Источник

64. В конце 1448 г. Грамота митрополита Ионы литовским князьям, панам, боярам, наместникам и народу, с извещением о своем поставлении

Единственный список этой грамоты, по которому она издана была в I-м томе Актов Исторических под № 43 и который находится в синодальном сборнике № 562, л. 36 об.–39, наводит на мысль, что в нем слиты два различные акта: грамота литовским князьям и панам , в которой митрополит Иона извещал о своем поставлении, и грамота с увещаниями отложиться от союза с Шемякой и покориться великому князю, значить, обращенная к жителям московской Руси. При слитии, обе грамоты естественно подверглись сокращению (первая в конце, вторая – в начале). В настоящем издании, для наглядного отличия составных частей синодального списка, последняя часть напечатана особым шрифтом.

Послание в литву Ионы митрополита всея Руси Киевского, князьям, и панам, и боярам, и наместникам, и воеводам, о поставлении митрополичьем

Благословение Ионы, митрополита киевского и всея Руси, о Святом Духе возлюбленным сынам нашего смирения, благородным и благоверным князьям, и панам, и боярам, и наместникам, и воеводам, и всему купно христоименитому Господнему людству. Ведомо вам 2561 , сынове, что коликое лет церковь Божья вдовствовала без большого святителя, без митрополита, и в том многое лиха и истомы христианству нашей земли починилось. И ныне, Богу тако извольшу, собрался священный собор, владыки, и архимандриты и игумены, и со всем великим Божьим священством нашей земли, и по божественным священным правилам поставили мя митрополитом, поминаяя прежнее на нас повеление святого царя и благословение святого и вселенского патриарха и всего святого вселенского собора, и по думе господина, сына моего, великого князя Василия Васильевича 2562 , и его младшей братии, князей: занеже, сынове, коли было в Царьграде православие, и они оттуда приимали благословение и митрополита; а ныне, сынове, Богу тако извольшу 2563 , и не хотением нашего смирения, но волей великого самодержства то учинилось, по 2564 Апостолу: «не хотящему, ни текущему, по Вседержителю Богу благоволящу». И того ради то великое Божье дело состалось. И ныне, сынове, зная и ведая, что есте истинные великие православные христиане и великую веру имеете к Богу, и послали есмя к вам, со своим благословением, сего своего боярина (имярек), да и пишем к вашему великому православию, о Святом Духе чада мои, исполняя свое должное, святительское попечение имея не токмо о едином нынешнем вашем благопребывании, но паче о благом воздании от Христа моего Владыки вашим единородным бессмертным душам, в день великий неизмолимого суда…

[Выдаете, сынове, что как ся стало от князя Дмитрия Юрьевича, коликое лиха и запустения земли нашей починилось и крови христианской пролилось множество; и потом князь Дмитрий, в познание пришед, да своему брату старейшему великому князю добил челом и честной и животворящий крест целовал, и не одинова, да то все изменял; конечное пак добил челом своему брату старейшему, великому князю, и животворящий крест целовал, да и грамоту на себя сам написал своей волей такову, что ему было по то место лиха никакого не думать, ни починать на брата своего старейшего, на великого князя, и на христианское нестроение и кровь; а имет ли что думать, или починать которое лихо на своего брата старейшего, на великого князя, и на христианское нестроение и кровь, не буди на нем милости Божьей, ни пречистой его Богоматери, и великого чудотворца Николы, и святых чудотворцев Петра и Леонтия 2565 , и преподобных отцов Сергия и Кирилла, и благословения всех владык, и архимандритов и игуменов и священноиноков и иноков, и всего великого Божьего священства, ни в сей век, ни в будущий. И сего ради пишу вам, чтобы есте пощадили себя все православные христиане не токмо телесно, но паче душевно, и от Бога благодарованное… 2566 , и посылали бы есте и били челом своему господарю великому князю о жалованьи, как ему Бог положит на сердце; а не имете бить челом своему господарю великому князю, к конечной своей погибели, а за тем кровь христианская прольется, и та вся кровь христианская на вас от Бога взыщется, за окаменение ваше и неразумие; да того ради и милости Божье и своего христианства чужды будете, и нашего смирения благословения и молитвы, также и всего великого священства Божьего благословения 2567 не будет на вас. И молюсь вам, о Господе возлюбленные чада мои, чтобы есте в такую великую церковную тягость не ввели себя, и временно и телесно не погубили, а паче и своих единородных бессмертных душ вечной муке самоволием не предали: занеже, коли вашим ожесточением еще кровь христианская прольется, тогда ни христианин кто будет именуяся в нашей земли, ни священник священствуя, но все Божьи церкви в вашей земле затворятся от нашего смирения. И того ради, сынове, с еликомощным к Богу предстоянием и рыданием молю вас, чтобы есте о том все, колика сила, общее смотрение и рассуждение поимели, как бы было в Божью славу, а не в погибель христианскую].

* * *

2561

В рукописи вы.

2562

Имени велик. князя нет в рукописи.

2563

В рукописи извольше.

2564

В рукоп. пред по стоит но – лишнее.

2565

В рукописи алеонтия; не слито-ли тут два имени: Алексия и Леонтия?

2566

Так написано в рукописи по подскобленному; за тем пропущено что-то, необходимое для полноты смысла.

2567

благословения в рукописи пропущено.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle