Источник

287. Если не будешь нести крест свой смиренно – воспоследует ли награда от Господа?

Всечестнейшая и достопочтеннейшая матушка!

Воображая приближающийся всерадостнейший и великий Праздник Светлого Христова Воскресения, приятным долгом поставляю принесть Вам, матушка, всеусердное поздравление с сим Великоторжественным Праздником, сердечно желая, и моля Христа Спасителя, да якоже Он в воскресении Своем утешил древле сетующую и плачущую Марию, тако бы и Вас, изнемогающих от старости и частых болезней, утешил и укрепил божественным Своим гласом «Радуйся!» для всерадостного Воскресения Своего, и продлил бы жизнь Вашу для вящей славы Своей, и для пользы и утешения любящих Вас; чего всеусерднейше желаю.

При чем приношу Вам сердечную благодарность мою за приятный гостинец, который получил исправно, и оный во славу Божию всебратственно вкушал; за что спаси Вас, Господи! Вас Господь питает манною, а посему только и жить, да Бога благодарить; а мы грешные нередко и сухарики грызем, по писанному: пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. А притом и то скажу, что и сухари, если до вечера поговеть, будуть похожи на манну; ибо пост и худую пищу в сладость претворяет, и горькая редька с хреном вместо сахара бывает. Почему и мы за все благодарим Господа.

О себе Вам доношу, что я за молитвами Вашими прибыл в обитель свою благополучно, где и водворяюсь со упованием на Божие спасение. Выехал я из Москвы со слезами, каковые разлука с родными мне причинила. И когда увидел я свой монастырь с дороги верст за восемь, то также не мог удержаться от слез, воображая всю тяжесть возложенного на меня бремени, которое Господь мне пожаловал. А на сырной неделе таким поражен был унынием, что не было ни сна, ни аппетита, и вся внутренность возболела. Но за скорбь эту в первую неделю поста утешен был в духе столько, как будто была для меня святая неделя. Впрочем, я скорблю не от того, чтоб слишком тяжек был мой крест; но печалюсь о том, что ни силы, ни разума не имею, и не умею, как его несть. Есть люди, которые любят и ищут сих крестов; а мне и без искания Господь пожаловал; но вместо радости скорблю. Видал я коней сильных и здоровых, которые самый тяжелый воз везут легко и борзо; но я много похож на ту увечную клячу, которая и порожние дровни по гладкой дороге едва тащит, задыхаясь. Посему и прошу Вас, почтеннейшая матушка, святыми своими молитвами помогать мне бессильному, по завещанию Апостольскому: вы сильнии немощи немощных несите. А о своем кресте много не тужите; ибо Господь тягость оного для Вас уменьшит. Не знаю, почтеннейшая матушка, будет ли нам от Бога какая награда, если мы не будем носить кресты?

Кланяюсь и келейнице Вашей, и усердно желаю быть ей такою, чтоб всегда Христос был посреде вас. Многогрешный и недостойный игумен Антоний.

13 марта 1840 г.

Я всегда любовию Вашею и благодетельством пользовался; сам же Вас хотя и любил, но никогда ничем не подарил. За то ныне усердствую Вам святым параманом, который, при сем прилагая, прошу принять благосклонно и, возложив на себя, носить по уставу. Я думал было послать Вам параман чугунный с железными тесемочками; но знаю, что Вы до такого щегольства не охотница, а потому Вам и не посылаю. Довольно по Вашей силе и деревянного креста.

По окончании сего письма на закуску посылаю Вам скитского сада антоновое яблочко, которое извольте принять, а на меня не пенять. Простите!


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle