Источник

Псалом 21

Двадцать первый псалом для истолкования труден, но трудность cия не принадлежит к числу непреодолимых; при богомудром указании св. отцов Церкви и при свете новозаветного Писания, она удобно может быть побеждена и разгадана. Так непонятно, конечно, самое надписание псалма: В конец псалом Давиду о заступлении утреннем; но отцы церкви – Афанасий и Василий Великие, Иероним, Кассиодор и многие другие уже постигли внутренний смысл сего надписания и сообщили его нам. Bсe они единогласно под утренним заступлением разумеют время пришествия Христова в мир, для спасения рода человеческого от гpеxa и осуждения, потому что Христос именуется у Пророков Востоком свыше и Солнцем правды, да и Сам Себя именует Он светом мipy, просвещающим всякаго человека, грядущего в мир, а при появлении восходящего солнца естественно быть утру, и благотворное его действие на землю естественно также было назвать утренним. Но к слову: утренний прибавлено здесь слово: заступление. Что же это за утреннее заступление? Это то заступление, которое Христос Господь доставил нам Своими крестными страданиями, соделавшись по нас клятвою, да избавит нас от клятвы законной, а тридневным погребением и живоносным Воскресением и Вознесением на небо утвердил и увековечил оное для нас, воссед во славе Своей одесную Бога и Отца, да выну о нас ходатайствует пред Ним (Рим.8:34). Узнав же силу и значение надписания, нам уже не так трудно будет отрыть и определить и самое содержание псалма, тем более, что начальные слова псалма сего, произнесенные Иисусом Христом на кресте во время предсмертных страданий Его: Боже мой, Боже мои, Вскую Мя еси оставил (Мф.27:46), дают нам полное право относить и весь псалом к тому же времени и к тому же событию, и к обстоятельствам предшествующим и сопровождающим оное. Некоторым однако же представляются неприличными следующие затем слова:

Далече от спасения моего словеса грехопадений моих (Пс.21:2).

Но Тот, Которого Иоанн Креститель назвал Агнцем Божиим, вземлющим грехи миpa, Которого, по свидетельству Апостола, Сам Бог неведевшаго греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем (2Кор.5:21), мог со всем приличием произнести в молитве к Богу Отцу Своему и сии слова, кажущиеся неприличными, как приявший на Себя и усвоивший Себе грехи всего человеческого рода, особенно тогда, когда безмерно огромное бремя сих грехов всею тяжестию своею на Него обрушилось, и когда Онъ показуя в Себе человеческое естество, тяжко и болезненно страдал и скорбел, говоря: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф.26:38), и когда ужасаясь, по человечеству, предлежащей Ему чаши страданий, не раз умолял Отца Своего: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия, обаче, не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф.26:39). Взирая на сию огромную тяжесть грехов, Им на Себя принятых, Он мог сказать, что свойство грехопадений человеческих таково, что далеко оно от спасения, т. е., не допускает возможности избавиться от крестных страданий и поносной смерти, и потому надлежало покориться сей необходимости для спасения мipa, что Он Сам ясно выразил, сказав в заключение молитвы Своей: Отче Мой, аще не может cия чаша мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя (Мф.26:42). Таким образом, смысл целого стиха будет следующий: Боже Мой, Боже Мой, внемли Мне, почто Ты Меня оставил! Тяжки и велики грехопадения, Мною подъятые; далеко от них спасение Мое, т. е., избавление от страданий.

Боже мой, воззову во дни, и не услышиши: и в нощи, и не в безумие Мне (Пс.21:3).

Последние слова стиха сего новейшие толкователи переводят так: и нет Мне покоя. Конечно, речь от этого будет плавнее и естественнее; т. е., я взываю к Тебе, Боже мой, днём, и Ты не внемлешь Мне, взываю ночью, и нет Мне успокоения, ибо Ты не избавляешь Меня от страданий. Но не должно пренебрегать и нашим древле-славянским переводом: и не в безумие Мне, потому что он согласен с греческим. Какая же может в сем выражении заключаться тогда мысль? Весьма важная и глубокая, которую открывает нам блаженный Феодорит, говоря, что слова: и не в безумие Мне, означают следующее: впрочем, знаю тайну сего домостроительства. Уразумел Я, что не напрасно отлагаешь Ты исполнениe прошения, но домостроительствуя в страдании Моём нечто великое и спасительное. Т. е., взываю Я к Тебе днём, взываю и ночью, и хотя Ты не внемлешь воплю Моему, но тем не менее Я продолжаю взывать к Тебе, не потому, впрочем, чтобы Я, как безумный, не понимал и не разумел тайны Твоего домостроительства, ныне совершаемого, которую, напротив, Я хорошо постигаю и знаю, потому что хочу научить человеков спасаемых молитве пред Тобою непрестанной, неусыпной и неутомимой, не смотря на то, приемлешь ли Ты или не приемлешь её, только с покорением во всяком случае своей воли Твоей воле.

Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На Тя уповаша отцы наши, уповаша, и избавил еси я; к Тебе воззваша, и спасошася; на Тя уповаша, и не постыдешася (Пс.21:4–6).

В сих словах представляется молящимся Христом Богочеловеком новое убеждениe к услышанию молитвы Его, заимствованное из истории и народа Израильского. Как сын по плоти Давидов, и след., от семени Авраамля и от рода Иаковля происшедшей, Он поставляет Себя в ряду всех сынов Израилевых, и для вящшего возбуждения к приятию возносимой Им мольбы, указывает на примеры отцов Своих, которые, всякий раз, когда взывали ко Господу Богу, были услышаны, и когда возлагали на Него надежду свою, не оставались в стыде и посрамлении. С сею целию Он весьма прилично именует Бога Отца Своего хвалою Израилевою, живущим во святилище, т. е. среди хвалебных пеcнoпений Израиля. К Тебе, Боже Мой, говорит Он, взывали в скорбях и нуждах своих и на Тебя надеялись отцы наши, и Ты был милостив к ним, спасая их от бед и ущедряя их дарами Своими; выслушай же благосклонно и Меня – потомка их и прими моление Мое. Но потом, обратив внимание на настоящее Своё положение и видя Себя обезображенным и поруганным, от всех забытым и отвергнутым, как бы не смеет уже поставить Себя в ряду отцов Своих, и в смиренном самоуничижении взывает:

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс.21:7).

Мысль здесь такая: но отцы наши были люди досточтимые и достоуважаемые, посему неудивительно, что и Бог благоволительно внимал им и исполнял их прошения, а Я что теперь? Я червь которого все попирают, а не человек, который, по самому имени своему, заслуживает уважения, Я предмет посмеяния и поношения для людей.

Вси видящии Мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его (Пс.21:8–9).

В сих словах пророчественно изображаются самые виды посмеяния и поношения, которым Богочеловек Христос имел подвергнуться во время крестных страданий Своих, как то: всеобщее поругание от всех видящих Его, укорительные, насмешливые и богохульные слова, покивания в насмешку и поругание главою, и другие подобные телодвижения. И посмотрите, как точно и верно всё это над Христом Иисусом в своё время сбылось и оправдалось? Даже самые слова богохульные, влагаемые здесь в уста богохульников, произнесены были, по свидетельству Евангелистов, буквально, жестокосердыми Иудеями ко Христу распятому. Вот как описывают случившееся тогда евангелисты Матфей и Марк: мимоходящии же, говорят они, хуляху Его, покивающе главами своими, и глаголюще: аще Сын eси Божий, сниди со креста; иныя спасе, Себе ли не может спасти? упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему, рече бо, яко Божий есмь Сын (Мф.27:39–43; Мк.15:29–32), между тем, как рассматриваемый нами псалом написан был слишком за две тысячи лет. Подивитесь же после сего прозорливости, ясновидению и глубокой основательности взора пророческого не только в общем объёме предмета, но и в отдельных частях его, до малейших подробностей. Пророк, от лица Христова возносящий к Богу Отцу псалмопесненную молитву сию, за такое огромное число лет умел предузнать и предсказать даже и то, что и как будут говорить нечестивые хульники, издевающиеся, над распятым Христом Господом, и, что замечательно также, говорил об этом не как о будущем, но как о прошедшем и как бы пред его глазами совершившемся. Не сказал: поругаютмися, возглаголют устнами и проч., а сказал: поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою, и проч. Дальнейшее рассмотрение псалма сего ещё больше покажет нам удивительных сего рода особенностей; так верно и несомненно, что не своею силою, или волею, или домыслом, но от Святаго Духа просвещаеми, глаголаша святии Божии человецы, каковы были наши пророки (2Пет.1:21).

Яко Ты еси исторгий Мя из чрева, ynoвaниe мое от сосцу матере моея: к Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог Мой eси Ты. Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми (Пс.21:10–12).

Предыдущие слова были вносные от лица хулителей Христа распятого, а теперь снова начинает говорить Сам Христос Богочеловек, умоляя Отца Своего Небесного принять Его прошение и не лишать Его Своей помощи, и в убеждение к тому представляя четыре главные причины:

1) что Ты, Господи, извёл Меня из чрева матере моея, след. Я Твой по рождению моему;

2) что Я от пелен младенческих на Тебя единого надеялся, след., честь и слава Твоего имени требуют, чтобы Ты поддержал Меня и оправдал Мою на Тебя надежду;

3) что Я, с самого появления на свет, был постоянно Тебе предан и привержен, след., не только Я Твой по рождению, но и Ты Мой Бог по любви Моей к Тебе;

4) что скорбь ко Мне близка, а помощника Мне ни откуда нет, Тебе же, как Всемогущему и Всеведущему, и прилично и обычно помогать беспомощным. Посему не удаляйся от Меня и поспеши ко Мне на помощь.

Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя, отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй (Пс.21:13–14).

Молящийся Христос Господь рукою пророкапродолжает здесь описывать величие частию уже постигшего Его, а ещё более угрожающего Ему бедствия и крайнюю опасность Своего положения, изображая врагов Своих чертами сильными и выразительными. Он сравнивает их то с тельцами многими, то с юнцами тучными, т. е. с молодыми и сильными волами васанскими, то наконец со львом восхищающим и рыкающим, и представляет Себя от двух первых окружённым и теснимым, а льва разверзшим уже пасть свою и готовым пожрать Его, ибо это означает, по наблюдениям естествоиспытателей, рыкание льва над добычею, им схваченною.

Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости Моя: бысть сердце Мое, яко воск таяй посреде чрева Моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык Мои прильпе гортани Моему, и в персть смерти свел Мя eси (Пс.21:15–16).

Изображение действия страха и ужаса на душу человека, подвергшегося бедствию, и ещё более угрожаемого, чрезвычайно живописное и вместе совершенно верное. Ни у одного из внешних или светских писателей, как древних так и новых, нельзя найти подобного, и неудивительно: устами пророка говорил Сам Дух Святый, Дух же, по словам Апостола, вся испытует, и глубины Божия, а тем более – человеческие, притом же говорил не от Своего лица, а от лица страждущего Богочеловека Христа, Которого природа чем была чище и неприкосновеннее для нечистот греховных и неправд человеческих, тем была нежнее, живее и чувствительнее ко всякому их приражению. Как вода, говорит Он, пролился Я, и действительно с человеком, застигнутым и ещё угрожаемым каким-либо ужасным и неотвратимым бедствием, происходит нечто подобное воде пролитой или проливающейся: все силы его одна за другою мгновенно оставляют его и как бы из какого-либо заключения быстро утекают, ум тупеет, память меркнет, чувство мёрзнет, воля изнемогает, самое тело теряет свою естественную крепость и удобоподвижность, колени подгибаются, ноги подкашиваются, руки опускаются. Вот почему, говорит Он далее, все кости Мои рассыпались, сердце сделалось как воск, растаяло посреди внутренности Моей, т. е., человек в таком состоянии как бы сам на себя разрешается и все связи членов расторгаются.

Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел Мя eси (Пс.21:16). Крепость Моя, продолжает Он, иссохла как глина, брошенная в сильный огонь, в которой не остается уже ни одной капли естественной влаги и которая превращается от того в сухой черепок, и язык Мой прильпнул к гортани, по недостатку влаги, которая разъединяла его с поднёбною частию и давала ему чрез то свободное движение. Кто испытал в жизни горе великое, тот знает по опыту, что точно в это время сохнет во рту и язык прилипает к устам. И в персть смерти свел Мя еси. Под именем персти смертной разумеется или та персть, которою обыкновенно покрываются умершие, или та, в которую умершие тела, по истлении, превращаются. Но поскольку здесь дело идёт не о простом человеке, а о Богочеловеке, Который хотя и низведён был в персть смерти, но телеси Его не даде Бог видети истления, то в настоящем месте первое значение должно предпочесть последнему. Таким образом, смысл целого выражения будет: Ты низвёл Меня, наконец, во гроб. Таково было состояние духа, в котором возносил cию молитву страждущий Христос. Далее выставляются причины, под влиянием коих образовалось cиe тяжко-болезненное состояние.

Яко обыдоша Мя, говорит Он, пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя; ископаша руце Мои и нозе Мои; исчетоша вся кости Моя:тии же смотриша и презреша Мя; разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс.21:17–19).

Т. е., потому Я так тяжко скорблю, изнемогаю и болезную, что великое множество псов окружило Меня и большая толпа лукавых теснит Меня; псами же и лукавыми называет Он врагов Своих. Первое название прилично им и по бесстыдству их, исключительно псам свойственному, по которому они вдруг, без всякой, с Его стороны, причины и повода, отвсюду окружили Его, и по ожесточению и злобе, с которыми стремительно напали на Него и всячески мучат терзают Его, и по упорной неотвязчивости, с которою, подобно псам, на всех путях Его преследуют; а последнее прилично им потому, что они, прежде открытого нападения, разные строили над Ним козни и подыски, то намеренно раздражая и огорчая Его, то притворно ласкательствуя пред Ним, дабы вызвать Его на слово неосторожное, или поступок неосмотрительный, которые бы можно было извратить и перетолковать во вред Ему. Ископаша, говорит страждущий Meccия, т. е. пронзили руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя, т. е., пересчитали своими ударами все кости Мои, не оставя ни одной нетронутою; разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, т. е. в Моих глазах разделяли между собою ризы Мои, и о верхней одежде Моей метали жребий, и в то же время лукаво и насмешливо смотрели на Меня и издевались надо Мною. В сем изображении, столь обстоятельном и столь трогательном, кто не узна́ет Христа Иисуса, если бы Он, произнесши на кресте первые слова псалма сего, тем самым прямо и решительно и не усвоил Себе оного, кто, говорю, в этом изображении не узна́ет Христа Иисуса на суде Пилата и первосвященников иудейских безмолвного, как будто подлинно прильпнул язык Его к гортани Его, среди суда, и на суде немилосердо и жестоко биeмогo и терзаемого, так что от головы до ног не было в Нём места целого, потом гвоздьми, руки и ноги Его пронзившими, ко кресту пригвожденного, терновым венцом увенчанного, копием в ребро прободенного, оплевания и заушения и разные хулы и насмешки от предстоящего и мимоходящего народа претерпевшего? Сравните с сим изображением евангельское повествование о страданиях Христовых, и вы удивитесь, как близки и почти тождественны сии два описания – одно пророчественное, а другое историческое, первое о событии предсказываемом, а последнее о событии совершившемся. В том и другом равно не забыто и маловажное, по-видимому, обстоятельство о метании жребия при разделе распинателями верхней одежды Христовой, по причине совершенно случайной, которой никакая человеческая прозорливость не могла предусмотреть и предсказать, так как основание её лежало не в естественном и неизменном порядка вещей, а в непрестанно изменяющемся произволе человеческом. Вот как описывает сей случай очевидный свидетель, при кресте тогда находившийся, св. евангелист Иоанн Богослов: воины же, егда пропяша Иисусa, прияша ризы Его, и сотвориша четыри части, коемуждо воину часть, и хитон; бе же хитон не швен, свыше исткан весь. Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет, да сбудется писание, прибавляет евангелист, глаголющее: разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребия; воины убо сия сотвориша (Ин.19:23–24).

Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси Мя от уст львовых, и от рог единорож смирение мое (Пс.21:20–22).

В сих словах страждущий Богочеловек Иисус продолжает мольбу Свою к Богу Отцу о ниспослании Ему Своей помощи и Своего заступления. Это та самая молитва, которой начальные слова, из настоящего псалма заимствованные, записаны в Евангелии, и вам уже известны; а продолжение её открыто здесь; и которую, по свидетельству Апостола, с воплем крепким и со слезами принес Он, и услышан был от благоговеинства (Евр.5:7). Но дабы вернее понять нам внутренний смысл и значение сей молитвы, нужно предварительно определить некоторые частные, встречающиеся в ней, слова и выражения. Так например, нужно знать, кого должно разуметь под именем пса и рук песиих, кого под именем льва и единорога, и что это за оружие, от которого в молитве испрашивается избавление для души, а не для тела. Отцы церкви под именем пса, льва и единорога разумеют диавола, который, по словам апостола Петра, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:8), яко пес алчет и жаждет погибели человеческой, яко единорог нападает и поражает хотя одним рогом, т. е. грехом, но всегда жестоко и убийственно. Его оружие, которым он поразил первого человека и продолжает поражать его потомков, есть грех и смерть; ибо единем человеком, по словам Апостола, грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же еси согрешиша (Рим.5:12); творяй же грех от диавола есть, яко диавол исперва согрешает (1Ин.3:8). Посему он и называется имущим державу смерти (Евр.2:14). Его руки суть подчинённые державе его демоны и злые человеки, в настоящем же месте преимущественно жестокосердые Иудеи, как охотно творящие всю его волю, неповинно распиная Христа Спасителя и всячески поругаясь над Ним, о чём Он Сам им ещё прежде предсказал, говоря: вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца бе искони (Ин.8:44). Его уста суть аду, всегда и для всех, до пришествия Христова, отверстый и всех равно поглощавший. С этим-то оружием, и с этими руками и устами враг человеческого рода, как голодный пёс, как кровожадный лев и как свирепый единорог напал и на Богочеловека Христа, думая найти в Нём простого человека и обыкновенного смертного; но жестоко обманулся, о чем Господь, на кануне своих страданий, в ободрение учеников своих, ясно предвозвестил, сказав им: грядет сего мiра князь, и во Мне не имать ничесоже (Ин.14:30), т. е. не найдёт во Мне греха. Правда, он успел с своими клевретами довести Его и безгрешного и во всём неповинного до креста и погребения, до смерти и ада; но на свою лишь только погибель и посрамление конечное, ибо Господь Иисус крестом Своим сокрушил и упразднил грех, Своею смертию умертвил смерть, Своим снисшествием во ад разрушил ад и всех содержимых в нём пленников, верою и упованием пришествия Его чаявших, извёл в рай. Тем не менее однако ж при наступлении страданий и во время самых страданий, видя неукротимую злобу врага и жестокость Своих мучителей, Он не мог, по человечеству, не ужасаться и не скорбеть болезненно, не мог не взывать к Богу Отцу Своему о Его помощи и заступлении, о Своём избавлении и спасении. И вот Он, по свидетельству Апостола, с воплем крепким и со слезами взывает к Нему: но Ты, Господи, не удаляйся от Меня. Сила Моя! поспеши на помощь Мне. Избавь от меча душу Мою, от пса одинокую Мою. Спаси Меня от пасти льва и от рога единорожа, услышав, избавь Меня. Что же Отец, услышал ли и избавил ли Своего Сына Возлюбленного? Апостол уверяет, что услышал и избавил от благоговеинства. В чём и как? В том, что крест Его, орудие казни дотоле поносное, обратил для Него и для всех верующих в Него в opyдиe славы вечной и божественной; Его гроб соделал источником жизни, Его тело и кровь пищею бессмертия и залогом наследия небесного, затем воскресил и вознес Его на небо, и, спосадив с Собою одесную престола величествия на высоких, даровал Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2:10–11). В том, что распятый Господь в самом распятии Своём совлек, по Апостолу, начала и власти темныя, изведе в позор дерзновением, изобличив их в Себе, т. е. обессилил и явно посрамил их, восторжествовав над ними в Себе, а рукописание, еже на нас, и еже бе сопротивно нам, истребил, и то взят от среды, пригвоздил е на кресте (Кол.2:14–15), затем, низведенный во гроб и снишедый в до́льнейшие страны, Он открыто вошёл в дом крепкого, имущего державу смерти диавола, и самого его пленил и связал, а все сосуды его, т. е. всякого рода оружия, с которыми он дотоле против сынов Адамовых так успешно ратоборствовал, расхитил (Мф.12:29), так что Апостол в восторге духа после сего вопрошает: где mu, смерте, жало, где ти, аде, победа? Жало же смерти, при сем замечает он, грех есть, сила же греха – закон, и затем благодарить Бога, взывая: Богу же, благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом (1Кор.15:55–57). Победа подлинно великая и необычайная: не действующий, а страждущий одержал её, и одержал в то именно время, когда враги Его думали торжествовать над Ним и безумными кликами возглашали уже победу свою.

Но почему молящийся Христос называет здесь душу Свою единородною или одинокою, говоря: избави от оружия душу Мою, и из руки песии единородную Мою? По двум, думаю, причинам: во-первых потому, что Он в это тяжкое и прискорбное время ни в ком, кроме малого числа избранных Своих, не встречал для души Своей сострадания и сочувствия, и во-вторых потому, что душа Его, как ни малейшему греху не причастная, и не только делом или словом, но и мыслию порочною не омрачённая, была действительно единородная, т. е. в своём роде единственная и от всех других душ человеческих отличная. Таков нам, пишет об Нём апостол Павел, подобаше Архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник, и вышше небес бывый (Евр.7:26); об Нём же говорит апостол Пётр: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет.2:22).

Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя (Пс.21:23).

В сих словах заключается для нас новое доказательство, что рассматриваемый нами псалом есть действительно молитва Христа Богочеловека, потому что апостол Павел в Послании ко Евреем эти слова прямо относит к Иисусу, говоря: и Святяй и освящаемии от Единаго eси, ея же ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя (Евр.2:11–12).

В каком же смысле Иисус Христос есть наш брат? Тот же Апостол объясняет это далее, выставляя, что Он, по человеколюбию Своему, приобщился нашей плоти и крови, восприяв то и другое не от Ангелов, а от семени Авраамова (Евр.2:14–16). След., так назван Он не по Божеству, по которому он есть Единородный Сын от Отца, и яко Бог, с Ним Единосущный, а по человечеству, по которому Он равен нам во всём, разве греха, как облечённый подобною нашей плотию, и потому в другом месте у того же Апостола называется Он первородным во многих братиях (Рим.8:29), и перворождённым из мертвых; как прежде всех человеков Своею силою воскресший из мертвых, или, лучше сказать, как начаток и виновник воскресения всех, яко да будет во всех Той первенствуя (Кол.1:18). Таким образом, молящийся Христос даёт здесь, по человечеству, обет возвестить имя Бога Отца Своего человеком и посреде церкви, т. е. в собрании верующих, воспеть Его. Исполнил ли Он обет сей? Без сомнения, исполнил и Сам непосредственно во время земной Своей жизни и по воскресении из мертвых, и посредственно чрез Апостолов и их преемников, и даже до ныне продолжает исполнять чрез пастырей и учителей церковных, чрез клир и народ, ежедневно в домах и во храмах хвалу Богу Вышнему воспевающих. О первом способе Сам Он возвещает нам, исповедуясь пред Отцом Своим: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, их же дал eси Мне, да будут едино, яко же и Мы. И сказах им имя Твое, и скажу, да любы, ею же Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (Ин.17:11:26), и в другом месте: явих имя Твое человеком, их же дал еси Мне от миpa: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша (Ин.17:6). А о последнем способе сказуютнам евангелисты; так евангелисты Матфей и Марк своё описание тайной вечери и предсмертной беседы Христовой с учениками Своими заключают следующими словами: и воспевше, изыдоша в гору Елеонскую (Мф.26:30, Мк.14:26). Евангелист Лука о последователях Христовых вообще замечает, что они бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога (Лк.24:53); а евангелист Марк об Апостолах повествует: они же исшедше, проповедаша всюду, Господу поспешствующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми (Мк.16:20). Апостол же Павел между прочими наставлениями Ефесянам преподает и следующее: исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф.5:18–19), и темъ указываетъ на обычное и ежедневное заняпе верующихъ того времени.

Боящиися Господа восхвалите Его, все семя Иаковле прославите Его, да убоится от Него все семя Израилево (Пс.21:24).

Молящийся Христос Господь, дав выше обет Богу Отцу Своему возвестить имя Его братии Своей по плоти и воспеть Его посреде церкви, не только Сам предначинает исполнение обета сего, но и других к тому же побуждает, и, что особенно замечательно, не одних Иудеев призывает к сему, но и язычников, верою во Христа к этой природной маслине прицепившихся, и таким образом вошедших в состав Его Церкви, называя первых семенем Иаковлевым, как от Иакова происшедших, а последних – боящимися Господа, как своею благочестивою и богобоязненною жизнию стяжавших себе право на участие в заветах и обетованиях Божиих вместе и наравне с первыми, и потом тех и других соединяя в одном общем названии семенем Израилевым, так как те и другие, чрез веру соделавшись сынами Божиими, соделались чрез то одним истинным Израилем, по предречению св. Иоанна Предтечи, яко может Бог и от камения языческого воздвигнути чада Аврааму (Лк.3:8), и по объяснению апостола Павла, который сказал: не вси сущии от Израиля, cии Израиль, ни зане суть семя Авраамле, вси чада; но во Исааце, рече, наречется ти семя, сиречь, не чада плотская, сия чада Божия, но чада обетования причитаются в семя (Авраамле) (Рим.9:6–8). Посему, как Иудеи, так и язычники, все семя Израилево восхвалите и прославьте Господа, благоговейте пред Ним и покланяйтеся Ему. За что и почему?

Яко, отвечает молящийся Богочеловек, не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша Мя (Пс.21:25).

Т. е., за то и потому, что не смотря на беспредельное величие Своё и на высоту, для человеческого естества недосязаемую, молитвы Моей не презрел и не отвергнул, но как скоро воззвал Я к Нему, Он тотчас Меня услышал; ибо здесь под именем нищего Богочеловек разумел Самого Себя по тому уничиженному состоянию, до какого Он благоволил низойти ради спасения нашего. О сем состоянии во время жизни Своей Он Сам свидетельствует, говоря: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда, Сын же Человеческий не имать где главы подклонити (Мф.8:20); при наступлении же и во время страданий Его, сиe беспомощное неимущество Его до того отяготилось и увеличилось, что самые преданнейшие ученики Его все Его оставили, а один даже перешёл на сторону врагов Его и сам первый предал Его, и как притом? лукавым лобзанием.

От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе (Пс.21:26).

Не Своей искал Я славы, продолжает Он, пребывая на земле и проповедуя учение Твое человеком, но Твоей, не Свою творил Я волю, проходя многотрудный путь Моего служения, но Твою, Отче праведный, пославый Мя, а потому от Тебя Единого и ожидаю похвалы Себе, и она не раз приходила ко Мне то в вещании Ангельском при Моём рождении: се родися вам днесь Спас мира, Иже есть Христос Господь (Лк.2:11), то в гласе Отеческом, на Иордан и Фавор снисшедшем от Тебе; Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте (Мф.17:5, Мк.1:11), то в громоносном отзыве с неба на Моё к Тебе моление: и прославих, и паки прославлю (Ин.12:28), то в многочисленных знамениях и чудесах, в Моё имя учениками совершаемых, то в видениях и откровениях Петру и Павлу, Божественное Мое естество и единосущие с Тобою проявляющих. Сего ради, исповемся Тебе в Церкви велицей, т. е. возвещал и буду возвещать о Тебе в Церкви велицей или вселенской, от конец до конец земли простирающейся, и все племена и народы, все времена и пространства собою объемлющей. Молитвы Моя ваздам пред боящимися Его. Здесь под словом: молитвы, по замечанию блаженного Феодорита, должно разуметь необыкновенные моления, но обеты молитвенные. Это не обеты о которых Он говорил выше, обещая воспевать Богу чрез уверовавших в Него, и о которыx теперь высказывает яснее, что Он приведёт оные в исполнение, и не просто, а пред лицем боящихся Господа, т. е., открыто и торжественно; дабы, как замечает блаженный Феодорит, поучающиеся в словесах из самых событий дознали истину слов сих. Поскольку же упомянул Он здесь о Церкви, то по необходимости делает о ней предречения и предвещает призвание всех народов; ибо их именует убогими, как не имевших богатства благочестия, но порабощённых убожеству неведения.

Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его: жива будут сердца их в век века (Пс.21:27).

О каком это ядении и насыщении говорится здесь? С первого взгляда можно подумать, что здесь речь идёт о принятии пищи обыкновенной и вещественной, и сему изъяснению нисколько не препятствует то, что ядущим, вслед за насыщением, приписывается восхваление или благодарение Господа, чему и должно быть именно так, а не иначе; ибо Господь, по словам Пророка, дает пищу всякой плоти, преимущественно же боящимся Его (Пс.135:25, 110:5), что от Него, по свидетельству апостола Иакова, исходит всякое даяниe благое, и всяк дар совершен (Иак.1:17), и что Он один, по выражении апостола Павла, с небесе нам дожди дает, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша, а потому и Господь, в данной нам молитве, научил нас у Него – Отца Небесного просить себе хлеба насущного на всякий день и по примеру (Деян.27:35) и увещанию Апостола, за все благодарить (1Фес.5:18), и аще ямы, или пиемы, вся во славу Божию творити (1Кор.10:31). Но вот что совершенно препятствует такому толкованию и заставляет поневоле от него уклониться и искать другого значения; здесь непосредственным следствием насыщения представляется стяжание жизни вечной; ибо сказано: жива будут сердца их в век века, чего от принятия пищи обыкновенной и вещественной, как всякому известно, не бывает и не может быть, а напротив, как сама она превращается в тление, так и всё, что, при посредстве её, в нас и для нас вырабатывается, готовится к истлению: брашна чреву, говорит Апостол, и чрево брашном: Бог же и cиe и сия упразднит (1Кор.6:13); Вся же cия суть во истление употреблением (Кол.2:22). Что же после сего в настоящем месте должно разуметь под ядением и насыщением? Ядение и насыщение духовное. Посему-то ядущие и названы здесь взыскающими Господа. Это суть те алчущие и жаждущие правды Христовой, которых Небесный Учитель называет блаженными, обещая им полное насыщение: блажени алчущии и жаждущии правды, глаголет Он, яко тии насытятся (Мф.5:6). И они действительно имеют полное и неоспоримое право на наследие живота вечного, ибо как сама правда, по словам Премудрого, есть безсмертна (Прем.1:15, Притч.10:2), и от плода ея древо жизни прозябает (Притч.11:30), и в путях ея обретается живот (Притч.12:28), так и питающиеся ею мужи праведные, по словам того же Премудрого, во веки живут (Прем.5:15), и в своих руках имеют источник жизни, а в делах верный залог живота (Притч.10:11,16). Об них только одних и можно было сказать, как сказано у Пророка, что сердца их жива будут в век века. Что же такое правда Христова? Оправдание нас грешных и немощных пред лицем Бога правосудного, крестными заслугами Христа Иисуса нам исходатайствованное и туне благодатию, по неизреченному Его милосердию, нам дарованное, а затем с нашей стороны жизнь во всем с Его примером и учением сообразная, начинающаяся верою в Него, укрепляемая, ободряемая и поддержимая надеждою на Него, одушевляемая, оплодотворяемая и усовершаемая любовию к Нему, ибо любы, по Апостолу, исполнение закона и соуз совершенства есть, и сотворивый та человек жив будет в них.

Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык (Пс.21:28).

За страданием и смертию Христовою, по плану в судьбах Божиих предначертанному, должно было последовать обращение к Богу всех народов земных, иудеев и эллинов, скифов и варваров, рабов и свободных, словом, всех живущих на земле под каким бы ни было наименованием и в какой бы ни было стране. Об этом теперь и предвещает, к утешению верующих, молитвенное слово Богочеловека: помянутся, говорит оно, и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Помянутся, т. е. вспомнят Господа, сотворшего небо и землю и их самих, Которого они забыли, изменивши славу нетленного Бога в подобие тленна человека и птиц и четвероног и гад, и Которого в течении столь многих веков постоянно оскорбляли, поклоняясь истуканным и предаваясь всем мерзостям языческим, вспомнят и обратятся к Нему верою во Христа вси концы земли, т. е. все живущие на земли, от одного конца до другого, и вся отечествия языке, т. е. все разноплеменные народы языческие, и обращение свое засвидетельствуют поклонением пред Ним и прославлением Его во псалмах и пениях и песнях духовных, и своею святою и богоугодною жизнию, не по своим страстям и похотям, но по Его заповедям и оправданиям благоустрояемою, и таким образом составят Церковь единую и повсеместную или вселенскую, как Един есть Бог и Отец всем, всё содержащий, всё устроивший и всем управляющий. Это предвещание совершенно равносильно тому, которое Сам Господь Иисус, незадолго пред своими страданиями, изрёк, назнаменуя, как замечает Евангелист, коею смертию хотяше умрети, т. е. крестною: аще Аз вознесен буду от земли, глаголал Он, вся привлеку к Себе (Ин.12:32–33). И действительно, с того именно времени началось и продолжается доселе обращение ко Христу всех народов земных. Еще вися на кресте, распятый Иисус уже привлёк к Себе с одной стороны сораспятого с Ним благоразумная разбойника, а с другой стоявшего при кресте Лонгина сотника, из которых тот и другой познали и исповедали в Нём Сына Божия, сказав открыто пред всеми, первый: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое (Лк.23:42), а последний: во истину Божий Сын бе сей (Мф.27:54), и за то оба удостоились быть принятыми в число избранных Его. Но в большей силе и объёме открылось cиe обращение ко Христу по Его вознесении на небо и по сошествии Св. Духа на Апостолов, когда они, рассеявшись по разным странам и народам, пронесли Евангельскую проповедь во все концы земные, так что апостол Павел, говоря о своём времени, уже свидетельствует, что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Рим.10:18). Окончательное же и совершенно полное обращение предъизбранных и предопределённых судьбами промысла в состав Христовой Церкви народов земных и останка Израилева последует, по учению Апостола, пред кончиною миpa. Не хощу вас, братие, говорит Апостол, не ведети тайны сея, яко ослепление отчасти Израилеви бысть, дóндеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим.11:25). Кийждо во своем чину, он же говорит, начаток Христос, потом же Христу веровавши в npишecтии Его; таже кончина, егда предаст царство Богу Отцу своему (1Кор.15:23–24).

Яко Господне есть Царствие, и Той обладает языки (Пс.21:29).

В сих словах представляется причина на предыдущее, т. е. потому все народы земные, как Иудеи, так и язычники, должны безразлично обратиться ко Господу, или, что то же, войти в Церковь Христову, что один Он есть Царь неба и земли, что Его Царство простирается повсюду и всех объемлет, и что к Его владению принадлежат и язычники так же, как Иудеи: Той обладает языки и потому те и другие должны Ему покориться и воздать должную честь и славу. Это то же, что и Апостол написал в Послании к Римлянам, вопрошая: или Иудеев Бог токмо, а не и языков? и потом сам же отвечая: ей, и языков, понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры и необрезание верою (Рим.3:29–30). Для большей же удобопонятности сих слов и подобных им неизлишне будет заметить, что у Иудеев был и есть даже доныне предрассудок, имеющий, впрочем, основание в самом Писании, что только они одни – народ достойный сего имени, как народ Богом избранный, руководимый и покровительствуемый, а все пpoчиe народы, как Богом отверженные и Его взаимно не почитающие, а поклоняющиеся бездушным истуканам, и потому к Его Царству не принадлежащие, не заслуживают сего названия; это, по их мнению, дрожди или отpeбиe человечества, достойные извержения и попрания. Замечательно также, что в свою чреду язычники, особенно Еллины, только себя одних почитали людьми, а всех прочих и в том числе Иудеев признавали и называли не иначе, как варварами. А мы сами ныне разве не то же говорим и думаем о народах, не усвоивших себе наших нравов и обычаев? То и другое равно несправедливо, постыдно и предосудительно. Такое своекорыстное предубеждение, происходя от самолюбия человеческого, унижает человечество и тем много оскорбляет и прогневляет Бога, создателя всех человеков. Что же правосудный Бог, как смотрит на эти взаимные наши похвальбы и порицания, превозношения себя и унижения других, выказывающие в нас детский не зрелый ум и злое сердце? Без сомнения, с гневом и отвращением; ибо Бог, по словам Писания, гордым противится, смиренным же даёт благодать. И вот что, между прочим, Иудеям, хвалившимся пред язычниками своим происхождением от Авраама и даже прямо от Бога: мы от любодеяния несмы рождени, взывали они в самообольщении, единого Отца имамы Бога (Ин.8:41), и потому естественно и исключительно почитали себя принадлежащими к Царству Божию, говорил Небесный Учитель: глаголю же вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царcтвии Небеснем, сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом (Мф.8:11–12). Против этого же предрассудка иудейского, оказавшегося для них впоследствии столько гибельным, направлено и настоящее слово пророческое, уверяющее, что Господне есть Царствие, что Господь обладает и язычниками так же, как Иудеями, и что и они, наконец, хотя и далеко уклонились от Него и забыли Его, потом вспомнят Его, придут к Нему и поклонятся пред Ним.

Ядоша и поклонишася eси тучнии земли: пред Ним припадут eси нисходящии в землю, и душа моя Тому живет (Пс.21:30).

Под именем тучных земли разумеются цари и князи земные, судии и вельможи, богатые и славные, и все имеющие какую-либо власть, силу, влияние и значение в обществе. По связи речи видно, что эти люди принадлежат к числу языческих народов, о которых говорено было выше. Но они ядят и поклоняются Господу в благодарность за насыщение, след., это суть язычники, уже обратившиеся к Богу и во Христа уверовавшие. Что же они ядят, и чем насытившись благодарят Господа, или, лучше сказать, что ели и за что именно возблагодарили Господа, ибо сказано ядоша и поклонишася? На сей вопрос даёт обстоятельный ответ апостол Павел, говоря о Христианах, как о вкусивших дара небесного и причастников бывших Духа Святого и доброго вкусивших глагола и силы грядущего века (Евр.6:4–5). Видите, как много они ели; неудивительно, что от того, сделались тучными. Что же опять это за трапеза, столько обильная брашнами избранными? Это – трапеза учения Христова, преподающего верующим седьмиобразное действие Духа Святого, а вместе с тем верный залог жизни и славы вечной, и блаженнотворного приобщения Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина, во храмах священнодействуемых. От сей божественной и боготворящей трапезы тучные земли, до преизбытка насытившись, возблагодарили Господа благоговейным поклонением Ему. И так, то, о чём, в предыдущих стихах слово пророчественное говорило как о будущем, здесь представляет уже как бы совершившимся: для него будущее не только как настоящее, но и как прошедшее.

Но оно не останавливается только на земле, а проникает и внутрь земли и в царство подземное, и там – по ту сторону гроба, видит нисходящих в землю, т. е., умирающих припадающими пред Господом и провещает о том, говоря: припадут пред Ним еси нисходящии в землю. Это будет, по словам блаженного Феодорита, по воскресении из мертвых, когда одни добровольно, а другие невольно, одни из любви, а другиe из страха, воздадут Господу Иисусу должное поклонение, по свидетельству Апостола, уверяющего, что о имени Ииcycoвe всяко колено поклонится небесных, и земных и преисподних и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2:10–11).

Душа Моя живет Тому, и семя Мое поработает Ему (Пс.21:30–31).

Для открытия истинного смысла в словах сих нужно прежде всего припомнить, кто говорит оные и к кому с ними обращается. Говорит сии слова Богочеловек Христос к Богу Отцу Своему и к Нему же обращает оные. След., душа Христова живёт Богу Отцу и семя Христово поработает Ему. За сим остаётся только объяснить, кого должно разуметь под именем семени Христова, и как душа Христова живёт Богу, а семя Его работает Ему, и тогда весь смысл этих слов будет для нас понятен. Семя Христово суть уверовавшие в Него, о которых св. Иоанн Богослов говорит: елицы же прияша Его, т. е. Христа, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин.1:12–13). Где и как сии чада родились и чрез то вошли в родство со Христом, соделавшись; так сказать, Его потомством, яко сонаследники Его и наследники Богу? В купели крещения, быв в ней от всех греховных нечистот очищены и освящены банею водною в глаголе (Еф.5:26). Каким же образом душа Христова живёт Богу Отцу, а семя Его работает Ему? Душа Христова живёт Богу-Отцу, соприсутствуя Ему с пречистою Своею плотию на престоле славы одесную Бога Отца, а семя Его работает Ему, исполняя волю Его и творя благоугодное пред Ним, воля же Божия cия есть, еже быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Еф.1:4), и избыточествовати во всяко дело благо (2Кор.9:8), и еже хранити себе самех от блуда, еже не преступати и не лихоимствовати в вещи брата своего: не призва бо нас Бог в нечистоту, но во святость (1Фес.4:3–7), еже не быти нам тщеславными, друг друга раздражающе, и друг другу завидяще (Гал.5:26), но облещися, по наставлению Апостола, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, воздержание и долготерпение, приемлюще друг друга, и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение, яко же и Христос простил есть нам, над всеми же сими стяжати любовь, яже есть соуз совершенства (Кол.3:12–14). И не по нашей только догадке мы толкуем cии слова таким образом, но таково именно единогласное мнение древних отцов и учителей Церкви, как то: Афанасия Великого и блаженного Феодорита, которые оба почти слово в слово говорят так: семя Владыки Христа суть возрождённые банею пакибытия и приявшие дарование сыноположения; потому и сказано, что Его душа Тому живёт, а не работает, семя же Его работает, потому что восприятое естество соединено с восприявшим Божеством и соделалось причастным той же чести и славы. К этой-то чести и славе, как к почести своего вышнего звания, нам предоставленной, и мы, возлюбленные о Господе; чада и братия, как восприявшие благодать возрождения во Св. Крещении и чрез то соделавшиеся семенем Христовым, должны всеусильно стремиться, упражняя себя в добродетели, и по степеням её, яко по некоей духовной лествице, всё более и более восходя к горним обителям, а для того постоянно и ревностно очищая и освящая себя постом и молитвою, благотворением и общением и церковными таинствами. Прекрасно здесь Христиане названы семенем Христовым, потому что благодать Крещения, сколь ни велики, ни чрезвычайны преобразовательные и освятительные её силы и действия в нас, делает нас не больше, как только семенем, способным, при известных условиях, расти и возрасти в древо вeлиe, досязающее до небес, но могущим также, по нерадению нашему, и заглохнуть и остаться в нас бесплодным. Потому-то Апостол заботливо предостерегает и молит Коринфян не вотще благодать Божию npияти им (2Кор.6:1). Прекрасно также и другое значение сего названия, т. е. значение родства или потомства Христова; ибо без сего родства со Христом и во Христа со всеми верующими в Него, наипаче же со святыми, благоугодившими Ему родства ближайшего, теснейшего и неразрывного, какое имеет сын с отцом и брат с братом, не возможно спастися и живот вечный наследовать. Вот почему пророк Иcaия ублажает тех, которые успели приобрести себе такое родство: блажен, говорит он, иже имеет племя в Cиoне и южики во Иерусалиме, разумеется не земном, а небесном (Ис.31:9); участь их благонадежна и верно обеспечена.

Возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людем рождшимся (родитися имущим), яже сотвори Господь (Пс.21:31–32).

Предвозвестив в молитве Своей Христос Спаситель будущее обращение язычников и оправдание всего человеческого рода Его крестными заслугами, в словах: помянутся и обратятся ко Господу вcи концы земли, и поклонятся пред Ним вся omeчecmвия язык. И ядоша и поклонишася Ему еси тучнии земли: пред Ним припадут еси нисходящии в землю. И семя Его поработает Ему, теперь говорит о сем событии, как бы уже о совершившемся, и вместе предсказывает, что об нём, как о деле великом и славном, будет возвещать потомство и передавать известие о том из рода в род родам грядущим. Возвестит, говорит он, яже сотвори Господь, род грядущий, и возвестят правду Его людем, родитися имущими. Но возвестить не просто, а Господеви прибавлено, след., воспевая и прославляя величие имени Господа, сотворшего сия, и тем воздавая Ему должную дань хвалы и благодарности за Его толикое благодеяние к роду смертному, тогда как и для духов бессмертных Он не благоволил того же сделать. Услышат при сем люди, родитися имущии, не только о безмерном Его милосердии, но и о беспредельном Его правосудии, в удовлетворение коего Он и Сына Своего Единороднаго не пощаде, но за нас всех предал есть Его (Рим.8:32), услышат и удивятся, и вострепещут за своё недостоинство; сознав же недостоинство своё, с верою и надеждою повергнутся пред Ним, в Нём одном ища своего спасения, и прославят Его в душах и телесех своих, представляя оные в жертву живу, святу и благоугодну Богови – словесное служение (Рим.12:1). После сего не странно ли и не прискорбно ли, скажем словами блаженного Феодорита, что неразумные и непонятливые Иудеи, читая непрестанно словеса Божия, не видят и не слышат в них Христа, глаголющего и предвозвещающего Свои крестные страдания и за тем обращение язычников, утверждая, что псалом сей говорит о Давиде, тогда как из слов самого псалма ясно открывается, что здесь речь идёт не о настоящем, а о будущем: возвестит, сказано, Господеви род грядущий, и проч. Но эта странная и, по свойству своему, непостижимая загадка наперёд, задолго ещё прежде нас, разгадана апостолом Павлом, который говорит, что даже до сего дне покрывало Моисеево во чтении Ветхаго Завета пребывает на Иудеях не откровено, зане о Христе престает. Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2Кор.3:14–15), так что они, по свидетельству Самого Христа Спасителя, видяще не видят, и слышаще не слышат, и сердцем не разумеют: отолсте бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима, услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их (Мф.13:14–15); внeгдa бо обратятся, объясняет Апостол, взимается с них покрывало (2Кор.3:16). Будем убо молить и просить усердно и ревностно посетителя душ наших Христа Иисуса, яко света несозданного, просвещающего всякого человека, грядущего в мiр, да отымет Он Сам Своею десницею от очей и сердец их покрывало ожесточения и да даст им ум разумети Писания и обрести в них Того, Его же чаяша и издалеча лобызаша отцы их, Его же закон и пророки предвозвестиша и Его же апостолы проповедаша всюду, Господу поспешствующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми. Аминь. (Мк.16:20).


Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - [4], 633, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle