Источник

Церковь Христова – «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15)

«...созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18).

«Пятдесятницу празднуим и Духа пришествие» – радостно поет Церковь в великий и славный день Сошествия Святого Духа на апостолов. Дух Святой сошел на апостолов, и на земле явилось «царствие Божие, пришедшее в силе», о котором предрекал Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни (Мк.9:1), – Царство Духа Божия, Церковь Христова, которой Господь дал великое обетование, что «врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18).

Церковь Христова основана на земле, но она – не земного, а небесного происхождения.

Церковь Христова состоит из людей, но она – не человеческая организация, а Божественная.

Это потому, что Глава ее – Божественный Основатель ее – Господь Иисус Христос – Сын Божий Единородный, «нас ради человеков и нашего ради спасения сшедший с небес и воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшийся».

Цель, с какой основана Церковь Христова, – спасение душ в жизнь вечную, а потому никаких чисто земных целей, земных задач истинная Церковь Христова не может, не должна себе ставить.

Это совсем не значит, что она вовсе должна быть отрешена от земли и от всего земного – нет! – но это значит, что она должна быть выше всего временного, земного: на все земное смотреть и все земное расценивать с возвышенной высоты своего положения – со стороны своей высокой цели, своего высокого назначения – вечного спасения людей. Все, что на земле содействует этой высокой цели, для Церкви приемлемо и Церковью одобряется и благословляется; все, что достижению этой цели мешает, так или иначе препятствует, – для Церкви неприемлемо, Церковью отвергается.

С Церковью Христовой ведут жестокую борьбу «не на жизнь, а на смерть» «врата адовы», то есть все самые отборные адские силы, – на ее уничтожение или, хотя бы, на ее обезличение, чтобы сделать ее, по выражению Самого Христа-Спасителя «солью обуявшей» (Мф.5:13), дабы она стала неспособной выполнять свое высокое назначение – спасать души людей в жизнь вечную.

В наше время для многих стало уже очевидным, ясным, что просто уничтожить Церковь нельзя: кровавые гонения стольких веков, включая и самые последние гонения нашего времени, ничего в этом отношении не достигли. Поэтому-то «врата адовы» в наше время довольно резко изменили свою тактику: они стремятся обезличить Церковь – отвести ее от ее вечных неземных целей и крепко связать ее с землей, с земными интересами и стремлениями людей.

Делают они это чрез податливых, угодливых, «эластичных» иерархов, легкомысленно продающих Церковь за «иудины сребренники».

О, как тяжко грешат перед Богом и Церковью те иерархи, поставленные быть «блюстителями» Церкви (ибо самое слово «епископ» и значит «блюститель»), хранителями и стражами ее, которые отступают от высоких целей и задач Церкви – спасения душ в жизнь вечную – и устремляются за иными чисто земными целями, в угождение сильным века сего, идя «в ногу с временем», чтобы иметь от этого лично для себя какие-либо чисто земные выгоды!

Тогда остается только видимость Церкви, но без духа ее.

Но, как же, спросите вы, возможно это, если Сам Христос обещал, что «врата адовы не одолеют Церкви»?

К сожалению, это изречение многими неправильно понимается, неверно истолковывается, а в наше время весьма часто злонамеренно извращается.

Неодолимость Церкви «вратами адовыми», как и непогрешимость Церкви – понятия тесно связанные друг с другом – принадлежат всей Церкви Христовой в целом, но никак не какой-либо отдельной ее части, хотя бы и весьма многочисленной, ни, тем более – каким-либо отдельным лицам, хотя бы даже священнослужителям в самом высоком сане, епископам, Патриархам.

История Церкви за много веков свидетельствует о нередких случаях отпадения от истинной веры Христовой и отдельных лиц, вплоть до Самых высоких иерархов, и целых обществ христианских.

Изречение Христово о неодолимости Церкви вратами адовыми означает лишь то, что Истинная Церковь Христова не исчезнет с лица земли до самой кончины века сего и второго пришествия Христова, но это нисколько не исключает появления в христианском обществе лжецерквей – и «церквей лукавнующих» носящих только одно внешнее обличие Церкви, но без духа ее, – церквей, поклонившихся, вместо Христа, антихристу и служащих не Христу, а антихристу.

Истинная же Церковь Христова сохранится на земле даже в том случае, если в ней останется хотя бы один епископ (ибо «без епископа нет Церкви») всего лишь с несколькими священнослужителями и верующими мирянами.

Главный признак Истинной Церкви Христовой – это хранение Истины, ибо Церковь, по словам великого апостола языков, есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

Христос-Спаситель пришел на землю, по Его собственным словам, для того, чтобы «свидетельствовать истину» (Ин.18:37), и все верные Его последователи, а тем более пастыри Церкви, должны брать с Него пример и тоже – прежде всего свидетельствовать Истину, не допуская никакой лжи – ни в словах своих, ни в действиях.

Никакая ложь не приличествует истинному христианину – служителю Истины. Вот почему св. апостол Павел увещевает всех христиан: «Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему» (Еф.4:25).

Тем более недопустима ложь в устах служителей Церкви Христовой, а в особенности, конечно, нетерпима она в устах высоких иерархов, долженствующих всегда провозглашать одну Истину от лица всей Церкви.

Что это было бы, если бы мученики первых веков христианства, «ради спасения Церкви» (весьма модное теперь оправдание подобного рода лжи!), хотя бы только притворно, по требованию мучителей, отрекались от Христа и приносили бы жертвы идолам?

Что это было бы, если бы великие Отцы Церкви, тоже «ради спасения Церкви», вместо борьбы с еретиками, находили бы разные компромиссы и вступали бы в соглашательство с ними?

Где была бы тогда истинная Церковь Христова? Не исчезла ли бы она тогда с лица земли?

А вот теперь почему-то, говорят, все стало иначе, и можно лгать, лгать и лгать без конца «для спасения Церкви» (???!!!). Все перевернулось теперь вверх дном, и все понятия вывернуты наизнанку!

Борьба за Веру – это почему-то предосудительная «политика».

А вот, соглашательство с лютыми врагами Веры – это не «политика», а нечто весьма похвальное, многими теперь одобряемое, как акт «мудрости».

Для многих теперь Церковь стала чисто земной организацией, которая должна служить земным целям, и ее пытаются сделать своим послушным орудием люди «века сего», вплоть до явных служителей сатаны. Но самое страшное в том, что это служение земным целям вуалируется, прикрывается часто возвышенными евангельскими лозунгами, изречениями Христовыми, апостольскими и святоотеческими, что и вводит в заблуждение многих, наивных, поддающихся этому нечестному обману, этой подлинно диавольской лжи, искусно скрывающей свою сущность.

Но будем помнить, братие, там, где ложь, в каком бы виде она ни являлась, какой бы благовидностью ни прикрывалась, там нет Истинной Церкви.

Там – лжецерковь!

Ибо Истинная Христова Церковь есть «столп и утверждение истины». «Блюдите же, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри» (Еф.5:15)!


Источник: Истинное Православие и современный мир : Сборник статей и речей ко дню сорокалетия священнослужения / Архиепископ Аверкий. – Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. – 311 с.

Комментарии для сайта Cackle