Грузия

В оживленных местах столицы Грузии прохожим раздаются листовки с приглашением на «бесплатное тестирование». Грузинская Патриархия в своем специальном заявлении призвала жителей Тбилиси отказаться от услуг этого тестирования, поскольку она осуществляется «одной из самых опасных религиозных организаций» – сектой сайентологов, пустившей корни в Тбилиси.

По словам заместителя руководителя Патриархии Зураба Цховребадзе, сайентологи «скрывают религимозную сущность организации, выдавая ее за научную. Известно, что эта секта психологически подавляет личность, зомбирует людей». По словам Зураба Цховребадзе, Церковь сайентологии «претендует на нововое учение, основанное на науке».

Руководитель пресс-центра Службы безопасности Грузии Ника Лалиашвили сообщил газете «Алиа», что «секта сайентологов начала действовать в Тбилиси с 2000 года». Она зарегистрирована как гуманитарно-медицинская организация «Гуманитарный центр дианетики». Ее руководитель – Виолетта Саакадзе-Микеладзе. В настоящее время церковь объединяет примерно 150 членов, большинство из которых «негрузинской национальности».

Ника Лалиашвили сообщил, что Служба безопасности «разрабатывает эту тему», но отказался разглашать оперативную информацию, хотя и признал ее наличие. По словам Лалиашвили, «эта секта квалифицируется в документах ОБСЕ как деструктивная организация», хотя «государственной безопасности ее деятельность пока не угрожает»682.

БОРЬБА ЗА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Одним из наиболее действенных способов влияния на умы является издательское дело. При этом сайентологи заботятся о том, чтобы их книги не только продавались, но и обсуждались. В 1988 г. коммерческий еженедельник «Бизнес Уикли» удостоил уже покойного к тому времени Хаббарда почетным знаком, увековечившим 100-недельное пребывание «Дианетики» в списке бестселлеров. Так вот, оказывается, что «Церковь» регулярно засылала своих агентов в магазины книготорговых корпораций для проведения оптовой закупки творений Хаббарда и других сайентологов. Продавцы свидетельствовали, что пришедшие на продажу книги зачастую носили на себе следы ценников из этих же магазинов.

Среди акций, проводимых сайентологами – реклама на телевидении и в печатных изданиях, спонсирование крупных мероприятий. Среди них, например, хорошо нам известные «Игры Доброй Воли» Тэда Тернера.683

В центрах дианетики клиентам навязываются сверхдорогие книги (в основном сочинения Хаббарда, переведенные на 32 языка), магнитофонные лекции, Э-метры для одитинга, будильники, спортивные рубашки, багажные сумки, витражи, керамические кружки. «Вас постигла неудача при попытке быстро пройти «Мост»? Внесите пожертвование всего-навсего в 1250 долларов – и мы вновь тщательно разберем ваше дело. Хотите знать, как тетаны держатся в физическом универсуме? Купите магнитофонную запись выступлений Хаббарда 1952 г. под общим названием «Филадельфийский докторский курс Рона», 52 пленки ценой в 2525 долларов. Коллекционерам предлагаем роскошные издания в коже с золотым тиснением, 22 книги Хаббарда (с книгодержателем) по широкому кругу проблем – от сайентологической этики до радиации – всего-навсего по 1900 долларов каждая».

В сентябре 1996 года в России в передаче «Чрезвычайный канал» (РТР) был показан фильм Юлии Шамаль о деятельности «Церкви сайентологии» и её дочерних организаций (Центр дианетики, Нарконон, Хаббард-колледж и др.) в России, об опасности сайентологии для личности и общества, реальной, а не придуманной сайентологами истории этой организации.684 Правда иногда работники телевидения сталкиваются с противодействием. Свидетельствует Олег Вакуловский, руководитель отдела журналистских расследований телекомпании ТВЦ.

Вопрос: Наверняка есть те, кто заинтересован в том, чтобы та или иная передача не вышла в эфир?

