Сайентология: религия или «технология»?

Практика показывает, что сайентологи часто выдают свое движение за религиозное. «Сайентология является религией по своим основным догмам, практике, историческим предпосылкам и определению самого слова «религия»91, – утверждается в одной из сайентологических брошюр. Вот еще одно высказывание такого рода: «Сайентология является религией в наиболее традиционном смысле. Она имеет дело с духовной сущностью человека и отличается от материальных и нерелигиозных философий, где человек представлен продуктом материального окружения»92.

Закрепившись на «религиозном рубеже», сайентологи делают следующий шаг и приписывают своему движению церковный характер. «Сайентология помогает человеку лучше приобщиться к Богу, своей собственной духовной сути и сути своих ближних, – утверждают последователи Хаббарда. – Таким образом, Сайентология является религией, и использование слова «Церковь» по отношению к ней является правильным»93.

Вот еще одна выдержка из сайентологического трактата: «Следуя религиозной стезей Сайентологии, человек вступает в такую связь с Верховным Существом, которая является в подлинном смысле личной и индивидуальной. В этом отношении Сайентология в некотором смысле сходна с такими религиями, как унитаризм, и другими вероучениями, не склонными давать догматическое определение или описание Бога».94

Как пишет «независимый» эксперт В. Е. Каган (Санкт-Петербург), «по аналогии с мировыми религиями можно сказать, что дианетика соотносится с сайентологией примерно так, как существующие в них установления в области повседневной жизни и религиозных ритуалов соотносятся с их видением Бога, Вечности и т. д., а по аналогии с наукой – примерно так, как соотносится инженерное дело с теоретической физикой, деятельность – с психологической теорией деятельности и т.д.».95 Тот же Каган считает, что «сайентология наукой в ее классическом смысле не является, представляя собой мировоззренчески-этическую систему интерпретаций широкого круга научных и паранаучных сведений и фактов без претензий на постижение непостижимой сущности Бога, но с утверждением Его существования как Творца и фокусировкой внимания на реализующем Его замысел Творении, каковым является человек в своем бытии, отношениях с миром и развитии».96

Жизнь Церкви неразрывно связана с приходской деятельностью, и сайентологи выдвигают притязания на эту сферу. «В (сайентологической) Церкви проходят воскресные службы, свадьбы, похороны, крещения, а также другие религиозные службы. Церковь помогает человеку стать способным помочь самому себе и окружающим. Это происходит при помощи обучения и одитинга»97. Однако духовной и материальной основой Сайентологической Церкви является одитинг (платные курсы), и сайентологи не скрывают этого: «Основным родом деятельности Сайентологических Церквей и миссий является обучение сайентологов и проведение одитинга»98.

Но для того, чтобы шире открыть двери своих дианетических центров для потенциальных клиентов, можно и «поступиться принципами». Поэтому членство в Сайентологической Церкви может сочетаться с приверженностью к какой-либо из традиционных Церквей: «Сайентология не относится ни к какому вероисповеданию, что открывает в нее двери человеку любой веры. В одной части кредо Сайентологической Церкви говорится, что «все люди имеют неотъемлемое право исповедовать свою религию и ее традиции»99. «Церковь без вероисповедания» не настаивает «на необходимости отказаться от своей церкви, синагоги, храма или мечети»100. По словам диакона Андрея Кураева, «это заявление надо понимать так, что сайентологи готовы устроить промывку мозгов любому человеку…И любого человека освободить от его прежних убеждений и прежних принципов».101

Такова «экклезиологическая» доктрина сайентологов в тех странах, где они уже укоренились и получают доходы за сеансы одитинга. Для того чтобы избежать налогообложения, можно добиваться статуса «Церкви», что и было сделано сайентологами в целом ряде стран. Однако получить статус церковной общины удается не всегда. В таких случаях они регистрируют свой Центр Дианетики в качестве «Института прикладной философии», как это было, например, в Германии. При этом они заявляют, что «сайентологию правильнее всего было бы назвать прикладной религиозной философией».102

«Существующее в Церкви Сайентологии представление о Боге очень близко к пантеизму (вера в то, что все творение находится в Боге, но не идентично Ему), хотя допускается и единобожие, – пишет Джон Уэлдон. – Понятие «Высшего Существа» носит намеренно неопределенный характер и не имеет особого отношения к теории или практике Сайентологии. В зависимости от ситуации, о Нем говорят как о «Природе», «Бесконечности», «Восьмой Динамике» и так далее. Как правило, рядовые сайентологи вольны трактовать понятие Бога, как им заблагорассудится».103

Пытаясь ответить на вопрос, является ли Церковь Сайентологии религией, апнглийский исследователь Брайан Уилсон составил список из 20 характеристик, которые (не обязательно все) должны присутствовать в движении для того, чтобы его можно было квалифицировать как религию. В сайентологии он обнаружил очевидное наличие 11 характеристик, 5 полностью отсутствовали, наличие 4 других было спорным.104

Обращаясь в 50-х-60-х гг. к западному обществу, Хаббард был вынужден включить в свою систему расплывчатое понятие о некоем божестве, «авторе творения». Атеизм как государственная идеология существовал в те времена только за железным занавесом и открыто в «свободном мире» не поощрялся. Иное дело сегодняшнее российское общество. Идеи дианетики и сайентологии нашли отклик в умах нашей «образованщины». Для этой категории наших сограждан понятие о Боге не существенно (оно не существенно и для Хаббарда).

Вот как интерпретируется эта концепция на «местном материале». Приведем рассуждения на эту тему начальника отделения по контактам с публикой «Московского центра дианетики» Фаины Александровны Каганович. «Сайентология работает с душой человека, и Хаббард доказал, что человек – существо духовное, без поклонения богам. Человек может в своем совершенстве достичь того уровня, на котором представляют богов. Он может быть сам таким».

Вопрос: «Скажите, Бог один или их много?»

Ответ: «А для чего вам нужно это существо?»105

По мнению той же Фаины Александровны, бесы – вовсе не бесы: «Это такие же существа (как человек-тэтан), но владевшие очень совершенной электроникой, то есть электроникой такого уровня, которого на Земле пока нет и еще долго не будет».

Таким образом, сайентология может легко приспособиться и к атеистическому умонастроению среднего интеллигента советской формации.106 Знаменитый христианский богослов и философ Пауль Тиллих определяет «псевдорелигию» как неудачную попытку добиться сходства» с религией настоящей, а «квазирелигию» – как «подлинное сходство» с религией, «основанное на тождественных элементах».107 Сайентология – это своеобразный пример псевдорелигии.

Основатель Церкви Христовой говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18, 36) и «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19, 24). Что касается основателя Сайентологической Церкви, то с самого начала ее деятельности все было поставлено им на коммерческую основу. Хотя сайентологи утверждают, что «Л. Рон Хаббард был одним из тех счастливчиков, для которых деньги никогда не стояли во главе угла»108, тем не менее, «он стал мультимиллионером благодаря гонорарам с проданных книг. Его книги до сих пор распродаются астрономическими тиражами»109.

Духом коммерции пронизана вся сайентологическая технология. Многие рекламные сайентологические тексты заканчиваются грозным предупреждением для возможных конкурентов: «Все права защищены. Дианетика, Сайентология, Л. Рон Хаббард являются торговыми (!) знаками и знаками обслуживания, принадлежащими RTC, и используются с его разрешения».

Отвечая на вопрос: «Почему в Сайентологии на все имеются авторские права и торговые марки?», руководители центров Дианетики заявляют: «На данную технологию имеются авторские права, и на каждое ее слово и символ имеется торговая марка. Таким образом, никто не может представить какой-либо факт в свете стандартной Сайентологии или Дианетики, если он на самом деле таковым не является»110. У сайентологов много конкурентов на «рынке услуг»: «Дело в том, что многие пытались жульничать, чтобы «сорвать» куш с технологии Дианетики и Сайентологии»111.

…На минуту представим себе любую строку из Евангелия в «сайентологической упаковке», например: «Блаженны® нищие духом, ибо ваше есть Царствие® Божие®» (Лк., 6, 20). А внизу сноска: «Авторские права защищены. Блаженны, Царствие, Божие являются товарными знаками обслуживания, принадлежащими Religious Technolodgy Center и используются с его разрешения». Запредельный бред? Нет, просто аберрация…

Финансовая основа деятельности Сайентологической Церкви – одитинг, и «прихожане делают пожертвования за одитинг или изучение желаемого курса»112. Неимущие могут получить бесплатный одитинг, но это будет услуга «второй категории»: «Каждый, у кого нет возможности внести пожертвование, может получить одитинг, осуществляемый студентами курса священников»113. Допускается еще один вид бесплатного одитинга: «Студенты курса священников в процессе обучения имеют право на получение бесплатного одитинга от других студентов»114. И на этом система «взаимозачетов» заканчивается.

А как быть тем, кто «подсел на одитинг», но не имеет средств, чтобы оплачивать «клирование»? Ответ дает один из бывших российский лидеров Сайентологической Церкви Владимир Иванов.

– Если у тебя нет денег, чтобы оплачивать одитинг (психотерапевтическое собеседование и свой духовный рост), то иди в рабы – работай на организацию. К тому же повсеместно делается ставка на иногородних и иностранцев, то есть на людей, которым некуда деваться. Им дают общежитие, синюю униформу и работу от зари до зари. Все это на долгие годы, если не на всю оставшуюся жизнь.

За это они получают 5 долларов в месяц на сигареты и мифическую власть над остальным, «непродвинутым» миром. Несмотря на то, что каждый работник зарабатывает в среднем около 800 долларов, расплачиваются за его рабский труд только обучением, состоящим всего из 12 часов в месяц. Молодые люди из глубинки клюют на это. Еще бы, вами занимаются, интересуются. Проводятся регулярные спектакли, когда жертва выходит и со слезами рассказывает о своих потрясающих ощущениях, о полученных сокровенных знаниях, которые приблизили к абсолютной истине.115

Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. У сайентологов на Западе для такого «сыра» есть специальный термин: «халявный счет (англ. freeloader-bill). Он выдается «попрошайке»; в нем перечислены все курсы, которые он, будучи «в команде», получил даром или по льготной цене. После его выхода они должны быть оплачены полностью. Зачастую при этом речь идет о значительных суммах.116

В сайентологической структуре есть и другие источники дохода для платы за одитинг. Одна из таких возможностей – получить статус «вовлеченного» (англ. Field staff member, FSM). Это сайентолог, имеющий другое место работы; занимаясь продажей сайентологических книг и курсов, он получает долю с выручки – 10%.117

Слова Спасителя; «Даром получили, даром давайте» (Мф.10,8) в деле «технологии» неуместны, и этому найдено обоснование: «Как только с помощью применения в жизни сайентологической технологии человек становится более причинным, он обычно уже не хочет, чтобы его в течение длительного времени обслуживали бесплатно. Он уже в состоянии найти хорошую работу, то есть он получает способность что-то дать за оказываемые услуги»118.

А в целом за доходами должен вестись строгий учет: «Пожертвования каждой церкви за предоставляемые услуги помещаются на отдельный банковский счет, им ведется строгий учет в соответствий с бухгалтерскими процедурами и законами каждой страны»119.

Один из признаков тоталитарной секты – вытеснение образа Христа Спасителя личностью лидера – основателя нового «религиозного» движения. Заявить об этом прямо – значит, оттолкнуть от Сайентологии многих христиан. Поэтому сайентологи утверждают, что они «относятся к Библии, как к священному писанию и не спорят с христианским вероучением, что Иисус Христос был Спасителем человечества и Сыном Божиим»120. Фраза "не спорят с христианским вероучением» – весьма обтекаема, скорее – уклоняются от спора. В действительности же Христос для сайентологов – лишь «частный случай», рассматриваемый ими в ряду других «пророков». «Христианство стоит в ряду других вероисповеданий, изучаемых студентами Сайентологии, – свидетельствуют они сами. – Вероятно, существует множество способов искупления грехов. Для Христа это было на небесах»121.

Принизив миссию Христа Спасителя, сайентологи выдвигают Хаббарда на «роль харазматического лидера в основании Церкви»122. «Основу вероучения и организации Сайентологии составляют труды основателя – Рона Хаббарда, – пишет один из отечественных сайентологов. – Труды Хаббарда – это авторский текст, к которому всегда обращаются и который постоянно изучают»123.

Один из главных постулатов сайентологии гласит, что все сайентологические и дианетические материалы являются священным писанием и, следовательно, не подлежат никаким изменениям или дополнениям, а также защищены принадлежащим «Церкви сайентологии» авторским правом: «В религии сайентологии все устные или письменные слова Л. Рона Хаббарда считаются священным писанием». («Сайентологические корпорации», 1989, «Международная церковь сайентологии», с. 24). Поэтому цитирование или использование написанных Хаббардом текстов или упоминание в названии какой-либо организации имени Хаббарда с точки зрения «Церкви сайентологии» считается религиозным актом, допустимым лишь с согласия на то всемирной сайентологической организации и направленным на ее благо.124

Слова Спасителя: «Я есть путь и истина и жизнь» (Иоан. 14,6) для сайентологов всего лишь «аберрация». «Камень», на котором они основали свою «Церковь» – Рон Хаббард. «Основатель движения не может замещаться никем, – пишет М.А. Сиверцев, имея в виду Хаббарда. Поэтому даже очень высокие духовные достижения члена церкви Сайентологии не могут дать статус создателя новой версии учения и, следовательно, никто не может претендовать на авторитет и власть основателя»125.

При «советах» выбор жизненного пути определялся однозначно.

…Юноше, обдумывающему житье, Решающему – сделать бы жизнь с кого, Скажу не задумываясь: делай ее С товарища Дзержинского.126

(«пре-клир» Маяковский)

Но теперь, когда «красные энграммы стерты», может случиться так, что «юноша, обдумывающий житье», окажется перед выбором: идти ли ему за Христом, или за Хаббардом? И здесь важно не оказаться в тупике, о чем предупреждают и психологи, и социологи. «В неустойчивом мире сложной реальности всегда найдутся люди, подсознательно желающие вернуть «потерянный рай детства», и тогда они выбирают особую духовную дорогу: не вперед, а – назад, не к мужественной зрелости, а к инфантильному отрочеству, – пишет А. В. Неронов, изучивший сайентологическую структуру изнутри. – Мир снова должен стать ясным, понятным и безопасным, отдельное «Я» должно раствориться в коллективном «МЫ», во главе этого множества стоит харизматическая фигура вождя-отца, а все, кто против – «нехорошие бяки и мы их не пустим в нашу песочницу»...127

Для христиан Спаситель – Искупитель рода человеческого от власти первородного греха. Для сайентологов – Хаббард – «основатель движения, харизматический лидер приходит как Избавитель к своим последователям, харизматический лидер дает полноту личностной и духовной самореализации. Иными словами, лидер – основатель Сайентологии является основателем религиозного учения и религиозного движения»128.

Для христианства Библия – это Священное Писание, содержащее полноту Откровения. А вот что пишут по этому поводу приверженцы Дианетики: «Откровение дано в Сайентологии единократно и во всей полноте личностью, жизнью, трудами (текстами) Р. Хаббарда. Поэтому задача членов церкви – изучить и принять послание Хаббарда. Отсюда постоянные ссылки на высказывания и тексты Хаббарда. Функции и роль текстов Хаббарда в проповедях, в службе и повседневной практике служителей церкви – это роль Откровения»129.

Сайентологи даже время считают особым образом: так например, 2000 год у них был «50 год Эй-Ди» (AD – Anno Domini (Год Господень) для христиан, а для них это значит «After Dianetics», т.е «после Дианетики» (впервые опубликована в 1950-м году).130

Для христиан «праздником праздников» является Пасха Христова, победа жизни над смертью. А какие «религиозные» праздники отмечают сайентологи? Это день рождения Л. Рона Хаббарда (13 марта)131; дата первой публикации книги «Дианетика» (9 мая); день Одитора – чествование всех одиторов (второе воскресенье сентября) и годовщина Международной Ассоциации сайентологов, когда отмечается «основание данной организации, которая объединяет, поддерживает и охраняет сайентологическую религию и сайентологов по всему миру» (7 октября)132.

В России, применительно к сбору урожая, бытовала пословица: «День год кормит». Похожее отношение к собственным праздникам и у сайентологов. Вот выдержка из буклета, приглашающего посетить петербургский Центр дианетики: «Поздравляем вас с днем одитора!!! Специально для вас: праздничная скидка 10%. Действуют скидки на участие в программе для членов международной ассоциации саентологов. А также: – если вы направляете 1 человека на Программу, то для Вас, скидка 10% от стоимости Программы на момент ее проведения; – если направляете 2-х человек сразу в одну группу то для Вас, – скидка 25%; от стоимости ее проведения; – если направляете 3-х человек сразу, то для Вас,– скидка 50%; от стоимости программы на момент ее проведения; – если направляете 5 человек сразу, то Вы проходите программу БЕСПЛАТНО!!! Записывайтесь у регистраторов Центра Дианетика. Обращайтесь по указанному адресу и телефону»133.

Хороший урожай сайентологи собирают и в день рождения «кормильца» – Рона Хаббарда. Приведем цитату из одного документа для «внутреннего пользования»: «Привет, сайентологи! Вы знаете, что наш Центр, как и Центры всего мира, играет в Игру ко Дню Рождения. Выигрывает тот центр, чьи темпы роста самые большие, чья скорость клирования своего города самая большая. Итоги игры подводятся каждую неделю. И у меня для вас есть потрясающая новость: за 23 июля Санкт-Петербург на 3-м месте! Это большая победа! И полевые штатные сотрудники, т.е. вы, внесли огромный вклад в эту победу. Здесь вы можете видеть статистики: количество активных (приводящих людей в Центр) полевых сотрудников и количество комиссионных, полученных полевыми сотрудниками»134.

Сайентологи учитывают и местные традиции, но отнюдь не конфессиональные, а собственные: «Каждая отдельная страна или область могут отмечать собственные важные даты, такие, как основание Церкви в данной области или открытие первой дианетической или сайентологической организации в той или иной стране»135. И напоследок мимоходом, как милостыня нищим: «Члены Церкви также отмечают традиционные религиозные праздники, такие как Рождество»136.

Искупительный подвиг Спасителя на Голгофе – один из основных христианских догматов. Что касается последователей Хаббарда, то, по их утверждению, «Сайентология тем уникальна, что не содержит никаких догм, и ее последователей никто не обязывает и не заставляет во что-то «поверить"»137. Понятие «первородного греха» в Сайентологии отсутствует: «Основным принципом Сайентологии является то, что человек, по сути, хорош, но он аберрирован (способен ошибаться или отклоняться от рациональной мысли или линии поведения), и, следовательно, совершает вредные, нехорошие поступки или грехи, таким образом ослабляя свое осознание и потенциальную мощь»138.

Но, быть может, термин «аберрация» можно понимать как влияние первородного греха на несовершенную человеческую природу? Отнюдь нет, и об этом ясно заявляют сами сайентологи. «Человек изначально хорош – вот одно из основополагающих утверждений – кредо Сайентологии, – пишет М.А. Сиверцев. – Следует для сравнения подчеркнуть, что подобная ясно выраженная позиция прямо противоположна христианскому посланию, которое настаивает на изначальной поврежденности, греховности человеческой природы, на невозможности исправления человеческими усилиями»139.

И если в рекламных статьях сторонники Хаббарда утверждают, что «Сайентология не вступает в конфликты с другими религиозными течениями», то при более детальном рассмотрении основ вероучения эти противоречия все же выявляются. Так, в отношении первородного греха сайентологи занимают антихристианскую позицию: «Указанное расхождение является одним из источников трудностей распространения сайентологического послания в культурах, которые уже освоены христианством»140.

Сайентологи отрицают догматический подход к вере, и это относится к их учению о Боге. «У Церкви не существует догмата относительно Бога, и концепции каждого человека, вероятно, различны, – утверждают сайентологи. – По мере того, как человек получает способность лучше и лучше осознавать себя, свое окружение и Бога, он добивается собственной определенности относительно того, кто есть Бог, и четкого представления о том, что Бог для него значит. Создатель данной Вселенной существует. А как этот создатель символизируется и выражается – решать каждому для себя»141.

Вот что говорил по этому поводу Хаббард: «Долгое время некоторые расходились со мной из-за недостатка моей веры в христианский рай, Бога и Христа. Я никогда не говорил, что я не верил в Большого Тетана (духа), но что касается рая, то здесь мне не все до конца ясно»142. Иначе Хаббард писал о «многих богах»: «Есть боги, которые выше других богов ... Мы не приводим здесь аргументы, отрицающие существование Верховного Существа. Среди богов существует много фальшивых богов, облеченных властью и силою ... Есть боги над другими богами и боги над богами вселенной»143. Таким образом Хаббард отрицает христианское учение о Боге. Он пошел дальше, утверждая, что христианский Бог присутствует в индуизме: «Христианский бог намного лучше характеризуется в Ведических гимнах, чем во всех последующих книгах, включая Ветхий Завет»144.

Упоминание о священных индуистских книгах не случайно. Миссию Христа на земле Хаббард также пытался связать с индуистскими Ведами: «Христос ... был носителем информации. Он никогда не открывал своих источников. Он говорил о них, как об идущих от Бога. Но они могут исходить и от бога, о котором говорится в гимне «Веды»145.

Одним из постулатов индуизма является учение о перевоплощении. Отношение сайентологов к реинкарнации отличается двойственностью. С одной стороны, они утверждают, что «перевоплощение – это определенная система, которая не является частью сайентологии. Факт состоит в том, что до тех пор, пока человек не начинает справляться с аберрациями, аккумулированными в прошлых жизнях, он не делает никакого прогресса»146. Но здесь же следует оговорка: «Определение термина «перевоплощение» было немного изменено по сравнению со своим первоначальным значением. Теперь это слово означает «родиться вновь в иной жизненной форме», тогда как на самом деле определение следующее: «родиться вновь в иной плоти или ином теле»147.

Фактически признавая принцип реинкарнации, сайентологи, тем не менее, сопровождают свои комментарии оговорками, не желая оттолкнуть христиан от своей доктрины, в корне противоречащей христианскому вероучению. «Сейчас, посредством Сайентологии, многие люди обрели уверенность в том, что до этой жизни они уже прожили несколько жизней. Мы сейчас говорим о прошлых жизнях, а не о перевоплощении, – читаем в сайентологической брошюре. – Каждый имеет право верить в это или нет; прошлые жизни не являются сайентологическим догматом, но обычно во время сеансов одитинга сайентологи испытывают свою прошлую жизнь заново и сами убеждаются в том, что они жили раньше»148.

Перевоплощение – это доктрина, которую отвергал Христос и богодухновенное Писание. Иисус учил, что лишь Он от Отца (Иоан. 8,23), а мы от мира. Он учил, что мы умираем лишь один раз (Лк.20,36) и что после смерти не может быть возвращения на Землю (Лк.16, 27–29). Послание к Евреям говорит: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9,27).149

Однако сайентологам чуждо христианское учение о смерти, но они умело эксплуатируют эту тему для привлечения потенциальных клиентов (кейсов) в дианетические центры. Вот образец такого рода рекламы.

Что происходит с человеком, когда он умирает? Абсолютный покой? Темнота? Отсутствие мыслей, чувств, восприятий? Или все же есть что-то еще за чертой, отделяющей жизнь от смерти? Быть может, действительно душа бессмертна? И наша нынешняя жизнь – это всего лишь миг на бесконечном пути? А если это так, то можно ли, хоть краем глаза заглянуть в свои прошлые существования?

На эти вопросы отвечает врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Наталья Демина.

h7 – Наталья Александровна, Вы написали книгу «Тайна, которая в Вас самих», в которой Вы утверждаете, что человек бессмертен. Что мы просто оставляем свое тело как ненужную, пришедшую в ветхость одежду, и снова возвращаемся на Землю, чтобы прожить очередную жизнь. Вы верите, что это действительно так?

– Не просто верю. Я получила убедительные доказательства. Десятки людей, с которыми я работала, побывали в своих прошлых жизнях. Их свидетельства об этих путешествиях в прошлое и легли в основу книги.

– Что же их объединяет? Почему именно они смогли заглянуть за грань невозможного? Это случилось в момент какого-то потрясения? Клиническая смерть?

– Ничего подобного. Эта тайна доступна каждому. А метод, с помощью которого человек может отправиться в свое далекое прошлое, называется «Дианетика»…Я занималась астрологией, изучала мистицизм, училась у буддийских монахов. Искала ответы у Платона и в философии Древнего Египта. Училась в школе «Институт космического сознания» и в школе «Новый Акрополь». Но все новые знания приносили только новые вопросы. И вот когда я прочитала книгу «Дианетика», то все прояснилось и встало на свои места.

– Значит, эта книга удовлетворила ваши философские изыскания?

– Не только это. Занятия Дианетикой вернули мне забытые ощущения молодости, счастья…У меня открылись способности, о которых я не подозревала…

– И все это – благодаря тому, что Вы узнали о своих прошлых жизнях?

– Это не совсем так. Причины большинства наших проблем находятся совсем недалеко, мы получили их в этой жизни – может быть, год назад, или десять лет, или двадцать… Дианетика помогает найти эти причины и избавиться от них. И тогда человек испытывает большое облегчение. Но, случается, что кто-то получил огромный заряд боли где-то в одной из своих прежних жизней. И этот заряд был настолько сильным, что до сих пор заставляет человека страдать. Чтобы снять его, мы отправляемся в путешествие по прошлым жизням.

– А все ваши пациенты верили, что они жили прежде?

Нет, было много скептиков. Представьте себе офицеров – это же такие материалисты! Но и они, в конце концов, сказали: «Да, это я! Я там был. Это все происходило со мной».150

…В декабре 1995 года внезапно умерла Фаина Каганович, бывший начальник по контактам с публикой Московского Центра Дианетики. На вопросы, почему больше не видно Фаины Александровны, сайентологи отвечали: «Ушла…» А на следующий же день после ее кончины в ее кабинете начался спешный ремонт и перестройка, даже обои по ночам переклеивали. Вот так: жил человек, пахал на организацию, а умер – постарались побыстрее о нем забыть. В «Московском центре дианетики» все должны быть счастливы. А смерть – это боль, поэтому о ней не принято заговаривать. В связи с этим вспоминается Блез Паскаль: «Коль скоро люди не могут победить смерть…то, чтобы стать счастливыми, они решили об этом не думать». Но: «Последний акт кровав, как бы ни была весела вся остальная пьеса. Потом бросают горсть земли на голову – и дело с концом» (Паскаль, «Мысли»). Так умирают сайентологи…151

Религиоведы, симпатизирующие сайентологам, сами того не желая, оказывают им «медвежью услугу». Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при Санкт-Петербургском Университете Виталий Богданов написал брошюру «Уважение к вере, или почему глупо воевать с сайентологией?» (Москва, 1997 г.). Все указывает на то, что книга была заказана самой сектой (например, у нее двойной «копирайт» – Богданова и Л. Рона Хаббарда). Книга, которую автор аттестует как нейтральную, на самом деле превозносит сайентологию выше небес как гениальную научную методологию и прорыв человеческой религиозной мысли.152

Желая, заинтересовать широкие круги российской интеллигенции идеями Хаббарда, В. А. Богданов пытается сопоставлять технологию Дианетики с принципами антропософии. «В свое время выдающийся отечественный филолог М.М. Бахтин отмечал, что по влиянию на русскую интеллигенцию на первом месте, со значительным отрывом от прочих теорий, находились психоанализ и антропософское учение Р. Штейнера»153, – пишет В.А. Богданов, указывая, что «в технологиях обучения Вальдорфской педагогики и дианетических курсов имеется немало общего. С точки зрения эксперта, обучение и стажировка одиторов обязательно должны быть введены в контекст российской педагогической ситуации и ее исторических ориентиров»154.

Прочитав эти строки, кто-то из интеллектуалов, возможно, и увлечется Сайентологией, Но для христианина сочетание имен Хаббард и Штейнер, Сайентология и антропософия – еще один знак опасности. Вот выдержка из «Итогового заявления Православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири» (10–13 января 1999 года, г. Белокуриха Алтайского края): «Мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу «Вальдорфской педагогики». Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными лицами и общественными инициативами, встретила в России государственную поддержку Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и вводящего в государственных школах преподавание по системе вальдорфской педагогики».155

Однако тот же религиовед В. А. Богданов «дожимает» тему: «Да, сейчас к нам проникают некоторые идеи Хаббарда из Штатов. Но сто лет назад весьма схожие идеи были занесены в Америку нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской. Вместе с американцем Олкоттом она организовала общество теософов. Затем в Соединенных Штатах поддерживали идеи Елены Ивановны Рерих ...»156.

А в конце в книге дается следующий совет: «Представляется, что потенциал развития сайентологии в России обусловлен тем, как удастся согласовать ее догматику с базовыми ценностями лидирующих среди интеллигенции этических вероучений, в частности «Живой этики» Рерихов. Недостаточно лишь показывать, что сайентология не противоречит православию или безрелигиозному мировоззрению. Целесообразно продемонстрировать, что кодекс сайентолога вполне приемлем для исповедующих «неоведическое» (славяно-арийское) язычество и других опережающих усредненный вектор духовного развития социальных групп. Стратегически полезнее загодя обрести себе союзников, чем после конфликтов с Православной Церковью переключаться еще и на конфликты с ее конкурентами»157.

А теперь снова обратимся к тексту «Итогового заявления…»: «Распространение «Агни-йоги» Рерихов в России, происходящее с поддержкой государственных лидеров и структур, вызывает нашу тревогу. Со всей ответственностью, вслед за Архиерейским собором Русской Православной Церкви мы свидетельствуем: учение Рерихов является сектантским, не только несовместимым с христианством, но и прямо ему враждебным»158.

Сайентологи не довольствуются тем, что свое квазирелигиозное движение называют «Церковью». По их мнению, она может претендовать на роль «сверхцеркви». «Особую роль Сайентология может играть в формировании программ межрелигиозного диалога, – пишет М.А. Сиверцев. – Доктрина Сайентологии позволяет члену своей Церкви практиковать и другие религии и конфессии. Такого рода доктринальная терпимость позволяет рассматривать Сайентологию как духовное пространство, в котором может осуществляться и уже осуществляется встреча мировых религий»159.

Вот еще несколько строк, посвященных этой теме: «Церковь Сайентологии учитывает религиозное и конфессиональное многообразие современного общества. Поэтому духовное послание Сайентологической Церкви направлено представителям всех религиозных групп, и оно позволяет представителям иных религий практиковать Сайентологию, а членам Церкви Сайентологии – быть членами другой Церкви»160.

Следует отметить, что в прошлом предпринимались попытки приведения различных вероисповеданий и идеологий к общему знаменателю. В связи с этим на V-й Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Найроби (Кения) в 1975 году говорилось об опасности «сознательных или несознательных попыток создать новую религию, состоящую из элементов, взятых из различных религий». Однако такие попытки имеют место и в наше время. По свидетельству российского очевидца, «сегодня я своими глазами наблюдаю сотни людей, для которых истины буддизма согласуются с почитанием Христа. Я присутствовал на собраниях последователей сахаджи-йоги, которые встречали своего лидера, Шри Матаджи, приветственным прочтением православной молитвы «Отче наш»161. К подобной практике призывают и сайентологи; как утверждает тот же автор, «для миллионов сайентологов безразлично, в каком храме возносить хвалу Творцу сущего»162.

* * *

91

Глава 32, с.1.

92

Там же, с.2.

93

Там же, с.З.

94

Теология и практика современной религии. Саентология. Копенгаген, 1998, С.26.

95

Каган В. Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы // Независимый психиатрический журнал, № 3, 1999, С.56.

96

Там же,С. 56.

97

Глава 32, с.18.

98

Там же, С. 18.

99

Там же, С. 5.

100

Там же, с.5.

101

Тоталитарные секты: свобода от совести. М. 1997, С. 41.

102

Глава 32, с.24.

103

Цит. по: Анти-Саентология. Спб. 1999, С. 235.

104

Баркер Айлин. Новые религиозные движения. Спб. 1977, С.166–167.

105

Интервью Ф.А. Каганович с Александром Егорцевым и Анной Стопочевой. Ин-формационный центр «Сектор» при церкви святой мученицы Татианы в МГУ. Опубликовано в журнале «Православная беседа», 1996, № 2. Цит. по: Ушакова Юлия. Сайентология – новая песня на старый мотив // Журнал «Новая Европа». Милан – Москва, 1997, № 11, С.108.

106

Там же, С.111.

107

Тиллих Пауль. Избранное. М. 1995, С. 399.

108

Глава 32, с. 10.

109

Там же.

110

Глава 32, с. 19.

111

Там же.

112

Там же.

113

Там же, с.20.

114

Там же.

115

НГ-Религии, № 15 (86), 8. 08. 2001, С.1.

116

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.121.

117

Там же, С.104.

118

Там же.

119

Там же.

120

Глава 32, с.5.

121

Там же.

122

Сиверцев М.А. Экспертиза. Сайентология: путь духовной самоидентификации. М., 1995.С.10.

123

Там же, с.10.

124

Секты против Церкви. М. 2000, С. 570.

125

Там же, с. 12.

126

Маяковский В. В. Избранные произведения. Поэма «Хорошо!» Т. 2. М. 1953, С. 266.

127

Неронов А. В. Утопия «технологического разума» // Анти-саентология. Спб.1999, С. 115.

128

Сиверцев М. А., указ. соч., с. 13.

129

Сиверцев М.А, указ. соч., с.26.

130

Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород, 2000, С. 171.

131

«Последователи Церкви сайентологии будут отмечать день рождения основателя этого религиозного течения – Л. Рона Хаббарда. Для этой цели они арендуют помещение московского Театра эстрады»,– сообщалось в Бюллетене религиозной информации «Благовест-Инфо» 29 марта 1996 г.

132

Глава 32, с.9.

133

Скородумов А. А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге // Анти-саентология. Спб. 1999, С.130.

134

Там же, С. 138.

135

Глава 32, С. 9.

136

Там же.

137

Там же, с. 14.

138

Там же, с. 6.

139

Сиверцев М.А., указ. соч., с.23.

140

Там же, с. 23.

141

Глава 32, с.5–6.

142

«Виктория Рипорт», 1965, с.151. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д., указ. соч., с.147–148.

143

«Scientology 0–8008», Los Angeles: ASHO, 1967, p.73. Цит. по: Макдауэлл.., с.148.

144

«Phoenix Lectures», p.31. Цит. по: Макдауэлл..., с.148.

145

«Phoenix Lectures», p.31. Цит. по: Макдауэлл..., с.148.

146

Глава 32, с.7.

147

Там же.

148

Там же.

149

Макдауэлл Д., Стюарт Д., указ. соч., с. 149.

150

Мигов Анатолий, сайентолог. Нет, весь я не умру…// АиФ-Петербург, № 37, 1999, С. 13.

151

Тоталитарные секты: свобода от совести. М. 1997, С. 45.

152

Дворкин А. Л. Сохранить завоеванную столь дорогой ценой свободу // Журнал «Прозрение»,№ 1, 1998, С.42.

153

Богданов В.А. Уважение к вере, или почему глупо воевать с сайентологией? М. 1997, с.54.

154

Там же, с.55.

155

Цит. По: «Вертоградъ-Информ», № 1 (46), 1999, С. 29. (пункт 27).

156

Богданов В. А., указ. соч., с.63.

157

Там же, С.72–73.

158

Цит. по: «Вертоградъ-Информ», № 1 (46), 1999, С. 29. (пункт 25).

159

Сиверцев М.А., указ. соч., с.5.

160

Там же, с.8.

161

Богданов В. А., указ. соч., С.11.

162

Там же, С. 11.

Комментарии для сайта Cackle