LVII. Речь при прощании с Рижской паствой 55
Воспоминания о добрых отношениях с паствой и молитвенное ей благожелание
Последний раз я совершил богослужение в сем кафедральном соборе Рижской епархии. Господь указывает мне другое место служения, куда я и должен идти.
Живо припоминаю, как я, десять с половиной лет назад, смущённый страхом предстоящего трудного служения на Рижской пастве, первый раз вступил в сей храм, окинул его взором своим и сказал сам себе: « Слава Богу! Будет где помолиться». И любил я совершать богослужение в сем прекрасном храме и молиться здесь вместе с вами... Теперь приходится расстаться с этим дорогим сокровищем.
Говорят, для человека, прослужившего долгое время на одном месте, полезно перемещение на другое место служения, эта перемена обновляет его дух и подкрепляет силы... Так ли будет со мной, Бог ведает!
Но уже одно долголетнее пребывание на одном месте создаёт привычку, а привычка – привязывает человека к месту. Моё десятилетнее служение в Рижской епархии, несмотря на трудности его, утешало и радовало меня и, поистине, сделало для меня Рижскую епархию дорогой и родной.
В настоящее скорбное время моего расставания с нею, все неровности, трудности и неприятности исчезают в моей памяти, а остаётся во мне одно радостное, приятное и утешительное. А это я встречал везде и всегда среди обширной Рижской епархии.
И прежде всего: в этом храме и во всех храмах града сего, при своих богослужениях, я всегда видел множество народа, полное внимание к моему богослужению, проповедованию слова Божия. И всегда, и во всех местах, когда я посещал города и веси, при обозрении епархии, я видел тысячи народа, встречавшего и сопровождавшего меня.
Мне вспоминается теперь множество религиозных торжеств при совершении крестных ходов, основаниях и освящениях храмов Божьих, перенесении чудотворных икон, при храмовых праздниках и прочее, к которым православные жители с воодушевлением готовились, старательно принимали участие, и при которых, в бесчисленном множестве, присутствовали. Не могу умолчать при сем о тщательном отправлении духовенством богослужения, усердном проповедовании ими слова Божия, толковом чтении и прекрасном пении в храмах, все это меня утешало и радовало. А умножение храмов Божьих и православных училищ, открытие новых приходов и увеличение числа православных в крае составляло счастье и успех моего служения в сей епархии. Вот что меня привязало к сему краю, сроднило меня с ним и сделало его дорогим для меня!..
Настало время со всем этим расстаться. Но что же? Довольно я потрудился здесь, надобно теперь потрудиться, по указанию Божию, и в другом месте.
А за все добро, полученное мной здесь, следует выразить чувство глубокой благодарности. Но, прежде всего, благодарю Господа, что Он, на трудном поприще служения Рижской епархии, сохранил меня здравым и способным для продолжения служения Церкви Христовой в другом месте. Молю Его, чтобы Он помог мне и на новом месте служения проходить оное с должным успехом.
Благодарю духовенство Рижской епархии, особенно представителей его, за усердное и тщательное исполнение своих обязанностей, каковым оно оказывало мне не только помощь в управлении Рижскою епархией, но и составляло честь и славу сего управления.
Благодарю представителей в сем крае царской власти и лиц, стоящих во главе народного просвещения и всех чиновных лиц, тем или иным образом содействовавших мне в деле распространения и утверждения православной веры Христовой вообще и, в частности, в деле построения храмов Божьих и церковно-приходских училищ, при приобретении земли под церковные усадьбы, в устройстве религиозных торжеств и за участие в оных.
Благодарю рижан за их десятилетнее внимание ко мне, усердие к моему богослужению и за их помощь мне в церковно-строительном деле.
Благодарю всех вообще православных жителей края сего за то, что они относились с полным вниманием и воодушевлением к религиозным потребностям в крае вообще и, в частности, к церковной жизни, принимая в том деятельное участие, взаимно возбуждая друг друга, помогая, чем могли и даже требуя удовлетворения. Последнее десятилетие в православной жизни Прибалтийского края, поистине было временем религиозного возбуждения и усиленного стремления к его удовлетворению. Дай Бог, чтобы это религиозное возбуждение не угасло, а, вместе с продолжением построения храмов Божьих, продолжало больше и лучше устраивать здесь православную, религиозную жизнь!
Но, выразив всем вам, братья, свою благодарность, я не могу не выразить вам своего молитвенного благожелания: сердце моё исполнено любви к вам и желания вам добра. Да будет неотступно благословение Божие над святой православной Церковью в Прибалтийском крае и над православными жителями его! Да распространяется и утверждается здесь православие! Да растут храмы Божии и умножается число православных! Да хранит Господь грады и веси сего края в незыблемом основании, а обитателей их – от всех бед и несчастий! Да будет мир и благословение Божие в семействах их, плодородие на их пажитях и успех в добрых делах!.. Жизнь настоящая – временная и скоропреходящая; цель её – приготовление к будущей, вечной и блаженной жизни; да будет же настоящая жизнь ваша исполнена веры и добрых дел. А святая Церковь Христова, с её таинствами и богослужением, уставами и святыми обычаями да будет самым дорогим вашим сокровищем, которое мы должны сохранять, соблюдать, защищать и исполнять. Тогда не здравие только телесное и долголетие, и благополучие временное, но и вечное спасение ваше будет обеспечено. Об этом, братья, я неленостно проповедывал и здесь, и во многих других храмах в продолжении 10 лет. О, если бы голос мой не был гласом вопиющего в пустыне!..
В заключение своего прощального слова обращу любовь вашу и на своё недостоинство. Высоко архиерейское служение: архиерей есть высший строитель тайн Божьих, совершитель богослужения и рукоположитель лиц священнодействующих, учитель пастырей и пасомых, и управитель вручённой ему части Церкви Христовой. Обладая сими высокими духовно-нравственными правами, выполняя свои обязанности, он должен, соответственно сему, обладать высокими духовно-нравственными качествами.
Десять лет я управлял Прибалтийской православной Церковью, священнодействовал здесь и учил. Но был ли я на высоте своего призвания? Служение моё здесь было ли благоугодно Господу и послужило ли оно во спасение верующих, а не в соблазн?.. Благо мне, если оно было по сердцу Божию и во спасение Рижской паствы, но горе мне, если нет...
Думая о сем и предоставляя вам судить о достоинстве моего служения у вас, я должен глубоко смириться (и смиряюсь) и просить у Господа милости и прощения моих прегрешений; должен просить прощения и у тех, которым я был поставлен служить, и не послужил во спасение их. А служил я вам, братья, и всем православным прибалтийцам: перед вами и перед ними я и мог соделаться виновным. Сознаю себя таким и прошу прощения, взаимно, от души прощая всех.
Видимое общение наше здесь прекращается, но мы можем увидаться там, в будущей жизни... О, если бы это свидание было не в царстве тьмы, а в царстве света, не в адских мучениях, а в райском блаженстве!!!... А для этого, взаимно прощая и прощаясь теперь, будем всегда молить Господа о прощении наших согрешений. Это будет после разлуки самой лучшей нашей памятью. Аминь.
* * *
Сказана в Рижском Кафедральном Соборе 2 ноября 1897 года.