V. Речь при первом посещении Казанской Духовной Семинарии10. О подготовке воспитанников к просветительной деятельности среди инородцев
При своем первом посещении Казанской Семинарии, я хотел бы остановить ваше внимание на задачах именно этой школы.
Семинария для Епархиального Архиерея должна быть предметом особенно внимательных забот. Если другое, близкое к семинарии, духовно-учебное заведение – академия – имеет значение для всей России и даже вселенской Церкви, то назначение семинарии гораздо уже, исчерпывается нуждами местной епархии. Поэтому-то семинария и особенно дорога для Епархиального Архипастыря. Особенность Казанской епархии – разноверность и разноплеменность ее населения требует особого направления пастырской деятельности в епархии; служение пастыря в Казанской епархии есть по преимуществу служение миссионерское. Поэтому еще в семинарии учащиеся должны готовиться к своему служению особенным образом, должны по преимуществу воспитывать в себе миссионерское направление.
Сколько из вас природных черемис, чуваш и татар, и сколько русских, изучающих эти языки в семинарии? (О. ректор доложил Его Высокопреосвященству о количестве учащихся инородцев).
Не напрасно я задаю эти вопросы. По опыту служения в Рижской епархии, имеющей значительное сходство с Казанской по разноплеменности населения, я знаю, как ценят инородцы богослужение и проповедь на их наречиях. Я сам помню, как они, не исключая и женщин, целовали после этих богослужений мне руки и плача и со слезами радости говорили: «он нас не чуждается». Не следует забывать о продолжающемся отпадении старокрещенных татар в мусульманство. В этом зле может быть не мало виноваты пастыри и ближайшим образом те, которым вверены эти татарские приходы и которые недостаточно заботились о просвещении своих прихожан. Эта-то просветительная деятельность среди инородцев и есть главная задача, к которой должна готовить семинария. Священник не есть только религиозный руководитель: он есть просветитель. Просветительная деятельность, в частности учительство в церковно-приходских школах, – это главное призвание всякого, кто учился в семинарии, выходит ли он из нее по окончании полного курса, или же, по разным причинам, ранее. И это учительство непременно должно соединяться с служением Церкви в должностях, псаломщика или диакона. Служение псаломщика и диакона не состоит только в отправлении богослужения; главное их назначения – обучение детей в школах грамоты и непременно церковному пению. Эти занятия им дают такое авторитетное положение в приходе, что они делаются предметом уважения прихожан и их ближайшими советниками по всем нуждам. Им доверяют иногда более, чем своему священнику. Не могу вспомнить своего почившего родителя-псаломщика, который еще в то давнее время занимался в церковной школе, не смотря на бедность и величину сельского прихода, и оставил после себя в приходе до 800 грамотных, в том числе до 20 девочек, и пользовался величайшим уважением всех прихожан... Господь да благословит вас!
* * *
20 ноября, 1897 г.