Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)
4. Праздник Рождества Христова. Вифлеемская звезда (Мф. 2:1–12)
«Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2).
Евангельское чтение о рождении Спасителя мы слышали, братия и сестры, вчера за всенощным бдением (Мф. 1:18–25) и в навечерии праздника Рождества Христова (Лк. 2:1–20). Сегодня же, в день самого праздника, евангельское чтение посвящено поклонению волхвов (Мф. 2:1–12). Кто были волхвы и почему в Евангелии им уделено такое большое внимание?
Само Евангелие кратко говорит о них: Когда Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском в дни Ирода царя, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1–2).
Как видим, волхвы пришли с востока. Под востоком следует разуметь с наибольшим вероятием Месопотамию, или же Персию, расположенные восточнее Палестины.
Волхвы 103 на востоке были почтенные люди. Они занимались науками и особенно астрономией. По звёздам они определяли, вычисляли (и потому назывались ещё «звездочётами») земные события: рождение людей, крупные исторические события и прочее. Волхвы знакомы были с персидскими и вавилонскими преданиями.
После пленения вавилонского (в 580 г. до Рождества Христова) в Персии и Месопотамии осталось много евреев, которые распространяли среди жителей востока свои верования в Единого Бога и чаяния о пришествии в мир великого Царя-Освободителя. Так, например, около 500 года до Р. Х. в Вавилоне жил пророк Даниил. Он мог преподать здесь истинное понятие о Боге и ветхозаветные откровения о конечных судьбах человечества, а также указать на волхва Валаама, современника Моисея. Валаам изрёк такое пророчество о Спасителе: Вижу Его, но ныне ещё нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля и разит князей Моава (Чис. 24:17), а также пророчество Исаии о свете и сиянии над Иерусалимом (60:1–4).
Евангельские волхвы могли знать об этих пророчествах и проявлять живой интерес к древним преданиям, связывая с ними свою работу по изучению звёздного мира, и вот явилась звезда на востоке. Мы можем себе представить, братия и сестры, как взволновала она волхвов-мудрецов, ибо они сочли её звездой Его, т. е. ожидаемого Царя Иудейского. Они преисполнились решимостью проверить своё открытие, и главное – поклониться Ему. Им предстоял длинный и тяжёлый путь через пустыни и малонаселённые места. Но звезда ярко горела на небе и звала их. Волхвы не могли не двинуться в путь, считая, что звезда горит и светит именно для них и зовёт именно их. Что это была за звезда?
Это могла быть и естественная звезда. Основание для этого заключается в следующем: около того времени появилась на Востоке большая и яркая звезда, составившаяся из сочетания планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. В следующем году к этому сочетанию присоединился ещё Марс, усиливший необычность этой звезды104.
Священномученик Игнатий Богоносец (апостольский муж первого века) сообщает об этой звезде: «свет её был неизреченен и приводил всех в изумление».
По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, под видом звезды действовала сила ангельская, ибо эта звезда то двигалась, то останавливалась, то пропадала, то вновь появлялась (Мф. 2:9–10), что невозможно для естественных звёзд. По заключению святителя Иоанна Златоуста, волхвов как звездочётов Господь «и призвал особой ангельской звездой». Об этом говорит и тропарь праздника: «Звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».
Но здесь, братия и сестры, дело заключается не только в небесной звезде, как таковой, а и в расположении сердца волхвов, в уразумении ими в появившейся звезде великого знамения времени: явления в мир Спасителя. «Сам Бог, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – подви́г сердца их к этому разумению». Веление сердца было как бы второй звездой, изнутри двигавшей их идти за первой, внешней звездой. Примечательно, что придя в Иерусалим, они не стали спрашивать, подлинно ли родился Царь Иудейский. Нет. Они спрашивали лишь о месте Его рождения. Так тверда была их уверенность в этом рождении.
Но почему они, прежде чем пойти в Вифлеем, зашли в Иерусалим? Изъяснители этого обстоятельства105 отвечают на это, что Богу угодно было именно через волхвов возвестить, благовествовать о рождении Христа самому Иерусалиму, чтобы обличить его (первосвященников и книжников) в нерадении к духовным судьбам Израиля. С другой стороны, и волхвам естественно было сначала зайти в Иерусалим, как центр религиозно-духовной жизни еврейского народа, чтобы здесь именно удостовериться в пророчествах о Мессии, в том числе и о месте Его рождения. И вот они, придя в Иерусалим, стали открыто спрашивать о месте рождения Царя Иудейского.
Когда царь Ирод узнал об этом, то собрал книжников и первосвященников и спросил их о том же (о месте рождения). Ответ был дан ему по книге пророка Михея:
И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля (Мих. 5:2; Мф. 2:5–6). Ирод сообщил о сем волхвам и просил их на обратном пути известить его о Рождённом, имея тайную, коварную цель умертвить Его.
Узнав, где находится Новорождённый, волхвы уже как будто не имели нужды в звезде. Но, однако, она снова появилась над ними, возвеселив их радостью великой (Мф. 2:10), укрепляя их веру в правильность полученных в Иерусалиме сведений, а также и в достоверность самого рождения Вождя Израиля. Через два часа пути (от Иерусалима до Вифлеема было два часа пешего пути) звезда снова остановилась, как бы «перстом» (по выражению преподобного Исидора Пелусиота), или «лучом» (святитель Иоанн Златоуст) указала «место, где был Младенец» (Мф. 2:9).
Несмотря на убогую обстановку, окружавшую Младенца, волхвы, как только увидели Его, тотчас преисполнились трепетного благоговения: пали и поклонились Ему (Мф. 2:11), как Лицу Божественному. Чистого, расположенного к вере се́рдца их коснулась тайна Божества Христа. И полные неизъяснимых чувств, они из сокровенных сокровищ своего сердца вынесли Ему дары своей веры, благоговения и поклонились Ему, как Высшему Существу.
Вслед за этим они открыли сокровища свои (Мф. 2:11) вещественные и принесли другие дары: золото – как царю, ливан (ладан) – как Богу и смирну (благовония) – на погребение Его, как предстоящей Жертве за род человеческий. Всеми этими дарами, говорит, святитель Иоанн Златоуст, «волхвы заявили себя первенцами Церкви Христовой, начатками верующих из язычников». В лице их «языческая неплодящая церковь» узнала чаяние языков – Христа. Поклонившись Богомладенцу и весть приемше во сне (Мф. 2:12) не заходить в Иерусалим, волхвы возвратились в свою страну. Такова история евангельских волхвов и звезды, которая вела их на поклонение Христу.
Братия и сестры! У каждого из нас есть своя вифлеемская звезда, которая тоже то движется, то останавливается, то пропадёт, то вновь появляется.
Звезда наша – это вера наша в Господа нашего Иисуса Христа. Каждый из вас знает, что эта вера то затухает, то вновь вспыхивает, то приходит в сердце, то уходит из него.
Нужно нам, как и мудрым волхвам, до конца пройти весь путь веры, как бы тяжёл и опасен он ни был, и дойти до Вифлеема. Когда волхвы в Иерусалиме нашли для себя опору в пророчествах о Мессии, звезда вновь вспыхнула «великой для них радостью». И наша звезда будет вспыхивать и нас радовать каждый раз, когда мы будем искать опоры для веры в евангельском благовестии о явлении в мир Спасителя и совершенном Им деле нашего спасения.
Христос всегда с нами. Он «посреде нас» и в каждом из нас. Вот и сейчас, в день великого праздника, Он вновь и вновь рождается в нашем сердце. Склоним же благоговейно, подобно восточным мудрецам, свои головы перед нашим Спасителем. Принесём в дар Ему свои духовные дары: свою веру в Него, своё благоговение и поклонение, свою преданность и верность Ему.
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Аминь.
* * *
Под именем волхвов в древних восточных странах известны были люди, изучающие тайны, недоступные обыкновенным людям, и имевшие разные степени мудрости: от простого знахарства, чародейства, магии до знания внутреннего смысла событий и явлений в природе и человеческой жизни.
Богословская Энциклопедия. Профессор Лопухин.
Иннокентий, архиепископ Херсонский; Евсевий, архиепископ Могилёвский.