Источник

Беседа в неделю Крестопоклонную (о крестном знамении)

Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука. (Пс. 59:6).

Премилосердый, не истощимый в благости своей, Триединый Бог, предопределит даровать нам вечное блаженство, еще в Ветхом Завете обещал через пророка Исайю воздвигнуть для народов знамение спасения, послать спасенных Им возвестить славу свою неведевшим Его (Ис. 66:19), не имевшим истинного познания о Нем, Творце своем, собрать в Церковь свою избранных из всех народов (Ис. 66:20), и работающих Ему назвать именем новым (Ис. 65:15). И в полноту времен, Господь и Бог наш Иисус Христос, удовлетворив правосудию Божию за грехи рода человеческого крестными страданиями своими, призвал в Церковь свою людей из всех народов, племен и языков, запечатлел их именем новым, – именем Христиан, и даровал им для отличия от неверных, неумеющих истинного Богопознания, крестное знамение свое, как избранному своему народу, царскому священию, как людям взятым в Его Божественный удел, с тем, чтобы они святостью жизни возвещали совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный свет своего Боговедения (1Пет. 2:9). Таким образом, знамению Св. Креста вполне соответствует пророческое изречение царя Давида: Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука (Пс. 59:6), коим лукавым мещет раскаленныя стрелы свои (Еф. 6:16) на нашу пагубу. Ибо Крест Иисуса Христа, будучи оружием победы Его над адом, смертью и вечным врагом рода человеческого, есть вместе знамение нашего спасения. Посему, знаменуя себя Св. Крестом, мы, подобно воинам, ратующим под знаменем Царя земного, поставляем себя под священную хоругвь Христа Спасителя, становимся в ряды Его воинства, как бы обновляем обеты, данные нами во Св. Крещении, отрекаемся своей воли, предаем себя водительству Господа нашего, ограждает себя щитом нашего спасения – от козней враждебных нам.

Сообразно с сей целью, для ограждения себя крестным знаменем, слагаем три первые перста правой руки во образ всесвятого, единосущного, Триединого Божества1, означая тем тайну искупления нашего, совершившуюся на Кресте изволением Отца небесного, любовью единородного Сына Его и содействием пресвятого Духа. Вместе с сим, пригибая к ладони два меньшие перста той же руки, означаем ими два естества Господа нашего Иисуса Христа, явленные нам в Его вочеловечении, – Божеское и человеческое, которое Он воспринял в утробе приснодевственной Матери своей, чтобы принесть Себя Отцу небесному во умилостивление за грехи всего мира. Итак, знаменуя себя Св. Крестом, мы сокращенно исповедуем великое таинство нашего благоверия2.

Предание, по которому для крестного знамения слагаем три первые перста правой руки, пригибая два меньшие к ладони, повсеместно переходит из рода в род у всех Православных народов, обитающих, кроме России, в Грузии, Анатолии, Греции, Сирии, Палестине, Аравии, Египте, Молдавии, Валахии, Болгарии, Сербии, Иллирии, Трансильвании, Венгрии, и столь древнее, что в Истории невозможно указать на время, в которое произошло установление слагать изложенным образом персты для крестного знамения. Из сего следует, что употребляемое в восточной православной Церкви, для крестного знамения, перстосложение восходит ко временам Апостольским и установлено Св. Апостолами. Ибо, по словам блаженного Августина, «что содержится всей Церковью, а Соборами не установлено, но всегда было соблюдаемо, то поистине предано Апостолами»3.

Приступая к молитве, мы поставляем себя перед лицом Бога вездесущего. Почему, в храме ли Божием, или наедине, начиная молиться, сперва ограждаем себя знаменем Св. Креста, и возлагая три большие перста правой руки на чело, говорим: во имя Отца; потом, низводя руку на перси, произносим: и Сына; наконец, перенося руку на правое и левое плечо, заключаем крестное знамение словами: и Святого Духа, аминь4. С произношением сих слов христианам всего естественнее обновить в уме и сердце своем обеты, изреченные нами при св. купели возрождения, когда мы, погружаясь троекратно в спасительных водах Св. Крещения, во образ смерти Спасителя , и как бы погребаясь с Ним, отреклись сатаны, всей гордыни, всех дел его, и, отрожденные Духом Святым, приняли на себя обязательство – считать себя мертвыми для греха, ходить в обновленной жизни, последовать воле Спасителя, с которым таинственно соединились (Рим. 6:4, 5), поступать по Его заповедям. Ho как мы произвольными своими грехами осквернили светлую одежду оправдания Христова, в которую облеклись во Св. Крещении; а от пристрастия к миру силы наши омертвели до того, что по нерадению нашему в нас царствует грех: то, полагая на себе знамение Св. Креста с углублением в самих себя, не может не ощущать в сердце своем болезненного сокрушения о том, что мы ежечасным преступлением закона Божия, преогорчили благодать Духа Святого, отпали от Завета с Богом, отложились от Спасителя своего. А живое ощущение духовной нищеты нашей не должно ли из глубины души исторгнуть пламенных воздыханий, – да поможет нам животворная сила Креста Христова подвизаться против греха хотя бы до крови? He сильно ли возбудить в нас непрестанной внутренней молитвы, – да простит нам вечное Милосердие наши прегрешения и соделает нас наследниками блаженства, уготованного имеющим имя Отца небесного, написанное на челах своих (Ап. 14:1); да не престает Спаситель посещать нас своей благодатью по слову своему: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас мой и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Ап. 3:20); да всеоживотворяющий Дух Святой укрепит нас всемощной своей силой на дела благая, а в последний день мира сего удостоит нас участи стоящих одесную Христа Судии и спасет от части осужденных, поставленных ошуюю?

После слов: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь, – при крестном знамении употребляются и краткие молитвы: Боже, милостив буди мне грешнику! Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя! Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Также ограждаем себя Св. Крестом, произнося, или внимая в храмах Божиих пространным молитвам, особенно при изречениях, содержащих в себе славословие Всесвятой Троицы. Сим означается, что мы умоляем благость Божию о нашем помиловании и ниспослании нам необходимых благ, не ради молитв наших, или каких-либо добродетелей, но по преимуществу ради крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Сопровождая же такими мыслями и чувствами крестное знамение, с одной стороны, мы как бы обновляем одежду оправдания, полученную нами во Св. Крещении, приносим во умилостивление за нас вечному Правосудию голгофскую жертву Спасителя, представляем, так сказать, между собой и правдой Божией Иисуса Христа, Ходатая и Совершителя нашего спасения; с другой стороны, посвящаем Богу наш ум с его мыслями и познавательными способностями, наше сердце с его желаниями и чувствованиями, наши душевные и телесные силы со всей их деятельностью, словом: приносим в жертву Богу наши души и тела (Рим. 12:1), прославляем Бога в теле и в духе нашем (1Кор. 6,29). Ибо, по учению Св. Амвросия Медиоланского, «когда мы знаменуем себя Св. Крестом, то он является нам печатью Христовой на челе, печатью на сердце, печатью на мышцах. На челе, да всегда исповедуем Христа, на сердце, да всегда Его любим, на мышцах, да благая делаем... Крестное знамение на челе, как на месте стыдения, да не стыдимся исповедовать Христа распятого, который не стыдится нарицать нас братиею своею (Евр. 2:11); знамение на сердце, как на месте любления, да всем сердцем возлюбим Его, яко Той первее возлюбил нас (1Ин. 4:19); знамение на мышцах, да поработаем Ему, Господу нашему, и понесем на раменах тяжесть Креста5. Таким образом, наружное изображение на себе Св. Креста, сопровождаемое верой и размышлением, не может не возбуждать в нас живого ощущения тайны нашего искупления, живого чувствования цены, искупившей нас от плена адского, а вместе с сим самоотвержения и всецелой преданности воле Господа нашего Иисуса Христа до готовности, ради славы имени и царствия Его, на всевозможные скорби, поношения и страдания.

Соображая все сие, легко усмотреть, что благоговейное умиление и теплота святого чувства, при осенении себя знаменем нашего спасения, есть самая естественная дань христианина безпредельной любви Спасителя, искупившего нас крестными страданиями от плена адского. Почему, для приведения себя в состояние, соответственное столь важном, как крестное знамение, действию, с одной стороны, по наставлению вселенского учителя, «должно изображать на себе Крест не просто, одними перстами, но прежде начертать его в мысли с великой верою»6; с другой стороны, полагать его на теле нашем неспешно, но с благоговейным размышлением, соответственно важности сего, предоставленного всякому православному христианину, священнодействия. Из сего явно, сколь предосудительно поступают знаменующее себя Св. Крестом с такой небрежной, или даже умышленной, поспешностью, с таким легкомыслием, что скорое, неопределенное движение руки их, представляется взору не крестным знамением, но как бы детской игрой, не имеющей никакого значения. He поставляют ли себя такие люди в числе тех, которыми, по выражению Св. Писания, унижается Крест Христов (1Kop. 1:17), коих погибель не воздремлет (2Пет. 2:3)? He должны ли они, вместо благодатной силы Креста Христова, ожидать вечного стыда, который покроет их во второе пришествие Господа и Бога нашего, когда явится Крест Его со всем воинством святых Ангелов Его?

Такая легкомысленная небрежность, по всей вероятности, происходит или от невежества, или от неверия; между тем, как жизнеописания Святых, предания и бытописания Св. Церкви представляют многие примеры, что для ограждающих себя крестным знаменем с верой и благоговением, Крест есть источник небесного благословения, податель освящения, благонадеянное врачевство от неисцеляемых недугов, истребитель смертоносной силы всякого яда, благонадежный якорь спасения во всех житейских треволнениях, всемощное орудие веры, покоряющее воле избранных Божиих законы природы, осенение силы Божией, содействующей нам во всяком добром деле, победное оружие в борьбе с врагами душевного спасения; что знамение крестное прогоняет нечистые помыслы, смущающие нашу душу, восстановляет внутренний мир, разрушаемый искушениями мира сего, рассеивает греховную мглу, омрачающую ум наш и волнующую чувства, потушает свирепость страстей, и, как добрый пестун, руководствует нас, наставляет и вразумляет на пути к вечному нашему предназначению.

Если же сила крестного знамения, сопровождаемого верой и благоговением, столь благодатна в подвигах благочестия и столь благотворна в делах житейских, если Господь и Спаситель наш обещал исполнить все, чего ни просим во имя Его у Отца небесного (Ин. 14:13), а Апостол завещал нам: непрестанно молитеся, о всем благодарите (1Сол. 5:18); аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите (1Кор. 10:31): то христианину и прилично и должно не только в часы, определенные для молитвы, но и при всяком, особенно важном занятии, ограждать себя знаменем Св. Креста. Так поступали христиане первых веков и отцы наши, и никогда не были постыжены в надежде своей на Бога. Воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя, вера и упование на смерть Его столь глубоко были насаждены в мыслях и чувствах первенствующих христиан, что они не стыдились, при всяком действии, ограждать себя знамением Св. Креста. «Мы», говорит один христианский писатель ΙΙΙ века, «ограждаемся крестным знамением при всяком действии и движении, при входе и выходе, одевании, обувании, умовении, садясь за столь, зажигая свечу, идучи ко сну, и вообще при всяком упражнении»7. Поступать таким образом внушали христианам Пастыри их, Святые Отцы Церкви, со всей ревностью. «Да не стыдимся», поучает один из них, «исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукой знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем, да изображаем его при входах, и выходах, когда ложимся спать и встаем , когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов...». «Твори знамение честного Креста, когда принимаешь пищу и питие, когда сидишь, стоишь, беседуешь, ходишь, и не начинай никакого дела, не ознаменовав себя честным Крестом, ни в доме, ни на пути, ни днем, ни ночью, и ни в каком месте»8.

А кому нам подражать, братья, как не первенствующим Христианам, если искренно желаем вечного спасения? Да будет же и в наших мыслях и чувствах неизгладимыми чертами напечатлена память крестных страданий и смерти Спасителя нашего; да будут проникнуты ими наша душа и тело, ум и сердце наше, воля и желания наши; да предшествует и нашим занятиям и упражнениям крестное знамение, и, по выражению Св. Церкви, непобедимая, непостижимая, и Божественная сила честнаго и животворящаго Креста Господня не оставит нас грешных9, но будет для нас силой Божией во спасение! Аминь.

* * *

1

Святитель Петр (Могила) митрополит Киевский. Православное исповедание кафолической и Апостольской Церкви, вопрос 51.

2

Митрополит Платон (Левшин). Увещание бывшим своим чада, ныне недугом раскола немоществующим.

3

Блаженный Августин Иппонийский. О крещении против донатистов. Кн. 2, гл. 6, письмо 118.

4

Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский. Православное исповедание кафолической и Апостольской Церкви, вопрос 51.

5

Святой Амвросий Медиаланский. Книга о Исааке и душе. Гл. 8.

6

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 54.

7

Тертуллиан. О венце воина.

8

Святой Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. 13:36.

9

Краткие молитвы на Великом Повечерии.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle