Источник

Слово в неделю Пасхи святые

И будет вам день сей в память, и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша (Исх. 12:14).

Если так предписано было о ветхозаветной пасхе, которая была только сению новозаветной; если иудеи должны были каждогодно воспоминать и праздновать день своего исхода из Египта, – освобождение от своего временного рабства: то Церковь Христова тем более должна торжествовать, веселиться и радоваться в сии дни воскресения Христа Спасителя – истинной и вечной Пасхи нашей. Ибо воскресением Иисуса Христа мы освобождены от царства тьмы, исторгнуты из поносного рабства духовному фараону и преставлены в свободу чад Божиих.

Чем вообще духовное важнее телесного, вечное – временного, небесное – земного: тем и наше освобождение важнее освобождения иудейского. Следовательно и настоящая радость наша, и настоящее торжество наше должно быть несравненно выше, несравненно величественнее, нежели радость и торжество древнего Израиля. Христиане торжествуют, веселятся и радуются, – и духовной их радости никтоже возмет от них (Иоан. 16:22). Ибо Воскресший ктому уже не умирает, и смерть Им ктому не обладает (Рим. 6:9). Он, по обещанию Своему, с нами есть во вся дни до скончания века (Матф. 28:20).

Церковь знает всю цену спасительных плодов воскресения Господня, и в слух всех сынов своих торжественно восклицает: «веселитеся и радуйтеся, яко Христос воскресе. Торжествуйте и восхищайтесь, яко умерший Спаситель из мертвых воста». Все чада ея, все носящие на себе имя христиан, по видимому, слышат приветственный глас своея Матери, и ответствуют на него своею покорностию: ибо все твердят: Воистинну воскресе Христос. Но все ли они действительно способны исполнить его, и все ли истинно и вполне могут ощущать радость о воскресении Христовом? Вот вопрос достойный нашего внимания.

Бесспорно, что настоящее торжество Церкви и само в себе столь полно и совершенно, что невольно возбуждает и настроивает дух наш к радости. Но не все те, которые именуются христианами, могут в полной мере наслаждаться радостию чистою и небесною. Пророк Исаия говорит: несть радоватися нечестивым (Ис. 48:22), а Церковь среди самого торжества воспевает ныне: да погибнут грешницы (Псал. 67:3); следовательно тем самым уже отлучает их от соучастия в своей радости. Подлинно, неистинные христиане – и недостойны и неспособны вкушать чистую радость о воскресении Иисуса Христа.

Правда они вместе с достойными христианами приходят в храмы в сей торжественнейший праздник, облекаются в светлые одежды, помазуют главу свою елеем, но, без сомнения, не в знак сердечной радости, а только по одному принятому обыкновению. Они приветствуют друг друга торжественным восклицаниями Церкви: Христос воскресе, но внутренно дух их не изрекает того, что внешно говорят уста; сердце их не чувствует того, чтó слышит ухо. Они чужды истинной радости: ибо они мертвы по духу. Их ум, вместо того, чтобы быть светильником ногам их, блуждает во тьме и сени смертной; не мыслит, яже суть Божия, но яже человеческая (Матф. 16:23); весь разум их обращен к тому, чтобы изыскивать только удовольствия плоти и страстям, их пожирающим. Воля их вместо того, чтобы сообразоваться с волею Божиею, все делает по самолюбию, а посему во всех своих поступках имеет в виду не славу Бога и пользу ближних, но славу и пользу собственную. Чувствования их вместо того, чтобы быть им таковыми же, какия были и во Христе Иисусе, заняты низкими, мирскими предметами, по безчисленному множеству коих оне развлекаются и раздробляются.

Словом, все существо их обращено не к Богу, но к миру, который доставляет им своего рода радости, – и, обольщенные очаровательными его прелестями и красотами, с жадностию стремятся к ним, забыв, что оне часто и в сей еще жизни превращаются в неутешный плач и рыдание. Таким образом, живя всегда в рассеянии, безпечности и какой-то душевной дремоте, они не чувствуют своей виновности пред Богом, – не знают, что грех утверждает в них свое владычество, что они находятся в самом бедственном и пагубном состоянии. Таким образом, быв христианами, но не понимая важности заслуг Искупителя, кроме которого, по Писанию, нет ни в ком ином спасения для человека (Деян. 4:11), они не могут обнять нечистым умом своим всех благотворных действий воскресения Христова, торжественно ныне воспоминаемого Церковию; не понимают, что воскресение Его освободило нас от владычества греха и смерти. Но, не принимая всем сердцем сей утешительнейшей истины, могут ли они участвовать вместе с Церковию в истинной и святой ея радости? Могут ли они ныне торжествовать и радоваться, когда не имеют к сему никакого основания? Нет, слушатели, они мертвы духоме и неспособны принимать духовных радостей.

При настоящем торжестве Церкви, истинную радость в полной мере вкушают только те из христиан, которые искренно преданы Богу своему, которые духовно воскресли со Христом. Посему-то конечно св. Церковь, удаляя нечестивых от своей радости, воспевает ныне: тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся (Псал. 67:8). Воскреснув духом своим, оставив дела плоти, и не привязываясь ни к чему земному, они по словам апостола Павла, постоянно вышних ищут, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3:1), постоянно исполняют святый закон Его, день и нощь поучаются в заповедях и оправданиях Его, и по той мере, как непрестанно совлекаются человека ветхого, непрестанно также облекаются и в человека нового (Кол. 3:9). Обновленный ум их уже не блуждает во тьме и мраке, мудрствует уже о горнем (Кол. 3:2) и имеет такое помазание свыше, которое научает их всему (1Иоан. 2:27); воля их во всем покаряется воле Божией; чувствования их подобны чувствованиям Христовым; дух смиренномудрия, терпения и любви наполняет сердца их. Словом, они всем существом своим прилепились к Богу крепкому и живому, возлюбили Его всем сердцем, всею душою и всею крепостию своею (Лук. 10:37); весь ум, вся воля, и все чувства их обращены бывают всегда к единому токмо Богу, у Которого источник живота и обилие радостей, и в деснице которого утехи и вечное веселие.

Таковое их приближение к Богу, исполнение закона, спокойствие совести, конечно, может и должно вселять, питать и умножать в них чувства радости, постоянно доставлять духу их покой и сладостный мир. Но настоящее торжество Церкви – воскресение Иисуса Христа, исполняет сердца их радостию величайшею, чистейшею и неизреченною. Ибо в нем они усматривают залог вечного своего блаженства и славы.

Сознавая виновность свою пред Богом и вместе чувствуя, что делами своими, сколько бы они святы и совершенны ни были, никак не могут загладить оную пред строгим правосудием неба, они конечно не могли бы радоваться в торжественные дни сии; но теперь, когда они внутренно уверены, что воскресший Искупитель загладил вину их пред Отцем небесным и открыл им свободный вход в вечные обители Его, теперь сердца их исполняются небесною радостию. Теперь грех уже не имеет над ними власти своей: Господь Иисус искупил их Своею смертию из сего поносного рабства. Теперь ужасы смерти уже не страшны для них: умерший и воскресший Спаситель пременил эти ужасы в мирные вестники вечных радостей. Теперь угрозы ада и страшные его полчища не возмущают их: он уже поруган, попран, опустошен. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? (1Кор. 15:55). Где несчастные узники, которых вы содержали в оковах своих целые тысячелетия? Где страшные укрепления, которые вы непрестано созидали и умножали на пагубу человечества? Все оне разрушены и ниспровернуты всемощною силою воскресшего Страдальца Христа. Все узники, какие только оказались достойными милосердия Божия, исхищены и преведены в царство вечной славы.

По сей-то причине воскресение Иисуса Христа упоевает истинных христиан небесною радостию. Посему-то они на глас Церкви, возвещающей воскресение Христово, и сердцем и устами ответствуют: Воистинну воскресе Христос. Христос воскресе, и слова сии, сколь ни многократно слышали они их от других, сколь ни многократно произносили их сами, и сколь ни уверены они в истине сего события, – снова повторяют и слушают их с неописанным удовольствием, которое, сокрываясь в глубине их духа, обнаруживается в чертах их лица, блистает во взорах, изливается в словах и открывается во всех их поступках и движениях. Итак, слушатели, одни преданные Богу, одни духовно воскресшие со Иисусом Христом могут вполне наслаждаться чистою радостию настоящего торжества Церкви, одни только они законно торжествуют христианскую Пасху.

Но те не воскресли, которые еще не умирали: где нет смерти, там нет и не может быть и воскресения.

Христианин! Умри со Христом, если желаешь воскреснуть с Ним. Страдай с твоим Господом, если хочешь приять утешение на трапезе Владыки своего. Вкуси прежде из горькой чаши мучений Его, и потом уже будешь вечно упиваться от тука дома Божия (Псал. 35:9). Что же после сего значит, если некоторые из христиан поспешают в дом Божий, чтобы разделить небесные радости с избранными обитателями его, между тем как сами никогда не думали и не хотели быть участниками в страданиях их? Что значит, если они для приятия духовных утешений, приносят только плотския чувства свои? Что значит, если они вместо преимущественного над собою бдения во дни светлой недели, предаются безпечности, праздности и роскоши языческой; если среди торжества духовной свободы работают одной плоти; если празднуя новую Пасху, остаются в древней злобе; если показывают все признаки радости о воскресении Христовом, а внутренно мертвы пред Богом? Что тогда значит таковый праздник их, что значит таковое торжество и радование их? Ах! это не больше, как один только призрак веселия, или лучше, предвестник печали, ожидающей их в царстве вечных утех.

Скоро, скоро узрит Верховный Домувладыка внутреннее безобразие присущих на священном торжестве Его, и во гневе своем праведном повелит ввергнуть их в место вечных скорбей и болезней. И потому, дабы нам законно вечно торжествовать Пасху нашу, дабы быть истинными участниками светлого торжества святой Церкви, мы необходимо должны все наше внимание, все наши силы устремлять к тому, чтобы нам духовно воскреснуть, чтобы обновиться духом ума нашего, подчинить волю нашу воле Божией, все чувствования души нашей уподоблять чувствованиям Богочеловека Христа, пламенеть к воскресшему Господу любовию крепкою, как смерть, – не жить более себе, но Ему единому служить и покланяться, и таким образом в радости и веселии сердец соделывать свое спасение.

Но воскресший Христе Иисусе! Ты ведаешь немощь естества нашего; сердцу нашему от юности прилежит помышление на злая. Убо сам воскреси нас, сам сотвори, да и ум, и воля, и все чувствования наши воспарят к Тебе, седящий одесную Бога и Отца. Воскреси нас, дабы мы во псалмех и пениих и песнех духовных (Кол. 3,16) выну могли воспевать и петь Тебе единому. Владыка неба и земли, научи нас праздновать настоящую Пасху нашу не в квасе ветсе, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины (1Кор. 5:8). Воскреси нас, дабы мы вместе с Церковию, торжествующею славное Твое воскресение, дерзновенно могли ныне и всегда возглашать сие восклицание: воистинну воскресе Христос. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle