Источник

Нечто о правах священно- и церковно-служителей в отношении к богослужению

Имеет ли право простой священник благословлять кого-либо из мирян, не получивших благословения архиерейского, надевать стихарь для участия в богослужении? – Могут ли употреблять стихарь стихарные причетники двоеженцы, и женившиеся на вдовах? – Может ли диакон совершать церк. службы сам один без участия и благословения священника? – Об употреблении скуфьи и камилавки. – Об употреблении черной скуфьи, получаемой от архиерея.

§1. Могут ли простые священники сами, без благословения архиерейского, разрешать кому-либо из мирян и даже причетников, не посвященных в стихарь, надевать стихарь для участия в богослужении? Ответ должен быть отрицательный, потому что право носить стихарь приобретается посредством особого посвящения, которое совершается архиереем; оно состоит в пострижении посвящаемого, в облачении его в так называемую малую фелонь, и в особенном руковозложении (хиротесия) архиерейском (Сравн. Нов. Скриж. ч. III, гл. I, §§2–6). Все эти действия и обряды, совершаемые архиереем, никогда не могут быть совершаемы священниками, и потому никто из них не может и благословлять кому-либо надевать стихарь для участия в богослужении (Тит. 1:5; 1Тимоф. 5:22). Исключение из этого могут составлять игумены пресвитеры и архимандриты, которым по древнему правилу предоставляется право поставлять чтецов в своих монастырях (VII Всел. Собор. прав. 14). Но это относится уже к практике монашеской, а к простым священникам не относится.

§2. Архиереи имеют право благословлять употребление стихаря и без особенного посвящения, и даже заочно; так они дают подобное благословение иногда семинаристам для произношения проповедей, прислуживания в церкви, и т.п. Само собою разумеется, что такое благословение дается на определенный срок, по миновании которого может быть возобновляемо для тех, которые по выходе из семинарии остаются на службе в духовном звании, напр. в должности псаломщиков, или учителей училищ, и т.п. Вследствие этого, если бы кто из таковых, по соглашению, конечно, с местным настоятелем, пожелал произносить проповедь, или читать Апостол в стихаре, то священник также должен благословлять ему употребление оного, как и лицам, получившим действительное пострижение архиерейское, без всякого прекословия, по обычаю (Из принятой практики).

§3. Причетник, овдовевший по первой жене и женившийся потом вторично, не имеет права облачаться в стихарь для служения церковного (VI вселен. соб. прав. 14. Также Записки по Церк. законоведению, изд. 1857 г. стр. 89), так как стихарь означает чистоту и непорочность священного чина (Сим. Солун. толков. на литургию); а церковь дозволяет второй брак только как исключение, из снисхождения к немощи человеческой. (Сравн. Требн. Никифор. Патр. в предислов. о второбрачных). Тем из причетников, которые, лишившись права облачаться в стихарь вследствие вступления во второй брак, впали бы в какое-либо уныние, священник может поставить на вид следующую прекрасную резолюцию покойного преосвященного Филарета московского, что в этом случае «унывать никому нет причины; ибо (всякий, вступающий во второй брак) вступает в брак законный; а что правила не дозволяют второбрачным пользоваться некоторыми церковными преимуществами, сему надобно покориться“. (Резол. 25 апр. 1833 г. Душ. Чт. 1872 г. м. июнь).

§4. Бывает иногда и так, что причетник, посвященный в стихарь холостым, женится потом на вдове. В этом случае, по наставлению того же приснопамятного архипастыря, употребление стихаря ему не должно быть воспрещаемо. «Ибо не он (причетник) второбрачен“; а потому и женитьба его на вдове не может налагать на него касательно употребления стихаря никакого запрещения. (Резолюц. преосвящ. Филарета 1822 г. июня 10 дня. Душеп. Чт. 1872 г.).

§5. Что касается до диаконов, то самое наименование диакона, что с греческого значит служитель, показывает, что он может только служить, т.е. пособлять, вспомоществовать священнику при совершении таинств и других священнодействий церковных, но отнюдь не совершать какое-либо богослужение без участия и благословения священнического (Сравн пространный катихиз. о таинстве священства). Вследствие этого без благословения архиерейского или священнического ни один диакон не может даже надевать стихаря, ни ораря, и притом не только для совершения литургии, но и для других священнодействий. Так в Церковном Уставе об участии диакона в отправлении всенощного бдения говорится: «Взем же диакон стихарий свой и орарий, емлет благословение от священника, и целовав десницу его, облачится во стихарь обычно“. (Уст. Ц. гл. II, чин великия вечерни). Тоже самое полагается и в уставе об облачении диакона пред литургиею: «Таже приходит ко священнику диакон, держа в десной руке стихарь с орарем, и подклонив ему главу глаголет: Благослови владыко стихарь с орарем“, и получив благословение, » отходит к себе во едину страну и облачится в стихарь, моляся“ (См. служебн. Проскомид,). Равно без благословения священнического диакон не может совершать и каждения в церкви, и устав об этом положительно заповедует следующее: «диакон, прием кадильницу и фимиам вложив в ню, глаголет ко священнику: Благослови владыко кадило, или: «и прием диакон кадильницу и фимиам, приходит ко священнику, и прием благословение от него, кадить св. трапезу окрест“ (Служ. Чин литург.). Наконец, вообще без благословения священнического диакон не может даже и начать ни одного священнодействия. Напротив того пред начатием каждого из них он должен предварительно возгласить: Благослови владыко, и только потом, по обычном начале от священника, произносить ектению, или совершать другие священнодействия по уставу. В силу всего этого, само собою разумеется, нельзя ни под каким условием одобрить действия тех из диаконов, которые за отсутствием или по причине болезни священника, без предварительного его благословения, сами облачаются в стихарь и отправляют например всенощное бдение, совершая при этом каждение, произнося ектении, и т.п., или провожают покойников в могилу с чтением заупокойной ектении. Вычитывание известного последования на изгнание злых духов, хотя, по древнему обычаю и чиноположению церковному, может быть также совершаемо диаконами и иподиаконами и даже простыми чтецами, и притом в священных облачениях, соответствующих каждому чину; но при всем этом к самому совершению этого последования они могут приступать не иначе, как «за соизволением и благословением начальствующих“, т.е. священников или епископов, которые кроме этого сами должны принимать деятельное участие в исцелении больного, одержимого злою силою, совершением литургии за него, Причащением его Св. Тайнам (См. подробнее о сем Требн. П. Могилы, ч. III, стр. 350 и след.). Но если диакон будет вынужден обстоятельствами читать в отсутствии священника, не успев получить от него предварительное благословение, например вечерню, или часы, и т.п., то он должен совершить это по тому же чину, какой вообще полагается в этом случае для обыкновенных мирян, т.е. не облачаясь ни в какие церковные одежды, не произнося ектений.

§6. В нашем церковном уставе, в числе других наставлений и правил, есть также и особая глава об откровении глав во время богослужения. «Надобно знать, говорится в этой главе, что на литургии открываем свои головы: на входе, и на слышании Евангелия, и на херувимской песни великого входа, и при произношении слов Христовых (приимите и ядите... и т.д.), и на: Достойно есть, и на: Отче наш, и при появлении Св. Таин (на конце обедни), и на входе на вечерни» (Уст. Церк. гл. XXIX). Но это правило, как видно из устава, относится к монахам, и притом к тем из них, которые не участвуют сами в отправлении богослужения, а только присутствуют при совершении оного. Что до священников, имеющих так-называемые синодальные скуфьи и камилавки, то в употреблении их вообще принято наблюдать следующие правила: 1) при совершении литургии: священник входит в церковь в скуфье или камилавке, и начинает, по обычаю, читать предварительные молитвы пред Царскими Вратами, не открывая головы до окончания тропарей: Помилуй нас Господи.... и Милосердия двери... Когда же надобно целовать иконы, священник открывает голову и с открытою же головою потом читает молитву: Господи ниспосли руку Твою... и затем не накрывая головы, входит в алтарь, кладет земные поклоны пред св. престолом, целует крест и Евангелие, и приступает к облачению, по обычаю. После этого проскомидия также совершается с открытою головою, и священник надевает скуфью или камилавку пред начатием самой литургии пред возглашением: Царю небесный.., Слава в вышних Богу... В таком виде, с покрытою годовою, священник совершает литургию до малого входа 1), после малого входа до Евангелия; на Евангелии снимает скуфью или камилавку, потом снова надевает ее и стоит с покрытою головою в одних церквах до Херувимской песни, в других до конца. С этого времени священник уже не надевает скуфьи или камилавки во все продолжение литургии до воззвания: всегда ныне и присно... и постановления Св. Даров на жертвеннике. Возвратившись к престолу, когда на клиросе поют: Да исполнятся уста наша, священник снова, и в последний раз, надевает скуфью или камилавку, свертывает антиминс и илитон, и с покрытою головою потом читает заамвонную молитву, и вообще оканчивает литургию. 2) Во время совершения литургии преждеосвященных Даров, священники снимают скуфью или камилавку на целование св. икон во время пения: Во царствии твоем.., потом надевают пред началом литургии, и снимают для перенесения Св. Даров с престола на жертвенник во время пения: Господи воззвах, и остаются непокрытыми до сугубой ектении 2), потом снова стоят покрытые, в одних церквах, до времени пения: Ныне силы небесные, в других до великого входа, после чего остаются непокрытыми до пения: Да исполнятся уста наша, как и на обыкновенной литургии. Что касается до совершения других служб, то у нас вообще не принято стоять с покрытою головою при чтении вообще всяких молитв – светильничных, главопреклонных, во время шестопсалмия, молитв на молебнах и других священнословиях, напр. освящении воды, – при чтении акафистов, при чтении Евангелия. И эти обычаи священниками наблюдаются не только когда они сами совершают богослужение, но и когда присутствуют при совершении его, в особенности на херувимской песни, во время освящения Даров, на Отче наш, и затем вообще при чтении каждого Евангелия, также на слышании акафистов, при чтении молитв на молебнах.

§7. Что касается употребления так называемой черной скуфьи, получаемой с благословения архиерейского, то употребление ее определяется тою целью, с какою эта скуфья дается тому или другому священнику по благословению архиерейскому. Если эта скуфья дается кому-либо от архиерея вследствие просьбы священника по причине его болезни или слабости головы, то получивший ее должен и употреблять ее только исключительно для защищения от холода, при совершении треб вне церкви, напр. при погребении или при крестных ходах, или зимою в холодной церкви при совершении литургии и других служб. В последнем случае скуфью эту можно употреблять так же, как и обыкновенную синодальную скуфью, в том порядке, какой указан нами выше (в §7). Тому же порядку должны следовать священники, получившие от архиерея черную скуфью в награду.

* * *

1

В других церквах не открывают главы и во время малого входа.

2

В других церквах священники не снимают скуфьи или камилавки ни при пении: Да исправится, ни при малом входе.


Источник: Практическое руководство для священнослужителей при совершении церковных треб, [с указанием церковных правил, гражданских постановлений и принятых в церковнобогослужебной практике обычаев и наставлений, необходимых священнику для правильного совершения святых тайн и других священнодействий и молитвословий церковных : Ч. 1-] / Свящ. А. Хойнацкий. - Чернигов : Губ. тип., 1873 (обл. 1874)-. - [2], 199 с.

Комментарии для сайта Cackle