Предисловие и послесловие к биографии лорда Меткальфа51

Сановник-христианин

Недавно ещё Англия была в открытой борьбе с Россией; недавно её флоты смело громили наши крепости и подло грабили наши берега; войска её мужественно скрещивали штыки с нашими, а потом, изнемогая под трудами и лишениями, теряли на время и бодрость духа, и всякое право на наше уважение. Англия является в двух видах: в славе и бесчестии, в силе и слабости. Европа готова была признать упадок морской царицы; но на третий год войны она явилась с новыми, ещё бо́льшими силами на суше и на море, и казалось, что она, как крепкий боец, только разогрелась от тяжкой борьбы, которая, по-видимому, должна была утомить её. Европа снова задумалась.

Война кончилась, водворился мир. Прежние враги протягивают друг другу руку, готовые меняться плодами промышленности и земледелия, плодами умственных и духовных трудов. Но какие бы ни были политические отношения между державами, их соперничество не прекращается, и возможность враждебных столкновений не может быть вовсе устранена. Англия есть естественный соперник всякого народа, имеющего притязание занять высокое место во всемирном обществе народов, и до́лжно признаться, что нелегко достигнуть первенства перед нею; ибо, вследствие разумных законов истории, такое первенство только тогда может быть достигнуто, когда оно заслужено.

Для военной ли борьбы, для мирного ли соперничества, существует одно правило, которое не терпит исключения: слабую сторону противника или соперника знать полезно, чтобы при случае вспомнить о ней и воспользоваться ею; сильную сторону соперника знать необходимо, и до́лжно помнить о ней постоянно, чтобы не пасть в борьбе. Неразумно останавливать слишком часто мысль свою на недостатках и слабостях врага, потому что при таком направлении мысли легко впадаешь в самонадеянность, за которою нередко следует справедливое наказание; неблагородно и – скажем решительнее – низко радоваться этим недостаткам и слабостям, потому что такое чувство противно человеческому достоинству. Мысль же о силе и достоинстве врага порождает в благородных душах напряжение всех нравственных сил: в уме ясновидение, в воле крепость, в совести искреннее сознание своих собственных слабостей и стремление к их исправлению.

Некогда, в статье одного из участников Русской Беседы52, было указано на те духовные силы, которые скрываются за вещественными силами Англии и служат им живою основою. Назидательно и отрадно видеть, как эта духовная и нравственная жизнь выражается в отдельных личностях; вызывая других людей на уважение и подражание. Сила этих личностей истекает из силы самого народа и в свою очередь увеличивает её. Во всех явлениях жизни оправдывается глубокий смысл известного стиха: «Не Садко богат, богат Новгород».

Лорд Меткальф, деятель благородный и исторически важный, но мало известный вне Англии, принадлежит к числу тех личностей, в которых выказывается достоинство их родной земли. Русская Беседа считает делом полезным сообщить своим читателям выписку из статьи Эдинбургского Обозрения (EdinburghReview. July 1855) об его недавно изданной биографии53.

Христианское гражданство

Русская Беседа уверена, что помещённое здесь жизнеописание знаменитого Английского сановника обратит на себя внимание читателя. Такие люди, как лорд Меткальф, приносят честь своей родине, но в то же время они принадлежат всему человечеству. Полная преданность долгу, горячая любовь к отечеству, высокое бескорыстие в том благородном смысле слова, который не ограничивается равнодушием к деньгам; готовность к самопожертвованию в деле общественного служения: таковы его качества. Сановник гражданский, он соединяет со всеми доблестями своего звания лучшие черты мужества военного; и при рассказе об его предсмертной болезни нельзя не чувствовать, что он встретил бы опасность боевую в строю или на стене, подкопанной неприятелем, с таким же спокойствием, с каким он встречал страдания и смерть, не отступая ни на шаг от исполнения обязанностей, которые он считал священными и оставаясь совершенно чуждым всякому чувству слабости или страха. Но как ни достойны уважения все эти прекрасные черты в характере лорда Меткальфа, они не определяют его вполне. Те же самые добродетели и в той же высокой степени встречаются нам нередко в истории всех народов и всех времён, особенно же в истории древних миродержавших стран, Греции и Рима. В лорде Меткальфе есть ещё лучшая и высшая сторона. Он по преимуществу сановник христианин. Из живого источника Христианства истекали его неизменная кротость, его неутомимая вежливость, – верное свидетельство уважения человека к достоинству человеческому в себе и в других, и наконец, неистощимая любовь к людям братьям, какой бы ни были они крови, на какой бы степени развития они ни стояли. Лорд Меткальф был предан всею душою своему отечеству; но когда в Индии встречаются, по-видимому, враждебно выгоды Англии и требования человечества, он не колеблется ни на минуту, не даёт места никакому сомнению в своём сердце и смело вступается за нравственные права беззащитного чужеродного племени. И он поступает таким образом не потому, чтобы он был убеждён в твёрдости Английского владычества, чтобы он не видал никакой для него опасности в туземцах, нет: он уверен в шаткости Английской власти, он не обманывает себя насчёт опасности; но выгоды отечества, которому он всегда был готов жертвовать и счастьем жизни, и самою жизнью, противны требованиям человеческой правды и человеческой любви, и выбор его решён. «Если власть Англии неразлучна с нравственным унижением Индии, она должна прекратиться, и чем скорее, тем лучше». Таковы его слова. Таких примеров, таких людей не представляет нам история древнего мира; на такую высоту не ставили Рим и Греция ни своих государственных мужей, ни своих мыслителей, ни Метеллов, ни даже Платонов: это слова мира христианского. Повторим ещё раз: образ лорда Меткальфа до́рог нам, потому что он представляет образец сановника-христианина; и прибавим к чести его отечества, что, как благородно и откровенно высказал Меткальф свои убеждения в официальном представлении, так же благородно последовали его внушениям те государственные люди, которым предлежало окончательное решение общественного вопроса. Генерал-губернатор Ост-Индии, Ямайки и Канады представлял только полнейший образец явления, нередкого в его отечестве.

Какое же отношение между таким явлением и жизнью, из которой оно возникает? Этот вопрос заслуживает внимательного и добросовестного ответа. Один из Английских министров (едва ли не лорд Пальмерстон) сказал: «мы управляем в Доунинг-стрите (там собираются министры), но не в Доунинг-стрите родились мы и воспитывались». То же самое можно сказать и обо всех сановниках вообще. Они выходят из общей толпы граждан и приносят с собою в новое звание чувства, мысли и убеждения, приобретённые в жизни неслужебной, в которую беспрестанно снова возвращаются. Следовательно, в сановнике Английском высказывается Англичанин вообще, и в таких людях, как лорд Меткальф, выражается лучшая часть Английского общества. Какое же понятие лежит в этом гражданском обществе о самом себе?

Вследствие особенностей исторического развития в Англии, никогда не принимавшей Римских учреждений и следовательно отличавшейся от других западных государств тем, что полнее принадлежала новому миру, а может быть, и вследствие того духовного движения, которое в продолжение многих лет стремилось осуществить в ней Общество Святых (как оно тогда называлось), в ней укоренилось следующее понятие: общество политическое в мире христианском не есть церковь, но оно есть общество христиан, и, следовательно, гражданин относится к нему не страдательно, как христиане к языческому и язычески построенному Риму, но как христианин к обществу братьев, признающих один и тот же Божественный закон. Обязанность гражданская освящается высокою обязанностью нравственного сотрудничества и взаимной любви; и безучастие к общему делу (разумеется, не в смысле политики внешней) обращается в эгоистическое преступление святейшего закона. Такое воззрение ставит каждого человека под неизбежную и постоянную ответственность и выражается общеизвестным словом: «The public business of England is the private business of every Englishman» (общее дело Англии есть частное дело каждого Англичанина). Это слово не относится нисколько к политической форме общества. Немногим принадлежит право действовать на решение общественного дела прямо или даже косвенно, но на всех лежит обязанность участвовать в нём нравственно. Исполнение этой обязанности составляет, по мнению Англичан, христианскую честность гражданина. Точно так же, как в частной жизни сочлось бы признаком преступного равнодушия, если бы кто не предостерёг себе близкого человека от опасности, которой тот ещё не знает, или не старался бы его отклонить от ложного и вредного пути: точно так же, по закону христианской любви и истекающей из неё гражданской честности, равнодушие или безучастие сочлось бы признаком эгоизма в тех случаях, в которых человек видит или думает, что видит опасность, или ложь, или нравственный разврат в путях общественных. Молчание тогда в глазах Англичанина столь же преступно, сколько и одобрение, как выражено в двух Английских стихах:

Base silence and its heartless lie

Or godless lie of praise.

(Есть ложь в бездушии молчанья,

Есть ложь в безбожии хвалы)54.

Действительно, как бы ни был слаб и страстен каждый человек-христианин в своей частной жизни, он должен надеяться, ожидать, требовать от общества своих братьев того совершенства или того стремления к совершенству, которого сам по личной слабости осуществить не может. Иначе он на самом деле показывает, что не признаёт за ними права называть себя обществом христианским. Это чувство или убеждение выражается беспрестанно в журналах и суждениях Англичан об общественных вопросах: «It is unchristian» (это не по-христиански). Таков весьма часто приговор Английского мнения, и на него никогда не слыхать прямого возражения.

Скажем вкратце: христианин по убеждению, Англичанин относится к своему отечеству, не как к отвлечённому государству, но как к обществу христиан, которого он сам живой член. Он ему обязан не одним смиренным повиновением, как древнему Риму, но смиренным повиновением и безгрешною правдою в самом обширном смысле этого слова. На нём лежит ответственность не за себя одного, но и за всех. Таково основание понятия о христианской честности гражданина, которая есть развитие христианской честности человека в отношении к обществу единомышленных и единоверных братий. Из христианской честности гражданина возникает христианская честность сановника: из достойного Англичанина – лорд Меткальф, генерал-губернатор Ост-Индии, Ямайки и Канады.

Сила Англии

Конечно, Англия не осуществляет вполне внутри себя и на самом деле закона ею признаваемого: далеко не все Англичане представляют образцы христианской честности гражданина, и не все сановники – Меткальфы; но начало общественного преуспеяния заключается в нравственном законе, который оно ставит себе идеалом; а сила общества в людях, осуществляющих его. Здесь не место говорить о причинах неполноты в его проявлении, о недостатках и, следовательно, слабости Англии. Наше дело, наша неизбежная обязанность – познать источник сил этой страны, нашей естественной соперницы; и мы надеемся, что помещённая здесь биография благородного государственного человека-иноземца небесполезна будет для этого учения.

Такие люди, как Веллингтон, Коллингвуд, Бентинк и Меткальф – сила Англии; Грагамы, Пальмерстоны, Редклифы – её слабость, несмотря на временный успех.

* * *

51

Во 2 книге Русской Беседы 1856 года, по желанию Хомякова, напечатано было жизнеописание «Лорда Меткальфа, Английского государственного мужа в Индии». Он сам выправил весь, довольно плохо исполненный, доставленный ему перевод и написал от имени Русской Беседы вступление и заключение к этой биографии, которую он, полушутя, называл: житием лорда Меткальфа. Изд.

52

См. В 1-м томе письмо А.С. Хомякова об Англии. Изд.

53

Далее идёт биография и за нею нижеследующее послесловие. Изд.

54

Кажется, и Английские, и Русские стихи – сочинение самого Хомякова. Изд.

Комментарии для сайта Cackle