Источник

К Восьмому Епархиальному Собранию 1955 года.

В восьмой раз, по ясному смыслу постановления Всероссийского Поместного Церковного Собора 1917–1918 г. г., в нашей Епархии, сохранившей верность Русской Зарубежной Церкви, созывается Епархиальное Собрание. Ежегодно созываемое Епархиальное Собрание является здесь в Америке типичной особенностью только нашей Северо-Американской и Канадской Епархии, руководствующейся в жизни своей священными канонами Православной Церкви.

Священнослужители и выборные представители от мирян, пребывающие в надлежащем каноническом повиновении своему Архипастырю, съезжаются на несколько дней и, совместно со своим правящим Архиереем и его викариями, обсуждают насущные вопросы церковной жизни и намечают пути дальнейшей работы. Эти собрания отнюдь нельзя разсматривать, как проявления какого-то «демократического» начала в Церкви, где все решается «большинством голосов». На них дышит дух истинной соборности, которая ощущает свое единение со всею Вселенскою Церковью и не может допустить ничего, что было бы противно Слову Божию, канонам Церкви, святоотеческому Преданию и всем спасительным церковным установлениям. Нет и не может быть места тут всякого рода безответственным демагогическим выступлениям. Таковые, если бы были допущены, неминуемо вызвали бы решительное осуждение и были бы пресечены в самом начале, как посягающие на целостность и незыблемость основных свойств и признаков Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

.Единственная цель созыва наших Епархиальных Собраний – помочь друг другу получше разобраться в том, как и какими путями вести и строить нашу церковную жизнь, дабы наиболее совершенным образом достигалась всеми верующими основная цель христианства – спасение души в жизнь вечную. Таково именно назначение всех предлагаемых к слушанию и обсуждению докладов, составление которых заранее поручается епархиальной властью наиболее осведомленным лицам, хорошо знакомым с тем или иным вопросом церковной жизни. Эти доклады, раскрывая перед слушателями положительное учение Церкви, указывают вместе с тем и на те отрицательные явления современности, которые грозят подкопать вековые устои христианской веры и нравственности, стремятся отвести верующих от Церкви, расшатать и поколебать самые начала, на коих утверждена Пастыреначальником-Христом, св. Апостолами и их благодатными преемниками Св. Церковь, и тем лишить верующих надежды спасения.

Спасение душ в жизнь вечную – вот единственная цель основания Церкви!

Надо ли говорить о том, сколь многими это главное и основное теперь как-то забывается?

А между тем, Христос-Спаситель пришел на землю не для чего другого, по Его же Собственным словам, как только для того, чтобы «взыскати и спасти погибшаго» (Лук. 19: 10), «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3: 15–16). Потому-то мы и называем Его Спасителем!

Но эта ясная и простая цель, ради которой и основана Церковь, – цель столь очевидная и несомненная для каждого, кто без предвзятых мыслей читает св. Евангелие, в наш духовно-нездоровый век, как и многое другое, совершенно извращается. Слишком простые и наглядные истины теперь «не в моде»: все надо как-то осложнить и «затуманить». И вот, даже люди, считающие себя «богословами» и притом еще «православными», хотят видеть ныне какую-то другую цель в пришествии Сына Божия на землю и в основании Им на земле Своей Церкви. А сколь многие в наши дни стремятся использовать Церковь и церковные учреждения в своих чисто-земных, иногда даже явно-преступных целях, ничего общего с делом спасения души не имеющих. Для этого нередко принимают они деятельное участие в церковной жизни, стараются занять в ней руководящие должности и -страшно сказать! – не останавливаются иногда и перед притворно-лицемерным облечением в священный сан.

Сколько всяких неурядиц и смут производят такие лица, потерявшие совесть, в современной церковной жизни! А таковые, в наше лукавое безвременье, встречаются почти повсюду.

Наше Восьмое Епархиальное Собрание, состоявшееся в Нью-Йорке – в Вознесенском кафедральном соборе на Бронксе, в Неделю о Самарянине 2–15 мая с. г. и два последующих дня, было особенно знаменательно. С полным единодушием оно решительно высказалось против всякого рода новшеств, как в учении, так и в церковной практике, против всяких попыток обновленчества, «модернизация и реформаторских стремлений – за твердое стояние в древлем Апостольском и святоотеческом Православии. Ярко была подчеркнута участниками Собрания недопустимость и совершенная нетерпимость в Церкви никакого другого устройства и управления, кроме того, какое установлено самими Св. Апостолами, их учениками – Мужами Апостольскими и Святыми Отцами на Вселенских и Поместных Соборах.

В основе церковного устройства и управления должно лежать 34-ое Апостольское правило, которое гласит, что «Епископам всякого народа подобает знати перваго в них, и признавати его якоглаву, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения... но и первый ничего да не творить без разсуждения всех». Было указано, что против этого основного канона погрешили как иерархи, сделавшие себя слепым орудием богоборческой власти в так наз. Советском Союзе, так и иерархи, отколовшиеся от единой Русской Церкви заграницей. Епархиальное Собрание высказало решительное осуждение, как самочинно отделившимся от Русской Церкви, так и подчинившим Св. Церковь безбожной диктатуре, вопреки принципу подлинной соборности, столь ясно выраженному в вышеприведенном 34-м Апостольском правиле.

Как во главе всей Поместной Церкви, так и во главе каждой отдельной части ее, законно Соборной Властью определенной, стоит Апостольский преемник – Епископ. Без Епископа, как ясно учат Мужи Апостольские и Святые Отцы, нет Церкви.

«Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам», учит современник Св. Апостолов священномученикИгнатий Богоносец, Епископ Антиохийский (По преданию, бывший тем дитятею, которое взял на руки Господь Иисус Христос, уча Апостолов смирению, как разсказывается об этом в Евангелии Марк. 9: 33–37) в своем послании к св. Поликарпу Смирнскому (Гл. VI).

«Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви»  (Он же в послании к Смирнянам гл. VIII).

«Кто будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно»  (Послание к Поликарпу его же гл. V).

«Делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу»  (Послание к Смирнянам IX гл.).

«Епископ в Церкви, и Церковь в Епископе», учит священномуч. Киприан Карфагенский: «и если кто не с епископом, тот вне Церкви».

Во главе отдельных Приходов, являющихся малыми церквами, стоят Пастыри – Священники. Они поставляются Епископом, как его помощники и проводники его Апостольской власти. Как Епископы являются вдохновителями и устроителями всей Церкви, так и Священники, находящиеся в каноническом подчинении и послушании у своих Епископов, являются устроителями и ответственными руководителями малых церквей – приходов. Верующие миряне, избираемые в церковно-приходские советы, согласно определению Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 г. г. как это ясно видно из Введения к выработанному этим Собором Приходскому Уставу, отнюдь не являются какими-то полновластными распорядителями, или «правлением» прихода, а всего лишь «ближайшими помощниками своего пастыря и проводниками его начинаний в приходе», причем избираться они должны не по какому-либо иному признаку (напр. партийному), как только по признаку своего подлинного христианского благочестия и усердия к церкви.

Отсюда совсем нельзя делать вывода, будто миряне являются каким-то бесправным элементом в Церкви, как это злонамеренно хотят представить противники канонического строя церковной жизни и поборники противоестественной «церковной демократии». Верующие миряне, если они действительно верующие, ставящие во главу угла своей жизни спасение души в жизнь вечную, обязаны полным послушанием своим пастырям, но лишь до тех пор, пока сами пастыри хранят непоколебимое послушание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Как только пастырь отпадает от истинной Церкви в ересь или раскол, отвергая догматы или каноны Церкви, миряне разрешаются от послушания отпавшему. Об этом ясно говорит Послание Восточных Патриархов 1848 г., признанное Символической Книгой нашей Церкви:

«У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменной и согласной с верою отцев его» (см. пар. 17). И мы знаем, как наш русский народ показал себя подлинным хранителем благочестия, в недавнее время, в отношении к так наз. «Живой Церкви» и «обновленчеству» своим решительным отказом признать благодатными и каноническими эти противные Св. Православию новообразования.

На столь же решительную точку зрения стало наше Епархиальное Собрание и в отношении к нашему печальному церковному расколу заграницей. «Не может быть у нас молитвенного общения с раскольниками, доколе они упорствуют в расколе» – постановило оно, в полном согласии с канонами Церкви, ссылки на которые приводили именно миряне, участники Собрания. Такое отношение наших верующих мирян к заграничному церковному расколу оправдывается свидетельствами Св. Отцев. «Ничто так не оскорбляет Бога», говорит, напр., св. Иоанн Златоуст«как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали Тело Господа, если будем расторгать целость Церкви. Такого греха не может загладить даже кровь мученическая»  (том XI, 102). Если мы обратимся к причинам раскола в нашей Русской Зарубежной Церкви, то увидим, что тяжесть этого греха усугубляется стремлением зачинщиков его ввести какое-то «нео-христианство», «нео-православие», взамен подлинного Апостольского и Святоотеческого Православия. Это уже не простой раскол, но отступление от Православия в духе, близком к протестантизму и даже к древним ересям, вроде гностицизма. Не случайна поэтому у отколовшихся от нас эта тесная дружба с протестантами и участие в так наз. «экуменическом движении». Это еще более углубляет раскол и осложняет наши взаимоотношения с раскольниками, затрудняя возстановление нашего церковного единства.

Сделанные на Епархиальном Собрании доклады ясно показали, в каком исключительно-тяжелом положении находится в нынешнее время наша Православная Церковь, обуреваемая и раздираемая, как внешними, так и внутренними врагами. А потому единственный путь для всех тех, кто еще не перестал считать целью своей жизни спасение души, это – сугубое духовное бодрствование и твердое стояние в чистой неповрежденной вере и преданности истинной Церкви, свято хранящей эту веру.

Более всего надо бояться всякой "самости», всякого своеумия и самочиния – противопоставления самого себя голосу Церкви, идущему к нам из глубины Апостольской и Святоотеческой древности. Для этого весьма полезно помнить замечательное изречение великого подвижника и наставника духовной жизни VI-го века Аввы Дорофея:

«Не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе. Видел ли ты падшаго, – знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее сего».


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle