Источник

Слово 28. О ропоте

Роптать по будто бы благовидному предлогу или без предлога к скверным вещам относится. Ибо жизнь правая и благоприятная Богу принадлежит неропщущим и благодарным. Неропщущий словно вода прозрачная, а ропотник – мутная и возмущенная; неропщущий – благодарный, ропотник – неблагодарный; неропщущий достоин любви, ропотник – ненавистен; неропщущий безупречен, ропотник достоин порицания; неропщущий не ругатель, ропотник – ругатель, и дерзкий, и богомерзкий. Ибо эта страсть рождается от безрассудства и отсутствия страха

Божия. И так же как Бог желает спасти человека через [другого] человека, так и сатана стремится погубить человека через [другого] человека. Посему не следует прилепляться к злопыхателю и невоздержанному на язык, чтобы вместе с ним не отойти в мучение. Так что прекрасно есть избегать невоспитанных на язык и возмущающихся движениями изнутри и извне, потому что [такой человек] оказывается сопричастником и общником беззаконников в пустыне, неблагодарных иудеев, которые роптали на Бога, как написано: И быша людие ропщуще на Моисея. И рече Моисейибо не на нас роптание ваше, но точию на Бога (Исх. 16:7). И далее: что хулите мя, и что искушаете Господа? (Исх. 17:2). Говорит же и Исаия: полагающие горькое сладкое, и сладкое горькое (Ис. 5:20); и далее: и ропщущии научатся послушати (Ис. 29:24). И Давид также о них говорит: Не яша веры словеси Его, и поропташа в селениих своих (Пс. 105:25). И далее: Уста их глаголаше суету и десница их – десница неправды (Пс. 143:8). Говорит же и Иуда, брат Иакова: Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям, уста их произносят надутые слова(Иуд. 16). Мы же да перестанем роптать и выслушаем Павла, пишущего к филиппийцам: Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными (Флп. 2:14). Справедливо же сказано: Исцеление языка – древо жизни, хра няяй же его исполнится Духа (Притч. 15:4) Святого, по Писанию. И Приточник заповедует, говоря: хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка (Прем. 1:11). И опять-таки: Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом (Еккл. 7:10). Потомки же ропотников, книжники и фарисеи, на учеников Господа по обычаю отцов своих [Col. 1529] роптали: зачем вы едите и пьете с грешниками? (Лк. 5:30). Посему, имея нечто переданное от отцов, дурные наследники позорного наследства на Спасителя нашего роптали, потому что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес (Ин. 6:41). Господь же к ним: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин. 6:43–44). Роптали же и первые работники на домохозяина из-за пришедших в одиннадцатый час, что они работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной (Мф. 20:12). И услышали от него: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? И обличая зависть их и порочность, продолжает: или глаз твой завистлив оттого, что я добр? (Мф. 20:13–15). Ему же слава во веки. Аминь.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle