Источник

85. 1459 г. декабря 20. Послание митрополита Ионы литовским князьям и панам о непоколебимом пребывании в православной вере и о непризнавании митрополитом Исидорового ученика Григория

Из сборника графа А.С. Уварова № 512 (прежде Царского № 366), л. 300 об.–304; издано было в I-м томе Актов Исторических под № 66, по синодальному сборнику № 562 (л. 32 об.–35). В последнем озаглавлено:

Посланиe Ионы, митрополита Киевского и всея Руси, в Литву, о Григорьеве прихожени

Благословение Ионы, митрополита киевского и всея Руси, о Святом Духе возлюбленным сынам нашего смирения, благородным и благоверным князьям, и честным панам и боярам, и воеводам, и всем купно христоименитым Господним людям, иже в нашем истинном великом православии живущим и верующим, и еже по изначальству приемшe от прежде бывшего господина и святого, равна Апостолам великого князя Владимира святую православную непорочную греческую христианскую истинную веру, еже по Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: благодать вам, и мир, и милость, и крепость от Вседержителя Бога и того пречистой Богоматери, вкупе же и нашего смирения благословение и к Богу о вас непрестанное молениe. Желая завсе [и] прося у Бога, еже ми быть у вас и благословить своих детей, и видеть и понаказать ваше великое православиe, в утверждение великое и крепость и незыбление нашего душевного спасения: но Богу, сынове, посетившу мя великой немощью, и того ради немощно ми было к вам ехать; а ныне, даст ли Бог, поотрадеет ми, как мога, хочу побывать у своих детей, и вас благословить, и Бога о вас молить. Ныне же о сих пишу вам, своим детям, с великим молением, воспоминая оного отступника, яко древнего Формоса, Исидорово к нам прихождение, яко волка одеяна во овчию кожу: и малое здесь побыв, да пошел к собору в Рим, до папы, рекше – о укреплении нашего православия. Да тогда же, слышим, как пришел в Ригу, и стретили его с крестами наше великое православие, держа честь пошлую святительскую, а капланове от своей божницы стретили по своему, с своими крыжами: и он свою православную церковь оставя и святые иконы и честные образа, да пошел в божницу со своим протодьяконом, с чернецом с Григорием, которой то нынче, как слышим, на митрополию вышел, и прикличали по-римскому. И которые наши старцы с ним, да и от мирян тамо были, а то видели, да учили ему о том говорить, и он их ковал и мучил, а старцев иззаточил; да от того времени повсюду учил литургисать в хоромах, на столце, на немже трапезу пред ним поставляли, а не в святых Божьих церквах нашего православия и не по божественным священным правилам; да тогда ж явное свое отступление показав, именуя себя и пиша легкотосом и назывался кардиналом. Да с тем и от Рима был к нам пришел, хотя всеять, яко плевел в пшеницу, римское учение в наше великое православие, и папежев имя начал был поминать в святой нашей соборной апостольской церкви, и иные многие противья похотел вводить нам тайно. Человеколюбивый же Господь Бог, милуя своей рукой создание, и веру незыблему, и положил cиe на сердце господину и сыну моему великому князю Василию Васильевичу: уразуме и позна отступлениe его, и посла той час по своих богомольцев, по apxиепископов и епископов, и по архимандритов, и собрав от них все великое священство; они же, сошедшеся, воззреша в божественные и священные правила святых Апостолов и богоносных святых Отцов, и обыскав сборне, чтоже Исидор от Рима принес чуже и спротивно нашему великому православию, да того деля и повелели ему побыть в монастыре святого архангела Михаила, доколе господин и сын мой князь великий обошлется с великим собором Царьграда и увесть о бывшем их соборе истину. Сидор же пак, познав свое отступление от нашего православия, и он, утаився, ночью бегству ятся; и ныне, сынове, как и вы сами слышите, что он у папы в Риме, а тщится посылать к вам своих единомышленников тех, которые с ним тамо на соборе были и по нем поборали, а хочет слать с своими учениками и писаниями. И благословляю вас, о Святом Духе сынове, и великим прошением молю, не себе деля, ниже своего деля какового пригодства cиe пишу вам, но по своему святительскому долгу, попечение имея о ваших единородных и бессмертных душах: кого тот отступник Исидор к вам пошлет со своими учениями и писаниями, тому бы есте не повиновались, ниже внимали того никоторыми делами, аще и смертью кому попретят, хотя отлучить Христового стада словесных овец, и отторгнуть от истинного великого православия, и ввести [с] собой в вечную ону и бесконечную муку: занеже, сынове, то суть якоже Македониевого духоборцевого учения. А кому, сынове, лучится и смертью за то пострадать, и не смерть, но истинный живот приобрящут, и от самого Владыки Христа венец мучения примут. И вы бы, сынове, по сему нашему к вам писанию и молению, как мощно, блюли истинного своего великого православия, и с Божьей помощью держали твердо и неподвижно Христову веру, по заповеди святых правил святых Апостолов и святых Отцов, незыблемо. А Вседержитель Господь Бог подаст вам к тому делу великую силу и крепость, по желанию сердец ваших, и наследие небесного царствия, егоже молю получить всем, вам. 2795 А милость Божья на вас и нашего 2796 смирения благословение. А писана на Москве, декабря 20 день, индикта 8. 2797

* * *

2795

В подлиннике нам.

2796

В подлиннике вашего.

2797

Индикт из Актов Истор. № 67.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle