«Ассисты»
Тем, кто надеется получить исцеление душевных недугов через «клирование», можно напомнить слова великого русского физиолога Ивана Павлова. За четыре года до своей смерти он написал: «Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека – он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами»241.
Эти строки академик Павлов написал в 1932 году, когда коммунистическая пропаганда действовала уже в полную силу. «Промывке мозгов» подвергались не только русские, но и все «подсоветские». В то время бытовал шутливый вопрос: «Чем художник-реалист отличается от художника-соцреалиста?» Правильный ответ: «Реалист пишет то, что видит, соцреалист – то, что слышит». Так что павловский упрек можно отнести ко всем бывшим «совгражданам». (Казахстан явился второй страной СНГ, где в 1996 году был признан религиозный статус Церкви Сайентологии»)242.
Рассмотрим это на примере сайентологического термина «ассист». ASSIST, англ.– «помогать, содействовать, принимать участие, присутствовать»; русское слово с тем же латинским корнем – ассистент) – типичный пример сайентологического манипулирования словами, понятиями, а через них мышлением и поведением человека. Поскольку этот прием опасен как для психики отдельного человека, так и для общественного сознания, разберем его подробно.
Приведем определение ассиста из словаря сайентологов: «АССИСТ буквально означает помощь, простой процесс, применимый к любому человеку, чтобы помочь ему выздороветь быстрее от несчастных случаев, болезней». «Оставляя безграмотность и невразумительность формулировки на совести авторов, отметим, что никакой видимой необходимости в введении специального иноязычного термина здесь нет: понятно, что больной или пострадавший от несчастного случая человек нуждается в помощи, – пишет Томас Гандоу. – Зачем же предлагать ему ассист? В основном для того, чтобы это слово послужило неким кодом, знаком того, что помощь сайентологов – быстрая и простая; введение специального кодового знака – простейший прием словесного манипулирования сознанием»243.
Так, в перечне учебных курсов Белорусского центра дианетики был и «Однодневный семинар no Ассистам – оказание помощи». В программе семинара:
– Освоите доступные приемы, применимые к человеку, начиная с грудного возраста, чтобы помочь ему быстрее выздороветь при несчастных случаях, травмах, болезнях, повреждениях позвоночника, суставов и других расстройствах организма.
– Изучите научную теорию и технологию ассиста для нервов, ассиста – прикосновения, контактного ассиста и других видов помощи человеку.
– Научитесь устранять физические и моральные травмы.
Особое внимание «ассисты» уделяют тем, кто получил по разным причинам травмы, как морально-психологические, так и физические. Сайентологи пишут, что летом 1996 года в Чечне майор Сергей Колосов использовал дианетические методы для «помощи» (ассист) находившимся в госпитале раненым солдатам.244
Осенью 1999 года у российских сайентологов появилась идея поехать в республику Ингушетию, где сконцентрировались основные лагеря вынужденных переселенцев из Чечни, а попросту – беженцев. Поэтому в конце 1999 года группа «ассистов» в составе 8 человек уехала в г. Назрань – столицу республики Ингушетия. Российские сайентологи добрались до города Карабулак (это один из трех городов Ингушетии), и начались рабочие будни.
«Всякое было, особенно поначалу: и ругали русских, и присматривались, и спрашивали, что привезли, ведь в нашем сознании «гуманитарная помощь» связана с продуктами и вещами, но никак с духовной и душевной поддержкой, – собщалось в сайентологической газете «Свобода и права человека». – Вскоре они все узнали, когда добровольные помощники начали делать ассисты – простые приемы помощи при болезнях и травмах, основанные на работах Л. Рона Хаббарда»245. «Кейсам» разъяснялось, что «ассисты» «позволяют привести человека в лучшее состояние, снять стресс, уменьшить или совсем снять боль от травм; с помощью ассистов значительно ускоряется и облегчается выздоровление после травм, болезней и шоков»246.
И вот начались «исцеления». «После первых ассистов люди начали улыбаться. Многие уже забыли, как это делается, – пишет сайентолог Ксения Коробкова – Маленький мальчик сел попой на раскаленную плитку. После оказания врачами первой помощи в палатку случайно зашла Подшебякина Нина – одна из самых опытных наших помощников, и после 15–20 минут работы мальчик засмеялся и начал играть, а травмы практически не осталось. Родители со слезами на глазах не знали, как отблагодарить Нину»247. (Заметим, – сначала помощь оказали врачи, а только уже потом – «ассисты»). И на фоне привычных, обыденных врачей «ассисты» смотрелись броско и привлекали к себе внимание: «Повсюду, уже через несколько дней, их начинали называть «ассистами» или «желтыми кепочками», так как ходили они в желтых футболках или кепках, чтобы их было видно издалека»248.
Полгода провели сайентологи в лагерях для беженцев; за это время больше 3000 человек получили ассисты, столько же прослушали лекции и семинары прямо в палатках и вагонах и сами научились делать ассисты. По словам сайентолога Анатолия Сератова, «за то время, пока мы были в лагере, у беженцев поднялось настроение, они нас не хотят отпускать, хотят продолжать обучаться ассистам, проходить семинары»249.
Образовалась своеобразная связка: сначала действуют террористы, после чего появляются ассисты: «Это добровольцы, которые оказывают эффективную помощь в различных чрезвычайных ситуациях, – сообщается в одном из рекламных буклетов. – Примером этой деятельности является участие в ликвидации последствий террористического акта 11 сентября в Нью-Йорке, крушения поезда в Великобритании, захвата террористами московского «Норд-Оста», трагедии на Басманном рынке в Москве и многое другое».
В конце 1999 г. один из отечественных религиоведов отмечал, что сайентологами «была захвачена Россия. Началось проникновение в Китай. Только исламский рынок пока еще воротит нос от продукции фирмы «Хаббарда и Ко»250. Ислам известен как религия, закрытая для внешних влияний. Сегодня, как и раньше, немусульманина, проникшего в Мекку, ждет смерть, и «это однозначно». В соседней с Ингушетией Чечне боевики перед очередным набегом на «федералов» читают строки из Корана: «Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду» (Сура 4, аят 76).
«Неверным» из традиционных христианских Церквей трудно работать в мусульманской среде, и эту нишу заполняют представители новых религиозных движений: кришнаиты, сайентологи и др. И как тут возражать: даже если М. А. Сиверцев, член Экспертного комитета по международным делам Совета Федерации, в заказной брошюре «Дианетика и сайентология» рекомендует дианетические и сайентологические методы для примирения межрегиональных религиозных конфликтов между традиционными религиями!251
Об этом свидетельствует и «ассист» Алексей Могильный: «Первое время я старался не акцентировать внимание на том, что им помогают представители другой религии, учитывая, что все окружение – мусульмане. Но все мои опасения были напрасны…Очень часто люди с готовностью соглашались с тем, что не важно, каким именем называется Бог, и для общения неважно, сколько у человека жен, – одна, как у меня, или четыре, как иногда у чеченцев»252.
«Все это – саентология в действии, – сказала ассист Анастасия Молдрова. – А еще у нас много друзей, и нас зовут в гости в Грозный. И они говорят: «ждем вас после войны»253. Ассисты намерены продолжать свою работу «пока не наступит мир без войны, наркотиков и преступности, как и хотел Л. Рон Хаббард»254, – завершила свой рассказ Анастасия Молдрова.
Воистину, «Хаббард акбар!»
* * *
Цит. по: «Русская мысль», № 4289, 21–27 октября 1999, С. 3.
Газета «Свобода и права человека», 2001, С. 13.
Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.101–102.
Секты против Церкви. М. 2000, С. 138.
Коробкова Ксения. Саентология помогает // Газета «Свобода и права человека» М. 2001, пробный выпуск., С. 10.
Там же.
Там же, С. 11.
Там же, С. 11.
Там же, С. 11.
Сергеев Сергей. Миллион долларов за двухкопеечную тетрадь // НГ-Религии, № 21 (44), 10. 11. 1999, С. 4.
Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность // Капкан безграничной свободы. С.68.
«Свобода и права человека», 2001, С.11.
Там же.
Там же.