26. Простота лучше витиеватости
Возлюбленный о Господе и милостивейший благодетель мой!
Вы вопрошаете меня насчет перехода из Козельского Общества в Московское. Я докладывал о сем отцу Архимандриту нашему, и испрашивал его мнения. Он с своей стороны одобряет переход сей или перечисление в Московское гражданство, поскольку у Вас в Козельске никакой оседлости не имеется, т. е. ни дома, ни близкого родства, ни дружественных каковых-либо привязанностей. А кроме этого, Вы всю юность провели в других местах, а Москва ближе и для службы Вашей, и для оседлости удобнее, а посему как Батюшка, так и я, одобряем Вам переход Ваш в нее. Но чтоб не случилось когда-либо каковых-либо неприятностей, живучи в ней, то это дело от всех нас сокрытое. Известно одно только то, что кто попадет в Царство Небесное, тогда не будет чувствовать ни болезни, ни печали, ни воздыхания.
Сердечно порадовался я о том, что даровал Вам Господь: иметь жребий или пайки в откупах, с каковою милостию Божиею Вас и поздравляю я, а о выгодах и барышах загадывать не должно; ибо в настоящем времени и то немалый барыш, когда помилует Бог от убытка. А посему и должно, по указанию Ивана Яковлевича, молитвенно прибегать к Смоленской Божией Матери, ибо никто же притекаяй к Ней посрамлен бывает. А Иван Яковлевич – урожденец Смоленский, и многократно испытывал на себе спасительное заступление Матери Божией, а потому и Вам указывает к Ней же прибегать.
А между тем советую я Вам не слишком увлекаться в свидания и собеседования с Иваном Яковлевичем, который почти всегда говорит аллегорически, двусмысленно, и всякого может ввести в затруднение разгадывать его слова, а посему вернее то слово, которое прямо без аллегории сообщается вопрошающему. Я в 1842 году и сам был у Ивана Яковлевича, впрочем не по своему желанию, но по его приглашению чрез других. И когда я взошел в его комнату, он был в халате и колпаке, и зараз, снявши колпак под мышку, вежливо спросил: «что Вам угодно?» Я ответствую: «пришел к Вам попросить ваших святых молитв.» – Он: «какие святые тут молитвы? Здесь живут безумные: вы молитесь об них.» И потом посадил меня на софу, и пел разные стихи, и много говорил, чего я не мог понять; и наконец взял ножницы и бумагу, и вырезал крест и подал мне; тем и кончилось свидание это наше. Из бумаги вырезанный крест не был ли указанием мне получить чрез два года наперсный крест, или знак продолжительной мне болезни? Но хотя и то и другое имею я, впрочем не по указанию Ивана Яковлевича, но по благословению Божию. Дабы, имея крест, не тщеславился, Господь послал неисцельную болезнь, которая не только смиряет меня, но и сокрушает.
Давно не писавши к Вам, я теперь может быть, много и лишнего написал, за что прошу простить мне великодушно.
А в заключение сего я, убогий калека, всенижайше кланяюсь Вам, и всеусерднейше желаю Вам милости Божией, душевного мира, здравия и спасения, и на все Ваши добрые дела и благие намерения помощи Божией и благопоспешения
3 октября 1859 г.
В письме своем упомянули Вы, что купили для меня масла деревянного пуд, которое вчерашний день имел утешение получить исправно, а при оном, к сугубому утешению моему, и свечей восковых пуд прислал мне от имени Вашего Н. С.; чем премного-много утешили Вы меня и одолжили, ибо это святое усердие Ваше приятнее мне всякого чаю, поскольку я, по беспрерывной болезни своей, весьма редко выхожу во святый храм к Божией службе, которую и прочитываю в своей келлии; а для сего и елей, и свечи засвечаю, и Вашу любовь ко мне поминаю и кланяюсь Вам лицом до земли.