Источник

Слово во вторую неделю Великого Поста

В начале Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса: та погибнуть, Ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. (Евр. 1:10 – 12).

Вот какова участь всего видимого, подлежащего нашим чувствам! Все, что ни окружает нас, ветшает подобно изношенной одежде, проходит, наконец должно совсем измениться. Божественные Апостолы ни о чем столь часто не напоминали первенствующим Христианам, как о непостоянстве всего видимого, о кончине мира. Приидет, говорили они, день Господень, яко тать в нощи, настанет час, в который небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят (2Пет. 3:10)! С какой же целью св. Апостолы страшили людей такими ужасными предсказаниями, столь грозными будущими событиями? Чтобы побудить последователей Христовых к святой в благочестивой жизни, которая одна дает право на наследие нова небесе и новы земли, в нихже вечная правда живет (2Пет. 3:13), и которых мы ожидаем по обетованию Божию, ибо если всё видимое прейдет, изменится: то какая требуется святость от созданных для вечности, чтобы удостоиться в ней бесконечного блаженства! Сим убо всем разоряемым, кацем подобает быти вам во святых пребываниих и благочестиих (2Пет. 3:11): С сей же целью сам Господь наш Исуса Христос в беседах с своими учениками преимущественно напоминал им о том предопределении Божием, по которому некогда воспоследует решительный конец видимого мира, и заповедал: бдите на всяко время... да сподобитеся избежати всех сих, хотящих быти и стати пред Сыном человеческим (Лк. 21:36). А еже вам глаголю, всем глаголю: бди те (Мк. 13:37)... Из сего явно, что преспеянию в благодатной жизни ничто столько не содействует, как постоянное над собой бодрствование и осмотрительное внимание к тому, что нас окружает.

He только на земле, не только для нас немощных, ощущающих в себе беспрестанную борьбу добра со злом, духа с плотью, но даже в жилище блаженных, в состоянии святости, даже для одаренных Божественной мудростью и удостоившихся уже особенного благоволения Божия необходимо духовное бодрствование над собой, чтобы соблюсти себя в чистоте Богоугодной. He быв внимательны к самим себе на небе, согрешили изверженные с неба духи злобы; прародители наши от невнимательности к себе пали в грехе в самом раю; Иуда согрешил в училище самого Спасителя; Соломон, мудрейший из людей, также согрешил по излишней беспечности: тем более духовное бодрствование нужно для нас, носящих сокровище веры в скудельных сосудех (2Кор. 4:7) плоти нашей, при непрестанно воздвигаемых на нас кознях врага нашего спасения, который, то подобно змею, старается скрытно уязвить нас, то, как лев рыкая, ходит иский поглотити нас (1Пет. 5:8).

Так, доколе продолжается настоящая наша жизнь, дотоле ни на одно мгновение не возможно оставаться в безопасности касательно нашего спасения; но требуется неусыпное над собой бодрствование, а преимущественно внимание за всеми движениями нашего сердца; потому что желания нашего сердца увлекают за собой все ваши силы душевные и телесные : идеже бо сокровище ваше, my будет и сердце ваше (Мф. 6:21), говорит Спаситель. Конечно трудно подчинить желания сердца нашего управлению ума: потому что глубины сердца нашего покрыты таким мраком, что желания наши самые преступные, столько бывают благовидны, обманчивы для нас самых, как и для сторонних людей, а от этого происходит, что часто мы сами не знаем, чего желаем, и чего через минуту будем желать. При всем том, бдительное внимание к помышлениям и желаниям нашим облегчает познание нашего сердца, и не только побуждает нас воздыхать к Богу о ниспослании благодатной силы к покорению сердца внушениям веры и заповедям Божиим; но даже возжигает в сердце нашем любовь Божию, которая возводит благочестивую душу в то блаженное состояние, по которому упоминаемая в Св. Писании, окрыленная любовью Божией душа, всецело предавшись Господу, говорить о себе: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5:2)! Каким образом сердце Боголюбивой души и во сне бодрствовало? Неусыпным желанием соединения с Богом, который есть высочайшее благо и сама любовь. А как любовь мира сего постоянно враждебна любви Божией и столько одна другой противна, что никогда не могут быть совместны между собой: то сердце, пылающее любовью к Богу, тотчас приметит: когда в нем затлевает огонь мирской, нечистой любви, и возникают возношения кичливого ума, вздымающиеся на разум Божий; a приметив сие, немедленно отражает их теплыми воздыханиями к Спасителю, воздыханиями, усиливающими в сердце нашем пламень любви Божественной!

И так, если желаешь, Боголюбивая душа, достигнуть столь блаженного состояния; если желаешь вечного спасения: всяцем хранением блюди сердце твое, от сих бо исходища живота (Притч. 4:23). Внимай же себе, да не когда разширится сердце твое и забудеши Господа Бога твоего (Втор. 6:12). Внимай себе, да не когда забудеши снабдети заповеди и судьбы и оправдания Господ – ни, елика заповеда (Втор. 8, 11). Внимай себе: да не исходит слово гнило из уст твоих; но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим (Еф. 4:29). Положи хранение устом твоим (Пс. 140:3), памятуя, что только тот, кто не согрешает словом, совершет (Иак. 3:2). Внимай себе, да соблюдеши совесть свою непорочну пред Богом и человеки (Деян. 24:16).

Но кто-либо скажет:       как можно беспрестанно бодрствовать над движениями нашего сердца, наблюдать за собой, когда мы живем на земле, а не на небе; живем посреди мира, во зле лежащего; когда на земле неизбежно общение с миром для поддержания земного нашего существования, а и без того худые обычаи и правила мира сего, искушения и соблазнительные примеры как бы насильно проникают во внутренние клети домов наших, в наши семейства! Точно так; об этом я и намерен говорить. Если сам сознаешь, что правила и обычаи мира нечестивы, что искушения и соблазны его приманчивы: то для того особенно необходимо бодрствование над собой, необходима крайняя осторожность и мудрое внимание ко всем предметам, окружающим нас; необходимо заграждать чувства наши страхом Божиим, не допускать пагубных для души впечатлений, отвращать взор от суеты и соблазнов мирских, а особенно требуется избегать худых сообществ, не обращать внимания на такие беседы и предметы, которые приводят в трепет и смятение наше сердце. В сем отношении обращение внимания на внутреннее состояние души нашей тотчас укажет опасность, угрожающую душевному нашему спасению. Ибо как легкое парение ума нашего к Богу, вожделенный мир духа нашего, спокойствие совести и как бы предощущение вечного блаженства суть плоды чистоты душевной и неведения греха: так низпадение ума нашего до суеты и тления, порабощение духа нашего унынию, обуревание помыслов, угрызение совести и душевные мучения происходят от сердечного смятения при виде мирских соблазнов и возникающих в сердце нашем греховных вожделений, поражающих греховным омертвением душу нашу, по которому она становится неспособною для дел Богоугодных.

Такое состояние души нашей самое опасное, потому что низвергает ее в окончательную, или лучше сказать, в бесконечную пагубу. Что ж, неужели предать душу нашу, единородную нашу, на вечную гибель и страдания? Да не будет Если все животные, даже насекомые столь животолюбивы, что, будучи преследуемы, употребляют все силы свои, чтобы избежать угрожающей им смерти: то неужели человеку, одаренному разумом, предаваться безопасности относительно вечного своего спасения и не стараться избегать всего того, что угрожает душе нашей вечной пагубой? Да сохранит нас от такого несчастья благодать Божия! И она сохранит нас, утвердит и соделает нас непоколебимыми во всяком добром деле; если станем подражать Святым, благоугодившим Богу своей жизнью, особенно первенствующим Христианам, которые, как небесные светила, сияли христианскими добродетелями посреди нечестивых и развращенных народов (Филип. 2:15), так что никакие прельщения и соблазны не могли увлечь их в растление нравов и беззакония, в коих погружен был мир языческий!

Но и от нас, братья, звание Христианина требует, чтобы мы, отвергшись нечестия и похотей мирских, жили целомудренно, праведно и благочестно в настоящем веке (Тих. 2:12); чтобы мы не увлекались превратными обычаями и соблазнами мира сего, во ежечасно возводили умственный взор наш к несозданной красоте небесной, чтобы мы не ходили на совете нечестивых (Пс. 1:1), не останавливались на распутье грешников, заграждали слух свой от пустословия и легкомысленного глумления людей суетных и отверзали уши свои со всяким вниманием к слушанию слова Божия и славословий Божественных! Станем поступать таким образом, и благодать Божия введет нас в жизнь вечную, ради заслуг и крестных страданий Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle