Источник

83. 1459 г. Соборная грамота русских епископов, о верности их митрополиту Ионе и несообщении с Исидоровым учеником Григорием, поставленным в Риме на киевскую митрополию

Из синодального сборника № 562, л. 52 об.–54; издана была, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под № 61.

О рукоположении и соединении владыкам

По благодати Господа Вседержителя, и милостью пречистой Владычицы нашей Богородицы, и молитвой великого Петра митрополита, чудотворца русского, снидохомся в церковь соборную пречистой Владычицы нашей Богородицы, еже есть на Москве, койждо нас от своей епископии, к своему господину великому князю Василию Васильевичу 2783 , всей русской земли самодержцу, и к своему отцу Ионе 2784 , митрополиту всея Руси. По избранию же Святого Духа, в той же церкви соборной святой Богородицы, и у гроба святого Петра митрополита, чудотворца русского, и по велению господина нашего великого князя Василия Васильевича всей Руси, прияхом рукоположение койждо нас от своего господина и отца нашего преже бывшего 2785 Ионы, митрополита всея Руси, койждо нас на свои престолы и епископии: аз смиренный епископ ростовский и ярославский Феодосий, приях рукоположение, по избранию Святого Духа и по повелению господина своего и отца Ионы, митрополита всея Руси; також и аз смиренный епископ Филип богоспасаемого града Суздаля, приях рукоположение от своего господина и отца Ионы, митрополита всея Руси; аз смиренный епископ коломенский Геронтий, приях рукоположение от своего господина и отца Ионы, митрополита всея Руси; аз смиренный епископ Василий сарайский, приях рукоположение от своего господина и отца Ионы, митрополита всея Руси; аз смиренный епископ пермский Иона, приях рукоположение от своего господина и отца Ионы, митрополита всея Руси 2786 В той же соборной церкви святой Богородицы на Москве, у Петрова гроба, чудотворца русского, снидохомся о всяком благочестии и на утверждение правых велений православной нашей христианской веры, и на сохранение церковных преданий, еже предано бысть нам святыми правилами святых Апостолов и святых Отцов, богоносных вселенских учителей, и неразлучно утвердить о Святом Духе мир и любовь и соединение 2787 , церковного ради утверждения и тишины, якоже по прежнему изначальству, общие предания предаша нам всем православным христианам. Ныне же видим самими вещами явлене, яко грехов ради наших и по попущенш и по гневу Божьему, и по действу общего супостата православию и губителя душам нашим диавола, еще же и еретичества ради отступника православной христианской веры, Исидорова ученика Григория, отверженного от святой соборной церкви и проклятого (понеже единомысленники и учителя Флорентийского латынского собора), иже именует себя митрополитом киевским, и смущения их ради православию, разделение 2788 бысть святым Божьим церквам, московской соборной церкви с киевской церковью, и в том разделении православию великое пагубство бысть. Обещание же пред Богом дахом, пред святыми ангелами, на своем поставлении, своему господину и отцу Ионе, митрополиту всея Руси, что нам от святой церкви соборной московской святой Богородицы быть неотступным, и от нашего господина и отца Ионы, митрополита всея Руси, также быть ноотступным и повиноваться ему во всем; и кто, по его отшествии к Богу, иный митрополит поставлен будет, по избрании Святого Духа и по святым правилам святых Апостолов и святых Отцов, и по повелению господина нашего великого князя Василия Васильевича, русского самодержца, в той соборной церкви святой Богородицы на Москве, на той великий престол, у гроба святого Петра митрополита, русского чудотворца: и нам, apxиепископам и епископам русской митрополии, также быть от святой соборной церкви московской святой Богородица неотступным 2789 и от того митрополита также неотступным быть, и споследовать и повиноваться ему во всем, во всех духовных делах в церковных, и о всяком благочестии быть с ним за едино. А что прежнего оного отступника от благочестья православной нашей веры христианской, Исидора преже бывшего митрополита русского, и его ученика и единомышленника, ныне же на церковь Божью развратника, пришедшего от Рима Григория, отлученного от святой соборной церкви, иже именует себя митрополитом киевским: и нам apxиепископам, и епископам русской митрополии к тому Григорию не приступать, ни грамот нам от него по приимать никаких, ни coветa с ним не иметь ни о чем же. А о всем последуем и повинуемся господину своему и отцу, пресвященному Ионе, митрополиту всея Руси, егоже поставили митрополитом, по избранию благодати Святого Духа и по божественным священным правилам святых Апостолов и святых Отцов, в соборной церкви пречистой Богородицы на Москве, у гроба святого чудотворца Петра, митрополита русского; или кто по нем иной митрополит будет на той великий престол русской митрополии поставлен в соборной церкви святой Богородицы на Москве, у гроба святого чудотворца Петра, митрополита русского: и от того митрополита также быть нам неотступным и повиноваться ему во всем.

* * *

2783

В рукописи имени великого князя нет.

2784

В рукописи имени Ионы нет.

2785

Слова: преже бывшего не могли находиться в подлиннике. Они явились в синодальном списке, как в образце грамот этого года.

2786

В рукописи имена епископов опущены и после слов: «також и аз смиренный епископ [Филип] богоспасаемого града» [Суздаля] замечено: «или колико их будет епископов, тако ркут: приях рукоположение от своего господина и отца, имярек, митрополита всея Руси». Так значит, было в подлиннике; имена же епископов открываются из следующего за сим акта (№ 84).

2787

В рукописи соединения.

2788

В рукописи разделению.

2789

В рукописи повторено быть.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle