Милан – Москва, 1997, № 11, С.109–110.

198

Митрохин Л. Н., указ. соч., С. 142.

199

Атак Джон. Хаббард и оккультизм // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.97–98.

200

Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород, 2000, С. 190.

201

Аффидевит Андре Табайойона. 14 апреля 1994. Окружной суд США, Центральный округ Калифорнии // Секты против Церкви. М. 2000, С.469.

202

Связист, № 15, 12.11.1993,С.3.

203

Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород, 2000, С. 174.

204

Докучаев Д. и др., указ. соч., с.5.

205

Скородумов А. А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге // Анти-саентология.., С. 131

206

Майерс Д. Социальная психология. (Пер. с англ.) СПб. 1997. С.322

207

Таранов П.С. Приемы влияния на людей. М. 1997. С.37.

208

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. 1997. С. 162.

209

Глава 32, с. 13.

210

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.113.

211

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.113.

212

Рабочая трибуна, 4.04.1995.

213

Осипов А. И. Тоталитарные секты: технология обмана. Минск, 2004, С.100.

214

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.103.

215

Хаббард Л. Р. Дианетика: современная наука душевного здоровья. М. 1993, С. 505.

216

Докучаев Д. и др., указ. соч., с.5.

217

Глава 32, с. 19.

218

Докучаев Д. и др., указ. соч., с.5.

219

Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // Капкан безграничной свободы. С.74.

220

Аффидевит Андре Табайойона. 14 апреля 1994 г. // Секты против Церкви.., С.469.

221

Трегубович Юрий. Духовный наркотик // НГ-Религии, № 13 (60), 12. 7. 2000, С. 6.

222

Комитет по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга, отдел здравоохранения администрации Приморского района, Организационный консультативный отдел по психиатрии // СПб., Пудожская ул., д. 6; исх. № 111 от 7.04.1997.

223

Медведев Святослав. История с биологией // Литературная газета, 31.01. – 6. 02. 2001, С. 13.

224

Рабочая трибуна, 4.04.1995.

225

Докучаев Д. и др., указ. соч., с . 5.

226

Рабочая трибуна, 4.04.1995.

227

Ягодкин Александр. Торговцы панацеями // Литературная газета, № 30, 24–30. 07. 2002, С. 5.

228

Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. Спб. 1997, С. 184. Цит. По: Анти-саентология.., С. 154–155.

229

Митрохин Л. Н., указ. соч., С.120.

230

Тревогин Петр. «Сатурн с Нептуном соединяются в Козероге» // Санкт-Петербургские ведомости, 30 ноября 1991, С. 7.

231

Заец Ольга. «Ни капли духовности нет в Церкви сайентологии» // НГ-Религии, № 15 (86), 8. 08. 2001, С. 1.

232

Михаил, епископ Астраханский и Енотаевский. Основы православного учения о личном спасении по Св. Писанию и святоотеческим высказываниям // Богословские труды, № 10, М., 1973, с.174.

233

Иустин, епископ. Православно-христианское вероучение или догматическое богословие. т.2. Херсон, 1887, с. 392.

234

Субетто А. И. Хаббардиада как феномен социальной вирусологии // Анти-саентология. Спб. 1999, С. 100.

235

Неронов А. В. Утопия «технологического разума» // Анти-саентология. Спб. 1999, С.110. Цит. по: «Прозрение». Православный информационно-просветительский журнал. № 1, 1998, С. 13–14.

236

НГ-Религии, № 20 (43), 27.10.1999, С. 2.

237

Скородумов А. А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге // Анти-саентология. Спб. 1999, С.135.

238

Митрохин Л. Н., указ. соч.,С. 132–133.

239

Харм Ф. Как противостоять «научным» религиям. Спб. 2000, С. 46.

240

Из книги Хаак Ф. В., Гандоу Т. Сайентология, дианетика и другие хаббардизмы. Пер. М. Журинской, 1995. // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.135.

Комментарии для сайта Cackle