– Да. И звонят с угрозами, и деньги предлагают, и «сверху» мягко предупреждают, что вот этого и этого трогать не надо. Когда мы готовили передачу про секты, сайентологи у нас кассеты перед эфиром выкрали.685

Весной 1996 года телепередача «Времечко» выпустила в эфир грубо сфабрикованный сюжет об Александре Дворкине, в котором он обвинялся в том, что является агентом американской антикультовой организации CAN в России (CAN – это организация родителей, чьи дети попали в секты)686 и занимается похищением людей и насильственным обращением их в Православие. Александр Дворкин никогда не был связан с этой организацией и не знаком лично ни с одним ее представителем. Подлог в этом сфабрикованном (скорее всего по заказу сайентологии) сюжете был совершенно очевиден. К чести генерального директора АТВ А. А. Златопольского нужно сказать, что, получив письмо из Патриархии, в котором описывалась эта история, он немедленно распорядился, чтобы программа «Времечко» в прямом эфире принесла свои извинения и зачитала трехминутное заявление проф. Дворкина с опровержением, что и было сделано ровно через неделю после выхода злополучного сюжета.687

После нескольких объективных критических репортажей, прошедших на РТР и в газетах, сайентологи ужесточили режим допуска к себе журналистов. Теперь каждый корреспондент телевидения или газеты должен полностью согласовывать окончательный вариант своих материалов, подготовленных в печать или эфир, с руководством сайентологов. Настоятельно предлагается подписать бумагу под названием «Соглашение». В нем графы: ФИО, телефон, адрес. Далее текст: «Своей подписью я полностью соглашаюсь и подтверждаю следующее: полученный мною материал не будет использован в средствах массовой информации с заявлениями, направленными против Сайентологической церкви, Рона Хаббарда и его технологий; во избежание искажения информации, полученный мною материал будет предоставлен в средства массовой информации только после предварительного просмотра (прослушивания) этого материала уполномоченным представителем Сайентологической церкви Москвы и получением от этого представителя письменного согласия на публикацию». Отмечались факты, когда отказавшихся подписать эту бумагу журналистов принуждали засвечивать отснятые кадры.688

Опасность деятельности «Церкви сайентологии» для общества была подтверждена экспертами Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы в выпущенном в 1996 году этими организациями справочнике: «На протяжении всех лет существования Церковь сайентологии постоянно обвинялась в нарушениях прав человека и религиозных свобод. Это связано с тем, что разработанная Роном Хаббардом «программа очищения» ведёт к полному и безропотному подчинению её адептов руководству Церкви»689.

В 2001 году в Медиа-союзе была основана гильдия религиозных журналистов. Ее вице-президент Максим Шевченко так пояснил ее статус: «Наша гильдия создается для журналистов, а не для религиозных организаций. Она создана как некий союз помощи журналистам-профессионалам. Мы не хотели бы отражать позицию тех или иных религиозных организаций. Даже если мои личные взгляды лежат в русле интересов Русской Православной Церкви, то на основе Закона о свободе совести я все же не могу отказать какому-нибудь сайентологу на равных условиях со мной быть членом Медиа-союза. Мы не сможем объяснить такую избирательность нашему руководству.

Поэтому принято принципиальное решение: конфессиональные организации, их представители, так же, как редакторы конфессиональных СМИ, находящиеся в структуре тех или иных конфессий, не будут членами гильдии. Они могут быть наблюдателями, пользоваться материалами гильдии, мы с ними можем сотрудничать, лично дружить, но…»690

Поскольку в интервью была упомянута сайентология, то корреспондент газеты «Русь Православная» решил прояснить позицию своего собеседника по этому вопросу. И вот как дальше пошла беседа.

«РП»: Тогда получается, что у Вас в гильдии религиозных журналистов будут только представители светских газет?

М.Ш.: Ну, почему же? Вот, допустим, Ваша газета – она посвящена религиозным проблемам, но я ее считаю светской газетой. А Вы сами как считаете: «Русь Православная» – конфессиональная или светская пресса?

«РП»: Конечно, сугубо конфессиональная, ибо она имено православная, и никакая другая.

М.Ш.: Но Вы же не находитесь в структуре Московской Патриархии?

«РП»: Как чада церковные, мы полностью находимся в юрисдикции Московской Патриархии.

М.Ш.: Как чада… Ну, тогда я тоже нахожусь в структуре Московской Патриархии. Тогда «НГ-Религии» – тоже конфессиональная газета. (В то время Максим Шевченко являлся ее ответственным редактором – прим. авт.)

«РП»: Разница в том, что нам наша православная совесть не позволяет состоять в одной организации с представителями сайентологов, а Вам…

М.Ш.: Мне тоже не позволяет…

«РП»: Но Вы ведь предлагаете именно это. Вы только что сказали, что если сайентологи будут настаивать, Вам будет некуда деваться.

М.Ш.: Нет, мы их не примем. В нынешней ситуации мы их не примем в нашу организацию. Во всяком случае, я буду решительно против, мне совесть тоже не позволит быть в одной организации с представителями сайентологов..691

Впрочем, в своей миссионерской деятельности сайентологи используют не только «бумажные носители». Они ведут войну с «потенциальными источниками проблем» и в виртуальном пространстве. О том, как разворачиваются «кибер-войны» – в репортаже Станислава Минина.

Приложение. Минин Станислав. Мученики глобальной сети // НГ-Религии, № 10 (248), 17 июня 2009, С. 8.

Если так сложилась судьба и вы работаете в Отделе особых дел Церкви сайентологии, вам можно посочувствовать. Потому что работа у вас каторжная. Вполне вероятно, что вы собираете компромат на какого-нибудь известного критика сайентологии (например, психотерапевта, «завидующего» успеху методов Рона Хаббарда) и этот человек уже преследует вас в ночных снах. Возможно, вы проводите круглые сутки в интернете. Вы выходите в сеть с пяти разных IP-адресов и комментируете или вычищаете всю негативную информацию о Церкви сайентологии, которую только находите. Не исключено, что до недавнего времени именно вы редактировали статьи о сайентологии в открытой онлайн-энциклопедии «Википедия». Вы старательно формировали у ее пользователей положительный образ Церкви, прибирая за наследившими участниками всемирного заговора против последователей Хаббарда.

Однако теперь чем-чем, а «Википедией» вы уже точно не занимаетесь. Арбитражный совет онлайн-энциклопедии в составе 11 избранных в конце мая 2009 года запретил Церкви сайентологии редактировать статьи. Если честолюбие вам не чуждо, вы можете гордиться: ваша Церковь вошла в историю глобальной сети. Это первая организация, IP-адреса которой заблокировала (или, как принято говорить в сетевом сообществе, забанила) «Википедия». Если вам не чуждо злорадство, вас может утешить, что и ярые критики сайентологии и Хаббарда теперь не смогут править статьи о них так, как им нравится, едко и злобно. Наконец, если вы не страдаете трудоголизмом, вы можете просто утереть пот со лба: работы у вас стало чуть-чуть меньше.

Конечно, вы вправе проявить рвение. Вы можете взять ноутбук, отправиться в ближайшее интернет-кафе, выйти в сеть по беспроводной связи и продолжить очищать светлый лик сайентологии в «Википедии» от наслоений лжи и невежества. Однако прежде вам не мешало бы свериться с позицией руководства по этому вопросу. Во всяком случае, директор Церкви сайентологии по связям с общественностью Карин Поув уже заявила, что ваша организация не имеет к руководству «Википедии» никаких претензий. Она назвала действия Арбитражного совета «рутинными». Более того, Поув вроде бы считает, что теперь материалы «Википедии», посвященные сайентологии, будут более объективными, так как «злостным разжигателям антагонизма» также дали от ворот поворот. Вы, конечно, понимаете, что разжигатели все равно найдут лазейку. Но руководство есть руководство, против его мнения не попрешь.

В конце концов вам необязательно действовать самому. Позвоните Тому Крузу. Его IP-адрес едва ли в черном списке. Попросите его поправить пару-тройку энциклопедических статей. Он наверняка радеет за судьбу наследия Хаббарда не меньше вашего и наверняка согласится помочь, если не будет занят съемками или какой-нибудь иной суетой. Если Круз начнет упрямиться, скажите, что это – нечто вроде «послушания». Придумайте что-нибудь. Вы – способный человек, иначе не смогли бы работать в Отделе особых дел.

Впрочем, не исключено, что вашу неуемную энергию руководство захочет направить в иное русло. Официальные заявления – официальными заявлениями, а ваша Церковь вправе чувствовать себя обиженной. Вам хорошо известно, что многие организации заботятся о собственном имидже в «Википедии», восьмом по популярности сайте глобальной сети. Статьи о себе, любимых, редактировали и редактируют ЦРУ, американские демократы и республиканцы, британские лейбористы, канал Fox News. Об этом писала газета The Guardian в 2007 году (порывшись в сети, вы почти наверняка наткнетесь на этот материал). И хоть бы хны, как с гуся вода! Одним вам досталось...

Разве Церковь сайентологии – единственная религиозная организация, которой посвящены статьи в «Википедии»? Как бы не так. В «Википедии» есть все. Тогда почему Арбитражный совет, к примеру, не заблокирует IP-адреса сотрудников Римской курии? А что если завтра простой пользователь включит компьютер, выйдет в интернет и не сможет получить объективной информации о крестовых походах, инквизиции, Пие XII, Фатимском чуде, Туринской плащанице или насилии над детьми в ирландских католических приютах? И почему ислам в он-лайн-энциклопедии такой белый и пушистый, а по телевизору мы видим агрессивных бородатых мужчин, сжигающих американские флаги?

Вот не успеете оглянуться, как окажетесь вовлечены в масштабную кампанию по защите прав сайентологов в сети. Через правозащитников и активистов вы будете напоминать руководству «Википедии» о ее собственных принципах открытости, творчества и соучастия. Вы будете требовать равного отношения ко всем религиозным организациям. «Забанить Ватикан!» – будут кричать ваши плакаты. «Южные баптисты стирают из «Википедии» следы своих грязных делишек!» «Мухаммад был не таким, каким его рисует «Википедия!» «Хотите узнать про Кришну – не читайте «Википедию!» Вы замучите «Википедию», и она в конце концов даст вам добро. Вы вернетесь к правке и редактированию.

Вы почувствуете себя рыцарем, отрубившим одну из голов дракону интернета. Ваши предшественники из Офиса безопасности Церкви сайентологии покажутся вам жалкими неумехами. Что они сделали? Разве что провели в 1970-е годы так называемую «Операцию Белоснежка», когда 5 тысяч сайентологов изымали и крали документы, порочащие Церковь и Хаббарда, в 130 учреждениях 30 стран мира. Но плоды этой операции были ничтожны в сравнении с вашей победой над глобальной сетью, воплощением постиндустриального хаоса.

Конечно, может случиться так, что на глаза вам, пылающему праведным гневом, попадется статья Евгения Морозова в американском журнале Foreign Policy. Вы прочитаете ее – и успокоитесь. Морозов написал, что «Википедия», забанив сайентологов, сделала себе черный пиар, а Церковь сайентологии выставила мученицей цензуры. И теперь к сайентологам потянутся, а от «Википедии» отвернутся.

Вы осознаете, что своим назойливым редактированием приложили к этому руку. Вы будете горды собой. А утром вы радостно потопаете вновь на каторжную, но любимую работу...

* * *

682

Миссионерское обозрение, № 3 (89), 2003, С. 6.

683

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 408.

684

Миссионерское обозрение, № 5, 1997, С.14–15

685

Журналиста заказывали? // Аргументы и факты , № 32, 2000, С. 8.

686

Подробнее об организации CAN см. в: Секты против Церкви..,С.152–153.

687

Секты против Церкви. М. 2000, С. 12.

688

Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Изд. 2-е. Белгород, 1997, С. 87.

689

Миссионерское обозрение, № 5, 1997, С.15.

690

Газета «Русь Православная», № 7–8, 2001, С. 3. (Санкт-Петербург)

691

Там же, С. 3.

Комментарии для сайта Cackle