Источник

XLVIII. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 4-го курса Алексея Храповицкого 66

О тяжести исполнения монашеских подвигов

Приветствую тебя, возлюбленный брат, инок Антоний, с принятием монашеского звания.

Исполнилось твоё давнее, сильное и искреннее желание послужить Господу Богу и Его святой церкви в иноческом чине. Да возрадуется душа твоя о Господе: облече бо тя, Господь в ризу спасения и одежду радования! Теперь тебе следует приложить все старание – вести жизнь свою соответственно новому твоему званию. А это подвиг великий и продолжительный. Господь да поможет тебе!

Не раз присутствовал ты при совершении обряда пострижения в монашество, не раз, следовательно, слышал монашеские обеты, думал о них и, вероятно, переносил их на себя. Ныне, возлюбленный брат, ты уже не из уст другого лица, принимающего монашество, слышал эти обеты, а сам давал их, давал перед св. крестом и Евангелием, и, этим самым, добровольно возложил на себя обязанность исполнять их. Не сомневаюсь, что ты с глубоким сознанием и искренней готовностью исполнить давал монашеские обеты. Но, всё-таки, на предлагаемые тебе вопросы ты отвечал: ей, Господу содействующу, т. е. ты дал согласие исполнять принятые тобой обеты при Божьей помощи, не надеясь, исключительно, на свои силы. Значит, трудна монашеская жизнь! Да, возлюбленный брат, изнемогали иногда в монашеских подвигах и великие подвижники, и подвергались искушениям. Что же касается тебя, то юность твоя и неопытность в монашеской жизни заставляют опасаться за тебя. В предостережение от преткновений я нелишним нахожу сказать тебе несколько слов.

Безбоязненно вступай на путь монашеской жизни. И мирская жизнь истинного христианина не чужда подвигов, а часто она исполнена бывает ещё больших трудов, забот и скорбей, чем жизнь монашеская. Отличительные черты монашества: одиночество, отречение от семьи и воздержание. Но для того, кто не пристрастился к удовольствиям мира, кто обрёк себя на эти подвиги и, более или менее, свыкся с ними, – для того они не составляют непосильного труда. Правда, добродетель у монаха должна быть выше, чище и святее, чем добродетель мирянина, а, равным образом, и всякий грех, сделанный монахом, тяжелее и ответственнее перед Господом Богом, чем грех мирянина. Ежедневная молитва, постоянные труды и воздержание, должны наполнять твою жизнь. Тогда не будет у тебя праздности, которая есть мать пороков: скука не найдёт в тебе место, монашеские подвиги сделаются посильными и даже лёгкими, и занятия, свойственные монаху, приятными. А для того, чтобы грех был уничтожен в самом начале, или лучше, чтобы не было и повода к греху, – я посоветую тебе следующее.

Внемли себе: будь внимателен к своему внутреннему состоянию и не позволяй зарождаться в душе твоей греховным мыслям: от мыслей являются греховные желания, о от желания – и самый грех. Предварившие нас подвижники христианского благочестия опытно дознали, что грех невозможен без пожеланий, а пожелания в нашем сердце не возникают, если человек не любит мысли о желаемом предмете. Кто отсек приразившую греховную мысль, тот, тем самым ,устранил и пожелание и самый грех. Таким образом, весь труд духовной брани состоит во внимании к движению мыслей и расположениям сердца. Здесь в сердце, в его движениях – исходища живота; отсюда возникают помышления злая, которые зачинают грех и рождают беззаконие. Всяцем хранением блюди сердце твоё 67.

Преподобный Иоанн Лествичник, на этот случай, даёт монахами такой совет: стань в дверях сердца твоего и именем Иисуса бий супостаты (греховные мысли); ни на земле, ни на небе нет оружия крепчайша! Так, возлюбленный брат, как скоро заметишь возникновение греховной мысли, тотчас же разбивай её о Камень, который, по апостолу, есть Христос (1Кор.10:14); иначе, если дать ей время усилиться, перейти в чувство, свить гнездо в сердце – грех неизбежен и блаженство чистых сердцем исчезнет.

Молитва Иисусова да будет неотступно в твоём уме, сердце и устах. Господь да поможет тебе на пути новой жизни твоей в несении монашеских подвигов, да защитит и сохранит Он тебя от искушений и соблазнов. Возмогай о Господе!

* * *

66

Произнесена 18-го мая 1885 года в Академической церкви.

67

Из речи Преосвящ. Гурия священноиноку Арсению.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle