преподобный Антоний Великий

(~251–~356)

Поучения

Spuria (приписываемые)

преподобный Антоний Великий
преподобный Антоний Великий

Раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.

Биография

День памяти: 17(30) января

Детство и отрочество преподобного Антония

Преподобный Антоний Великий по происхождению был египтянином. Родился он в 251 году, в благородной, богатой семье, в селении Кома (близ Гелиополя). Родители Антония были христианами, и он рос и воспитывался на Заветах Христа. Раннее детство Антония прошло в родительском доме. Когда же он достиг отрочества, и его полагали отдать для обучения грамоте, он предпочел оставаться ближе к родителям, не желая ни покидать отчий дом, ни общаться со сверстниками.

В общем он был послушным ребёнком, охотно посещал Божий храм вместе с матерью и отцом, внимательно слушая, что там читалось. Несмотря на завидный семейный бюджет, Антоний не был избалованным дитятей, не требовал изысканных яств и прочих излишеств, довольствовался тем, что давали, а давали, в педагогических целях, умеренно.

Призвание Божие

По смерти родителей Антоний остался за старшего. На его плечи легла забота о хозяйстве и малой сестре. К тому времени он был достаточно взрослым человеком (по свидетельству древних источников ему было от 18 до 20 лет).

Через несколько месяцев после того, как он осиротел, с ним произошёл случай, круто повлиявший на его дальнейшую жизнь. В один из дней Антоний, по обычаю и влечению сердца, направился в храм. По пути предался раздумьям: вспоминались апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом, вспоминались те верующие, которые, продавая имущество, приносили вырученные средства и смиренно полагали перед Господними учениками.

Едва он вступил за порог Божьего храма, как услышал слова, прозвучавшие словно из уст Самого Искупителя. Это были слова из Евангелия, обращённые к богатому юноше, которые произнёс Иисус Христос (Мф.19:21) и которые легли в основу одного из важнейших монашеских обетов — нестяжания. Смысл этих возвышенных слов — кто хочет быть совершенным, должен продать, что имеет и последовать за Спасителем — Антоний воспринял так близко, как будто они были адресованы лично ему.

Выйдя из храма, он незамедлительно продал всё, что унаследовал от почивших родителей (а это был немало: одной только плодородной земли — десятки гектаров), часть средств раздал местным жителям, чтобы не беспокоили ни сестру, ни его самого, часть оставил сестре, а часть раздал нищим.

В очередной раз войдя в храм Господень (вскоре после случившегося), Антоний услышал другие слова из Евангелия, располагавшие опираться на Промысл (Мф.6:34) и вновь отнёс их к себе. Он тут же вернулся, раздал беднякам остатки имущества, вверил сестру попечению добродетельных дев, проживавших в обители, и, расположившись вблизи родного дома, предался уединению и молитвенным подвигам.

Отшельничество

Едва встав на путь строгой подвижнической жизни, преподобный Антоний не имел надлежащего духовного опыта и нуждался в советах мудрых людей. Ради этих советов время от времени он покидал место уединения и отправлялся на поиски тех, о ком слышал как о рачителях правды и добродетели. Получив от того или иного праведника мудрое наставление, он возвращался и продолжал упражняться в подвижничестве.

Шаг за шагом обогащая свой опыт крупицами преподанной мудрости и внимательными наблюдениями за образом жизни Божьих угодников, он пополнял его и за счёт наблюдения за собой: внимал собственным помыслам, мыслям, желаниям.

Вместе с тем преподобный Антоний занимался физическим трудом. Так он зарабатывал на пропитание, а от излишков жертвовал нуждавшимся.

Жители окрестностей, видя добродетельность Антония, относились к нему с уважением и любовью.

Постепенно Антоний приучил себя к более трудным подвигам. Нередко он проводил целые ночи в молитвенном бдении. Питался единожды в день после заката солнца, но бывало, что и один раз в два дня, и даже один раз в четверо суток. Пищей ему служил только хлеб с солью, а пил он лишь воду. Спал, как правило, прямо на голой земле, а укрывался рогожей.

Решив усугубить подвиг уединения, святой Антоний удалился к гробницам. Затем, выбрав из нескольких одну, заточил себя в ней, завалив вход большим камнем. Предварительно он условился со знакомым, что тот будет приносить ему хлеб. Пребывая в гробнице святой испытал множество искушений, но при содействии свыше сумел преодолеть их и не только устоял на спасительном пути, а и окреп духом, возрос возрастом духовным.

По некоторым подсчётам, преподобный Антоний подвизался в гробницах около 15 лет, затем, в 285 году, удалился на гору, располагавшуюся на востоке от Нила. Там он жил и трудился, прославляя Бога, на протяжении 20 лет.

Когда он ещё только искал, где устроить жилище, обнаружил ограждённое, совершенно запущенное место. Люди давно там не жили; место было заполнено пресмыкающимися. Но как только это пустынное место сделалось местом жительства и подвигов преподобного, пресмыкающиеся удалились, словно их изгнала оттуда какая-то могучая сила.

Антоний, заранее позаботившись о питании и имея с собой полугодовой запас хлеба (питался он до крайности скудно), укрылся внутри (воду для питья он добывал прямо там). В дальнейшем хлеб ему приносили два раза в год.

Время от времени к нему приходили люди, искавшие встречи, но внутрь ограды не допускались. Иногда они проводили снаружи по нескольку дней. Если была на то воля Божья, Антоний беседовал с приходящими через небольшое оконце.

Как-то раз очередные посетители, сами того не ожидая, услышали, что из-за ограды доносится странный шум, как если бы на внутренней территории находилась большая толпа: стуки, вопли, стенания. Среди этого странного гама улавливались и вполне отчетливые слова: кто-то настоятельно требовал от святого убраться прочь из пустыни и поскорей. Всмотревшись в стенное отверстие и не обнаружив за оградой никого постороннего, слышавшие уразумели, что стучащие и вопящие — демоны. Устрашившись, люди, естественно, стали кричать, звать святого Антония, а тот, подойдя к двери с внутренней стороны, посоветовал им положиться на Бога, не впадать в страх, и удалиться.

Со временем к Антонию стало тянуться всё больше и больше людей. Многие стремились подражать его жизни, хотели поселиться подле него. Однажды, желая встретиться со святым богомольцем, люди взяли и выломали запертые двери. И тогда Антоний вышел к собравшимся. К тому времени он провёл в добровольном заточении (в крепости) около 20 лет.

Многие из присутствовавших получили тогда исцеление, из кого-то были изгнаны бесы. Кроме того вдохновенною речью подвижник утешил страждущих, примирил находящихся в ссоре; кого-то убедил встать на иноческий путь. С этого времени в местных горах стали селиться желавшие встать на монашеский путь, стали появляться обители. Антоний, движимый волей Божьей, принял над ними духовное руководство. Монастыри в основном устраивались по подобию скитов.

Около 308 года, при Максимиане, было развёрнуто очередное гонение на Церковь - потекла христианская кровь. Когда святых мучеников вели в Александрию, преподобный Антоний последовал за ними. Он готов был умереть за Христа, но не хотел провоцировать власти самостоятельно, вопреки Промыслу. В этот период он мужественно прислуживал исповедникам, содержимым в темницах, на рудниках. Влекомых в судилище он поддерживал словом, призывая к стойкости в вере и ревности.

Судья, видя доблесть святого Антония и бывших с ним иноков, распорядился, чтобы они не появлялись в судилище, да и вовсе покинули город. Многие тогда посчитали за лучшее скрыться. Антоний же выстирал свои одежды и на другой день, словно бросая мучителям вызов, предстал перед игемоном во всём чистом. Но Богу была не угодна его скорая смерть.

После мученической кончины епископа Петра Александрийского преподобный Антоний покинул Александрию и, уединившись, предался подвижничеству в своём монастыре.

Между тем многие искали с ним встречи: кто-то для наставления, кто-то для исцеления, кто-то в силу иных причин. Видя, что люди идут и идут, он, ища покоя и не желая, чтобы о нём думали высоко, решил перебраться в Верхнюю Фиваиду, где его никто не знал и не ждал. Но когда он сидел на берегу в ожидании попутного корабля, Господь обратился к нему и сказал, что если он действительно ищет покоя, пусть идёт во внутреннюю пустыню.

В связи с тем, что Антоний не знал дороги к назначенному месту, Господь повелел ему пристать к сарацинам, что тот и сделал. Через три дня пути Антоний увидел гору, окружённую равниной, на которой росло несколько пальм; под горой находился источник с прохладной и чистой водой. Место ему понравилось; он понял, что это то самое место, на которое указал голос свыше. Здесь Антоний остался, устроил себе келью, предался молитве, богомыслию и труду. Впоследствии эта гора стала известна под названием Внутренней или Антониевой.

Сарацины, проходя по данному маршруту, доставляли Антонию хлеб. Со временем, дабы никого не обременять доставкой еды, Антоний возделал участок земли и посеял пшеницу. Но люди всё равно шли. Тогда он стал выращивать и овощи, чтобы приходящие, после трудного пути, могли подкрепить свои силы.

Когда дикие звери стали докучать преподобному частыми повреждениями огорода, он, милосердно поймав одного, повелел ему именем Господа рассказать остальным, чтобы больше не приближались к посевам и грядкам и не наносили вреда. После этого случая звери, все как один, стали обходить огороды стороной.

Когда Антоний состарился и ослабел плотью, благочестивые братия выпросили у него разрешения приносить ему раз в месяц овощей, елея и маслин. Согласно Житию преподобного, он отдавал приносящим (как бы расплачиваясь) корзины, которые изготавливал собственноручно.

Однажды братия попросили Антония посетить их обитель, и он согласился. По пути у них кончилась вода, и они погибали от жажды. И тогда Бог, по молитве святого, сотворил чудо: на том месте, где он молился, пробился источник питьевой воды. Пробыв недолгое время среди монаществующих, Антоний вернулся на Внутреннюю гору и продолжил там совершать свои подвиги.

Впрочем, время от времени он оставлял это место по разным обстоятельствам, ради угождения Богу.

Постепенно к Антонию стало обращаться все больше и больше людей. Кого-то он исцелял, кого-то напутствовал.

Со временем молва о великом подвижнике дошла до ушей царя Константина Великого и его сыновей. Те, желая получить от подвижника мудрое наставление, написали ему послания. Антоний же отказывался принимать эти письма, объясняя присутствующим, что следует удивляться не вниманию царя и его сыновей, составивших письма, а Богу, написавшему закон и открывшемуся через Единородного Сына. И только по вмешательству монахов, представивших Антонию, что те цари помогают христианам, но могут соблазниться, если послания будут проигнорированы, Антоний отправил ответ.

О приближении смерти Антоний узнал заблаговременно. Перед своей блаженной кончиной он посетил монахов, живших на «Внешней горе», предупредил их, что скоро оставит сей мир, и дал им последнее напутствие. Те стали слёзно упрашивать его остаться и принять смерть в их обители. Но он отказался и вернулся на Внутреннюю гору.

Через несколько месяцев он заболел, а перед самой кончиной призвал двух монахов, живших при нём (по причине глубокой старости) и прислуживавших, по-христиански простился с ними и завещал похоронить его тело в земле. В 355 или 356 году (день памяти: 17 января) преподобный Антоний мирно отошёл ко Господу.

Борьба святого Антония с диавольскими кознями

Ещё в самом начале подвижнической жизни Антония ненавистник добра и завистник, диавол, зная о его успехах на пути в Царство Небесное и не желая с этим мириться, возвёл против него брань, стал создавать всевозможные претыкания, вить путы, раскидывать сети.

Поначалу он силился искушать преподобного, возбуждая воспоминания о богатстве; внушая мысли об оставленной сестре, об удобствах, изысканных яствах, немощи плоти и многотрудности монашеского поприща. Всем этим козням святой противопоставлял сердечную молитву, стойкость духа, искреннюю веру и твёрдую надежду на Бога, непреклонную любовь.

Не довольствуясь поражением, диавол принял женское обличье и явился Антонию ночью, но тот, вместо того, чтобы разжечься блудною страстью, воспламенился ревностью о Господе, привёл на ум мысль об адском огне и угасил жар сатанинского обольщения.

Диавол, видя, что не одолевает, но сам одолевается ревностным подвижником, призвал дружественных ему духов, явился к Антонию ночью и так жестоко избил его, что тот остался лежать на земле без признаков жизни. По свидетельству преподобного, эти побои были настолько болезненными, что не шли в сравнение с болью, причиняемой побоями от людей. Господь не оставил святого без помощи и утешения. Антоний был исцелён и продолжил славить Владыку новыми подвигами.

Раздосадованный сатана, разрываясь от злобы и ненависти, вновь приступил к подвижнику. На этот раз он задумал сломить волю святого, доведя его до состояния отчаянного ужаса. С этой целью среди ночи был произведён сотрясающий гром, от которого стены жилища Антония словно распались. В этот момент с разных сторон на подвижника ринулись демоны в образе диких, свирепых зверей. Всем своим видом звери демонстрировали, что готовы наброситься на Антония: лев сгруппировался для прыжка; волк обнажил оскал; змий извивался, готовясь к атаке; вол напрягся, чтобы бодать.

Уязвляемый незваными визитёрами, Антоний испытывал сильнейшую физическую боль, но без страха в душе. Наконец, он изобличил демонов, сказав им, что если бы они и действительно обладали могуществом, то достаточно было бы прийти одному; но так как их много, значит Бог отобрал у них силу. Потом, оградившись щитом веры, добавил, что если они в состоянии причинить ему то, чем пугают, — пусть нападают; если же у них такой власти нет, нечего и стараться. После этого мужественного заявления кровля как будто разверзлась и сквозь освободившееся пространство проник световой луч. Демоны стали невидимы, боль исчезла, жилище приобрело прежний вид. Антоний предался молитве, Бог ободрил его, а посрамленные духи рассеялись, словно дым.

В следующий раз диавол изощрился представить Антонию серебряное блюдо, имея в виду прельстить его через помысел сребролюбия. Но когда преподобный уразумел в этом мерзкий подвох и произнёс, что блюдо будет диаволу в погибель, блюдо исчезло.

Однажды демоны посетили Антония в призраке света, стремясь убедить его в том, что они — от Бога. Но Антоний сомкнул свои очи и предался молитве, после чего свет исчез. В другой раз сатана, стремясь сломить дух Антония, назвался Богом и Промыслом Божьим. Однако и эта уловка осталась безрезультатной.

Случилось, что диавол наслал на святого стаю свирепых гиен. Но Антоний не дрогнул, а Господь не попустил Своим тварям наброситься на Антония, и они ушли, откуда пришли.

Много и других козней строил ему враг; он же отражал их верой, упованием и молитвой.

Св. Антоний молился в келье своей и услышал глас, говоривший ему: «Антоний, ты еще не пришел в меру такого-то башмачника, в Александрии!» Св. Антоний пошёл в Александрию, нашёл этого башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Он сказал: «Я не знаю, чтоб когда-нибудь делал какое-либо добро, почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в царствие Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всей искренностью сердечной повторяю я и вечером прежде, чем лягу спать». Услышав это, св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру (Patr. lat. t. 73, р. 785).

«Всегда Христом дышите и веруйте в Него», – призывал умирающий Антоний своих учеников.

Духовное наследие

Антоний Великий не был церковным писателем в традиционном понимании этого слова. Несмотря на это до нас дошло множество его поучений, составленных теми или иными добролюбцами. Среди прочих пособий можно выделить: Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе, Слово о суете мира и воскресении мертвых, Послания братиям, обитающим повсюду, Устав отшельнической жизни, О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах, Письма, Изречения св. Антония Великого и сказания о нем.


Тропарь преподобному Антонию Великому, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2

Житейския молвы отринув, / безмолвно житие скончал еси, / Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, / с ним убо тя почитаем, // отцев начальниче, Антоние.