Том I
Не продавайте вашего первородства за чечевичную похлебку!
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Коринф. 7, 23).
Величайшее, беспримерное в истории чудо Воскресения Христова является, как мы знаем, основанием христианской веры, краеугольным камнем всего христианства. Об этом так со всею решительностью свидетельствует великий Апостол языков Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (I Кор. 15, 14–17). Поэтому не может не почитаться весьма знаменательным то, что только одна наша Православная Церковь отводит воспоминанию этого славного события главное, центральное место в богослужебном году и празднует его, как «праздников праздник и торжество торжеств». У всех остальных именующих себя «христианами», давно уже в большей или меньшей степени померкло значение этого праздника. А некоторые, по какому-то недоразумению или недомыслию все еще считающие себя «христианами», дошли до того, что совсем отвергают веру в Воскресение Христово, как в событие, действительно имевшее место в истории, и предлагают понимать его только аллегорически.
Нам, православным христианам, верующим в великую истину Воскресения Христова и доныне его торжественно празднующим, в эти переживаемые нами дни его празднования особенно полезно и даже необходимо вспомнить, что это величайшее событие, явившееся основанием христианства, было оклеветано иудеями путем подкупа.
Вот как разсказывает об этом Евангелие: «Некоторые из стражи (приставленной ко гробу Христа Спасителя), вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Матф. 28, 11–15). И сколь ни нелепа была эта клевета, сама себя опровергавшая, она не только пережила времена св. Апостола, писавшего об этом, но дожила и до наших дней. И теперь еще не только иудеи, но и другие из числа неверующих, если вы заговорите с ними о Воскресении Христовом, нередко повторяют ту же бессмысленную клевету.
Такова сила и действенность подкупа.
С тех пор как некогда в Ветхом Завете Исав продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку (Быт. 25, 29–34), не перестает идти в мире эта постыдная продажа: одни с нечистыми, гнусными целями покупают, а другие продают свое первородство – свою честь и достоинство, свою совесть, свои убеждения за деньги и за разного рода земные блага. Самый страшный в истории человечества пример этой отвратительной купли-продажи – это предательство Иуды, продавшего своего Божественного Учителя – Самого Сына Божия, пришедшего в мир для спасения человека, – за тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам иудейского народа, обуянным гордостью, завистью и злобою.
История повторяется, и многие следуют этим мрачным примерам прошлого, продавая, подобно Иуде, если не Самого Христа Господа (потому, что это теперь невозможно), то веру в Него, непорочную Невесту Его – Святую Церковь, и все святое и возвышенное, что связано с истинно-христианской Православной верой. Продают и за деньги и за всевозможные другие тленные блага земные, отказываясь, подобно Исаву, от своего первородства – высокого звания православного христианина, ради удовлетворения трех основных греховных страстей: похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (I Иоан. 2, 16). Эти подлинно несчастнейшие из несчастнейших жалкие торгаши, торгующие своею собственною совестию, забывают страшные, предостерегающая слова Господа: «КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ПРИОБРЕТЕТ ВЕСЬ МIР, А ДУШЕ СВОЕЙ ПОВРЕДИТ? ИЛИ КАКОЙ ВЫКУП ДАСТ ЧЕЛОВЕК ЗА ДУШУ СВОЮ?» (Матф. 16, 26).
Какое поистине безумие – за блага временные, тленные продавать блага вечные, нетленные, небесные.
Но чем глубже и глубже опускается мир в бездну «отступления», предреченного Словом Божиим (2Сол. 2, 3), тем меньше и меньше людей, понимающих это, отдающих себе ясный отчет в этом.
И в частности, какими-то слепыми в этом отношении сделались многие православные русские люди, подлинно за «чечевичную похлебку» продавшие врагам своей веры и Родины свое «первородство» и очутившиеся вследствие этого в многоскорбном изгнании, далеко за пределами родной страны, но и здесь – увы! – еще не все и не вполне прозревшие. Некоторые же и тут сознательно или безсознательно продолжают торговать своим православно-христианским достоинством, своею совестию и общими нашими духовными ценностями. А сколько здесь заграницей людей, постоянно предлагающих несчастным, сбитым с толку русским людям подобного рода постыдные сделки! Есть, конечно, и тут, – мы этого не отрицаем, – отзывчивые и добрые люди, искренно желающие помочь обездоленным и бесприютным, часто даже голодающим, русским изгнанникам, но сколько вместе с тем и лютых врагов нашей Веры и Родины, – врагов явных и тайных, лицемерно прикрывающихся личиной милосердия и путем оказания внешней помощи преследующих только свои собственный темные цели.
Среди таковых имеются представители всех так называемых «инославных», начиная от римо-католиков и кончая самыми крайними носителями идеологии протестантизма, в виде всевозможных, безчисленных сектантов, из которых многие почти утратили всякую связь с христианством и только по недоразумению или, может быть, даже со злонамеренным умыслом, называют себя «христианами». Мы не говорим о тех немногих отрадных случаях искреннего тяготения «инославных» к Православию, которое всюду теперь наблюдается, не говорим о подлинных друзьях Православия, которых, к сожалению, очень и очень мало (ибо нужно взойти на большую духовную высоту, чтобы стать действительным другом Православия, а на это, конечно, немногие способны), а говорим о той страшной духовной опасности, которая угрожает православным русским людям со стороны довольно многочисленных мнимых «друзей Православия», стремящихся путем оказания материальной помощи и всякого рода земных благ купить совесть русских людей и тем духовно поработить их. В особенности же эти лукавые враги Христовой веры более или менее откровенно в зависимости от того, с кем имеют дело, стараются купить пастырей нашей Церкви и наиболее видных и влиятельных церковных деятелей, дабы заставить их служить не Христу Спасителю и делу спасения людей, а себе и своим целям.
А цели эти ясны.
Кто ведет упорную вековечную борьбу с истинной Верой и Церковью Христовою, явно и тайно стремясь увлечь служителей истинной Церкви на путь отступления от Истины и тем воспрепятствовать делу вечного спасения людей, как не исконный враг Божий и враг человеческого спасения?
Пора уже начать трезво смотреть на вещи и не обольщать себя столь противными учению Слова Божия несбыточными мечтами о каком-то «прогрессе», надеждами на светлое будущее человечества здесь на земле. Не нужно закрывать глаза на то, что происходит ныне в мире, а нужно верить и внимать ясным и определенным предсказаниям Слова Божия. ТОГДА ЯСНО СТАНЕТ, ЧТО В МIРЕ ИДЕТ СЕЙЧАС САМАЯ НАПРЯЖЕННАЯ РАБОТА ПОДГОТОВКИ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОЦАРЕНИЯ АНТИХРИСТА. И в этой напряженной работе принимают деятельное участие, в той или иной форме, все враги Православия, хотя бы они и называли себя «христианами» и даже – «православными», поскольку они носят одно лишь имя, не отвечающее их действительному внутреннему настроению.
Обо всем этом многократно предупреждали все великие столпы нашей Российской Церкви последнего времени: Митрополит Филарет Московский, Епископ Игнатий (Брянчанинов), Епископ Феофан, Вышенский Затворник, прославленные старцы Оптинские и приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский, не раз говоривший: «МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ УЖАСНЫЯ ВРЕМЕНА, ПОВИДИМОМУ ПОСЛЕДНИЯ» и указывавший на исполнение признаков близости Второго Пришествия Христова и последнего Страшного Суда Божия.
Слуги грядущего Антихриста, подготовляя его временное торжество в мире, спешат купить себе возможно больше душ человеческих, стараясь прельстить, «аще возможно и избранныя» (Матф. 24: 24). И эти старания их, как мы уже видим и теперь, не остаются безуспешными. Труд их значительно облегчается тем, что, по знаменитому предречению св. Нифонта Цареградского, «занимающие престолы священства во всем мире, в эту последнюю эпоху существования мира, будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели... ВСЕ БУДУТ НИЗЛОЖЕНЫ ЧРЕВОУГОДИЕМ И ТЩЕСЛАВИЕМ... СРЕБРОЛЮБИЕ БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ ТОГДА... и многие падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкаго и просторнаго пути» (Преп. Варсануфия Вел. и Иоанна «Руководство к духовной жизни» стр. 496).
Поэтому нужна большая осторожность во всех тех случаях, когда нам предлагается в каком бы то ни было виде материальная помощь. Мы должны хранить строгую бдительность и решительно отказываться от такой помощи, которая может поработить нас, лишить духовной свободы и сделать пленниками врагов св. Православия. Надо помнить, что в нынешнее время весьма редко кто оказывает помощь вполне безкорыстно, не налагая никаких обязательств, если не явных, то скрытых. И если даже никаких таких обязательств не налагается формально, то почти всегда неизбежны обязательства внутреннего порядка: получивший помощь чувствует себя как-то обязанным своему «благодетелю» – он уже не вполне свободен, он связан психологически-естественным чувством благодарности тому, кто оказал ему помощь.
Печальные фанты такого духовного порабощения налицо: это – наши церковные расколы, созданные в угоду мнимым «друзьям Православия», постоянные нестроения то тут, то там, смуты в отдельных приходах, ренегатство отдельных лиц, изменяющих Православию и переходящих то в католичество «восточного обряда», то в баптизм или еще какую-нибудь секту и т. п. Ошибочно было бы видеть во всем этом результат только принципиальных убеждений, принципиальных споров и расхождений. В очень значительной мере все это обязано отнюдь не идейным побуждениям, а тому «презренному металлу», который в нужных случаях довольно щедро раздается «безкорыстными благотворителями».
Если серьезно обдумать и взвесить все, свидетелями чего мы явились в последние годы, само собой напрашивается заключение, что гораздо благоразумнее и безопаснее нам, православным, самим строить, как свою личную, так и общественную, а, в особенности, конечно, церковную жизнь, своими собственными силами и средствами, полагаясь не на человеческую помощь со стороны разных «инославных» и всяких сомнительных. в духовном отношении организаций, а только на помощь Божию, которая в таких случаях не замедлит. Наш главный грех в том, что мы ныне слишком много надеемся на людей и слишком мало, а то и совсем не надеемся на Бога. Поэтому мы и не заслуживаем помощи Божией.
А эту всесильную помощь Божию мы всегда сможем заслужить, если во главу угла нашей жизни будем ставить не материальные ценности и не удовлетворение страстям сластолюбия и сребролюбия, а единственно – ВЕРНОСТЬ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ХРАНЯЩЕЙ СЕБЯ ОТ ПОРАБОЩЕНИЯ СЛУГАМ АНТИХРИСТА. На всех верующих лежит святой и радостный долг – И НРАВСТВЕННО И МАТЕРИАЛЬНО ПОДДЕРЖИВАТЬ И ОбеспЕЧИВАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ СВОЕЙ ЦЕРКВИ, и им должно с большой осторожностью обращаться за помощью к посторонним. А то, что мы, по большей части, бедны, и наши возможности весьма ограничены, это не страшно. Лучше создавать что-либо скромное и малое, но на свои собственные трудовые гроши, чем подвергать себя риску изменить истинной Церкви, пользуясь обязывающей нас помощью духовно чуждых нам организаций.
ДОРОЖИТЕ ЖЕ, БРАТИЕ, СВОЕЙ ДУХОВНОЙ СВОБОДОЙ И НЕ ПРОДАВАЙТЕ ВАШЕГО ПЕРВОРОДСТВА ЗА «ЧЕЧЕВИЧНУЮ ПОХЛЕБКУ» ТЛЕННЫХ ЗЕМНЫХ БЛАГ!