Источник

Комментарии

I. Римско-католическая церковь. Общий обзор

Н. Я Данилевский Папство. Разделение Церквей

Фрагменты

Печатается по: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

С.180–185.

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский философ, глава «поздних славянофилов», «почвенников». В 1840-х гг. увлекался идеями Фурье. В 1849 г. был арестован по делу Петрашевского, но вскоре освобожден. В своих философских воззрениях Данилевский сочетал позитивизм, перераставший в его творчестве в объективный идеализм и провиденциализм. Данилевский выдвинул теорию «эмпирических законов» развития народов («Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», 1871, впервые опубликовано в журнале «Заря», 1869, №5, 6, 8, 9), согласно которой действительными носителями исторической жизни являются обособленные «культурно-исторические типы» (египетский, китайский, европейский и др.). Каждый из них проходит 3 этапа: юность, зрелость и старость. Русские и славяне – особый тип. Отрицая всемирно-историческую миссию русской нации, Данилевский считал славянство и Россию особым культурно-историческим типом, который для дальнейшего своего развития должен по возможности устраниться от европейский жизни и брать от нее только то, что может содействовать созданию и укреплению самобытного славянства. По политическим взглядам Данилевский панславист, защитник самобытности Православной Церкви.

В. С. Соловьев. Папство и папизм Фрагмент

Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. Изд. 2. Т. 5. СПб., 1911–1914. Великий спор и христианская политика. 1883 г. Глава 6. Папство и папизм. С. 76–98.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – выдающийся философ и публицист.

Из многочисленных трудов Соловьева главными являются: «Религиозные основы жизни», «Критика отвлеченных начал», «Магомет, его жизнь и религиозное учение», «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей», «Чтение о Богочеловечестве», «История и будущность теократии» и др. В «Догматическом развитии Церкви» Соловьев рассматривает вопрос о различии Католической и Православной Церквей, о необходимости их соединения.

Преосвященный Филарет Московский, святой Иоанн Златоуст, Давид Штраус и Прессансе о первенстве Петра

Апостол Петр и папство Папа святой Лев Великий о первенстве

Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч. Фототипическое издание.

Брюссель, 1969. Россия и Вселенская Церковь. Ч. 2. С. 248–259.

Филарет (Дроздов) – митрополит Московский (1821–1867). В 1823 г. составил православный Катехизис; в 1858 г., по его настоянию, был издан русский перевод Библии. Он же составлял манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права. «Слова и речи» митрополита Филарета были переведены на иностранные языки.

А.А. Киреев. Несколько ответных слов на брошюру г. Навиля «Католическая Церковь и свобода вероисповеданий»

Печатается по: Киреев А.А. Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика.

Статьи полемические. СПб., 1912. С. 208–218.

Киреев Александр Алексеевич (1833–1910) – генерал от кавалерии, известный «светский» богослов, писатель из потомственных дворян, родился в Москве в 1833 г. Еще в молодости Киреев сблизился с вождями славянофильства: Хомяковым, братьями Киреевскими, Аксаковыми, Самариным и другими представителями этого направления. С 1872 по 1877 г. состоял секретарем петербургского «Общества любителей духовного просвещения». С этого времени сблизился с главными лидерами старокатоличества – Дёллингером, Рейнкенсом, Мишо и др., с которыми вел оживленную переписку. Свою литературную деятельность Киреев посвятил преимущественно разработке вопросов политических и богословских – первых с точки зрения славянофильства, вторых с точки зрения древней неразделенной Церкви.

Большинство сочинений Киреева носят критический и полемический характер: полемика с Владимиром Соловьевым («Славянофильство и национализм»), профессором А. Ф. Гусевым, князем С.Н. Трубецким («Спор с западниками настоящей минуты»), К. Н. Леонтьевым. В. В. Розановым, преосвященным Сергием (Страгородским), проф. В. А. Керенским и др. Перу Киреева принадлежит также много статей и брошюр по вопросам инославия: о веротерпимости, об условиях сближения Церквей, «о догматизме», об унии (против Вл. Соловьева) и др.

С. Н. Булгаков. Два града. От автора (предисловие). Фрагмент

Печатается по: Булгаков С.Н. Два града. СПб., 1997. От автора (предисловие). С. 11.

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – протоиерей. Родился в Ливнах в семье священника. Учился в семинарии. Стал атеистом, окончил гимназию. Изучал марксизм. В 1894 г. окончил Московский университет. В 1896 г. опубликовал труд «О рынках при капиталистическом производстве», а в 1901 г. – «Капитализм и земледелие. Профессор Киевского политехникума (1901–1905). Член Второй Государственной Думы (1906). Профессор Московского Коммерческого института (1906–1910), Московского университета (1917). Рукоположен в священники 11 июня 1918 г. Член Всероссийского Собора (1917–1918). Переехал в Крым (1919), а 1 января 1923 г. был выслан из России. Профессор церковного права на русском юридическом факультете в Праге (1923–1925). Профессор догматики в Богословском институте в Париже (1925–1944). Видный участник экуменического движения. Вицепредседатель Содружества св. Албания и преп. Сергия. Руководитель Русского студенческого христианского движения. Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом.

Средневековый идеал и новейшая культура. (По поводу книги Гейнриха Эйкена «История и система средневекового мировоззрения») Фрагменты

Печатается по: Русская мысль. 1907.1. С. 95–104.

Н. С. Арсеньев. Католичество. Фрагменты

Печатается по: Арсеньев Н.С. Православие. Католичество.

Протестантизм. Изд. 2-е. Париж: YMCA-PRESS, 1948. Ч. II. Католичество.

С.26–30; 42–103.

Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1978) – философ, богослов, культуролог, ученый-исследователь. Родился в Стокгольме. Окончил Московский университет (1910). Приват-доцент Московского университета (1914). Профессор Саратовского университета (1918–1920). Покинул Россию в 1920 г. Профессор в Кенигсберге (с 1921 г.) и на православном факультете Варшавского университета (1926–1938). С 1948 г. профессор Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Видный участник экуменического движения. Лектор многих европейских и американских университетов. Арсеньев читал лекции в университетах и христианских организациях европейских стран, был принят на аудиенции папой Иоанном XXIII (1959), в качестве почетного гостя присутствовал на II Ватиканском соборе.

II. О разделении церквей

Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего

Фрагменты

Печатается по: Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. Дневники, автобиографические записки. Т. VI. Часть 1854 г. Издание Императорской Академии Наук. СПб., 1900. С. 241–246; 323–328.

Епископ Порфирий (Успенский) (1804–1885) – выдающийся церковный деятель, востоковед. Образование получил в костромской духовной семинарии и в Санкт-Петербургской Духовной Академии (выпуск 1829 г.); принял монашество, возведен в сан архимандрита, был настоятелем посольской церкви в Вене, в 1843 г. командирован на Восток для изучения проблем Православия. Был назначен начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме, занимал эту должность до начала Крымской войны (1853 г.). В книгохранилище Синайского монастыря открыл знаменитый Синайский кодекс Библии (IV в.); он же нашел и издал 4 беседы Фотия, Патриарха Константинопольского. В 1858 г. архимандрит Порфрий был снова отправлен на Ближний Восток, пробыл там три года, вывез обширную коллекцию старинных книг и рукописей на греческом, арабском, грузинском и других восточных языках, а также на церковнославянском (ныне хранятся в РНБ и БАН). В 1865 г. был возведен в сан епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и скончался в этом сане в 1885 г. Его многотомное сочинение «Книга бытия моего» – важнейший источник сведений по истории Ближнего Востока.

Святыни земли Италийской. Фрагмент

Печатается по: Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. (Из путевых записок 1854 г.). М., 1996. С. 21–23.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О ереси и расколе. Фрагменты

Печатается по: Святитель Игнатий (Брянчанинов). О ереси и расколе. СПб., 1997. С. 24–27.

Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) – святитель, епископ Кавказский и Черноморский. Окончил курс в петербургском инженерном училище. В 1831 г. принял монашество, долгие годы был настоятелем Сергиевой пустыни (близ Петербурга); в 1861 г. удалился на покой и посвятил себя богословским трудам. Сочинения «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству – правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно иноческого душевного делания», «Отечник», «Слово о смерти» и др. выдержали несколько изданий.

Протопресвитер Виталий Боровой, А.      С. Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение.Фрагменты

Печатается по: Православие и экуменизм. Документы и материалы.

1902–1998. Изд. 2. М., 1999. С. 10–22.

Протопресвитер Виталий Боровой (1916–2008) – сотрудник Отдела внешних церковных сношений (с 1959 г.), с 1997 г. – его внештатный сотрудник. Входил в делегацию Русской Православной Церкви на III Ассамблее Всемирного Совета Церквей, был избран в ЦК ВСЦ (переизбирался до февраля 1991 г.). С 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) был представителем Русской Православной Церкви при ВСЦ. Скончался о. Виталий в возрасте 93 лет 7 апреля 2008 г., являясь «старейшим по хиротонии клириком Русской Православной Церкви».

Буевский Алексей Сергеевич (р. 1920) – ответственный секретарь Отдела внешних церковных сношений (с 1981 г.), с 1997 г.– консультант Отдела. А. С. Буевский принимал участие в подготовке и проведении наиболее значительных событий в жизни Русской Православной Церкви, связанных с межцерковными контактами. Избирался членом ЦК ВСЦ с 1968 по 1991 г.

А. А. Киреев. Ответ «Римскому Вестнику» – «Moniteur de Rome». По вопросу о соединении Церквей

Печатается по: Киреев А.А. Сочинения. Часть 2. Политика и полемика.

СПб., 1912. С. 146–157.

В. С. Соловьев. Письмо в редакцию

Печатается по: Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. ВыпускI //СоловьевВ.С. Собр. соч.: В Ют. Т. 5. СПб., 1912.

III. О различии в вероучении

Н. Я. Данилевский. Различие вероисповедное

Печатается по: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С.199–209.

В. В. Розанов. Папская «непогрешимость» как орудие реформации без революции

Печатается по: Розанов В.В. Около церковных стен. Т. 2. СПб., 1906.

С. 57–70.

Розанов Василий Васильевич (1856–1919) – русский философ-мистик. Окончил Московский университет; примыкал к поздним славянофилам. В 1900-е гг. выступал главным образом по религиозно-нравственным вопросам, был известен как писатель своеобразного литературно-философского жанра. Под влиянием идей К. Леонтьева Розанов полагал, что сложный мир потенций человека образует мистический узел – средоточие иррациональной природы человека, не познаваемой наукой, доступной лишь для религии (см.: Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. СПб., 1894). Одно из мистических свойств человека – потребность поклонения. Поэтому религия – вечная функция сознания: всякое отношение к миру должно быть религиозным (см.: Розанов В.В. Место христианства в историю. СПб., 1904).

После революции 1905–1907 гг. Розанов – представитель богоискательства. Он одним из первых выдвинул тезис о «достоинстве христианства и недостоинстве христиан», развитый впоследствии Н. А. Бердяевым (см.: Розанов В. В. 1)Темный лик. Метафизика христианства. СПб., 1911; 2) Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1911).

Протоиерей Михаил (Мудьюгин). Православная трактовка развития римско-католической мариологии за последнее столетие

Печатается по: Вестник Русского Западно-европейского Патриаршего Экзархата. № 53, janvier-mars 1966. С. 35–45; № 54–55, avril-septembre

1966. С.123–138.

Архиепископ Михаил (Мудьюгин) родился в Санкт-Петербурге в 1912 г.; его мать была членом Александро-Невского братства. В 1930 г. по делу братства 18-летний Михаил вместе с матерью был арестован и содержался в тюрьме. В те годы для молодого юноши оставался только один путь – светского образования, и на этом поприще будущий архипастырь преуспел: в 1953 г. он защитил кандидатскую диссертацию и, получив звание доцента, преподавал теплотехнику в Ленинградском горном институте (1953–1957). В 1958 г. он закончил заочно Ленинградскую духовную семинарию, был рукоположен во иерея и начал пастырскую деятельность в Вологодской епархии. В 1964 г. о. Михаил закончил заочно Ленинградскую Духовную Академию с присвоением ученой степени кандидата богословия и был оставлен при ЛДА в качестве преподавателя латинского языка и истории западных исповеданий. В 1966 г. ему было присвоено звание доцента, а в 1966 г. он был назначен на должность ректора Ленинградских духовных школ с возведением в сан архимандрита. В 1968 г. о. Михаил был рукоположен во епископы с назначением на Астраханскую епархию, которую он возглавлял вплоть до 1979 г., после чего был переведен на Вологодскую кафедру и служил здесь около 14 лет, вплоть до своего 80-летия. Владыка Михаил преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии до 1999 г. Прекрасно владея немецким языком, он являлся непременным участником богословских собеседований с представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви ФРГ («Арнольдсхайн») и ГДР («Загорск»). Архиепископ Михаил скончался в 2000 году; с 2008 г. в Петербурге ежегодно проводятся вечера, посвященные его памяти.

IV. Полемика западников и славянофилов

И.С. Гагарин. Письмо 1-е Ю. Ф. Самарину

Пари. Февраль 1842 года

Печатается по: Символ. №1. Январь. Париж, 1979. С. 168–174.

Раздел IV настоящего издания открывает переписка князя И. С. Гагарина, основателя Славянской библиотеки в Париже, с его другом Ю. Ф. Самариным. Поводом для этой переписки послужила книга А. Н. Муравьева «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах», изданная в Петербурге в 1841 г. В то время И. С. Гагарин жил в Париже и готовился к переходу в Римско-Католическую Церковь. Довольно резкие и недостаточно обоснованные нападения Муравьева на Римско-Католическую Церковь сыграли, по собственным словам Гагарина, значительную роль в его решении стать католиком.

Хотя и нет точных доказательств того, что И. С. Гагарин предполагал опубликовать эту переписку, тем не менее эта возможность кажется правдоподобной. Дело в том, что Гагарин собственноручно переписал все письма. Получилась довольно толстая тетрадь, в которой остались чистые листы между пятым и десятым письмом. Так что вполне возможно, что публикация этих писем явилась исполнением желания основателя Славянской Библиотеки.

Гагарин Иван Сергеевич (1814–1882) – князь, писатель. После короткой дипломатической службы в 1843 г. оставил Россию, поселился в Париже, перешел в католичество и поступил в «Общество Иисуса» (иезуиты). Продолжая интересоваться судьбами славянского мира, устроил в Париже Славянскую библиотеку с русским отделением. С 1857 г. издавал в Париже богословскофилософский журнал, материалы которого в значительной части были посвящены России. Гагарин защищал орден иезуитов в газетах и брошюрах от нападок славянофилов. И. С. Аксаков поместил отрывки из «Полемических писем» Гагарина в газете «День» в 1866 г.

Самарин Юрий Федорович (1819–1876) родился в дворянской семье; окончил курс в Московском университете по философскому факультету. Первоначально увлекался Гегелем, но под влиянием Хомякова примкнул к славянофильскому направлению и стал одним из видных его представителей. «Неисправимый славянофил» (по его собственным словам), Самарин проявил свой полемический талант в письмах об иезуитах («Иезуиты и их отношения к России», 2 изд., СПб., 1868). Этот трактат был вызван письмом русского иезуита Мартынова, который, по поводу приезда в Петербург иезуита-проповедника, выступил с защитой своего ордена и вызвал Самарина на полемику. Собрание сочинений Самарина было издано уже после его кончины (Т. 1–10. М., 1877–1896).

Муравьев Андрей Николаевич (1806–1874) – писатель, чиновник Синода. Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества.

Письмо 2-е Ю. Ф. Самарину

Париж, 26 февраля 1842 года

Печатается по: Символ. №2. Июль. Париж, 1979. С. 165–171.

Ю. Ф. Самарин. Письмо князю И. С. Гагарину

Измалково, 13/25 августа 1842 года

Печатается по: Символ. №2. Июль. Париж, 1979. С. 172–181.

И. С. Гагарин. Письмо4-е Ю.Ф. Самарину

Москва. 24 августа / 5 сентября 1842 года

Печатается по: Символ. №3. Апрель. Париж, 1980. С. 157–166.

И. В. Киреевский. Письмо князю И. С. Гагарину

Москва. 10/22 Сентября 1842 года

Печатается по: Символ. №3. Апрель. Париж, 1980. С. 167–174.

Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – один из основоположников славянофильства. Родился в дворянской семье. С 1822 г. слушал лекции в Московском университете, с 1824 г. служил в архиве иностранной коллегии в Москве. Уехав за границу (1830), посещал лекции Шеллинга и Гегеля. По возвращении в Россию в 1832 г. основал журнал «Европеец», запрещенный на 2-м номере. В 1845 г. стал редактором «Москвитянина», но через 3 месяца отказался из-за цензурных препятствий. В 1852 г. принял участие в издании «Московского сборника», но 2-й выпуск альманаха был запрещен. Гл. соч.: «О необходимости и возможности новых начал для философии».

И. С. Гагарин. Письмо И. В. Киреевскому

23 октября / 4 ноября 1842 года

Печатается по: Символ. №5. Июль. Париж, 1981. С. 152–158.

В Славянской Библиотеке в Париже хранятся черновики четырех писем Гагарина Киреевскому (16/28 октября 1842 г.– 18л.; 21 октября / 2 ноября 1842 г.– 29 л.; 23 октября / 4 ноября 1842 г. – 20 л.; 2/14 ноября 1842 г. – 129л.).

К сожалению, из ответных писем Киреевского сохранилось только первое – в виде копии, очевидно, подготовленной для публикации. Все эти материалы обнаружил о. Франсуа Руло в процессе работы над докторской диссертацией об И. В. Киреевском.

И. С. Гагарин. Письмо отца Гагарина, священника общества Иисусова, Юрию Федоровичу Самарину

Печатается по: Символ. № 7. Июнь. Париж, 1982. С. 182–189.

А. С. Хомяков. Письмо к редактору «L’union chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный».

(По поводу речи отца Гагарина, иезуита)

Печатается по: Хомяков А.С. Соч.: В 2т. Т. 2. Работы по богословию. М., 1994. С. 238–243.

Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) – русский религиозный философ, писатель, публицист один из наиболее видных вождей славянофильства. Родился в Москве в старинной дворянской семье. Выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук (1822). В 1822–1829 гг. находился на военной службе. По философским вопросам стал выступать с середины 1850-х гг. в связи с публикацией философского наследия И. В. Киреевского. Философия славянофильства выражена у Хомякова наиболее полно и систематично. Отсюда – идеи Хомякова об особой исторической миссии русского народа: «Мы не можем гордиться своим превосходством: оно происходит от милости Промысла, позволившего нам почерпнуть веру из ее чистейшего источника – Восточной Церкви». На этой теоретической основе Хомяков строил концепцию русского исторического процесса. Западная Церковь, по Хомякову, разрушила полноту духовных сил человека; рассудочность, рационализм стали основными чертами западноевропейского мышления, всей западной философии.

Ю.Ф. Самарин. Как относится к нам Римская Церковь?

Печатается по: Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М., 1996. С.523–528.

В. С. Соловьев. Ответ Н. Я. Данилевскому 1885 г.

Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. СПб., 1911–1914.

Т. 4. 1911. С.193–202.

О разделении Церквей

Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. Изд. 2. СПб., 1911–1914.

Т. 4. С. 56–63.

А. А. Киреев. Несколько замечаний на статьи В. С. Соловьева «Великий спор»

Печатается по: Киреев А.А. Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика. СПб., 1912. С. 218–232.

Н. О. Лосский. Католичество. Фрагмент

Печатается по: Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. Гл. 2.

С.214–216.

Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965) – русский философ-идеалист, представитель интуитивизма и персонализма. Родился в Витебской губернии. За пропаганду атеизма был исключен из Петербургского университета. Закончил свое образование в Берне. Профессор философии в Петербургском университете. За свое христианское мировоззрение в 1921 г. лишен кафедры. Выслан из России в 1922 г. Преподавал философию в Праге и Братиславе (1930–1945), затем в Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке (1950–1953).

V. Проблема христианского воссоединения

И. С. Гагарин. О примирении Русской Церкви с Римскою. Фрагмент

Впервые: О примирении Русской Церкви с Римскою. Сочинение И. Гагарина, перевод И. Мартынова, священников Братства Иисусова. Париж, 1858. Печатается по: Символ. №8. Декабрь. Париж, 1982.

С.210–215.

В. С. Соловьев. Национальный вопрос в России. Фрагмент

Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. Изд. 2. Т. 5. СПб., 1912. С. 66–71.

А.А. Киреев. Воссоединение Церквей и славянство. Фрагменты

Печатается по: Киреев А.А. Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика. СПб., 1912. С. 193–205.

В. С. Соловьев. Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей. Фрагменты

Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 11. Брюссель, 1969. С. 9–17.

А. А. Киреев. Несколько замечаний на статью В. С. Соловьева «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей»

Печатается по: Киреев А.А. Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика.

СПб., 1912. С. 233–239.

В. С. Соловьев. О народности и народных делах в России (О соединении Церквей). Фрагмент

Печатается по: Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. Изд. 2. Т. 5. СПб., 1912. Вып.І. С. 34–38.

А. А. Киреев. Призыв Востока к соединению с Римом

Печатается по: Киреев А.А. Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика. СПб., 1912. С. 34–36.

В. С. Соловьев. Соглашение с Римом и московские газеты (Польский вопрос)

Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. 1911–1914. Т. 4. С.117–122.

А. А. Киреев. Греко-восточный обряд в Ватикане

Печатается по: Киреев А.А. Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика. СПб., 1912. С. 377–378.

Н.А. Бердяев. Вселенскость и конфессионализм

Печатается по: Христианское воссоединение. Париж: YMCA-Press, 1933. С. 63–81.

Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма. После исключения из Киевского университета в 1898 г. сослан в Вологду. Стал членом социал- демократической партии. В 1901 г. опубликовал первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в социальной философии». Учился в Германии, вернулся в Петербург в 1904 г. Принял участие в сборнике «Вехи» (1909), издал ряд книг по религиозной философии: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916). Избран профессором философии Московского университета (1917), а в следующем году изгнан из профессуры Лениным. Участвовал в сборнике «Из глубины» (1918). Преподавал в Вольной академии духовной культуры (1918–1922). Выслан из России (1922). Возглавлял Религиозно-философскую академию в Париже (1925–1940). Редактор журнала «Путь» (1925–1940). Умер в Париже 24 марта.

Протоиерей Георгий Флоровский. Проблематика христианского воссоединения. Фрагмент

Печатается по: Символ. № 12. Ноябрь. Париж, 1984. С. 44–57.

Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979) – протоиерей. Родился в Одессе. В 1916 г. окончил Новороссийский университет. Преподавал в Праге. Профессор патрологии в Богословском институте в Париже (1926–1939). Профессор и декан Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке (1939–1955). Преподавал в Гарвардском и Принстонском университетах. Член Содружества св. Албания и преп. Сергия Радонежского. Видный участник экуменического движения. Автор многочисленных статей в богословских журналах.

Н. М. Зернов. Встреча с христианским Западом

Печатается по: Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA-Press, 1974. Гл. 10. «Встреча с христианским Западом». С. 259–265.

Зернов Николай Михайлович (1898–1977) – русский философ, богослов, исследователь православной культуры, общественный деятель. Родился в Москве. В 1921 г. покинул Россию. Окончил Богословский факультет Белградского университета в 1925 г. Секретарь Русского студенческого христианского движения (1925–1932). Первый редактор «Вестника РСХД» (1925–1929). Секретарь и вице-председатель Содружества св. Албания и преп. Сергия Радонежского (1935–1947). Доктор философии Оксфордского университета (1932). Лектор по восточной православной культуре в Оксфордском университете (1947–1966). Ректор Католикатского колледжа в Южной Индии. Профессор экуменического богословия в Дрю (Айова) и Дюк университетах (США). Директор дома св. Григория Нисского и св. Макрины, Оксфорд. Доктор богословия Оксфордского университета (1966).

А. В. Карташев. Соединение Церквей в свете истории. Фрагменты

Печатается по: Христианское воссоединение. Париж: YMCA-Press, 1933. С. 82–120.

Карташев Антон Владимирович (1875–1960) – историк Русской Церкви, церковный и общественный деятель. Родился на Урале, в семье рудокопа. В 1894 г. окончил Пермскую семинарию, а в 1899 г. – Петербургскую Духовную академию. Преподавал церковную историю (1900–1905). Ушел из академии и преподавал на Высших женских курсах (1906–1918). Председатель Религиозно-философского общества в Петербурге (1909). Последний прокурор Св. Синода и первый министр Вероисповеданий Временного правительства (1917). Выехал из России в январе 1919 г. Профессор Богословского института в Париже (1925–1960). Видный церковный и общественный деятель.

Протопресв. Николай Афанасьев. Прием в Церковь из схизматических и еретических обществ. Фрагменты

Печатается по: Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902–1998. Изд. 2. М., 1999. С. 205–207; 219–220.

Афанасьев Николай Николаевич (1893–1960) – протоиерей. Родился в Одессе. Поступил на математический факультет университета. Участвовал в Первой мировой войне. Покинул Россию в 1920 г. В 1925 г. окончил богословский факультет Белградского университета. Преподавал в Скополье (1925–1930). С 1930 г. – профессор канонического права в Православном богословском институте в Париже. Рукоположен в 1940 г. С 1941 по 1947 г. – настоятель русского прихода в Тунисе. Доктор богословия (1950).

Протоиерей Владислав Цыпин. Православная Церковь и другие конфессии. Фрагменты

Печатается по: Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902–1998. М» 1999. С. 455–457.

Цыпин Владислав Александрович (р. 1947) – митрофорный протоиерей, историк Церкви, богослов. Профессор, доктор церковной истории, доктор церковного права, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковнопрактических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Единение в разобщенности

Печатается по: Логос. № 49. Брюссель; М., 1994. С. 13–24.

IV. Католическая мистика. О католических святых

Н. С. Арсеньев. Основное единство христианской духовной жизни на Востоке и Западе. Образы святых (св. Франциск Ассизский) Фрагменты

Печатается по: Арсеньев Н. Единый поток жизни (К проблеме единства христиан). Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1973. Гл. 5.

С. 59–64; 69–74.

«Откровения Божественной Любви» Юлиании из Норича

Печатается по: Арсеньев Н. О жизни преизбыточествующей. Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1966. С. 183–198.

Мистическая поэзия. Juan de la CRUZ

Печатается по: Арсеньев Н. О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966. С.213–220.

Н. О. Лосский. Мистическая интуиция. Фрагменты

Печатается по: Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. Гл. 8. С. 272–283.

Л. П. Карсавин. Мистика и ее значение в религиозности средневековья

Впервые: Вестник Европы. 1913. №8. С. 118–135. Печатается по: Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. С. 9–23.

Карсавин Лев Платонович (1882–1952) – русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт. Родился в Петербурге. Профессор средневековой истории Петербургского университета. Выслан из России в 1922 г. Один из основателей Евразийского движения. В 1928 г. получил кафедру в Ковно (Каунас) и стал специалистом по литовской культуре. После занятия Литвы Красной Армией сослан коммунистами в концентрационный лагерь. Умер в заключении. Его последние годы жизни и смерть описаны в Orientalia Christiana Periodica XXIV, Roma, 1958.

В. Г. Барский. Ватикан и храм Св. Петра

Печатается по: Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М., 1996. С. 250–253.

Барский-Григорович Василий Григорьевич (1701–1747) – паломник-монах, обошедший пешком ряд стран Средиземноморья и оставивший подробные записки об увиденном. Родом из Подолии, учился в Киевской и Львовской академиях. Его записки впервые были изданы в 1778 г.; в полном объеме (4 части) – в издании Православного Палестинского Общества (СПб., 1885–1889).

В.      Г. Барский видел и описал Ватикан и храм Св. Петра в начале сентября 1724 г.

А. Н. Муравьев. Римские письма. Фрагменты

Печатается по: Муравьев А.Н. Римские письма. СПб., 1846. Ч. I. С. 80–105,117–123,123–140,142–150,151–157,166–212.

В истории Русской Православной Церкви есть целый ряд имен духовных писателей, которые в своих записках уделяли большое внимание РимскоКатолической Церкви. К их числу принадлежит Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – автор многочисленных сочинений, среди которых особое место занимают «Римские письма».

Напрасно трудиться искать имя А. Н. Муравьева в «Советском Энциклопедическим словаре», а между тем оно достойно упоминания и в самом кратком списке деятелей российской культуры, ибо то, что создано этим духовным писателем, церковным просветителем, историком, популяризатором Православия и Католичества, трудно переоценить. Достаточно сказать, что сочинения А. Н. Муравьева были первыми книгами духовного содержания на русском языке, которые получили широчайшее распространение среди пораженного нигилизмом высшего русского общества, в котором всякий строго державшийся церковных традиций почитался религиозным фанатиком.

Андрей Николаевич Муравьев родился 12 мая 1806 г. в Москве в семье известного математика, генерал-майора Н. Муравьева. Братья Андрея Николаевича – М. Н. Муравьев, будущий управитель Виленского края, и Н. Н. Муравьев-Карский, наместник на Кавказе. Образование Андрей Николаевич получил домашнее, его наставник, переводчик С. Е. Раич, рано приохотил его к поэзии.

На протяжении ряда лет у Муравьева шел активный поиск своего жанра, своего направления в литературе, которое определилось лишь после путешествия, предпринятого им в конце 1829 г. в Святую Землю. Впечатления от этого путешествия вылились в книгу, которая определила судьбу писателя.

С 17 лет он находился на военной службе, в 1831 г. Муравьев назначается столоначальником Азиатского департамента Министерства иностранных дел.

В 1832 г. А. Н. Муравьев издал свое сочинение «Путешествие по святым местам русским». Книга полюбилась русскому человеку. «С умилением и невольной завистью прочли мы книгу...» – писал А. С. Пушкин. «Путешествие» выдержало множество изданий. Даже революционный демократ Чернышевский похвалил сочинение А. Н. Муравьева: «"Путешествие...» было прочитано с удовольствием, как отчет о благочестивых впечатлениях образованного русского писателя, возвышающегося часто в благоговении своем до истинного красноречия». Сочинение, как тогда было принято, было преподнесено императору. Николай I со вниманием его прочитал, и автор тут же получил назначение: состоять в Святейшем Синоде за обер-прокурорским столом, т. е. быть секретарем при обер-прокуроре Святейшего Синода.

С 1833 г. Муравьев начал трудиться на этом поприще. В Синоде Муравьев всегда держал сторону присутствовавших духовных лиц, что часто вызывало неудовольствие обер-прокурора. Одновременно он занимался публицистикой, и его заслуги были по достоинству оценены: с 1836 г. он был членом «Общества российской словесности», а с 1837 г.– членом Российской Академии наук. Но трения в Синоде продолжались, и после ряда столкновений с обер-прокурором Протасовым Муравьев был уволен из Синода (в 1846 г.) и назначен чиновником особых поручений Азиатского департамента Министерства иностранных дел, где он служил ранее. Скончался Андрей Николаевич Муравьев 30 августа 1874 г.

Многие современники А. Н. Муравьева видели главную его заслугу в том, что благодаря его сочинениям русское высшее общество повернулось к духовной теме. Как писал Н. С. Лесков, «он первый из светских людей начал вещать о таких вопросах, которыми до него «светские» люди не интересовались и не умели за них тронуться». Именно благодаря «Путешествию по святым местам» А. С. Пушкин в последние годы жизни обратился к духовной теме. Свои стихи Муравьеву посвятили Ф. И. Тютчев («Там, где на высоте обрыва...») и А.Н. Апухтин («Уставши на пути, тернистом и далеком...»), отдавшие дань трудам благочестивого странника.

Вот неполный перечень книг, написанных А. Н. Муравьевым. Это «Письма о богослужении Восточной кафолической Церкви», переведенные почти на все европейские языки; «История Российской Церкви», также опубликованная на многих языках Европы, «Сношения России с Востоком по делам церковным», «Изложение Символа веры Православной кафолической Церкви», «Письма о спасении мира Сыном Божиим», «Первые годы христианской Церкви», «Первые века христианства», «О литургии», «Письма с Востока в 1849–50 гг. (к митрополиту Филарету Дроздову»), «Слово кафолического православия Римскому католичеству» и многое другое. Если мы обратимся к «Путешествию по святым местам русским», то по одному только оглавлению поймем, какое богатство оно содержит. Здесь и Троице-Сергиева Лавра, и Ростов Великий, и Новый Иерусалим, и Валаам, и Киев, Новгород и многое, многое, что так дорого сердцу каждого русского человека. В 1846 г. увидела свет книга А. Н. Муравьева «Римские письма». Это был год, когда Муравьев был уволен из Синода. Как видно из текста книги, автор побывал в Риме в начале 1840-х гг. и «старался наиболее изучать (его) со стороны церковной». Книга составлена в виде писем; в них излагается история древних римских храмов, история Римско-Католической Церкви. Особый интерес представляют записки русского автора о тех богослужениях, за которыми он присутствовал. Несмотря на некоторые критические ноты, проскальзывающие в записках в отношении светской власти тогдашних римских пап, в целом отношение православного автора к увиденному благожелательное.

А. Н. Муравьеву довелось побывать в Риме в то время, когда там совершались предпасхальные, а затем и пасхальные богослужения; он присутствовал в качестве гостя в соборе св. апостола Петра, в Сикстинской капелле за богослужениями, которые возглавлял римский папа Григорий XVI (1831–1846). О том, как автор изложил свои впечатления от увиденного, предоставим возможность судить самому читателю; скажем лишь, что они перекликаются с тем образом, который обозначен в словах Муравьева: «Жизнь человеческая, как лампада: когда сосуд благоустроен, хороша светильня и чисто масло, тогда ясно горит и лампада...»

Н. С. Арсеньев. О Евхаристии. Фрагмент

Печатается по: Арсеньев Н. Православие, католичество, протестантизм.

Изд. 2. Париж, 1948. С. 30–42.

Д. А. Толстой. Римский католицизм в России. Фрагмент

Печатается по: Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1877. Т. 2. С. 136–139.

Толстой Дмитрий Андреевич (1823–1889) – государственный деятель, с 1865 г. обер-прокурор Св. Синода, в 1866–1880 гг. – также министр народного просвещения. Автор книги «Католицизм в России (1863–1864 гг. впервые – на франц. яз.).

П.А. Вяземский. Об иезуитах

Печатается по: Вяземский П.А. Записные книжки. М., 1992. С. 283–287. Заглавие в наст, издании дано составителем.

Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) – поэт, критик. Учился в иезуитском пансионе в С.-Петербурге, слушал лекции в Московском университете; в 1855–1858 гг.– товарищ министра народного просвещения. Летом 1834 г. совершил путешествие в Италию; в 1849 г. предпринял путешествие в Константинополь и Иерусалим («Путешествие на Восток». СПб., 1883).

VIII. Римско-Католическая Церковь: Конец XIX–XX вв.

В. В. Розанов. Лев XIII и католичество

Печатается по: Розанов В. Около церковных стен. СПб., 1906. Т. 2.

С.205–224.

А. А. Киреев. Разбор энциклики папы Льва XIII «Praeclara gratulationis testimonia»

Печатается по: Киреев А. А. Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика. СПб., 1912. С. 26–30.

Призыв Востока к соединению с Римом

Печатается по: Киреев А.А. Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика. СПб., 1912. С. 34–36.

Новый папа (Пий X)

Печатается по: Киреев А. А Сочинения. Ч. 2. Политика и полемика. СПб., 1912. С. 44–47.

Г. П. Федотов. Quadragesimo anno

Печатается по: Федотов Г.П. Россия, Европа и мы. Париж: YMCA-Press, 1973. Т. II. С. 155–160.

Федотов Георгий Петрович (1886–1951) – русский историк, философ, религиозный мыслитель и публицист. Родился в Саратове. Студентом стал членом социал-демократической партии. Бежал за границу. Изучал историю в Германии (1906–1908). Вернулся нелегально в Россию и окончил университет. В 1914 г. легализировал свое положение и преподавал историю сначала в Петербурге, потом в Саратове. Уехал из России в 1925 г. Преподавал в Богословском институте в Париже. Участвовал в Русском студенческом христианском движении и Содружестве св. Албания и преп. Сергия Радонежского. Основатель «Православного дела» и редактор «Нового града» (1931–1940). В 1943 г. переехал в Америку. С 1946 г. преподавал в Св. Владимирской семинарии.

Н. С. Арсеньев. Второй Ватиканский собор и его значение (с точки зрения православного наблюдателя)

Печатается по: Арсеньев Н. Единый поток жизни (К проблеме единства христиан). Брюссель: Издательство «Жизньс Богом», 1973. Гл. 15. С.238–248.

Моя аудиенция у папы Иоанна XXIII

Печатается по: Арсеньев Н. Единый поток жизни. Брюссель, 1973. Гл. 16. С. 249–255.


Источник: Католицизм как фактор формирования российской государственности и культуры / архимандрит Августин (Никитин). СПб. : РХГА, 2012. - 719 с. ISBN 978-5-88812-528-1

Комментарии для сайта Cackle