Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)
8. Неделя по Рождеству Христову. Бегство святого семейства в Египет (Мф. 2:3–3)
«От Египта воззвах Сына Моего» (Ос. 11:1; Мф. 2:15).
Прошла седмица, братия и сестры, по Рождеству Христову. За эту седмицу святая Церковь предложила нашему благочестивому вниманию и назиданию все основные события, связанные с рождением Богомладенца – Господа нашего Иисуса Христа, а такие ближайшие события пред Рождеством и после Рождества Христова.
Уже в день навечерия Рождества Христова мы слышали радостную евангельскую весть о рождении Богомладенца в вифлеемской пещере. Узнали также, что первыми из людей, приветствовавших родившегося Спасителя, были вифлеемские пастухи, которым ангельское небесное воинство пропело дивную, вечную живую и неумолкаемую песнь: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение.
О, как близка и вожделенна нашему сердцу, как дорога и доселе насущна для всех нас и всей вселенной эта ангельская песнь! При торжественном богослужении в самый день праздника мы умилялись сердцем, радостно внимая церковным рождественским песнопениям и евангельским повествованиям о рождении Богомладенца в вифлеемской пещере, о поклонении Ему восточных волхвов-мудрецов, приведённых звездой из стран далёкого востока.
Глубокий смысл праздника вскрывался для нас также и содержанием стихир праздника, ирмосов канона («Христос рождается, славьте»), тропаря («Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума»), кондака («Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит».
Торжественная, молитвенно-благодатная атмосфера в храме помогла нам, братия и сестры, почувствовать праздничное торжество неба и земли, единую радость Церкви земной и небесной и пережить рождение Спасителя в своём собственном сердце. Помогла быть духовными участниками праздника: воспевать с ангелами славословие Всевышнему, вместе с волхвами приносить Богомладенцу дары своего сердца: веру, любовь, и надежду. Веру в Него как Сына Божия, любовь как к Спасителю мира, надежду как давшему обетование быть с нами до скончания века (Мф. 28:2).
На второй день праздника мы прославили Приснодеву Марию, послужившую великой тайне Боговоплощения и рождения Сына Божия во плоти, ставшего по своей человеческой природе во всём нам подобным, кроме греха.
На третий день праздника Рождества Христова святая Церковь прославляла святого архидиакона Стефана как первого мученика за веру Христову, вскоре после вознесения Спасителя. При мучении он узрел небо открытым и Иисуса Христа, стоящим во славе одесную Отца (Деян. 7:56). Это свидетельство первомученика укрепляет нашу веру в рождшегося во плоти Сына Божия, предсказавшего ещё в начале Своего служения роду человеческому в беседе с Нафанаилом, что отселе узрите небо отверсто. При жизни Спасителя через это отверстое небо ангелы Божии восходили и нисходили на Сына Человеческого (Ин. 1:51). А после Его вознесения через открытое небо такие подвижники и исповедники, как святой Стефан стали видеть Его Самого во славе небесной, Отчей.
Вчера, братия и сестры, т. е. в субботу по Рождеству Христову святая Церковь предлагала нашему вниманию евангельское чтение о четырнадцати тысячах младенцах-мучеников «от Ирода в Вифлееме избиенных». Предлагая и сегодня то же евангельское чтение (Мф. 2:13–25), что и в субботу, святая Церковь уделяет на этот раз из этого чтения наибольшее внимание так называемому «бегству» святого семейства (праведного Иосифа, Богоматери и Младенца Иисуса) в Египет. Обратимся, братия и сестры, к изъяснению евангельского повествования об этом событии.
Когда восточные мудрецы (волхвы) получили откровение не возвращаться из Вифлеема в Иерусалим к Ироду, то они иным путём отошли в страну свою (Мф. 2:12). Тогда ангел Господень является во сне Иосифу и говорит ему: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2:13).
Почему ангел не сказал: возьми Матерь и Младенца Её, а сказал: возьми Младенца и Матерь Его? Это потому так, что Младенец, как мы уже видели, с момента рождения, занял первое место, стал центром событий не только еврейской, но и всей небесной и земной жизни. Это о нём (Его рождении) возвещают в рождественскую ночь ангелы. Его прославляют вифлеемские пастухи, к Нему на поклонение издалека приходят восточные мудрецы. Это из-за Него перепуганный Ирод умерщвляет вифлеемских младенцев мужского пола до двухлетнего возраста, надеясь в их числе убить и Богомладенца.
Не удивительно, что небесные ангельские силы, сначала благовествовавшие Приснодеве о Его зачатии свыше (Лк. 1:27–38), потом возвестившие людям о Его рождении по плоти (Лк. 2:10–11), теперь стали предохранять Его от угрожающей опасности. Ангел Господень сказал Иосифу: Беги в Египет. Не сказал: «Иди», а сказал: Беги, т. е. спеши, не теряй времени на большие дорожные сборы. Выполняя повеленное, в ту же ночь под покровом тьмы, святое семейство было уже в пути. Праведный Иосиф шёл впереди и ремешком тянул за собой осла. На осле скромно сидела с Младенцем на руках Богоматерь, слегка наклонившись вперёд. Так изображают это тревожное путешествие святого семейства иконописное предание.
Долго ли продолжался этот путь, и где и сколько времени оставалось в Египте святое семейство, – обо всём этом умалчивает Евангелие, однако, путь в Египет не мог быть продолжительным, ибо юго-западная граница Египта пролегала приблизительно в 100 вёрстах от Вифлеема.
Египет в то время был, как и Иудея, римской провинцией. Там жило немало евреев. У них был свой храм, свои синагоги. Там наиболее живы были воспоминания исторические о Египте, где около 400 лет евреи прожили в неволе, пока родившийся там их вождь и пророк Моисей не вывел их из Египта в землю древних отцов и патриархов. Среди соотечественников святое семейство было в полной безопасности в Египте от зловещих замыслов Ирода.
Но вот вскоре умирает от страшных болезней Ирод (Ирод «изверг свою нечестивую душу, быв поражён горячкой, болью в животе, водянкой в ногах, одышкой, трясением тела судорогами, и ещё одной страшной болезнью»115.
Ангел Господень вновь является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. Так исполнилось реченное пророком: Из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11. 1). Слова сии пророка Осии относятся к еврейскому народу, который назывался сыном Божиим как народ избранный и освобождённый от рабства Египетского. К Христу же слова сии относятся в переносном, преобразовательном смысле: изведение еврейского народа из Египта явилось прообразом белее позднего воззвания Иисуса Христа из Египта.
Получив во сне второе откровение, святое семейство отправилось не в Иудею, где воцарился жестокий Архелай (сын умершего Ирода), а в пределы Галилейские и поселилось в Назарете, родном городе праведного Иосифа.
Братия и сестры, из истории бегства святого семейства в Египет и возвращения оттуда особенно ясно видно попечение Отца Небесного о Сыне Своём в Его самом раннем детстве. Господь Бог и отправил Его (Сына Божия) в Египет, когда на родине ему угрожала опасность, и вывел Его из Египта, когда опасность миновала. Но ведь и мы все, братия и сестры, суть дети Божии, чада возлюбленного Отца Небесного. И над всеми нами тяготеет милующая и охраняющая рука Владычня. Мы тоже часто слышим внутренний голос, голос нашей совести, отвращающей нас от греха, от соблазнов плоти, от воспламенения страстей и побуждающий нас бежать в Египет воздержания и покаяния. И если бы мы слушались этого голоса, – голоса Божия внутри нас, – то от скольких бед и напастей предохранили бы себя и как близки были бы к подлинному званию и состоянию сынов и дщерей Божиих.
Рождественские праздники, прославляя рождшегося Сына Божия, призывают нас к нашему собственному духовному рождению и обновлению и совлечению ветхого и облечение в нового человека, Это для нас на литургии праздника Рождества Христова поётся: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», напоминая нам, что если все мы во Христа крестились, то далеко не все ещё во Христа облеклись, не все утвердились в вере в Господа нашего Иисуса Христа – Спасителя нашего. О, как нам нужно это утверждение!
Господи Иисусе Христе, помоги нашему духовному возрождению и утверждению, чтобы всегда нам прославлять и благодарить Тебя – Спасителя нашего. Аминь.
* * *
Феофил и святитель Афанасий Великий.