Сайентологическая «сверхцерковь»

Размывание основ евангельского учения, осуществляемое «новыми религиозными движениями», вызывает озабоченность представителей традиционных христианских Церквей. Это нашло свое выражение в итоговом документе Юбилейной международной межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию Пришествия в мир Господа Спасителя, «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Христианство на пороге третьего тысячелетия» (Москва, 23–25 ноября 1999 г.). В конференции приняли участие представители Русской Православной, Армянской Апостольской, Евангелическо-Лютеранской, Римско-Католической, Греко-Католической Церквей, а также старообрядцы, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской – из России и стран СНГ и Прибалтики.

Участники конференции призвали правительства, партии, влиятельные общественные силы и прессу стран СНГ и Прибалтики «к деятельной заботе о воспитании человека в хранении положительного религиозно-нравственного идеала и культурного наследия каждого народа, без чего достижение всеми достойного будущего невозможно».

По мнению участников конференции, большой вред духовному и физическому состоянию человека, психике людей, обществу наносит «деятельность псевдохристианских культов и сект». В итоговом документе перечислены следующие признаки псевдохристианской секты: отрицание веры во Христа как Бога и Спасителя, отрицание догмата Святой Троицы, извращение или подмена Священного Писания, отрицание святого крещения, попытки пересмотреть всю систему христианских ценностей, разрушить христианский уклад жизни. «Враг веры Христовой и нашего спасения, – отмечалось в документе, – повсюду сеет погибельные семена лжеучений и ересей, чьи последователи становятся все более дерзкими и агрессивными». В итоговом документе содержится также осуждение оккультизма, магии, сатанизма, астрологии и «видоизмененных древних восточных культов»692.

Хаббардисты заявляют, что сайентология поможет каждому лучше понять и усвоить его собственную религиозную традицию и глубже укорениться в ней.

Так, некоторые российские сайентологи выдают себя за членов Православной Церкви. Один из них – капитан 1 ранга запаса Витольд Георгиевич Шлопак, ответственный работник «Гуманитарного Центра Хаббарда» (Москва). Выступая от целой группы «православных сайентологов», он заявил: «Мы, как православные русские люди (что не мешает нам быть сайентологами).., считаем, что смирение паче гордости; как сайентологи, мы принципиальные сторонники веротерпимости… У сайентологов и у Православной Церкви общая цель – духовное возрождение современного общества. Мы успешно боремся с наркоманией, преступностью, безнравственностью, предлагаем действенные методы преодоления кризиса образования».693

Сайентологи также пытаются найти союзников среди приверженцев восточных религий. Одним из них стал Фумио Савада – один из самых известных в Японии специалистов в области религии, «Восьмой Хранитель тайн Ю-итсо Синто». Он так пишет о сайентологии: «Идея, что человек уже жил раньше, стара и полностью признается религиями Востока. Сайентологическая теория и практика строится на идее, что человек является духовным существом, которое Л. Рон Хаббард назвал «тэтан», на идее, что человек может вызвать в памяти свои прошлые жизни, и поскольку он является духовным существом, его действия в прошлом определяют его состояние в настоящем.

С точки зрения японцев Сайентология является религией, такой же, как и другие уже существующие здесь. Она имеет больше сходства с религиями Японии, чем с религиями Запада, и поэтому на Западе она может быть понята неправильно из-за несхожести с другими основными религиями. Сайентология является религией и невозможно прийти к какому-либо иному решению»694.

В России сайентологи пытаются реализовывать свои идеи о некой «сверхцеркви», причем в этой сфере у них обнаруживаются единомышленники среди мунитов. Так, в апреле 1994 года в здании президиума Российской Академии наук состоялся третий «круглый стол» «Христианская миссионерская деятельность и национальные традиции России». Инициатором этой межрелигиозной встречи выступил Международный религиозный фонд, основанный Ассоциацией Святого Духа за объединение мирового христианства (муниты) и включающий представителей самых разных религий.695 В этом собеседовании приняли участие представители Московской Сайентологической Церкви, священнослужители Русской Православной Церкви, Русской Древле-Православной Церкви, первоиерарх одной из ветвей Катакомбной Церкви епископ Феодор, священник Истинно-Православной Церкви, пасторы Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства (муниты), а также иудейские раввины и монахи буддийского ордена «Лотосовой сутры».

Как отмечали участники встречи, миссионерская деятельность, осуществляемая вне рамок этических норм, без учета национальных традиций, осложняет межконфессиональные отношения, используется противниками свободы религии и демократии. Участники «круглого стола» призвали миссионеров и священнослужителей религий, не имеющих исторических корней в России, к признанию и уважению исторического первенства Российской Православной Церкви, а также ислама и буддизма для определенных регионов страны.696

У членов традиционных христианских Церквей не должно быть иллюзий по поводу какого-либо «богословского диалога» с сайентологами; по словам Томаса Гандоу, «необходимо принимать во внимание тот факт, что эта система не рассчитана на подлинный диалог, поскольку, согласно ее идеологии, все «внешние» – это в лучшем случае «предочищенные», которые неспособны постичь истинное положение вещей и действовать адекватно, или даже просто гуманоиды, то есть всего лишь человекообразные существа»697.

Протоиерей Владимир Федоров, клирик Князь-Владимирского co6opa (C. Петербург):

– Сайентология и христианство несовместимы. Это мнение не только Православия, но и всех тех исповеданий, которые признают друг друга христианскими. Это не означает, что в сайентологии не используются какие-то вполне приемлемые психологические методики, но за методиками, направленными на исправление тех или иных недостатков, стоит некое учение, никак не укладывающееся в христианское мировоззрение.698

Одна из задач представителей новых религиозных движений заключалась в том, чтобы не допустить пересмотра Закона 1990 года «О свободе вероисповедания». Сайентологи, муниты и представители других «религиозных меньшинств» были едины в том, что государственные органы должны проконсультироваться с представителями юридически признанных в России религиозных организаций, прежде чем вносить в законодательство «О свободе совести и вероисповедания» те или иные изменения.699 Сайентологи понимали, что новый закон внесет определенные ограничения в их миссионерскую деятельность. Однако и после принятия нового закона (1996 г.) сайентологические центры по-прежнему ведут свою работу, привлекая новых последователей . Хаббардисты даже объявили о создании своей собственной частной средней школы для детей.700

В России у Гуманитарного центра Хаббарда (ГЦХ) грандиозные планы: «Мы начинаем новую игру», – этими словами в листовке ГЦХ обозначена ближайшая цель сайентологов. «Для того чтобы клировать Россию и страны СНГ, нам нужно предоставлять технологию дианетики миллионам людей... Игра состоит в том, чтобы провести дианетические семинары для как можно большего числа людей до 13 марта 1996 года – дня рождения Л. Рона Хаббарда». Цель игры – открыть центры дианетики по всем городам России.701

В конце 1996 года в серии «Оборона и безопасность» вышел в свет подготовленный экспертами Аналитического управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации Аналитический вестник, раскрывающий особую опасность для личности, общества и государства деятельности «Церкви сайентологии» и её дочерних организаций.

15 декабря 1996 года было принято Постановление Государственной Думы Российской Федерации «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России», в котором «Церковь сайентологии» классифицирована как деструктивная религиозная организация, подтверждено определение её германскими властями как «криминальной коммерческой организации с элементами психотеррора».702

Психологический террор может практиковаться не только по отношению к членам сайентологической общины, но и к «сапрессорам». Одним из них оказался физик Николай Иванович Заикин, в годы «застоя» возглавлявший Ленинградскую школу экстрасенсов и ассоциацию практической парапсихологии. В свое время Н. И. Заикин занимался изучением парапсихологии по заказу Министерства обороны СССР; он стал основателем новой гуманитарной дисциплины – «сознаниеведения».

«После легализации экстрасенсорики и открытия Ассоциации парапсихологии нам пришлось буквально бороться с мракобесием, – вспоминал Н. И. Заикин. – На прием ринулись сотни контактеров и ясновидцев, каждого приходилось внимательно выслушивать. Лично я работал по 25 часов в сутки, но это был необходимый опыт»703. В интервью корреспонденту газеты «Петровский курьер» Н. И. Заикин рассказал о своем отношении к дианетике.

– Не будем же мы тратить капитал накопленных знаний на то, чтобы уничтожить дианетику! Все школы сознания – это азбука, грамотному человеку надо научиться складывать ее в слова. Дианетика укладывается в понятие «конечного продукта» цивилизации так же, как последнее изобретение инженеров и дизайнеров – стул ХХ1 века. Человек материализуется в «конечном продукте», ему ничего не хочется – только сидеть на «стуле ХХ1 века» или изучать дианетику»704.

И хотя «сознаниеведение» не претендует на «харизматичность» и является внерелигиозной дисциплиной, сайентологи усмотрели в ее создателе своего конкурента. «Приверженцы Рона Хаббарда грозились завести на нас уголовное дело, но не нашли состава преступления, – рассказывает Н. И. Заикин. – Мы не изучаем в тайне от них дианетику, а только говорим о ней. С научной точки зрения «расширение» сознания – это некорректно»705.

Один из независимых экспертов-религиоведов – Е. Н. Волков (С.-Петербург), выделил основные аспекты, по которым Сайентология может рассматриваться как деструктивная в социальном и психологическом отношении группа и система деятельности.

1. Противостояние на глубоком психологическом и доктринальном уровне основному обществу и его общепризнанным ценностям (несмотря на постоянные заявления об обратном).

2. Своеобразный фантастический расизм: отнесение групп и организаций, не устраивающих сайентологов, к «агентам враждебной инопланетной цивилизации», а самое главное, к тем, к кому Сайентология отказывается применять даже видимость правил и норм цивилизованного, гуманного отношения.

3. Глубинная психолингвистическая дезориентация личности: замена обширных словарных пластов сайентологическим «новоязом», принципиально не соотнесенным и не связанным с общепринятой научной или бытовой лексикой.

4. «Замыкание» личности на данной группе, что приводит к крайней степени зависимости в самовосприятии, поведении и мировоззрении от установок и интересов этой группы. Как пишет Роберт Пенни, основным продуктом, продаваемым Церковью Сайентологии, является на самом деле всего лишь принадлежность к этой группе. В результате человек отказывается от самостоятельного и независимого отношения к окружающему миру, к реальности.

5. Практически тоталльое замещение нормальной многогранной жизни личности «последовательным осуществлением технологии» при заведомо невыполнимых целях и недостижимых результатах.

6. Воинствующий антидемократизм. Резко отрицательное отношение Р. Хаббарда к демократии и любым формам демократического управления отчетливо выражено во многих его работах и руководящих письмах.

7. Инспирирование генерализованных фобий, т.е. внушение чувства враждебности и страха по отношению ко всем и ко всему, что хотя бы потенциально может не устраивать Сайентологию и сайентологов.

8. Агрессивно-тоталитарное разрушение всех связей и отношений адептов, не удовлетворяющих сайентологическим «критериям».

9. Нерегламентированное, неподконтрольное и непрофессиональное применение различных психотехник и их модификаций без обеспечения прав и безопасности клиентов.

10. Масштабное и интенсивное использование обмана, дезинформации, запугивания, других методов психологического насилия.

11. Психология и идеология элитарного мессианства, дающего «право» на любые действия против своих противников и критиков, а также против любых лиц, учреждений, частных и государственных организаций, которые могут восприниматься Церковью Сайентологии и ее руководителями в качестве своих противников. Другими словами, «цель оправдывает средства» – как руководящий принцип.

12.Замещение всего многообразия способов и средств освоения человеком мира раз и навсегда данными упрощенными установками, раз и навсегда данными ответами, не обоснованными ничем, кроме болезненных фантазий Р. Хаббарда.706

А теперь мысленно заменим в этом тексте слова «Хаббард» и «сайентология» на «Ленин» и «коммунизм»… И поскольку в постсоветском обществе психология тоталитаризма еще до конца не изжита, то «притравленные» россияне легко могут воспринять новые «установки».

* * *

692

Цит. по: «Русская мысль», № 4295, 2–8 декабря 1999, С. 20. (По материалам агенства БЛАГОВЕСТ-ИНФО).

693

Пресс-релиз в отдел культуры; в отдел религии. Отзыв судебного иска к Александру Дворкину. 4 апреля 1997 г. // Секты против Церкви..,С.85.

694

Цит. по: Азбенова Юлия. Саентология: религия // Газета «Свобода и права человека». Пробный выпуск, М. 2001, С. 13.

695

А.Г. За одним столом. Христианские миссионеры и национальные традиции России // Литературная газета. № 16, 20.04.1994.

696

Там же.

697

Из книги Хаак Ф. В., Гандоу Т. Сайентология, дианетика и другие хаббардизмы. Пер. М. Журинской, 1995. // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.134.

698

АиФ-Петербург, № 15, 2006, С. 4.

699

А.Г. За одним столом. Христианские миссионеры..., указ. соч.

700

Дворкин А. Л. Сохранить завоеванную столь дорогой ценой свободу // «Прозрение», № 1, 1998, С.42.

701

Ушакова Юлия. Сайентология – новая песня на старый мотив // Журнал «Новая Европа». Милан – Москва, 1997, № 11, С.111.

702

Миссионерское обозрение, № 5, 1997, С.15.

703

Федорова Татьяна. Ученые изучают магию и зомбирование // Петровский курьер, № 45, 30. 11. 1998, С. 2.

704

Там же.

705

Там же.

706

Волков Е. Н. Социально-психологическая экологическая экспертиза организации и деятельности Церкви Саентологии и центров Дианетики // Анти-саентология. Спб.1999, С.26–27.

Комментарии для сайта Cackle