Источник

XV. Слово в печальные дни, после кончины Императора Александра III 15

О загробной жизни

По мере продолжения времени общерусская скорбь о кончине Царя-Миротворца, Императора Александра III переходит в тихую печаль, в скорбную думу о нём и в светлые воспоминания о Его жизни и деяниях, наводящие ещё большую грусть. При этом, естественно, является вопрос, куда сокрылся этот великий Правитель великого русского царства, этот великий Миротворец? Где теперь Его великая душа, созидавшая великие дела мира и любви, добра и правды? Невольно при сем являются мысли о его бытии и о его жизни там – за гробом.

Если в делах видимых, в предметах разума, опыта и естественного знания требуется вера, то, тем более, она требуется в предметах невидимых и познаниях сверхъестественных. Смерть есть великая тайна, в которой, особенно, требуется вера. «Что сие, еже бысть о нас таинство, како предахомся тлению; како сопрягохомся смерти», – говорится в одной погребальной церковной песне. И верует человечество в бессмертие человека по душе, и в его загробную жизнь. Эта всеобщая вера есть сильное доказательство бессмертия человека, бытия его и жизни за гробом. Слово Божие говорит. «Бог несть Бог мёртвых, но живых: вси бо Тому живи суть» (Лук.20:38). Посему все умершие – живы; жив, и в Бозе почивший, Император Александр III жив, не делами только своими, но своим бытием, своею жизнью за гробом.

На основании слова Божия и учения Св. Церкви приподнимем, хотя несколько, завесу смерти, отделяющую живых от умерших, и посмотрим, что там за гробом делается?

Тело наше, как взятое от земли, в землю и возвращается: «земля еси и в землю отидеши» (Быт.3:19), сказал Бог падшему Адаму. И исполняется этот приговор над человеком, и будет исполняться до скончания века. Оно–тело наше, зарывается в землю, как семя для будущей жизни: «Ты еже сееши, не оживёт, аще не умрёт. Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Сеется не в честь, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе» (1Кор. 15:36, 42–44). Это значит, что тело наше по смерти, как посеянное зерно, в земле истлевает, но не уничтожается, с той целью, чтобы в обновлённом виде, в назначенное Богом время, силой Божией воскреснуть и соединиться со своей душой, чтобы полным человеком предстать на всеобщий суд Божий, и потом сделаться бессмертным по душе и по телу жителем вечной жизни, жизни – или блаженной, или мучительной.

Что же делается с душой человека по смерти его?

Тело, как мы сказали, взятое от земли, по смерти возвращается в землю, а дух возвращается к Богу, иже даде его (Екл.12:7). Так учит нас слово Божие. Душа не материальна, она проста и несложна, как дух; в ней нет чему разлагаться и истлевать; почему человек, по душе – бессмертен; жизнь его продолжается за гробом. Но в чём она заключается?

То же слово Божие говорит нам: «лежит человеку единой–умрети, потом же – суд» (Евр. 9:27). Это значит, что как только человек умрёт, душа его идёт на суд к Богу. Но это–суд частный: им определяется положение души умершего человека, до всеобщего воскресения и суда. По учению Церкви, суд этот совершается в первые сорок дней по смерти. В это время душа истязается демонами за грехи человека и защищается ангелами, и его добрыми делами. В этом истязательстве, или мытарствах, и в этом защищении – перевес бывает в правде Божией, в Божием милосердии, или молитвах Церкви. Вот почему важны молитвы Церкви за умерших, особенно в первые сорок дней по смерти. В эти дни душа умершего несколько раз представляется Богу для поклонения. В сороковой день она получает, соответственно земной жизни, определённое назначение: или предвкушение вечного блаженства, или предвкушение вечного мучения. В первом случае положение души отрадное, в последнем–печальное. Но это печальное положение молитвами Церкви, милостынею и благотворениями за умершего может быть изменено на лучшее. Окончательное, бесповоротное назначение получает человек по воскресении, по соединении души с телом и после всеобщего суда Христова.

Так, братья, слово Божие и св. Церковь нас учат о том, в чём заключается состояние человека по смерти, в чём состоит жизнь и деятельность души умершего человека за гробом, в первые дни по смерти человека и потом во все время до всеобщего суда Христова. И уместность, и необходимость молитв наших за умерших делаются понятными с полной очевидностью.

Вот, братья, мы несколько приподняли завесу смерти, чтобы, хотя отчасти, познать состояние каждого умершего за гробом, и в Бозе почившего нашего возлюбленного Монарха, Александра III.

Там – за гробом, в равном достоинстве предстоит перед Богом Царь и раб, богатый и убогий... Там каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но благочестивая жизнь и праведная кончина нашего Царя-Миротворца подают нам надежду на то, что Он вселён будет в райских обителях небесных, и в настоящее время Его праведная душа находится в состоянии предвкушения вечного блаженства! Но, с другой стороны, мы знаем и то, что не было человека без греха, аще и един день был жития его на земле (Иов.14:4–5) и что не было человека, который бы пожил и не согрешил. А потому наш долг молиться и о Бозе почившем великом Благодетеле нашем – Императоре Александре III, чтобы Господь простил ему его вольные и невольные согрешения и вчинил душу его в селениях праведных. Аминь.

* * *

15

Сказано в 1834 г.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - [2], 248, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle