Источник

I. Обет девства.

а) Основание обета девства.

Первый обет монашества есть обет девства. Чистота, которой святость звания христианскаго требует от всех верных, не ограничивается тем только, чтобы воспретить им некоторые грубые и постыдные безпорядки, кои Ап. Павел запретил и именовать между христианами (Еф. V, 3). Каждый христианин отрекается от похотей плоти при крещении, и чрез то делается святым, членом Иисуса Христа и храмом Духа Святаго (1Кор. III. 16–18) Посему он должен жить по духу и убегать всего того, что оскверняет в нем чистоту души. Итак порабощение плоти духу есть обязанность общая у иноков со всеми христианами. Но посвятить тело свое Иисусу Христу чреэ обязательство хранить оное вечно в чистоте девственной, – не всякий истинный христианин обязывается: могий только вместити сие, как говорит Спаситель, да вместит.

Первым примером девственной жизни служить для инока Сам Подвигоположник Иисус Христос. «Господу, говорит Св. Мефодий, предоставлено преподать сие учение (о девстве) людям; поскольку Он один, пришед на землю, научил возноситься к Богу. Архиерею и главе пророков прилично именоваться и главою девственников».1 «Иисус Христос, говорит другой учитель церкви, девственная слава Сый, не только рожденный от Бога безначально, но и как человек, подобный нам, но высший нас, воплотившийся от Девы без мужа, показал в Себе Самом истинное и всесовершенное девство. Посему-то Он Сам научил сему самым делом, хотя и не положил законом, (ибо не все вмещают, как Он говорит)».2 И св. Златоустый говорит: «Некогда в раю существовало девство, и от змея растлело; посему в средние времена его не видно было; когда же пришел родившийся от Девы Иисус Христос, тогда оно снова явилось».3

Другой чистейший образец девства мы видим в Пренепорочной Деве Марии. «Первая Дева Божия есть Преблагословенная Мария. В непорочности младенческой, быв посвящена Богу, на всегдашнюю чистоту, Она сделалась навсегда непоколебимым основанием Ангельской на земле жизни».4 «И Матерь Твоя, говорить св. Мефодий, родительница Жизни, благодать нетленная, будучи Девою, вопияла Тебе: Тебе посвящаю Себя чистою и с светильником светоносным сретаю Тебя».5 «С того времени, как Дева учинилась Божиею Материю, говорит св. Григорий Богослов, уже открытым образом стали провождать безбрачную жизнь».6 И из самых слов, сказанных Св. Девою Мариею к Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю (Лк. 1, 34), видно, что она была Девственница, дала обет хранить свое девство. Иначе, что выражал бы ея вопрос? Так понимали сии слова Богоматери и Отцы Церкви. «Мне должно сохранить мою плоть, посвященную Богу, как некий священный дар, неприкосновенною. Хотя ты и Ангел, говорит Богородица, и пришел с неба, хотя и выше природы явление твое; впрочем то, чтобы Я познала мужа, это быть не может. Как Я буду Матерью без мужа? Ибо хотя я знаю обручника Иосифа, но не знаю мужа», – так обясняет слова Богоматери св. Епифаний7. Подобным образом сии слова: како будет сие, идеже мужа не знаю, понимает и блаж. Августин. «Этого, говорит он, Св. Дева не сказала бы, если бы прежде не дала обета быть Девою. Но так как это обычай Израильский отвергал, то она и была обручена праведному Иосифу».8

После примеров Главы девственников Иисуса Христа и Преблагословенной Его Матери Девы Марии, могут служить примером Иоанн Предтеча, Апостолы Иаков, Иоанн и Павел. Об Иоанне Предтече Иосиф Флавий повествует, что он был Илия по образу жизни и благочестивой ревности, и девственник9. О св. Иакове свидетельствует Егезипп, Палестинский писатель (2 ст.), что он, посвященный Богу от чрева матери, не вкушал вина, не питался мясами животных, не намащал тела своего елеем; колена его от частых коленопреклонений пред Богом в молитвах за себя и за других покрыты были наростами10. Блаж. Иероним прибавляет к сему, что Иаков соблюдал и девство (к Иувиану). Тот же учитель Церкви свидетельствует, что девственник был и Иоанн, удостоенный особенной любви от Господа и усыновленный им Преблагословенной Деве со креста11. «Тебя (девство), говорит Св. Ефрем Сирин, возлюбил и св. Евангелист Иоанн, и за сие удостоился возлежать на персях Господа славы12; или как другой учитель Церкви говорит, «за сие ему более других Апостолов была отверста дверь к таинствам небесным»13. А св. Апостол Павел сам о себе свидетельствует, что он был девственник: добро им (вдовицам и безбрачным, говорит он, аще пребудут якоже и аз (1Кор. VII, 8). «Хочу,– говорит св. Амвросий, чтобы вы (девственники) подражали в сем (девстве) Апостолу Павлу, который удалился от связи брачной для того, чтобы теснее соединиться со Иисусом Христом. Он не мог бы достигнуть такого дара своего Апостольства, если бы был связан узами брака».14 Еда, не имам власти, говорит Апостол в другом месте, – сестру жену водити? Но не сотворихом по области сей, но вся терпим, да непрекращение кое дамы благовествованию Христову (1Кор. IX, 5; 12). «Т.е. он лишил себя помощи и утешения брачнаго состояния, чтобы тем безпрепятственнее заниматься проповеданием Евангелия. Следcтвeннo и всем Апостол желал бы того, чтобы посвятить себя на служение Богу и благочестию в девстве»15.

Место в Новом Завете об обете девства находится в словах Иисуса Христа: суть бо скопцы, говорит Спаситель, иже от чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе ради Царствия небеснаго (Матф. XIX, 12). Здесь Спаситель представляет различные роды людей, скопляющих себя; одни таковы от рождения, другие по принуждению, третьи наконец по собственному убеждению, добровольно. Сии-то последние явно никто иное суть, как давшие обет девства.

Так под скопцами, скупившими себя ради Царствия небеснаго, разумеют девственников и Отцы Церкви. «Кого, как не избравших монашескую жизнь и девственников, говорит св. Епифаний, должно разуметь под скопцами, скопившими себя ради Царствия небеснаго?»16 Тоже под ними разумеют и другие Отцы Церкви.17 Кроме того самая связь речи показывает, что под скопцами, скопившими себя ради Царствия небеснаго, должно разуметь девственников.

Спаситель, сказав о скопцах, как о тех, кои напрасно скопят себя, не будучи целомудренны в помыслах, так и о тех, кои ради Царствия небеснаго скопляют себя, прибавляет: могий вместити, да вместит (ст. 12): не все обязываются быть скопцами ради Царствия небеснаго, но те, которые могут это вместить. «Господь Сам предварил нас, что не все способны девствовать: не вси вмещают словесе сего, но им же дано есть (Матф. XIX, 11). Он Сам призывает к подвигу девства не всех, но только тех, которые способны, которым дано сие дарование: могий вместити, да вместит"18 Но, не все могут вместить, говорит св. Златоуст, потому что не все хотят; пальма предложена; кто желает славы, тот не помышляет о труде.»19

Подвигоположник, говорит другой учитель Церкви, предлагает награду, приглашает на поприще, держит в руке венок (награду) девства, noказывает чистейший источник и вопиет: жаждай да приидет ко мне и да пиет, могий вместити, да вместит».20 «Иисус Христос сего труднаго подвига (девства), говорит тот же учитель Церкви, ни заповедует, ни налагает, но предлагает. О девстве можно сказать: могий вместити, да вместит, а о правде нельзя сказать: кто может исполнять ее, тот пусть и исполняет; но всякое древо, не приносящее добраго плода, посекается и в огнь вметается».21

Из всего этого видно, что под скопцами ради Царствия небеснаго, должно разуметь тех, кои добровольно отрекаются от уз брачной жизни и посвящают себя жизни безбрачной.

Есть также ясное место об обете девства у Ап. Павла в послании к Коринфянам: о девах, говорит Апостол, повеления Господня не имама, совет же даю (1Кор. VII, 25) Выше Апостол предлагал учение Коринфянам о целомудрии, а теперь обращается к девству, и говорит, что Господь не положил закона и не дал повеления касательно девства, а сказал только: могий вместити, да вместит. «Посему и я, говорит Апостол, не предписываю что-либо касательно сего предмета, а даю свое мнение-совет, поколику и я сам, по милости Божией удостоен быть верным – близким к Нему, и таким, которому можно вверять тайны».

Так понимает сие место и св. Антоний Великий: «Блаженный Ап. Павел, говорит Св. Антоний, рассуждая о девстве, говорит: о девах повеления Господня не имаме, Он не имел повеления, поскольку не все могут носить тяжкое бремя девства. По сей причине оно и предоставлено свободе тех, кои могут оное носить.»22

«Не сказал Св. Апостол Павел, говорит святой Златоустый, о девах повеления Господня не полагаю, но повеления не имам. Как бы так он сказал: «если бы я, побуждаемый человеческим рассуждением, сие заповедал, то бы оно не достойно было вероятия; когда же Богу сие угодно было, то это есть благонадежный залог к вере».23 Вот основание монашескаго обета девства.

б) Содержание обета.

Итак что же есть девство? Каждый, говорит знаменитый пастырь нашей Церкви, по собственному опыту знает девство, как естественное состояние, предшествующее браку, не испытавшее тайн брака, не пробужденное к познанию их. Это только трава лилии, а не цвет; только леторосль яблони, а не яблоко благовонное. Девство младенчества, потому самому, что есть просто естественное состояние, не есть дело свободы, ни плод подвига, след. не есть добродетель. Прилично оно называется невинностью, потому, что в нем нет вины, противоположной девству; но и все тут: а еще нет в нем превосходного достоинства, принадлежащего девству совершенному.

Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающем к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».24 Но одно отречение от брачного союза не составляет истинного и совершенного девства; совершенное девство состоит как в чистоте тела, так и души. He посягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята телом и духом, roворит св. Апостол Павел (1Кор. VII, 34).

«He тело только должно соблюдать нерастленным, говорит и Св. Мефодий, нужно заботиться и о душе и украшать ее праведностью»25. «Телесное удаление от всего принадлежащего браку, еще не есть совершенное девство, а только низший степень оного; ибо стремление и приближение к Богу, как Существу духовному, может и должно совершаться в духе; девство же тела отемлет только препятствия стремлению духовному, и пресекает стремления противоположные»26. «Какая польза, говорит блаж. Диадох, сохранившему тело свое девственным, когда душу его растлевает демон непослушания? или как получит венец тот, кто подавил в себе чревонеистовство и всякую телесную похоть, а самомнение, самолюбие оставил без внимания?»27.

Таким образом все должно быть чисто и непорочно в девственнике посвятившем себя безбрачной жизни. Взоры должны быть устремлены только на небо, уста должно отверзать только для воспевания песней духовных, а уши для слышания истин жизни вечной; воображение должно представлять только изображения чистые и святые; ум должен быть занять одною надеждою благ вечных, и милосердием Божиим в рассуждении души его.

«Если уста мои, говорит Св. Мефодий от лица Христианской девственницы, буду отверзать для изяснения Писания, или для того, чтобы православно и достоприлично воспевать по силе Бога, и буду заключать, полагая дверь и хранение устам, чтобы не говорить суетного: то чисты уста мои и посвящаются Богу.

Если и взор приучу не прельщаться красотою телесною, и не услаждаться зрелищами бесстыдными, но взирать горе: то чисты очи мои и посвящаются Господу. Если буду заграждать слух от злословия и поношений, и буду отверзать для слова Божия: то и слух посвятила я Господу.

Если чиста я сердцем, все помышления его посвящаю Господу, не помышляю ни о чем суетном, не живет в нем гордость и гнев, помышляю о законе Господнем день и ночь: то истинно совершаю обет великий: еже очиститися чистотою»28. Подобным образом учат и другие Отцы и Учители Церкви29. Самая же высшая степень чистоты девства, или, «совершенная чистота, говорит св. Лествичник, состоит в том, чтобы теми же очами смотреть, как на одушевленные, так и бездушные вещи, как на людей, так и на бессловесных животных. Совершенная чистота есть, когда по совершенном умерщвлении помыслов нечистых и тело вовсе умерщвляется. Велик человек, который при случае прикосновения к чужому телу, не чувствует смущеиия: более, кто воззрев на женскую красоту, происходящий от воззрения сего пламень погашает воображением красоты небесной. Кто стремление сладострастное вовсе уничтожиил, тот и в смертной еще будучи плоти, воскрес из гроба»30. Пример высшей степени чистоты девства представляет нам Симеон Христа ради юродивый. Его спросил однажды наедине Иоанн (которому он во всем открывался): «Отче, что чувствовала плоть твоя, когда ты был в женской бане и при том же среди нагих женщин?» Симеон сказал ему: «поверь мне, брат, что я был среди их, точно как дерево среди дерев, и не ощущал, что имею тело, ниже помышлял, что вошел к телам, но весь ум мой был обращен к созерцанию дел Божественных»31.

Вот какой степени чистоты достиг сей подвижник, что и пребывая с женщинами, остался чистым, как чистый голубь! Св. Иоанн Лествичник приводит еще пример высочайшей степени чистоты:"Некоторый человек, увидев однажды красивую женщину, вместо того, чтобы прельститься ее красотою, начал прославлять и чудиться премудрости Создавшего столь прекрасное творение, и воззрев на нее возгорел к Богу чистейшею любовию, проливая теплые слезы. Чудное приключение! то, что другому могло быть рвом погибели, сему сверхестественно сделалось венцом славы32.

в) Цель обета девства.

Предметы мира и суетности его, как бы ни были невинны, могут уязвить скромные взоры девственника; разговоры мирские, хотя бы они были только – праздные и пустые, могут сделать нечистыми уста его; излишняя плотская привязанность к сродникам может осквернить святость сердца его (Мф. X. 37, 38).

Супруг верный или супруга верная в мире стараются угодить друг другу, и сие угождение не предосудительно; ибо долг священного союза делает оное необходимым. Но посвятивший себя Христу, обязан угождать только Ему одному. Все, клонящееся не к тому, чтобы заслужить любовь Христа и доказать Ему свою всепреданность, оскорбляет Его, и нарушает верность, в которой Ему клялся; словом: все, что не есть свято, вечно, небесно, будет осквернять девственника, унижать и безчестить.

Угождение Богу и для сего освящение духа и тела есть цель подвизающихся в девстве. Кто бежит на поприще девственной жизни не к сей цели: тот не к венцу бежит. Для того девственник и удаляется от супружества, чтобы особенная склонность к существу земному не задерживала или не кривила его стремления к Богу. По сему стремлению всею силою ума и любви ко Господу и по направлению всей деятельности к благоугождению Ему, девствующая душа и называется невестою небесного Жениха»33.

«Если прилепляющиеся к миру, говорит св. Афанасий Великий, оставляют отца или матерь, и соединяются с человеками смертными: то дева целомудренная не паче ли обязана оставить все земное, и прилепиться к единому Господу. Об истине сказанного мною свидетельствует сам Апостол, говоря: непосягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята телом и духом: а посягшая печется о мирских, како угодити мужу, и разделися жена и дева. (1Кор. VII, 33, 34)

Итак, говорю я, всякая дева или вдовица целомудрая если печется о мирском, то сие попечение бывает ей вместо мужа; заботится ли она о богатстве или о других вещах,– сия забота оскверняет ея душу и воспящает путь к небу»34. Таким образом, девственники, будучи свободны от уз брачных, легче и безпрепятственнее могут служить Богу.

«Помни, говорит св. Иоанн Постник, что сказал Апостол: хощу же вас безпечальных быти, (1Кор. VII, 32) и чтобы пеклись только о Царствии небесном. Очи твои да будут всегда на небе, где и вожделенный Жених твой. Уже ты теперь имееть залог жизни вечной и упокоения, потому что ты не терпишь от безпутного мужа, не испытываешь болезней рождения, не плачешь об умершем дитяти, не заботишься, чтобы муж, отшедший в чужую сторону скорее возвратился; ты свободна от чадорождения и чадопитания. Иди вслед Жениха твоего Христа, ведущего тебя в Царство небесное; следуй за ним по слову: аще не послушаете Мене, и пойдете ко Мне страною, и Аз пойду с вами страною». (Лев. XXVI, 27, 28)35.

Вот как в жизни девственной облегчается узкий и трудный путь к Царствию небесному!

г) Важность и ненарушимость обета девства.

«Хочешь ли видеть,– говорит Св. Златоуст, как важно девство? Христос, когда пришел на землю, не принуждал к нему никого; ибо когда настоятельно требовал исполнения прочих добродетелей, девства не требовал, предоставляя венец тому, кто сохранит оное добровольно. По смыслу слов Его, подвизающийся в воздержании, хранит оное. Суть бо скопцы, иже от чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже неказиша сами себе Царствия ради небесного; (Мф. XIX, 12) не отсечением телесных членов, но отложением необузданных похотей: могий вместити да вместит. И Апостол, когда перечисляет все добродетели, сознавая неудобоисполнимость девства, говорит: «о девах повеления Господня не имам, совет жe даю» (1Кор. VII, 25)36. И как высоко подвижники благочестия почитали девство, и как строго исполняли его! Некоторые из любви и уважения к девству лучше соглашались потерять все, – даже самую жизнь, чем лишиться сего драгоценнейшего цвета в вертограде Церкви. Так поступила святая Евфрасия. Уже Максимиан, великий гонитель христианства, наскучил подписывать смертные приговоры поборникам Евангельской веры: ибо, истощив на них все ужасы мучений, не мог поколебать христианской твердости. Тиран умыслил другой род казни. Девицу Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы принесла жертву богам ее отечества; но как все усилия были тщетны, то она была отдана дерзновеннейшему и развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увел ее в дом свой. Отроковица, помолившись в сердце своем Богу, Хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному жениху сказала: «как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: я волшебница; знаю силу всех трав, всех растений. Ты как, воин всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую тайну: у меня есть на примете трава, которую, имея при себе, ты будешь невредим противу стрел и копий,– но та же волшебная наука открыла мне, что сия трава имеет действие только тогда, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию, идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостию: «вот тебе лучшее от меня приданое».– «Чем же уверишь меня в истине твоих слов?» – спрашивает ее воин. – «Опытом над моею головою, если тебе будет угодно»,– отвечает Евфрасия, и вдруг, обнажив выю, мнимо-таинственную траву прикладывает к ней и говорит: «взмахни как можно сильнее меч твой и ударь меня; ты увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред». Варвар поверил, и глава Евфрасии отлетела от выи. Мученица пала бездыханна. Идолопоклонник, поруганный невинностию, заскрежетал зубами; а целомудренная девица отошла к Жениху Небесному37.

Из многих примеров, подобных сему, приведем еще один пример. Так св. Евфимия, дщерь благородного и богатого человека, именем Филофрона, за исповедание Христовой веры представлена была судилищу в числе четыредесяти девяти других христиан, которые мученическою смертию кончили жизнь свою. Но святая Евфимия, как юная и прекрасная девица, казалась драгоценнейшего добычею для мучителя: «посему, отдалив ее от прочих страдальцев, тиран употреблял всевозможныя средства, чтобы уговорить ее к нечестию: ласками, обещаниями, уловлял он сердце девическое; но все было безуспешно! В нежном теле мучитель узрел мужественнейшую душу, на все ужасы готовую. Тогда любовь его переменилась на ярость. Приск (так именовался мучитель) приказал уготовить орудия казни: но серпоусеянное колесо остановляла десница Всемогущего; раскаленную пещь окропили Ангелы росою прохладною; змии и все ядовитые гады не имели для нее смертоносных жал; лютые звери претворялись в кротких агнцев. Только один зверь сделал легкую рану на ноге ее; изтекла кровь; услышан глас с небеси, призывающий ее к Жениху Небесному, и мгновенно святая душа оставила чистое тело38. «О чистота, восклицает св. Ефрем Сирин, стяжание доброе, непохищаемое зверьми и несгорающее в огне!»39

Важность обета девства может быть видна также и из того, что девство по своей высшей цели способствует к достижению высшего нравственного совершенства, и, являя совершенным истинного последователя Христова, представляет истинное украшение Церкви и образует лучших ее слуг. «Иисус Христос говоря, что у Отца Его есть много обителей, говорит св. Киприан, этим указывает на лучшие обители Своего дома: «вы (девственники ) ищете сих лучших обителей, отсекая плотские вожделения, и получаете на небесах награду большей благодати. Хотя все достигающие св. Крещением Божественного звания и наследия совлекаются в оном ветхого человека благодатию спасительныя бани, и обновленные Святым Духом, снова раждаясь, очищаются от прежних сквери; однако ваше паки-бытие более свято и истинно: ибо вы не имеете никакпх плотских и телесных желаний. В вас к славе Божией осталась одна добродетедь, один дух»40. «Как мирские вельможи, говорит другой учитель Церкви, поручают слугам различные должности: иных отсылают в деревни для возделывания земель и распространения своего рода; а детей их, если найдут их хорошими, и особенно красивыми, переводят в собственные домы для служений себе. Так и Господь, вступивших в честный брак поставляет в стране мира; а лучших детей их (девственников), которыя удостоились особенно счастливого предизбрания, поставляет на служение Себе. Они свободны от всех мирских упражнений: поскольку удостоились Господней трапезы»41. «Нет подвига более девства, говорит Феогност; ведущему безбрачную жизнь удивляются самые Ангелы: потому что сколько трудов и усилий потребно, чтобы, состоя из плоти и крови, стремиться всегда непорочностию подражать невеществениости Ангелов! И подлинно, сколь велика и возвышенна сия добродетель, что почти кажется невозможною, как превышающая природу, если Господь свыше не поможет!»42 «Чем, от Ангелов отличаются искренние оные любители девства, Илия, Елиссей, Иоанн? Ничем, кроме только того что они облечены смертною природою. Видишь ли Ангелов земных? видишь ли силу девства?»43 «Выше природы ставший, говорит св. Лествичник, малым чем, или если позволено сказать, ничем не умален есть от Ангел. Сие и не удивительно, когда безтелесный сражается с безтелесным: но сие, сие поистинне за великое чудо почесть должно, что человек будучи обложен сим против духа воюющим телом, побеждает однако безплотных супостатов, демонов. И справедливо некоторые из Отцев называют сию добродетель совершеною святостью»44. Это печать совершенства45, цвет в вертограде Церкви46, свеченосец святой Церкви47, краса и прославление благодати, образ Божий, сообразный святыне Господа48, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу49, славнейшая часть стада Христова50.

Господь говорит: сынове века сего женятся и посягают: а сподобишиися века она улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают, ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове Божии, воскресения сынове суще. (Лк. XX, 34–36) «Вы (девственницы) уже начали быть тем, говорит св. Киприан, чем мы будем: вы уже имеете в сем веке славу воскресения: вы шествуете путем века сего, не заражаясь его сквернами, пребывая в чистоте, вы равняетесь Ангелам Божиим; надобно только, чтобы девство было постоянное и неврежденное, надобно безпрерывно пребывать в оном с тем мужеством, с каким вы начали хранить оное. И о чем мы должны прилежнее рассуждать, продолжает тот же учитель Церкви, как не о том, что тела наши, очищенныя от всякой скверны банею пакибытия, суть храм Божий; что не должно растлевать или осквернять сего храма; поскольку растлевающий его и сам будет растлен? Мы чтители н первосвященники сих храмов: будем служить Тому, Кому уже принадлежим. Павел, в своих посланиях, напутствуя вас на поприще жизни Божественныма наставлениями, говорит: несте свои: куплени бо есте ценою: прославите убо Бога в телесах ваших. Итак прославим Бога, и будем носить Его в чистом и нескверном теле нашем, прославим Его святым благоговением; и как искупленные кровию Христа, Господа нашего, будем повиноваться власти Искупителя со всею покорностию верных слуг; потщимся в храм Божий не вносить ничего скверного и мирского, дабы, он быв оскорблен, не лишил нас своего присутствия. Господь, Спаситель наш, и Учитель и Наставник говорит: се здрав ecu и ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. V, 14)51. «Нет ничего хуже, говорит св. Ефрем, если лице монашествующее нарушает девство»52.

д) Средства для сохранения обета девства.

Но, чтобы не нарушать обета девства, для сего св. Отцы приписывают следующие средства: пост, молитву и удаление от обращения с женщинами. «Воздержание, говорит св. Нил, рождает целомудрие, а чревоугодие есть мать сладострастия. Кто пресыщает чрево и дает обет быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что он может потушить горящую солому. Ибо как нельзя удержать стремление огня, объявшего солому: так и пресыщаясь не возможно унять пламени любострастного стремления»53. «Старающийся о целомудрии и желающий блаженной чистоты, говорит другой учитель Церкви, которую не погрешительно можно назвать бесстрастием, должен порабощать и удручать плоть, с смирением призывая Божественную благодать; и таким образом получит желаемое. Но кто питает тело, не соблюдая умеренности в явствах, тот удручаем будет духом блуда. Ибо как большая вода угашает пламень; так глад пли воздержание, с смирением души соединенное, уничтожает разжение плоти и постыдныя мечтания»54.

Другое средство для сохранения целомудрия есть молитва. Молитва есть безценное сокровище. Молитва все очищает и освящает, дела, мысли, намерения и желания. «Как невозможно Чермному морю явиться на тверди между звездами; и как нельзя человеку, ходящему по земле, не дышать здешннм воздухом; так не возможно, говорить Исихий, нам очистить сердце наше от страстных помышлений, и прогнать из него мысленных врагов,– без частого призывания имени Иисуса Христа»55. Но более всего св. Отцы восстают на обращение с женщинами, как очень опасное для соблюдения целомудрия. Так св. Нил говорит: «Беги обращения с женщинами, ежели хочешь соблюсти целомудрие, и не давай им иметь столько смелости, чтобы могли свободно вести себя при тебе. Ибо в начале они или имеют, или лицемерно показывают скромность; но после во всем делаются дерзски без стыда. При первом свидании глаза потупляют, говорят кротко, плачут жалостно, одеты скромно, вздыхают тяжко, вопрошают о целомудрии, и внимательно слушают. Увидя в другой раз, они уже несколько подняли глаза; в третий – уже бесстыдно смотрят в лице. Ты улыбнулся, – оне во весь рот смеются; наконец наряжаются, и прямо хотят нравиться, бросают взглады, выражающие страсть, поднимают брови, поводят ресницами, обнажают шею и разнеживаются всем телом; заводят разговоры, возбуждающие страсть и стараются выражаться пленительно для слуха, пока наконец совершенно овладеют душею. Это все для тебя уды, заманивающие своею притравою в смерть, и в хитросплетенныя сети, влекущие в погибель. Да не обольстят тебя они ласковыми своими словами: ибо в них кроется злой яд змеиный. Подходи лучше к горящему огню, нежели к молодой женщине, когда и сам молод. Подошедши к огню и почувствовавши боль, тотчас отскочишь: но прельстясь женскими словами, не скоро удалишься. Цветет трава, растущая подле воды; цветет и страсть похоти при обращеиии с женщинами. Ежели пожалеешь на войне неприятеля, он будет врагом тебе; ежели пощадишь страсть, восстанет на тебя. Взгляд женский раздражает сладострастного к похоти, а целомудренного побуждает славить Бога. Ежели страсть твоя спокойна при обращении с женщинами, не верь сему ее возвещению бесстрастия: и собака, окруженная народом, изявляет ласки, но вышедши вон, обнаруживает злость свою. Когда воспоминая о женщине, не ощущаешь в себе страстного движения, тогда можешь думать, что достиг пределов целомудрия: а когда образ ея возбуждает в тебе мечты, и стрелы ея проникают твою душу, знай, что ты далек еще от сей добродетели. Впрочем не оставайся долго с такими мыслями, и не занимайся часто в уме лицем женским: ибо страсть легко возвращается и опасность близка. Как умеренная переплавка очищает золото, а продолжительная может испортить, так продолжительное мечтание о женщине растлевает целомудренное расположение.

Нe занимайся много представившимся лицем, дабы оно не возжгло в тебе пламени страсти, и не пожгло гумна души твоея. Ибо как искра, долго таившаяся в плевелах, производит пламя, так продолжительное памятование о женщине возжигает похоть»56. «Женщины редко, говорит другой учитель Церкви, а лучше никогда не должны посещать твоей странноприимной кельи. Не будь часто под одною с ними кровлею; и не полагайся на свое прежнее целомудрие: не тебе быть святее Давида, и мудрее Соломона. Всегда помни, что житель рая женою доведен был до того, что потерял свою обитель»57. «Если в мыслях твоих,– говорит св. Афанасий Великий, родится представление красивого лица, то его должно изгонять следующим образом: выколи глаза у образа твоего, который в уме твоем представляется, отними полноту щек, отрежь и губы, и после смотри на отвратительный состав голых костей, и подумай наконец, что тут занимательного? таким образом обезображенное помышление может воспрянуть от пустого очарования. Ибо не было тут ничего привлекательного: кровь смешана с мокротою,– что самое и образованный состав есть принадлежность животных.

Сим образом и сими размышлениями, можно прогнать гнусное зло: должно выталкивать демона как гвоздь гвоздем же. Кроме того, должно представить все тело любимого предмета в смердящих ранах и гною; кратко сказать, представить его внутренним очам, подобным мертвому трупу, или еще и самого себя мертвым. Таким образом можно будет избавиться сладострастия. Но более всего должно укрощать чрево; после того возможно умертвить и те удовольствия, которыя внутри оного»58.

* * *

1

Творения Св.Отцев в русск. переводе. Прибавл. о девственниках христианских.

2

Св. Дамаскин.

3

Златоуст в слове о посте и милостыни.

4

Хр. учение о девстве Высокопреосвящ. Митрополита Моск. Филарета.

5

Творения Св. Отцов

7

Св. Епифаний.

8

Бл. Августин.

9

Иосиф Флавий. Иудейские древности.

10

Евсевий. Церковная история.

11

Иеноним. Против Вигилянция.

13

Тв. Св. Амвросия.

14

Тв. Св. Амвросия.

15

Хр. учение о девстве Высокопреосвящ. Митрополита Моск. Филарета.

16

Беллармино Р.Ф.

17

Иероним.

18

Хр. учение о девстве Высокопреосвящ. Митрополита Моск. Филарета.

19

Comment. Cornel. a Lapide in hoc Locum.

20

Там же.

21

Тв. бл. Иеронима. В словах Иисуса Христа под скопцами, скопившими себя ради Царствия небесного не исключается и женский пол. Хотя, по-видимому, говорит бл. Иероним, здесь говорится только о мужах, впрочем не их одних здесь должно разуметь; а пальма девства равно обещается тому и другому полу. Это подтверждает и Ап. Павел, когда говорит: о девах повеления Господня не имам, совет же даю.(1Кор. VII, 25). Он же: «Господь не мужам только, говорить св. Киприан, обещает благодать воздержания, обходя жен, но поскольку жена есть часть мужа, из него же взята и образована, а поскольку во всех писаниях подтверждается сила слов, изреченных прародителю: и будети два ее плоть едину, то с мужем разумеется вместе и жена». Христ. Чт.

22

Св.Антоний Великий. Слово 17 к монахам о девстве.

23

Златоуст. Книга о девстве. Во всей седьмой главе Ап. Павел отвечает Коринфянам на вопросы их касательно прав супружества и предлагает вместе совет и касательно девства и безбрачной жизни, кроме объясненного нами ясного места о совете девства. Приведем свидетельство еще на одно место одного Отца Церкви, именно:»Хощу бо, да вси человеки будут, якоже и аз, но кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице. Очевидно, говорит св. Ефрем Сирин, что Апостол здесь различает мирян от отвергшихся мира (девственников), когда говорит кийждо свое дарование имать от Бога, ов же сице.Ов убо сице т.е. дарование пребывать в девстве, ов же сице т.е. дарование жить в супружестве. Ни мирянам Ап. Павел не запрещает вступать в брак законно, ни отвергшихся мира (девственников) освобождает от воздержания. Мирянам повелевает говоря: но блудодеяния ради кийждо да свою жену имать, и еще честна женитва во всех и ложе нескверно, (Евр. XIII, 4) блудником же и прелюбодеем судит Бог, отвергшимся мира заповедует воздержание: всяк подвизайся, от всех воздержится (1Кор. IX, 25).Если бы слово заповедало всем: лучше женитися, нежели разжигатися, то бы никто не упражнялся в сей добродетели (воздержания); ни Илия Фесвитянин, ни Елиссей, ни Иоанн Креститель, ниже те, которые скопили себя ради Царствия небеснаго, и сохранили плоть свою чистую Богови, ниже сам Апостол воздержался бы». Тв. Ефрема Сирина.  

24

Учение о девстве Высокопреосвящ. Митрополита Моск. Филарета.

25

Творения св. Отцов. О девственниках хриcтианских.

26

Хр. Учение о девстве Высокопреосвящ. Митрополита Моск. Филарета.

27

Хр. Чт.

28

Творения св. Отцов. О христианских девственниках.

29

Воздержание и целомудрие, говорит св. Киприан,состоит не в одной непорочности плоти, но и в скромности одежд и в целомудрии украшений, чтобы, по Апостолу, непосягшая была свята и телом и духом. (1Кор. VII, 34). «Слово об одежде девственниц». Многие, говорит Авва Геронтий, искушаемые плотскими похотьми, хотя и не приближались к телам, мысленно любодействовали и сохраняя телесное девство, духом любодействуют. Посему-то очень хорошо сказано: «всяцем хранением блюди сердце твое» (Притч. IV, 23). «Господь сказал: всяк, иже воззрит на жену, во еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. V, 28.) Посему как есть любодеяние сердца: то должна быть противоположная сему пороку добродетель – девство сердца. И если для охранения девства от соблазна и нечистоты, нужно умерщвлять чувство зрения: то по сравнению можно понять и убедиться, что подобным образом нужно умерщвлять и прочие чувства, как то: слух от слушания нескромных и соблазнительних речей, вкус, обоняние, осязание – от соответствующих им ощущений, наклоняющих к неге и роскоши». Христ. Учение о девстве Митроп. Моск. Филарета.

30

Св. Лествичник.

31

Четьи-Минеи.

32

Св.Лествичник.

33

Хр. учение о девстве Высокопреосвящ. Митрополита Моск. Филарета.

35

Хр. чт. Св. Иоанна Постника Послание к деве.

36

Св. Златоуст. Слово о посте и милостыни.

37

Память ее 19 января. Училище Благоч.

38

Училище Благоч.

40

Св. Киприан слово об oдeжде девстениц. Хр. Чт.

41

Св. Афанасий Александрийский. Жизнь и деяния св. Синклитикии. Хр. Чт.

42

Препод. Феогноста главы о деятельности, созерцании и священстве.

43

Златоуст. Книга о девсте.

44

Св. Лествичник.

45

Св. Антоний Великий. Слово о девстве.

46

Св. Киприан. Слово об одежде девств. Хр. Чт.

47

Св. Амфилохия Еп. Иконийского слово на Сретение Господне. Хр. Чт.

48

Св. Киприан. Там же.

49

Св. Антоний. Там же.

50

Св. Киприан. Там же. Но чтобы не возгордиться ведушим безбрачную жизнь пред брачными, слыша такия похвалы от св. мужей девству, то Святые Отцы предостерегают их от сего своими мудрыми советами,не унижая ни того, ни другого состояния. «Ведущий девственную жизнь, говорит св. Кирилл Иерусалимский, не возгордись пред теми, кои вступили в брак; ибо честна женитва во всех, и ложе не скверно (Евр. XIII, 4), как говорит Апостол. И ты сохраняющий невинность, не от брачных ли poждeн? Не презирай серебра потому, что ты золото» (Св. Кирилла Иерус. оглаш. 4-е.) «Многие из великих людей, говорит другой Учитель Церкви, прославляют девство. И в самом деле оно достойно похвалы. Девство – свойственник Ангелам, со6еседник горних сил, подражатель существам безтелесным, свещеносец святыя Церкви; оно побеждает мир, попирает страсти, укрощает пожелания, не приобщается Еве! оно непричастно печали, свободно от стенаний; на девство не простирается произнесенный Богом приговор: Умножая умножу печали твоя, и воздыхания твоя, в 6олезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет. (Быт. III, 16) Итак по истине славно девство, как стяжание непорабощаемое, как растение неувядающее, как свобода жизни, как украшение подвижников; оно выше обыкновенного человеческого состояния, не стесняется узами необходимых забот, и вместе с Женихом Христом входит в чертог небесного Царствия. Таковы и подобны сим титулы девства. Однако и брак честен (Евр. XIII, 4), превосходит всякой земной дар, как плодовитое дерево, как благолепный плод, как корень девства, как производитель одушевленных и разумных ветвей, как благословение на умножение мира, как утешитель рода человеческого, как возделиватель человечества, как изобразитель Божественного образа, как стяжатель благословений Господа, как подпора всего мира, как исполняющий веления Того, Кто вочеловечился, как могущий с дерзновением сказать се аз и дети, яже ми даде Бог. (Ис. VII, 18). Искорени честный брак, где найдешь цвет девства? Но говоря это мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, то и другое, как взаимно полезное, уважаем. Поскольку Господь и Промыслитель того и другого не противополагает одно другому; ибо и в девстве и в браке может быть соблюдено благочестие; а без благочестия и девство не целомудренно и брак не честен. Св. Амфилохия Еп. Иконийского слово на Cpетeниe Господне. Хр. Чт. Святые Отцы предостерегают и брачных от упреков безбрачных. Все сии упреки св. Григорий Богослов поместил в одном разговоре, писанном стихами, между плотскою и духовною жизнию, где под плотскою он разумеeт жизнь брачную. Итак жизнь плотская (брачная) вопрошает духовную: Да прошу сказать, каким бы образом мог существовать род человеческий, если бы не было брака, уставленного природою и одобряемого заковом? Духовная отвечает: Правда, закон одобряет брак; но теперь можно быть от него уволену, если кто быстрыми шагами стремится в другую, лучшую внешней, страну, в которой не существует никакого порока и в каких брачных связей от чего же так недавно вошла в употребление безбрачная жизнь, вопрошает еще плотская жизнь? «Она и прежде была в употреблении, отвечает духовная, только скрытно: но с того времени, как Дева учинилась Божиею Матерью, уже открытнм образом стали провождать ее. Ибо с тех пор Ветхий закон уступил место Новому; царство буквы прошло и настало царство духа». «Но без помощи брака, наконец вопрошает плотская жизнь, мог ли 6ы произойти на свет самый благочестивый девственник?» «Ты смешною мне кажешься, говорит духовная, желая доказать, что брак производит на свет благочестивых мужей. Люди становятся добрыми или злыми в последствии времени; а похоть плотскую производит никто иной, как сеятель злых плевел. И тот был бы достоин осмеяния, кто стал бы хвалиться своими грехами, как будто они содействуют намерениям Верховного Существа. Тв. Григория Назианзина. Подобным образом и другие Отцы Церкви отвечают на сей вопрос: для чего введен брак, и мог ли бы без него распространяться род человеческий? Блаж. Августин говорит, что прежде брак был необходим для распространения народа Божия, из которого должен произойти Христос. Но теперь, когда сказано: могий вместити, да вместит, в брак должны вступать только те, которые не могут воздерживаться. Подобным образом говорит и Златоуст в книге о девстве.

51

Св. Киприаи слово об одежде девственниц. Там же.

53

Хр. Чт. Св. Нил об восьми порочных помыслах. 2. Помысл о блуде.

54

Хр. Чт. преп. Феодора Едесского деят.

55

Хр. Чт. Слово Исихия Пресвитера к Феодулу о трезвевии.

56

Хр. Чт. Св. Нил, об восьми порочных помыслах. 2. Помысл о блуде.

57

Хр. Чт. Письмо блаж. Иеронима к Неоциану об обязанностях клириков.

58

Хр. Чт. Афанасий Алекс. в описании жизни и деяний св. Синклитикии.


Источник: О трех обетах монашества: девстве, нестяжании и послушании. - 2-е изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря - Москва : Типо-Литография И. Ефимова, 1889. - VI, 65 c.

Комментарии для сайта Cackle