Источник

Сборник 3, Поучение 6Сборник 3, Поучение 8

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

7. Первомученик Стефан (3-й день Рождества Христова. Небо открыто). (Деян. 6:8–15; 7:1–5; 47–60)

«Я вижу небеса отверсты »(Деян. 7:56).

Чтобы спасти нас, братия и сестры, Сыну Божьему нужно было сойти с неба и, воплотившись, сделаться Сыном Человеческим, совершить дело нашего спасения и вновь уйти, «вознестись» на небо. С тех пор небо и открыто для нас.

Ещё в первые дни своего служения на земле при избрании апостолов Иисус Христос сказал Нафанаилу и другим слушателям: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1:51). Ангелы Божии не раз сходили на Сына Человеческого (Мф. 4и др.). При крещении Спасителя небо было открытым, и Дух Святой низошёл на Него, и был с неба голос Отца (Лк. 3:21–22).

По отшествии Христа на небо был послан Им с неба Утешитель – Дух Святой. Между небом и землёй в христианскую эпоху установилось самое тесное взаимообщение. На небе – Престол Божий (Деян. 7:49). Там – Церковь торжествующая, Царство Славы с ангелами и праведниками. Это Царство Славы непрерывно пополняется праведными и очищенными душами из Церкви земной, страждущей и взыскующей помощи Божией. И все мы, живущие на земле, лишь странники и пришельцы, взыскующие Бога и отечества Небесного.

Живя на земле, мы явно и тайно тяготеем к небу, «тоскуем» по нему. Тяготение это настолько сильно и непреодолимо, что некоторые святые, будучи ещё на земле, восторгались духом своим на небо. Так, апостол Павел восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова (2Кор. 12:2–4); а также святой Андрей, Христа ради юродивый и другие.

Христиане – граждане не только своей страны, но, по запросам и устремлениям своего духа, – граждане и всей вселенной. Они призваны уподобляться Богу и быть духом своим везде с Ним, как Владыкой всего мироздания, всей вселенной. В часы духовных подъёмов, ощущения связи с Богом и умиротворения духа не только у подвижников, а и у обыкновенных людей стираются грани между небом и землёй, и в небесах они видят Бога.

Вскоре после Пятидесятницы началось гонение на христиан. Во время гонений особенно обостряются духовные восприятия «небесных сфер» и созерцания горнего мира. Это случилось, например, с первомучеником архидиаконом Стефаном, память которого святая Церковь «творит ныне».

Привлечённый за проповедь о Христе на суд еврейского синедриона, он воспроизвёл в своей обличительной речи на суде всю ветхозаветную историю водительства Богам Израиля и, перейдя и новозаветной истории, сказал, что Праведника (Христа) вы убили (Деян. 7:52) и затем, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца (Деян. 7:55). Так исполнились слова Христа об открытом небе, сказанные Им Нафанаилу. Только ангелы Божии сходили, укрепили дух уже не Христа, а Его верного раба – первомученика Стефана. Перед мученической смертью это дало святому Стефану силу повторить голгофскую молитву Христа за мучителей: Господи, не вмени убийцам греха их (Деян. 7:60), а также и последний предсмертный вздох: Господи, прими дух мой (Деян. 7:59).

Так ещё на земле открылось небо для первомученика Стефана и для созерцания в нём Господа и вслед за тем для вселения в горние обители, чтобы быть уже всегда там, где и Христос. С тех пор для всех истинных христиан дверь отверста на небо (Откр. 4:1). И через эту дверь прошли на небо уже сонмы угодников Божиих, начиная с первомученика Стефана.

Братия и сестры! Небо открыто и для всех нас. Подвизаясь здесь, на земле, в чаянии жизни вечной, небесной, будем помнить, что Бога мы встретим после смерти на небе в той мере, в какой сейчас живём Им. Вечная жизнь за гробом начинается на земле развитием в себе веры в Бога, любви к Нему и ближним и надеждой на жизнь с Ним за гробом. Никогда не будем забывать: небо открыло для нас и ждёт нас.

Святый апостоле и первомучениче Стефане, моли Бога о нас.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle