VIII. Речь при открытии Попечительства при Богородице-Рождественской церкви Казанского Епархиального женского училища13. О пользе и необходимости новооткрываемого Попечительства
Я очень счастлив, что сегодня принес бескровную жертву в храме, посвященном имени Божией Матери, и особенно счастлив потому, что помолился пред чудотворным Казанским образом Богоматери, покровительницы г. Казани, да и не одной Казани, а всей России. Мне приятно ознаменовать свое первое служение в училищной церкви добрым делом–открытием Попечительства о бедных ученицах.
Бедность нашего духовенства, особенно низших членов причта, известна всем. Я знаю эту бедность не только по служебному своему положению, но и сам испытал ее, когда в дни своего обучения получал от отца на свое содержание 3 руб. в 4 месяца, итого 9 рублей в год. В мое время даже в академии студенты-товарищи собирали деньги в складчину, чтобы купить чаю и сахару некоторым беднякам из своей братии. Хотя я недавно в Казанской епархии, но уже и здесь мне приходилось видеть низших членов сельского духовенства в самом беспомощном положении. Прожив по своим делам три-четыре дня в городе и истратив здесь все свои сбережения, некоторые из них вынуждаются обращаться к сторонней помощи за какими-нибудь 50 – 70 копейками, чтобы возвратиться из города домой... При такой бедности духовенство лишено возможности давать соответствующее образование всем своим детям. Впрочем, мальчики еще получают образование в училище и семинарии, – и кто не знает, как много выдающихся и полезных деятелей выходило из среды бедного сельского духовенства ... Но дочери, особенно низших членов клира, часто остаются без образования, за недостатком или отсутствием материальных средств. В самом деле, даже священники, получающие годового содержания от 300 до 500 р., как, на какие средства могут содержать своих детей, одновременно обучающихся и в семинарии и в училищах? А что сказать о бедных дьяконах, и псаломщиках... Между тем, в надлежащем школьном образовании не менее мальчиков нуждаются девочки, особенно дочери псаломщиков и бедных дьяконов, священников. Поэтому не думаю, чтобы кто стал сомневаться в пользе и необходимости устройства при Казанском епархиальном женском училище благотворительного учреждения.
Итак, объявляю Попечительство открытым.
* * *
7 декабря 1897 г.