Источник

Псалом 23

Псалом двадцать третий, как мы уже и заметили выше, помещён также в числе причастных, след., и здесь Церковь видит и указует нам прикровенное изображение благодатного действия тайны Причащения в душах благоговейно к ней приступающих. Собственно говоря, он проповедует о Вознесении Господнем на небо, когда земля наполнилась истинного боговедения чрез проповедь апостольскую, а небо с торжеством сретило и пpиялo плотоносное пришествие Господа славы; но поскольку и в тайне Причащения Господь нисходит в душу верующего и в ней пребывает, по своему обетованию: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6:56), то справедливо применяется он и к сему дивному, и для ума человеческого и Ангельского непостижимому событию; ибо как там – на небе есть врата вечные, которые для велелепного вшествия с Пречистою Своею плотию Господа и Царя славы надлежало, по гласу Сил Бесплотных, расширить и возвысить, так и здесь – у души человеческой есть также свои врата и притом также вечные, которые для приятия столь высокого и беспредельно-великого посетителя тем ещё более должны снять свои верхи, раздвинуть свои подвои и чрез то открыть для Него вход, сколько возможно пространнейший.

Господня земля, так начинается псалом сей, и исполнение ея. Но прежде нежели приступим к самому изъяснению его, скажем несколько слов о его надписании, потому что оно здесь особенно многознаменательно. Он надписывается: во едину от суббот, а это, как известно уже вам из прежних бесед моих, означает в первый день после субботы, т. е. в день недельный. Причина такого надписания заключается во- первых в том, что псалом сей, как увидим впоследствии, между прочим говорит о создании и воссоздании миpa, созданиe же словом Божиим и воссоздание мipa чрез Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, совершилось, как известно, в день недельный, во-вторых, потому, что псалом этот на сем, без сомнения, основании, как в древних еврейской и христианской Церквах, так и в нашей православной ныне с 14-ю другими подобными псалмами, читается во храме при утреннем или всенощном богослужении в день воскресный. Столь великая древность и непрерывность употребления псалма сего в такое время и в таком виде в обеих Церквах весьма замечательна, и вместе служит ручательством правильности и верности взгляда на его содержание, хотя в степенях разумения они естественно должны были между собою разниться; Церковь ветхозаветная события новозаветные видела только в сенях и гаданиях и не могла, по устроению Божию, иначе видеть, Церковь же новозаветная видит самое тело, самую истину, сими сенями предъизображённые. Содержание же его разлагается на три части, из коих в первой говорится о создании мipa, и чрез то принадлежности Богу, как Его исключительной собственности; во второй – о воссоздании или обновлении мipa чрез водружениe в нём Церкви Христовой, в высшем и чистейшем смысле понимаемой под именем горы Господней, с указанием качеств, потребных для вступления в неё; а в третьей – о пренесении начатка сей Церкви в царство славы в лице Иисуса Христа, воскресшего и вознесшегося на небо.

Всё, говорит Пророк, принадлежит Господу; Его земля и все, что наполняет её; Его вселенная и все живущие в ней – и Архангелы и Ангелы, и человеки и скоты, и птицы небесные и рыбы морские; Он Владыка всего сущего на земле и на небе, потому что Сам един единым Своим словом всё создал, всё сохраняет и всем управляет. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и eси живущии на ней (Пс.23:1). Казалось бы, что о сей истине, как всем известной и неоспоримой, нечего было и говорить; но у Пророка было в мысли, ниспровергнуть предрассудок иудейский, по которому Иудеи думали, что Господь только их землёю обладает и об них одних промышляет, а все другие земли и народы составляют как бы отдельное владение, Ему не принадлежащее. Посему естественно надлежало Пророку сказать, что, напротив, Господь владеет всею землёю и целою вселенною и владеет по праву, как Творец и промыслитель её, а не как восхититель власти чуждой.

О земле Пророк говорит: Той, т. е. Господь, на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть (Пс.23:2).

В этом особенно и видны премудрость и всемогущество Бoжиe, что такую огромную, тяжеловесную и, по выражению Церкви, неодержимо тяготеющую массу, какова наша земля, утвердил Господь на столь, по-видимому, непрочном, зыбком и влажном, и, по своему естественному свойству, удободвижущемся основании, какова водная стихия в морях и реках, и однако ж она целые столетия и тысячелетия крепко на своём основании держится, и правильно в своей вековой орбите движется, не колеблется и не падает, не разрушается и не расплывается. Св. Дамаскин ту же мысль ещё сильнее выражает, говоря, что Господь на ничесом же повесил землю повелением Своим, но в этом случае он нисколько не противоречит Пророку, потому что водное основание в отношении к земле, на нём поставленной, есть то же, что и ничто Притом же под именем морей и рек в настоящем месте не должно разуметь морей и рек видимых, ибо эти моря и эти реки находятся на земле, а не под землёю, не должно разуметь воды воздухообразные, именуемые иначе атмосферою, из которых образуются cии моря и реки, и в которых земля наша, так сказать, плавает, но плавает верно и мерно, не уклоняясь ни на одну линию от путей, волею Божиею для неё предначертанных.

За сим Пророк делает вопрос: кто взыдет на го́ру Господню? не со всем, по-видимому, кстати, потому что предыдущее нисколько не предвещало слова о горѐ. Но, во-первых, в восторженныхъ движениях пророческой мысли, окрыляемой Духом Святым, не всегда можно примечать естественную постепенность и медленность нашего образа мышления: законы духа выше законов плоти, а законы существа Божия, по которым Дух Святой действует в душе Пророка, даже вовсе неизвестны нам и, по своему свойству, непостижимы; мы знаем только из откровения, что якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Божий от путей наших, и помышления наша от мысли Божией (Ис.55:9); а во-вторых, и в нашем круговращении мышления не всегда по сходству или причинности соединяются понятия одни с другими и вызывают с языка нашего соответственное себе слово, но весьма часто и по противоположности оных, так, напр., говоря об огне, мы тотчас припоминаем себе воду и непосредственно затем начинаем говорить об ней. Такой именно случай, очевидно, был и в ходе мыслей Пророка; сказав о земле, он вдруг умом своим перенёсся на небо и став, так сказать, между землёю и небом, искал пытливым взором лествицы, по которой бы можно было удобно восходить от земли на небо, и, найдя её в лице Христовой Церкви, нижнею своею частию водружённой на земле, а верхнею восходящей до небес и даже превыше небес, тотчас же стал говорить о ней под образом горы Господней, вопрошая: кто взыдет на гору Господню, или кто станет на меcmе святем Его (Пс.23:3); т. е., кто достоин быть истинным сыном или членом Христовой Церкви и способен перейти из дольней её части в горнюю? И потом ответствует: неповинен рукама и чист сердцем и проч. Что Церковь Христова неоднократно в Писании именуется горою Господнею, мы это знаем от Пророков. Так, пророк Иcaия, предсказывая о будущем открытии сей Церкви и обращении в неё язычников, говорит: будет в последняя дни явлена гора, Господня и дом Божий на верху гор, и возвысится превыше холмов, приидут к ней вси язы́цы, и рекут: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему (Ис.2:2–3). И в другом месте: на горе сей испиют радость, испиют вино, и помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: тако сотворит им Господь Саваоф (Ис.25:6–7). А что здесь под именем горы Господней разумеется Церковь новозаветная или христианская, а не ветхозаветная или иyдейская, то это видно из того, что гора cия, по словам Пророка, будет явлена в последние дни, ветхозаветная же Церковь в то время, когда писал Пророк слова сии, была уже на самом деле, след., не могла быть явлена в последние дни, и что войдут в неё все язы́цы; а в ветхозаветной Церкви такого случая никогда не было, да и не могло быть, потому что Иудеи чуждались язычников, почитая их нечистыми, и в своё сообщество никак бы их не допустили. Знаем о сем также от Апостолов: так апостол Павел говорит прямо Христианам: Приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога Живаго – Иерусалиму Небесному (Евр.12:22). Называется гора cия Господнею, потому что Господь обитает в Церкви благодатно и таинственно, по Своему обетованию: се Азя с вами есмь во вся дни до скончания века, или: идеже еста два или mpиe собрани во имя Мое, ту есмь посреде их; называется местом святым, потому что Церковь свята и непорочна, не имущая скверны или порока, или нечто от таковых (Ефес.5:27), и всяко скверно не имать внити в ню (Апок.21:27). И так, кто же может взойти на эту гору высокую, на земле водружённую, но до небес досязающую, и не столько земную, сколько Небесную?

Неповинен рукама, отвечает Пророк, и чист сердцем,иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему (Пс.23:4).

Т. е., кто ни в делах, ни в словах, ни в самых помыслах своих не допускает ничего противозаконного или порочного, потому что руками делаем, а сердцем помышляем; кто свободен от пристрастия к миру и любостяжания, и потому имени Божия не призывает напрасно и ближнего своего ложною клятвою не обманывает, так как напрасное призывание имени Бoжия и лживые для обмана ближнего клятвы случаются большею чаетию в своекорыстных наших друг с другом сделках, по пристрастно к суетным благам мipa сего.

Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего (Пс.23:5).

В сих словах и в непосредственно за ними следующих Пророк показывает добрый плод от добрых дел, о которых говорил выше, т. е., кто имеет руки от беззаконных дел свободные, сердце от порочных помыслов чистое, душу к тленным благам мiрским непристрастную и язык к суетной и ложной клятве непривычный и неспособный, тот, по словам Пророка, приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. В чём же состоит это благословение Господне и эта милость Бoжия? Сколь они благоплодны и обильны дарами, в них заключающимися, и как высоки, изящны и многоценны дары сии? Какое неизъяснимое наслаждение и несказанное блаженство доставляют они тем, которые удостоятся получить их? Это объявляет нам Судия живых и мертвых – Христос Господь, когда, в последний день суда Своего, стоящим одесную страну обещает сказать: пpиидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.25:34).

А это, как легко вы можете понять, то же значит, что и взойти на самый верх горы Господней и стать на месте святом Его; ибо что может быть выше Царствия Небесного? Что может быть святее места, в котором обитает сам Царь неба и земли, святых Святейший в бесчисленном сонме святых Своих. Видел это место в откровении св. Иоанн Богослов и в радостном изумлении описывает его так: аз Иoaнн видех град святый, Иерусалим нов, сходящ от Бога с небесе, приготован, яко невесту, украшену мужу своему. И слышах глас велий с небесе глаголющь: се скиния Божия с человеки, и вселится с ними, и тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их (Апок.21:2–3). Туда же восхищен был некогда и апостол Павел и говорит о себе, что он видел и слышал там неизреченные глаголы, их же не леть есть человеку глаголати (2Кор.12:4), и их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9), а о своём внутреннем при сем ощущении отзывается так: вем человека о Христе, восхищена бывша дотретиягo небесе – в рай, аще в теле не вем, аще ли кроме тела, не вем: Бог весть (2Кор.12:2).

Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля (Пс.23:6).

Т. е., таковы должны быть ищущие Господа, ищущие лице Бога Иаковля. Искать Господа, значит всеусильно желать лицезрения Его, общения и единения с Ним и всемерно стремиться к тому, непрестанно и с наслаждением помышлять о Нём и законе Его, и неусыпно заботиться, чтобы чего-либо не сказать и не сделать, и даже не почувствовать противного воле Его, а искать лица Бога Иаковля, значит, по словам св. Афанасия Великого, искать Христа Богочеловека, иже есть, по Апостолу, cияниe славы Отчияи образ Ипостаси Его, и не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, яко же человек (Фил.2:7), сый в существе Своём над всеми Бог благословен во веки (Рим.9:5); ибо Бога, собственно говоря, никтоже виде нигде же, след., и искание лица Его неуместно, а точию Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин.1:18), и яви в Себе лице Его нам, так что видевый Его виде Отца. О Моисее, правда, в Писании сказано, что Господь глагола к нему лицем к лицу; но в том же месте Писания Сам Бог говорит ему: не возможеши видети лица Моего: не бо узрит человек, и жив будет, и токмо, задняя Моя узриши, лице же Мое не явится тебе (Исх.33:11:23). Называется же Бог Богом Иаковлевым, по особенной любви и благоволению Его к Иакову, праотцу Еврейскому, за его высокие добродетели – за его кротость и смирение, за его любовь и преданность Ему, за его искреннюю и простодушную веру и упование на Него. Сколь велико и беспредельно милоcepдиe Божие к человеку! Земные владыки обыкновенно любят и настоятельно требуют, чтобы рабы их назывались их именем, а Владыка неба и земли, напротив, Сам Себя называет и желает, чтобы и другие называли Его именем рабов Его. Аз есмь Бог Авраамов, Исааков и Иаковль, взывает Он. И в настоящем рассматриваемом нами месте название Бога Богом Иаковлевым особенно прилично, ибо Иаков не только во всю жизнь свою усердно искал Господа, но и нашёл Его образно, когда не ожидал и не чаял – в пустыне Вефильской, и не только нашёл, но и таинственно целую ночь боролся с Ним, и при сем случае получил имя Израиля, т. е. Богоборца.

Как же можно теперь искать и находить Господа и лице Бога Иаковля? Так же как искал и нашёл Его Иаков и подобные ему Боголюбцы. Взыскуется и обретается Господь, во-первых, верою, ибо вера, по Апостолу, есть уповаемых извещение, и вещей невидимых обличение (Евр.11:1); во-вторых, любовно, ибо пребываяй в любви, по словам наперсника Христова, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин.4:16); в-третьих, чистотою сердечною, ибо чистии сердцем, по свидетельству Небесного Учителя, Бога узрят (Мф.5:8); в-четвёртых, кротостию и смирением, ибо Сам Бог глаголет чрез пророка Иcaию: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис.66:2), и вообще – жизнию богоугодною и во всём с законом Божиим согласною.

Сей род ищущих Господа и лице Бога Иаковля – Христа Сына Божия, и сими именно средствами подлинно обретает Его, и таким образом достигает самой вершины горы Господней, блаженно пребывая с Ним и наслаждаясь лицезрением Его, по Его обетованию: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин.12:26), и в другое время: иду ко Отцу уготовати место вам, да идеже есмь Аз, и вы будете (Ин.14:3).

Как слово о земле привело Пророка к слову о небе, так слово о восхождении на гору Господню вознесло мысль Пророка к плотоносному Вознесению Господа на небо, и, посмотрите, какое дивное, уму нашему непостижимое, но тем не менее вожделенное и радостотворное, велелепное и торжественное открывает он пред нами зрелище, сам, впрочем, умолкая здесь и предоставляя вместо себя говорить и действовать сонмам сил бесплотных, яко ближайших служителей Господа и царя славы.

Возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы (Пс.23:7).

Пророк видит в духе Господа Ииcyca, с пречистою Своею плотию возносящегося на небо, и пред Ним и вокруг Его многочисленные сонмы чинов Ангельских предшествующих и сопутствующих Ему, вопрошающих и отвечающих, видя же и слыша всё это, Пророк, изумлённый столь необычайным и для самого неба никогда невиданным и неслыханным зрелищем, умолкает, становясь только благоговейным зрителем и слышателем совершающегося пред ним, а для нас верным повествователем.

Возьмите врата князи ваша, взывают к вратам небесным бесплотные силы, открывающие шecтвиe Царя славы, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы (Пс.23:7), т. е., поднимите или возвысьте верхи ваши, чтобы безмерно высокий Господь славы мог беспрепятственно войти в них, и потом как бы не довольствуясь сим, снова взывают и требуют, чтобы врата небесные не только верхи свои подняли, но и сами поднялись от места своего, и чрез то дали свободный и просторный вход Царю славы: возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Выражения человекообразные, употреблённые для изображения велелепного и торжественного вшествия в небеса Господа и Царя славы. У восточных народов понятие о славе соединяется с понятием о высоте и широте, почему, желая изобразить какое-либо славное лице, они придают ему и одежду длинную и широкую, и седалище высокое. Так, пророк Иcaия видение Бога в пренебесной Его славе описывает, между прочим, следующим образом: видех, говорит он, Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его, а точнее, с еврейского подлинника: и длинное одеяние Его наполнило весь храм (Ис.6:1).

Впрочем, то же соединение понятий замечается отчасти и у нас: желая почтить гостя, мы растворяем пред ним обе половины дверей, хотя он мог бы пройти и в одну, а желая придать себе больше важности, мы даём своей одежде неестественную полноту. Употребление царского престола и покрой царской порфиры на том же основаны. И так, из уважения к необъятному величию грядущего Царя славы Ангельские лики требуют, чтобы врата небесные не только расширились и раздвинулись, но и сами сошли бы с места своего, поднявшись вверх. Но была и другая причина сего Ангельского воззвания к вратам небесным; со времени падения нашего праотца в раю, врата небесные были заключены для человеческого естества, и Ангелы, как верные стражи святыни небесной, крепко стерегли оные, грядущий же на небо Царь славы именно с этим запрещённым естеством и явился туда, облечённый человеческою плотию, Его крестными страданиями и тридневным пребыванием во гробе усовершенною и прославленною; потому естественно было одним из Ангельских чинов, которым дано свыше ведати тайну сию, взывать ко вратам небесным, чтобы они отверзлись и поднялись в высоту, а другим, от которых она была сокрыта, вопрошать с недоумением: кто есть сей Царь славы? и первым на то ответствовать:

Господь крепок и силен, Господь силен в брани (Пс.23:8).

Поскольку же Ангельские лики, объятые и тревожимые недоумением, не спешили открыть врат небесных, и врата своих верхов не поднимали, и сами от места своего не двигались, то первые из них возобновляют своё требование: возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы (Пс.23:9), а последние – свой прежний недоумительный вопрос: кто есть сей Царь славы? И не прежде, как когда услышали от них ответ прямой и решительный, ответ, не дающий места никакому возражению – Господь сил, Той есть Царь славы (Пс.23:10), т. е., что Сам Господь воинств, Единосущный и Единородный Сын Божий, Владыка неба и земли, в человеческой плоти шествует, и Он есть Царь славы, они врата сии отверзли, и сами врата во мгновении ока снялись с мест своих и вознеслись в высоту, оставив вход в небеса свободный и просторный. Никто, впрочем, скажем при сем словами блаженного Феодорита, да не дивится, слыша о незнании сил невидимых. Ибо не имеют предведения и не всё знают; ведение же cиe имеет одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другие лики невидимых сил знают в той только мере, в какой научены Богом. Почему и божественный Апостол, рассуждая о них, сказал: да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия (Ефес.3:10). Если же и из того, что совершается в Церкви, точнее узнают Божию премудрость, то нет ничего странного, что горние силы не познали тайны Вознесения Христова, увидев естество человеческое, но не усмотрев сокровенного в нём Божества. Врата небесные названы вечными потому, что самое небо вечно, и потому всякие, врата другого рода при нём были бы неприличны и неуместны. Если, по словам Христовым, никто же приставляет приставления плата небелена ризе ветсе, да не горша дира будет, ниже вливают вина нова в мехи ветхи, да не просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется (Мф.9:16–17), – то тем более ещё неприлично и неестественно временное и тленное приставлять к вечному и нетленному, к небу, веками несокрушимому, придавать врата скудельные, дуновением ветра колеблемые и от одного удара в прах рассыпающиеся.

Но не на небе только, а и на земле есть врата вечные – у души человеческой, по существу своему бессмертной и вечной, к которым милосердый Господь, до Своему человеколюбию, также приходит и желает в оные внити, глаголя: се стою при дверех и толку̀: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок.3:20). След., и к сим вратам, тем ещё с большим правом, что земля ниже неба на расстояние безмерное, должно обратиться с теми же словами и с тем же требованием, с какими обращались небесные силы ко вратам небесным, т. е., чтобы они расширились и возвысились для приятия Царя славы: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Чем же и как можно расширить и возвысить врата сии? Господь Сам указал нам верное к сему средство в достойном приобщении Тела и Крови Его, под видами хлеба и вина, во храме священнодействуемых. А как достигнуть того, чтобы cиe приобщение было подлинно достойно заповедавшего cиe? Посредством любви, усердно и ревностно исполняющей заповеди Его, как Сам Он глаголет: имеяй заповеди Моя, и соблюдали их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему сам, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин.14:21–23), или сокрушающейся и плачущей о грехах своих, и чрез то омывающей и изглаждающей оные, и привлекающей к себе Господа, какова была любовь в жене грешнице, о которой Господь сказал: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много (Лк.7:47). Такова также любовь скорбящая и болезнующая была в Коринфянах, к которым Апостол написал: ныне радуюся, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся в покаяние: оскорбисте бо по Бозе, да ни в чем же отщетитесяот нас. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:9–10). Сим, а не ныне каким-либо путём, нисходит Господь в души и сердца наши. На сей путь указывал ещё Иоанн Предтеча, проповедая покаяние и взывая: уготовайте путь Господень: правы творите стези Его: сотворите убо плоды достойны покаяния (Лк.3:3–8). Ей! гряди, Господи, воззовём и мы в свою чреду к грядущему Господу. Готово сердце наше, готово пpияти Тя с любовию искреннею и нелицемерною, скорбящею о грехах своих и от Тебе единого очищение себе чающею. Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.


Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - [4], 633, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle